Значение слова «грех»

Что означает слово «грех»

Словарь Богословских Терминов (Майерс)

Грех

 • Sin

   Преступление Божьего Закона; несоответствие Божьим стандартам для всех людей, т.е. святости Божьей, явленной в Иисусе Христе.

Словарь Ефремовой

Грех

  1. м.
    1. Нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозно-нравственных предписаний, правил.
    2. Предосудительный поступок, ошибка; недостаток.
    3. перен. устар. Беда, несчастье.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Грех

   (преступление закона). Грех есть беззаконие (1 Ин 3:4). Он перешел к человеку от диавола. прельстившего Адама и Еву и склонившего их преступить заповедь Божию. От греха Адамова произошли проклятие и смерть.

Православная энциклопедия

Грех

   беззаконие, перешедшее к человеку от дьявола, который прельстил в райском саду Адама и Еву. Дьявол в образе змея уговорил Еву вкусить плодов от Древа познания добра и зла. Она попробовала плод, нашла, что он приятен на вкус, и предложила поесть Адаму. Так первые люди нарушили первую заповедь Божью, то есть впервые согрешили. Несмотря на кажущуюся незначительность данного греха, вместе с ним в мир вошли смерть и проклятие.

Энциклопедический словарь

Грех

в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие "греха" выделяется из более древнего и внеморального понятия "скверны" (как бы физической заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов - табу); теология выделяет "первородный" грех первых людей, последствия которого наследуются их потомками.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Грех

 ♦ (ENG sin)

   для перевода слова "грех" использовались различные древнееврейские и греческие слова, обладающие множеством оттенков значения. Теологически грех - это человеческое состояние отделенно-сти от Бога, проистекающее из противостояния Божественным целям. Это может быть нарушением Божественного закона, отклонением от воли Бога или бунт. Грех требует прощения Богом.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Грех

 Грех

 ♦ Péché

   Религиозное название вины; оскорбление, нанесенное Богу нарушением того или иного из его заветов. Если Бога нет, то нет и греха в собственном смысле слова. Остается вина, проявления которой бесчисленны и которую никто не запрещает нам именовать грехом, вкладывая в это понятие светский смысл. Тогда грех – это оскорбление человечности в себе или в других.

Гаспаров. Записи и выписки

Грех

   ♦ Гладстон сказал: ирландцам досталась двойная доза первородного греха. См. ГРЕХ. "Ольгу Мочалову губят грехи, а Фейгу Коган — добродетели", — говорил Вяч. Иванов (РГАЛИ, 273, 2, 21).

   ♦ "А какой самый большой грех, по-вашему? — Самосовершенствование, — сказал гнутый, — без боли другому не обходится" (Ремизов, "Мартын Задека").

   ♦ Е. В. А спрашивала знакомого священника (он же библиограф по призванию), с какими грехами люди приходят на исповедь. Он ответил: "Один сказал: накричал на канарейку…"

Православие. Словарь-справочник

Грех

   в христианстве как сознательное, так и бессознательное отступление от заповедей Божиих и нарушение закона Божия. Грех произошел не от Бога и не от природы, а от злоупотреблений разума и воли разумных существ, от произвольного их уклонения от Бога, от замены Его воли своею, от самоволия. Так первоначально согрешил сатана, а потом Адам и Ева. Первородный грех, заразивший натуру прародителей, стал условием для личных грехов каждого человека.

   В основе греха лежит себялюбие, которое может проявляться либо преимущественно в сфере чувственной, либо преимущественно в сфере духовной. Поэтому и все грехи имеют характер либо чувственный, как, например, стремление к жизненным наслаждениям и чувственным удовольствиям, либо духовный, такие как гордость, высокомерие и др.

Этимологический Словарь Русского Языка

Грех

Общеславянское – grechъ (ошибка, путаница).

Древнерусское – гр(ять)хъ.

Старославянское – гр(ять)хъ.

Слово «грех» широко распространенно в древнерусском (с XI в.) и старославянском языках с известным современному русскому языку значением «ошибка», «грех». Древнерусское слово восходит к общеславянской основе grechъ, образованной из groi-s-us – «заблуждение», «путаница», «ошибка».

В XI в. была известна и другая древнерусская форма этого слова – «съгр(ять)за» (ошибка, смешение), от «гр(ять)зь» – «грязь».

Родственными являются:

Чешское – hrich.

Польское – grzech.

Производные: грешный, грешить, греховный.

Фразеологический словарь (Волкова)

Грех

  Не грех, с инф., кому (разг.) - позволительно, следовало бы.

    Старику не грех и отдохнуть.

  С грехом пополам (разг.) - плоховато, едва- едва.

    Он объясняется по-русски с грехом пополам.

  Грешным делом, вводное слово (разг.) - к сожалению; хотя это и не хорошо.

    Я, грешным делом, люблю выпить рюмочку перед обедом.

  Грешный человек (разг.) - в знач. вводного слова: виноват, каюсь.

    И я, грешный человек, изредка пописывал передовые статейки. Салтыков-Щедрин.

Католическая Энциклопедия

Грех

Грех в католицизме — это «слово, действие или желание, противные вечному Закону». Концепция греха в католицизме предполагает, что грех есть проступок против истины, разума, чистой совести, который ранит человеческую природу и повреждает человеческую солидарность; это недостаток настоящей любви к Богу и ближнему из-за порочной привязанности к некоторым благам.

Грех восстаёт против Божией любви к человеку и отвращает от этой любви сердца людей. Грех определяется Римско-католической церковью как оскорбление Господу: «Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал» (Пс 50,6). Любой грех, начиная с первородного — это мятеж против Бога в желании сделаться «как боги, знающие добро и зло» (Быт 3,5). Таким образом, грех есть «любовь к себе, доведённая до презрения к Богу» — такое самовозвышение делает грех диаметрально противоположным послушанию Иисуса Христа, совершившего спасение.

Словарь Ушакова

Грех

грех, греха, муж.

1. У верующих - нарушение религиозно-нравственных предписаний (рел.). Самоубийство - грех.

2. перен. Предосудительный поступок, преступление. «Грех не беда, молва нехороша.» Грибоедов. В наши горячие дни замедление темпов - тяжелый грех пред делом социализма. "Известия", 1931 г., № 97.

3. в знач. сказуемого с инф. То же, что грешно (разг.). «Над старостью смеяться грех.» Грибоедов.

Не грех, с инф., кому (разг.) - позволительно, следовало бы. Старику не грех и отдохнуть. Принять на себя грех (разг.) - принять на себя ответственность, вину. С грехом пополам (разг.) - плоховато, едва-едва. Работать с грехом пополам. Он объясняется по-русски с грехом пополам.

Фразеологический словарь русского языка

Грех

Грех воровать, да нельзя миновать - приходится поступать так, как складываются обстоятельства, не так, как хотелось бы

Грехи наши тяжкие - выражение сожаления по поводу чего-либо

Дурен (или страшен), как смертный грех - об очень некрасивом человеке

Есть грех - о том, что когда-то случилось, было на самом деле

Как на грех - как нарочно, к несчастью

На грех мастера нет - с каждым может случиться беда, неприятность, несчастье, каждый может совершить проступок

Не без греха - с какими-то нарушениями, не совсем честно

От греха (подальше) - во избежание беды, неприятности

С грехом пополам - кое-как, еле-еле, с большим трудом

Что (или нечего) греха таить - нужно, следует признаться

Словарь Ожегова

ГРЕХ, а, м.

1. У верующих: нарушение религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Отпущение грехов. Вольный, невольный г. Тяжкий, смертный г.

2. То, что лежит на совести, отягощает её как чувство вины. Г. на душе лежит. Взять г. на душу. Снять г. с души. Все мы не без греха.

3. Предосудительный поступок. Вспомнить о грехах прошлого. Грехи молодости (шутл.). Не клади плохо, не вводи вора в грех (посл.).

4. в знач. сказ., с неопр. Грешно, нехорошо (разг.). Над старостью смеяться г. Г. обижаться (нельзя, не стоит обижаться, быть недовольным).

Грех пополам (прост.) придётся обоим отвечать за какуюн. вину, ошибку.

Долго ли до греха (разг.) легко может случиться беда.

И смех и грех (разг.) и смешно и досадно.

Как на грех (разг.) как будто нарочно.

Как смертный грех (страшен, некрасив ктон.) (разг.) очень страшен, некрасив.

Не грех (бы), с неопр. (разг.) хорошо бы, можно, нужно было бы. Не грех бы отдохнуть.

От греха (подальше) (разг.) во избежание неприятности.

С грехом пополам (разг.) кое-как, еле-еле.

Что или нечего греха таить (разг.) нужно, следует признаться.

| уменьш. грешок, шка, м. (ко 2 и 3 знач.). Водятся грешки за кемн.

Педагогический терминологический словарь

Грех

   религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение (преступление) нравственного закона (заповеди). Понятие "Г." зародилось в язычестве у мн. народов, но преимущественно оно является библейским понятием. В Библии история человечества открывается историей грехопадения первых людей, повлекшего за собой изменение человеческой природы и мира в целом.

   В библейских текстах Г. связывается с проявлением всех нравственных аномалий в жизни человека; в Г. кроется причина отчуждения человека от Бога как единственного источника жизни; моральный смысл Г. - это нечестность, неблагодарность, неверность, неисполненный долг, несправедливость. В евангельских текстах проступает тайна искупительной смерти Христа, взявшего на себя Г. мира. Своим учением Христос выражает непримиримость по отношению к Г. и как победитель Г. имеет власть прощать грехи людей. Согласно западной и восточной церковным традициям, в основе Г. лежит представление о религиозной автономии человека. Западная традиция усматривает исходный момент Г. в несовершенстве человеческой воли, которая не может не грешить, поскольку она зла (Августин). В восточной традиции причиной Г. становятся страсти (болезнь воли), а Г. понимается как сознательное и добровольное нарушение человеком Божественного закона.

   По степени морального осуждения Г. подразделяются на смертные и несмертные. К смертным (ведущим к "вечной смерти души", если она не покается) относятся: сребролюбие, блуд, чревоугодие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость - все они являются источниками для других грехов; Г. против Святого Духа: сознательное противление истине, закоснение во злобе, зависть к духовным дарам ближнего, нерадение о покаянии; "вопиющие к небу": преднамеренное убийство, мужеложество, оскорбление родителей, вдов и сирот. Грехи, называемые "несмертными, или простительными", бесчисленны, и каждый из них в отдельности не лишает человека Божественной благодати, но в совокупности они открывают путь к грехам смертным. Преодоление Г. возможно для человека лишь путём покаяния.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 57-58)

Энциклопедия иудаизма

Грех

(Хет)

   Всякое деяние, при котором человек нарушает повеление или запрет Торы*.

   Все заповеди Торы, определяют ли они отношения между человеком и его ближним или отношения между человеком и Творцом, даны Превечным для исполнения, и нарушающий их грешит перед Господом. В Библии даны разные определения Г., и все они делятся на "шгагот" (ошибки), то есть грехи, совершенные без злого намерения, и "здонот" (злонамеренные), то есть деяния, совершенные по злой воле. Тора не различает между Г. по отношению к ближнему и грехом по отношению к Творцу. Г. против ближнего - это Г. против Бога.

   Однако мудрецы видят существенное различие между грехом по отношению к ближнему и грехом по отношению к Творцу. Йом Кипур* искупает только последний, а чтобы искупить первый, человек должен примириться с ближним.

   Хазал* делили Г. на "легкие" и "тяжкие" и так же, как в Библии, на "злонамеренные" и "ошибочные". Особенно порицали мудрецы тех, кто совершали Г. открыто - "бефаргесья" (на виду у многих). А в отношении каждого из трех следующих Г. - идолопоклонство, кровосмешение и кровопролитие - сказано, что еврей должен быть готов умереть, но не согрешить. Основатели хасидского движения видели в познании величия Бога и в благоговении перед Ним защиту от Г.: если человек постигнет величие Божие и человеческое ничтожество, он убережется от Г.

   Первородный грех

   Господь сотворил человека по образу Своему и передал ему Сад Эденский* - обрабатывать и сторожить его. Но человек не устоял против соблазна змия и согрешил. Таким образом, первородный Г. состоит в том, что человек не был в силах превозмочь свои дурные наклонности ("йецер hа-pa"*) и вероломно обманул оказанное ему доверие. Таким образом, причина П.Г. заложена не в характере человека, а вне его. В словах "...у входа грех лежит, и к тебе влечение его, но ты должен властвовать над ним" (Быт. IV, 7) выражена мысль, что в человеке заложена наклонность к греху, но он может бороться и силой воли своей одолеть его. И еще сказано, что "нет праведника на земле, который не согрешил бы", так как полное совершенство - свойство одного лишь Господа, но человек должен стремиться уподобляться Ему.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Грех

— это то, что разделило и продолжает разделять человека с Богом, его Творцом. Сотворив человека прекрасным и совершенным, Бог даровал ему полную свободу, в том числе и свободу добровольно принять любовь Божию в сознательном послушании и полном доверии. Слова в Быт.1:28, переведенные в русской Библии как «плодитесь, размножайтесь», в оригинале обозначают: «растите, совершенствуйтесь и умножайтесь числом» (при этом без знания добра и зла — Быт.2:16 -17, и обладая бессмертием — Быт.2:9,16, которое, согрешив, человек потерял — Быт.3:24). Ясно, Бог хотел, чтобы человек выбрал путь совершенствования через послушание, но Он не отнял у него возможности и ослушаться, то есть сделать собственный и добровольный выбор. Некоторые говорят, почему Бог не закрыл этот путь? Но тогда разве была бы свобода человека истинной? Имея возможность убить, разве обязательно нужно убивать? Не более ли заслуги в том, чтобы сдержаться? Если бы человек был во всем автоматически послушен воле Божией, он был бы робот, но Бог хочет иметь дело со свободной личностью, способной сделать правильный выбор, имея все возможности. И у Бога был Свой, ·возм., длительный, но благодатный план приведения человека к полному совершенству, но человек избрал свой, быстрый путь сравняться с Богом (Быт.3:5) через чувственное познание, поддавшись искушению. Так грех через Адама вошел в мир, а им и смерть (Рим.5:12). И человек продолжает грешить, уклоняясь постоянно на свою дорогу (Ис.59:2 ; 1Иоан.3:4). Грехом поэтому называется также и каждое отдельное преступление заповедей Божиих. Но даже если человек это сознает, он не может искупить себя из рабства греха (в котором он остается по наследству) собственными силами, ибо ничего, как раб, своего не имеет, но только веруя в искупление, совершенное ради нашего спасения ценою невинной Крови Спасителя нашего Иисуса Христа, человек может спастись. В еврейском тексте «грех» и «жертва за грех» обозначается одним термином (2Кор.5:21) и в этом смысле нужно понимать Быт.4:7. (см. искупление, спасение)

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Грех

— Грехом на богословском языке называется всякое, как свободное и сознательное, так и не свободное и бессознательное, отступление делом, словом и даже помышлением от заповедей Божиих и нарушение закона Божия. По определению апостола, Г. есть беззаконие (1 Иоан. 3, 4). Г. произошел не от Бога и не от природы, а от злоупотребления разума и воли разумных существ, от произвольного их уклонения от Бога, от замены святой Его воли своею, от самоволия. Так первоначально согрешил сатана, а потом прародители. — В Г. первородном — так как он был Г. природным, т. е. заразившим натуру прародителей и потому наследственным, — явилось условие для личных Г. каждого человека. Таким образом, личные Г. каждого человека происходят от поврежденной природы человеческой при содействии внешнего мира, который, по апостолу, во зле лежит, и диавола. — Основа Г. в эгоизме, себялюбии. По двоякому составу человека — духовному и телесному, — себялюбие может проявляться или преимущественно в стороне чувственной, или преимущественно в стороне духовной. Поэтому и все Г. при всем их разнообразии могут быть разделены на две эти категории: одни имеют характер чувственный, как стремление к чувственным удовольствиям и жизненным наслаждениям всякого рода; другие имеют характер духовный, как гордость, высокомерие и проч. Такое разделение подтверждается словами апостола, в которых к основным Г. причисляются: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (I Иоан. 2, 15). — В нравственном богословии указываются различные деления Г., причем в основание деления принимается или свойство греховных действий, или степень участия в Г. сознания и воли человека, или тяжесть самого преступления. Главнейшие из этих делений: Г. опущения, когда не исполняется то, что повелевается, — и Г. действия, или нарушения, когда делается то, что прямо воспрещается. Г. вольные, когда человек с полным сознанием совершает противозаконное, не употребляя даже усилия сопротивляться такому влечению; Г. невольные — совершаемые по незнанию, неосторожности, неосмотрительности и по духовной или физической слабости. Г. простительные, совершаемые по слабости и немощи с сознательным осуждением действия и с нежеланием; Г. тяжкие и по свойству поступка, и по упорству в греховном действии злой воли. К этому разряду принадлежат Г. смертные, т. е. такие, которые, по упорству человека в Г. и преданности злу, истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия божественной благодати. По тяжести величайший Г. — против Духа св., который может состоять в хуле на Бога, в отчаянии в милости Божией или в дерзком уповании на бож. благодать. Этот Г., по словам самого Спасителя (Мф. 12, 31 32; Марк. 3, 28—30. Лук. 12, 10), не простится человеку ни в сей век, ни в будущий. Это зависит от нераскаянности грешника, а не от недостатка благодатных средств для спасения. Вопросами о сравнительной тяжести Г. и вменяемости их особенно много занимались средневековые католические богословы и преимущественно иезуиты, в своих трактатах по нравственному богословию создавших уродливую и возмутительную казуистику. Восточные отцы и особенно подвижники в своих сочинениях уяснили на основании опыта и самонаблюдения процесс развития Г. в человеке от первого момента до пленения и рабства греховного, имея при этом цели назидательные и педагогические.

П. Васильев.

Библия: Тематический словарь

Грех

А. Темы в Библии

ГРЕХ как тема:

Бытия:

Быт 6:5

Судей:

Суд 21:25

Исаии:

Ис 1:4

Малахии:

Мал 1:8

послания к Римлянам:

Рим 2:12

первого послания Иоанна:

1Ин 3:6

Б. Слова, означающие греховность

беззаконие:

Пс 31:1,5; Пс 50:3,11

развращение:

Быт 6:5

зло:

Быт 8:21

преступление:

Исх 34:7

нечистота:

Лев 16:16

отступление:

Нав 22:22

коварство:

1Цар 24:12

вина:

Пс 68:5

неправда:

1Ин 1:9

тление:

2Пет 2:19

В. Происхождение греха и мера греховности

1. Первородный грех

Адам и Ева ослушалисьБожия повеления:

Быт 3:1-7

их грех перешел на все человечество:

Рим 5:12,15; 1Кор 15:22

2. Мера греховности сейчас

каждый из нас грешен:

Пс 13:2,3; Рим 3:10–20,23

греховен уже при зачатии:

Пс 50:7

пропитаны грехом сердца людей:

Быт 6:5; Иер 17:9; Мф 15:18-20

лишь Христос был безгрешен:

2Кор 5:21; Евр 4:15; 1Пет 2:22; 1Ин 3:5

Г. Бог и грех человеческий

1. Его отрицательная реакция

скорбит от греха:

Быт 6:6

гневается на грех:

Пс 77:19–21,56-59; Ин 3:36; Рим 1:18

ненавидит грех:

Пс 5:5; Притч 6:16-19

наказывает грех:

Быт 3:15–19; Ис 3:11–26; Ам 3:2

2. Его положительная реакция

послал Своего Сына умереть за грешников:

Ин 3:16; Рим 5:8; 1Ин 4:10

прощает грех:

Исх 34:6,7; 1Ин 1:9

удаляет грех:

Пс 102:8-13

изглаживает грех:

Ис 44:22

ввергает в пучину все грехи:

Мих 7:19

бросает все грехи за хребет Свой:

Ис 38:17

не вспоминает более грехи наши:

Иер 31:34

Д. Христос и грех человеческий

Он был безгрешен:

2Кор 5:21; Евр 4:15; Евр 7:26; 1Пет 2:22; 1Ин 3:5

Он оплатил наш грех:

Рим 4:25; Рим 8:3; Кол 2:13,14; 1Пет 2:24

Он прощает грех:

Мк 2:5-12; Лк 7:48; Кол 1:13,14

Его кровь искупает нас от греха:

Еф 1:7

Его кровь очищает нас от греха:

1Ин 1:7

Он берет на Себя грех мира:

Ин 1:29; 1Ин 2:2

Е. Человек и его грех

1. Как грех поражает нас

несем ответственность за наш грех:

Иез 18:10-18

подотчетны Богу за грех:

Иер 17:10; 2Кор 5:10; Откр 20:12

смертные из-за своего греха:

Быт 2:17; Рим 6:23; Иак 1:15

не можем искупить свой грех:

Пс 48:8; Мф 16:26

2. Каким должно быть наше отношение к греху

исповедать его:

Пс 31:1–5; Притч 28:13; 1Ин 1:9

раскаяться в грехе:

Иез 18:30,31; Деян 3:19,20

отвернуться от греха:

Пс 33:14,15; Ис 1:16; 3Ин 11

ненавидеть грех:

Пс 96:10; Ам 5:15; Рим 12:9

отбросить грех:

Евр 12:1

бороться с грехом:

Еф 6:12,13; Евр 12:4

3. Какие благословения мы получаем после исповедания

мы получаем прощение за наши грехи:

Деян 10:43; Пс 31:6

Бог полагает нас праведными:

Деян 2:38; Рим 4:5–8; Флп 3:9

очищаемся от греха:

1Ин 1:9

освобождаемся от греха:

Рим 6:7,18,22

омываемся от греха:

Откр 1:5

больше не рабы греху:

Рим 6:6,17

не живем греховной жизнью:

1Ин 3:6,9; 1Ин 5:18

умерли для греха:

Рим 6:2,11

ушли от смерти к жизни:

Рим 6:23


Морфологический разбор «грех»

часть речи: предикатив; время: настоящее; отвечает на вопрос: Как? ...

Синонимы слова «грех»


Фонетический разбор «грех»

транскрипция: [гр'э́х]
количество слогов: 1
переносы: (грех) ...

Ассоциации к слову «грех»


Цитаты со словом «грех»


Близкие по смыслу слова к слову «грех»


Предложения со словом «грех»

Это учение о предопределении раскрывается в рамках повествования об истории мира, понимаемой, однако, не как цепь событий, наполняющих жизнь людей и народов, а как процесс прохождения через этапы творения, невинности, грехопадения, пребывания во грехе, суда, осуждения и искупления.
Что греха таить, многие настоятели московских храмов впали в сомнение.
Страшная, нелепая и позорная история: наш первый слон и первый слоновод пали жертвами царской тирании, пострадали за грехи запойных шаромыжек.
Разлука с мужем, отъезд с родины, погромы и войны, таинство разрешения от бремени и грех избавления от плода.
Если кто с кем поругался, грех на том, кто не простил.

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.