Святилище
место отправления культов в первобытной религии – пещера, роща, огороженный участок, постройка и т.д.
Святилище
место отправления культов в первобытной религии – пещера, роща, огороженный участок, постройка и т.д.
Святилище
Святилище
место отправления культов в первобытной религии - пещера, роща, огороженный участок, постройка и т. д.
СВЯТИЛИЩЕ, а, ср. (устар. и высок.). То же, что храм. С. богов. С. науки.
Святилище
♦ (ENG sanctuary)
(от лат. sanctuarium - святое место)
место в церкви, где совершается богослужение, - непосредственно вокруг алтаря, престола или кафедры.
Святилище
святилище, святилища, ср. (книж.).
1. Храм (первонач. передняя часть Иерусалимского храма; церк.).
2. перен. Место, внушающее чувства почтения, благоговения (ритор. устар.). Святилище наук (об университете, каком-нибудь ученом учреждении).
Святилище
свят’илище — в большинстве мест обозначает скинию и все ее принадлежности (Исх.25:8 -9, ·срн. Исх.38:27 ; Лев.12:4 ; Чис.4:15), а также и храм вообще (2Пар.26:18 ; 2Пар.29:21), но в некоторых местах — только Святое-святых (Лев.4:6 ; Лев.16:2 ; 3Цар.8:8 ; Евр.9:25) или святое — помещение перед ним (Исх.26:33). Означает также постройки и принадлежности для идольского служения (Лев.26:31). (см. скиния, храм)
Святилище
(культовое, жертвенное место), место совершения в древности культовых и религиозных действий, обрядов, церемоний. Как правило, связано с яркими природными объектами - пещерами, гротами, скальными выходами, приустьевыми участками р., урочищами и др. или более древними почитаемыми археол. объектами: городищами, пос., могильниками. В святилищных комплексах, в отличие от поселенческих, значительно разнообразнее состав находок, шир. представлены предметы культовой пластики, украшения, элементы одежды, оружие и орудия труда.
Наиб. ранние С. связаны с рядом пещер Юж. У. с верхнепалеолитическими (палеолит) росписями -Каповой, Игнатиевской, 2-й Серпиевской. В темных, подчас труднодоступных гротах, украшенных рис. животных, антропоморфными и геометрическими фигурами, проходили важнейшие обряды. Позднее, в эпохи мезолита - жел. в., сакральная зона пещерных святилищ переносится в светлые сухие входные гроты. Материалы Канинской, Лобвинской пещер, Дыроватого Камня - прежде всего, наконечники стрел, украшения, керамика, редкие орудия труда, кости жертвенных животных - свидетельствуют о проводимых здесь культовых церемониях на протяжении мн. тысячелетий. В ряде пещерных С. (Адакская, Эшмесская, Чаньвенская, Шайтанская пещеры) представлены комплексы только жел. в.
Писаницы - наскальные изобр. горно-лесной ч. У. (Шайтанская, Писаный камень, Двуглазый камень, Идрисовская и др.) появились в конце кам. в. (неолит); рис. дополнялись и использовались в последующие эпохи металла. Нек-рые наскальные изобр. почитались мансийским нас. до XVII - XIX вв. Отражая традиционные мифологические и календарные представления древнеур. охотников, писаницы служили, видимо, местом отправления коллективных охотничье-промысловых обрядов. От последних у подножия скал с писаницами сохранились кальцинированные кости, обломки сосудов, изделия из камня.
Иссл. последнего десятилетия в лесостепи Зауралья обнаружено уникальное святилище Савин I. По нему можно судить о ранней стадии мифологических представлений и астрономических знаниях нас. лесостепного Зауралья энеолитического времени. Следующий этап развития этого феномена ярко представлен святилищем Синташта - пам. протогородской цивилизации Юж. У. первой половины II тыс. до н.э. Святилище - храм, сооруженный на кургане вождя, представлял собой 9-ярусную пирамиду, с основанием 72 м и высотой более 9 м, увенчанную куполом и священным столбом - "деревом жизни". На площадках каждого яруса совершались, по-видимому, обряды. Повторение в архитектуре протогородов (Аркаим, Синташта) и погребальных комплексах формулы Мандала, позволяет предположить картину мира, в к-рой ср. и нижний миры сооружались соответственно верхнему миру - миру Солнца. Святилище Синташта - ось связи трех миров.
В раннем жел. в. (VII-III в. до н.э.) на вершинах гор (Азов-гора, гора Караульная, грот Сухореченский), на высоких берегах оз. (Куяш-Огневское) горно-лесного и лесостепного Зауралья сохранились остатки захоронений душ древних металлургов иткульской культуры. Находки представлены птицевидными и антропоморфными изобр., круглыми бляхами и зеркалами.
На позднем этапе жел. в. в Приуралье и Сев. Зауралье появляются С. в виде костищ (Гляденовское, Туманское костище, Костища в Прикамье), где рядом с пережженными и сырыми костями животных на прокаленных глиняных площадках и в канавках лежат предметы вооружения и охоты, бусы, антропоморфная и зооморфная культовая пластика. В позднем жел. в. (2-я пол. I тыс. н.э.) эта традиция сохраняется в пам. ломоватовской культуры Верхнего Прикамья и молчановской культуры лесного Зауралья (Юдинское костище, Тынское костище). В этих пам. более очевидна связь святилищ с погребальным культом.
В позднем жел. в. (VI-XIII вв. н.э.) в горно-лесном Зауралье культовые действия происходили, видимо, непосредственно у мест мет. произв.: на площадках в основаниях останцев - Чертова городища, Шарташских каменных палаток, Кырманских скал. Наряду со следами мет. произв., найдены обломки сосудов, жел. скребки и наконечники стрел, фигурки лошади.
Находки на ур. С. от эпохи верхнего палеолита до XIX-XX вв. н.э. дают богатейший материал для реконструкции духовного мира древних финно-угров и индо-иранских народов.
Лит.: Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Новисибирск, 1986; Петрин В.Т. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале. Новосибирск, 1992; Потемкина Т.М., Гусаков М.Г. Религиозные представления населения эпохи энеолита Зауралья // Религиозные представления в первобытном обществе. Тезисы докладов. М., 1987; Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей. Челябинск, 1992. Т.1.
Викторова В.Д., Чаиркин С.Е.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.