Спасение
гибель
смерть
Спасение
гибель
смерть
Спасение
Syn: избавление
Спасение
Спасения нет - невозможно преодолеть или терпеть что-либо
Спасение
Спасение
♦ (ENG salvation)
(лат. salvatio от salvare - спасать)
деятельность Бога, заключающаяся в приведении людей в правильное отношение с Богом и друг с другом через Иисуса Христа, к-рый их спасает от последствий греха и дарует вечную жизнь. Библейские образы спасения очень различны.
СПАСЕНИЕ, я, ср.
1. см. спасти, сь.
2. Избавление от опасности, несчастья. С. пришло неожиданно. Ложь во с. (оправданная необходимостью, с благой целью; книжн.).
• Спасенья нет от кого-чего (разг. неодобр.) о том, кого (чего) очень много; некуда деваться от кого-чегон. Спасенья нет от курильщиков, от табачного дыму.
Спасение
спасение, спасения, мн. нет, ср.
1. Действие по гл. спасти. Спасение утопающих. Спасение имущества от огня. Спасение души (см. спасти во 2 знач.; рел.).
2. Избавление от опасности; способ спастись, найти избавление от опасности. «Убийца хладнокровно навел удар. Спасенья нет.» Лермонтов. «Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности.» Белинский.
Спасение
спас’ение — избавление от суда и вечного наказания. Слово это иногда употребляется и в мирском, временном значении, как избавление от зла и бед (Суд.10:1 ; 1Цар.11:13 ; Евр.11:7), но в более важном — духовном смысле оно обозначает прощение греха и введение верующего в Царство Божие (Лук.1:77). Грех есть наибольшее зло, от которого происходят и все наши временные несчастья; он же является причиной вечной погибели, поэтому спасение от греха и его последствий есть высшее благо для человека. Через весь Ветхий Завет проходит надежда на грядущее спасение (Пс.13:7 ; Пс.84:8,10; Пс.118:81 ; Ис.46:13 ; Ис.56:1), которое и было даровано Богом во Христе Иисусе, когда пришла полнота времени (Мар.1:15 ; Иоан.3:16 ; Гал.4:4). Никаким иным путем, но только во Христе верующая душа получает спасение и входит в вечное Царство Божие. (см. грех, искупление)
Спасение
Спасение
♦ Salut
Факт сохранения жизни: «Он спасся бегством». Однако в философском смысле слово «спасение» имеет абсолютный смысл и обозначает нечто большее, чем просто сохранение жизни – явления самого по себе временного. Подлинное спасение всегда должно быть полным и окончательным. Это существование, свободное от страданий и смерти, это вечная и совершенная жизнь. Следовательно, это – миф, отражающий понятие, заимствованное из религиозного словаря. Либо следует признать, что вечность есть не что иное, как настоящее, а совершенство – не что иное, как реальность. Вот почему я несколько раз высказывался в том смысле, что мы уже спасены. Не потому, что нам больше не грозит гибель, а потому, что спасение и гибель суть одно и то же. Именно это я и называю трагедией и той единственной мудростью, которая никогда не лжет. Вечность имеет место сейчас; спасение – не иная жизнь, а истина здешней жизни. Мы уже пребываем в Царствии Небесном. Поэтому тщетно ожидать его наступления и даже надеяться на это. В этом духе учит Нагарджуна: «Пока ты различаешь нирвану и сансару, ты остаешься в сансаре». Пока ты делаешь различие между своей жизнью – такой, какая она есть, – и спасением, ты остаешься в рамках этой жизни. В этом духе учит Праджнянпад: «Истина не наступает; она здесь и сейчас». Это не религия, но мудрость. Не обещание, но дар. Не надежда, но опыт. «Блаженство вечно, – пишет Спиноза, – и говорить о начале блаженства можно только условно» («Этика», часть V, теорема 33, схолия). Спасение и есть эта условность, или эта вечность.
Спасение
А. Темы в Библии
СПАСИТЕЛЬ ВСЕГО МИРА как тема Евангелия от Луки:
Лк 19:9
Б. Определение спасения
1. Спасение как исцеление:
Мк 10:52
2. Спасение как избавление от физической опасности:
Дан 6:27; Мф 8:25; Лк 23:39; Деян 27:20,31; Евр 5:7
3. Спасение как избавление от личных врагов:
Пс 17:4–7; Пс 58:2
4. Спасение как освобождение от политического гнета
♦ спасение из Египта:
Исх 14:13; Пс 105:8-11
♦ спасение от врагов в Ханаане:
Суд 3:9,31; Суд 8:22; 4Цар 14:27
5. Спасение как освобождение от греха
а. В Ветхом Завете
♦ просьбы о спасении от греха:
Пс 38:9; Пс 50:16
♦ обетование о спасении через Мессию:
Иер 23:5,6; Иез 37:23-25
б. В Новом Завете
♦ прошлое: спасены:
Еф 2:5,8
♦ настоящее: спасаемые:
Деян 2:47; 1Кор 1:18; 2Кор 2:15
♦ будущее: спасемся:
Рим 5:9,10
В. Бог — источник спасения
1. Бог Израиля в Ветхом Завете
а. Он назывался "Спаситель":
1Пар 16:35; Пс 24:5; Ис 43:11; Ис 45:15,21; Мих 7:7
б. Он — спасение Израиля:
Исх 15:1,2; Пс 26:1; Ис 12:2; Иона 2:9
в. Он дал обетование о спасении всего мира:
Пс 66:3; Ис 49:6; Ис 52:10
2. Христос — Спаситель
♦ спасение только в Его имени:
Деян 4:12; Деян 10:43; Рим 10:13
♦ назван Спасителем:
Лк 2:11; Еф 5:23; Тит 1:4
♦ спасает от греха:
Мф 1:21; Деян 5:31; Тит 2:13,14
♦ спасает заблудших:
Лк 15:3-10; Лк 19:10
♦ спасает мир:
Ин 3:16,17; Ин 12:47; 1Ин 4:14
Г. Процесс спасения
1. Спасение требовало участия Христа
♦ пришествия на эту землю:
2Кор 8:9; Флп 2:6-8
♦ смерти на кресте:
Ин 3:14,15; 1Кор 1:18; 1Кор 15:2,3
♦ пролития Его Крови:
1Пет 1:18,19; Откр 5:9
♦ воскресения из мертвых:
Рим 10:9; 1Пет 1:3-5
♦ вознесения на небеса:
Деян 5:31
2. Спасение — Дар Божий
♦ дар любви:
Рим 5:8,9; Тит 3:5; 1Ин 4:9,10
♦ дар благодати:
Еф 2:5,8; Тит 2:11
♦ дар милосердия:
Тит 3:4,5; 1Пет 1:3
3. Условия спасения
♦ чтение Священного Писания:
2Тим 3:15
♦ вера в Иисуса Христа:
Ин 3:16; Деян 16:30,31; Еф 2:8
♦ раскаяние в наших грехах:
Ис 30:15; Деян 2:37,38; Деян 3:19; 2Кор 7:10
♦ принятие спасения как свободного дара:
Ис 55:1; Откр 21:6
♦ понимание того, что мы не заслуживаем спасения:
Еф 2:8,9; 2Тим 1:9; Тит 3:5
♦ полная самоотдача в ответ на спасение:
Мф 13:44–46; Лк 14:33; Флп 3:7,8
Д. Наше отношение к спасению Божию
♦ жаждем его:
Пс 118:81,174
♦ ждем его:
Плач 3:26
♦ надеемся на него:
1Фес 5:8,9
♦ молимся за него:
Пс 53:3; Пс 84:8; Иер 31:7
♦ осознаем, что время пришло:
2Кор 6:2
♦ должны знать его цену:
Лк 14:25–33
♦ облечены в него:
2Кор 6:17; Ис 61:10
♦ радуемся ему:
Пс 9:15; Ис 25:9
♦ веселимся о нем:
Пс 34:9
♦ любим его:
Пс 39:17
♦ должны возвещать его:
Пс 66:3
♦ должны благовествовать о нем:
1Пар 16:23; Пс 95:2
♦ возрастаем в нем:
1Пет 2:2
♦ совершаем его:
Флп 2:12
Е. Символы спасения
♦ рог спасения:
2Цар 22:3; Пс 17:3
♦ крепость спасения:
Пс 27:8
♦ чаша спасения:
Пс 115:4
♦ источники спасения:
Ис 12:3
♦ стены и вал спасения:
Ис 26:1
♦ изобилие спасения:
Ис 33:6
♦ шлем спасения:
Ис 59:17; Еф 6:17
♦ ризы спасения:
Ис 61:10
♦ горящий светильник спасения:
Ис 62:1
♦ благовествование спасения:
Еф 1:13
Спасение
(греч. лат. salus) — в религиозном мировоззрении предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла — как морального («порабощеиности греху»), так и физического (смерти и страдания), полным преодолением отчуждения и несвободы. С. выступает как конечная цель религиозных усилий человека и высшее дарение со стороны Бога.
☼ Противопоставленность грехопадения (понимаемого либо как вина перед личным Богом, либо как неразумное вхождение личной или мировой души в круговорот материального бытия) и С, в котором это грехопадение снимается, определяет внутренний строй теизма (иудаизма и особенно христианства, в гораздо меньшей степени ислама), а также восточных вероучений типа зороастризма, манихейства, буддизма и т. п. Все эти религии (к которым принадлежит и гностицизм) иногда называют «религиями С.» (нем. Erlosungsreligionen) в отличие от язычества, где идея С. присутствует лишь в зачаточном виде. Начиная с первобытных времен человек постоянно обращается к своим духам, демонам, богам и героям с просьбой о помощи в какой-либо конкретной ситуации — об избавлении от нужды или болезни, об удаче на охоте или на войне и т. п. Это свойство иногда быть «спасителем» не является обязательным и необходимым для языческого бога, но оно практически важно для молящегося, для культовой практики именования бога: из всей суммы амбивалентных возможностей божества необходимо выделить, назвать по имени, магически заклясть и тем побудить к действию как раз те, которые сулят молящемуся перспективу С. Ряд божеств греческого Олимпа — Зевс, Афина, Деметра, Дионис, Асклепий, Диоскуры и др. — носил имя «Спасителей». Это конкретно-ситуативное С. могло получать в развитом греко-римском язычестве высокий нравственный смысл (С. отечества, «С. римского народа» и т. п.). Но языческое С. всегда остается частным, не окончательным: вечный равномерный ритм добра и зла в языческом космосе делает всякое безусловное С. сомнительным.
Нечто иное наблюдается в религиозном мире древнего Ближнего Востока, в частности Египта (ноты безусловного доверия к благу, исходящему от божества, в древнеегипетских гимнах). При этом египетская религия с ее обычным интересом к вопросам загробной жизни связывает испрашиваемое у богов С. с вечностью. Следующий шаг к абсолютизации С. сравнительно с другими ближневосточными религиями был сделан ветхозаветным иудаизмом. Эмоциональным фоном библейского учения о С. является абсолютизация бедствий, из которых Яхве должен «спасти» человека или «избранный народ». Речь идет уже не о частной катастрофе в неизменяемом ритме бытия — вся жизнь человека среди людей и народа среди народов есть непрекращающаяся катастрофа. Адепт библейской веры не просто обращается к Богу, но «взывает», «вопиет» к Нему «из глубины» (Пс. 129:1) — из провалов своего бедственного бытия или из бездны своей потрясенной души; преобладающая интонация кн. Псалмов и пророческих книг есть интонация вопля. Уже физический космос Ветхого Завета, в отличие от античного космоса, пугающе-непостижим в своей иррегулярной динамике: земля «колеблется», воды «шумят, вздымаются» (Пс. 45:3-4), горы «как воск тают» (Пс. 96:5) и «прыгали, как овны» (Пс. 113:4), исполинские чудища поражают своей несоизмеримостью с человеческой мерой; еще больше затерян человек перед лицом человеческого мира, силами социального отчуждения (Пс. 12:2). Но все это служит лишь фоном для оптимистического ветхозаветного учения о С: в критический момент обращенный к Яхве «из глубины» вопль оказывается услышан, и предельно бедственное состояние, казалось бы не оставлявшее никакой надежды на С, перекрывается грандиозностью непостижимого и окончательного С. (Пс. 21, кн. Эсфирь и др.). Характерно, что этот поворот часто рисуется как парадоксальный (финал кн. Иова). Содержание идеи С. в Ветхом Завете конкретно и вещественно - освобождение от рабства и возвращение из плена, здоровье и многодетность, изобилие и удача; но одновременно с этим выступают и нравственные аспекты С: «мир» и «справедливость» (напр., в кн. пророка Исайи начиная с 40-й гл.). С. целостно и объемлет все бытие человека; в силу этого оно начинает к талмудической эпохе требовать веры в загробную жизнь и воскресение, в «будущий мир», где оно завершится. Это телесно-духовное и посюстороние-потустороииее С. является свободным дарением Бога, имеющим для Него существенный характер. Яхве — это не просто бог, который иногда может сообщить кому-либо С, но Сам по Своей сущности есть «С.» для Своих людей (срв. Пс. 27:1-2).
Удерживая ветхозаветное понимание С, христианство спири-туализирует его, хотя и здесь С. мыслится как духовно-телесное, поскольку оно включает в себя воскресение и просветление тела. С. — это не просто С. от погибели, от смерти и греха, но и С. для «обновления жизни», «жизни во Христе», для свободы (от закона и от греха); С. — это «оправдание», «святость», «мудрость», это вера, надежда, любовь и многообразные «духовные дары» (срв. Рим. 6:8; Кол. 3:12-14; Еф. 2:4-8). С. должно завершиться в эсхатологической перспективе загробного суда и загробной жизни; «жизнь во Христе» требует для своего абсолютного завершения «вечной жизни». Вопрос о том, как соотносятся в деле С. милость Бога и усилие человека, вызвал в христианской теологии многовековые споры о предопределении, благодати и свободе воли.
В корне отличное понимание С. развивается в буддизме, манихействе, гностицизме. И здесь С. понимается не ситуативно, а абсолю-тизированно, но при этом из идеи С. элиминируется все телесное и позитивное; С. есть освобождение от мира и от жизни в целом, преодоление желаний и привязанностей, «угасание» («мокша», «нирвана»). Такое С. может быть уделом отрешенного духа, но не тела, воспринимаемого как помеха к С. (см. «Дхаммапада», ст. 202; рус. перев. М., 1960, с. 93). Для этого типа учений о С. характерно представление, согласно которому человек путем самоуглубления и отрешения сам «спасает» себя, а не получает свое С. из рук божественного спасителя (буддизм хинаяны требует от каждого быть для себя «светильником», тогда как буддизм махаяны окружает верующего пантеоном спасающих его бодхисатв). Христианский гностицизм играет с амбивалентным образом т. н. спасенного спасителя (ср. Beyschlag К. Herkunft imd Eigenart der Papiasfragmente. — «Studia patristica», 1961, Bd 4, S. 268-80); тенденции, клонящиеся к присвоению самому аскету роли спасителя, выступают в христианстве и позднее (напр., ересь т. н. «равных Христу» в палестинском монашестве V в.). Кризис христианской традиции в новоевропейской культуре стимулирует рецепции буддийско-гностической идеи С. — преодоление воли в этике Шопенгауэра, рецепты «самоспасения» в теософии и антропософии и т. п.
Наиболее радикальной противоположностью теистической идеи С. в новоевропейскую эпоху выступает социальная и техническая утопия, ставящая на место подаренного Богом трансцендентного сущего посюстороннее будущее, создаваемое самими людьми, которые планируют при этом и собственную сущность. Утопический социализм (напр., в анфантеновском варианте) и тем более буржуазная утопия нередко перенимают внешние черты религиозного сальвационизма. В особенности это относится к крайне реакционным утопиям фашизма, в центре которых стоит образ «вождя», окруженный псевдомистическим ореолом носителя эсхатологического С. (ср. GuardiniR. Der Heilbringer in Mythos, Offenbarimg und Politik. Stuuiig., 1946).
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.