Стыд
♦ Жены стыдиться — детей не видать (Даль).
Стыд
♦ Жены стыдиться — детей не видать (Даль).
Стыд
бесстыдность
бесстыдство
Стыд
Syn: см. позор
Стыд
К стыду своему (моему и т. п.) - употребляется для выражения недовольства своим (или чьим-либо) предосудительным в каком-либо отношении поведением, поступками и т. п.
Стыд не дым, глаза не выест (ест) - стыд можно стерпеть
Стыд
Стыд
♦ (ENG shame)
чувство, возникающее из неудачной попытки жить в соответствии с идеалами или ожиданиями или из-за совершения чего-то позорного и бесчестного. В Библии это ощущение связано с нарушением Божественного закона или отклонением от Божественной истины и может являться шагом к покаянию и прощению (Пс. 43:16).
СТЫД, а, м.
1. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины. Испытывать с. Гореть (сгорать) от стыда (испытывать сильный стыд; разг.). Ни стыда, ни совести нет у когон. (совершенно бессовестен; разг.). К стыду своему (признаваясь в своей неправоте).
2. Позор, бесчестье. С. и срам так поступать!
Стыд
стыд, стыда, мн. нет, муж.
1. Чувство смущения, раскаяния от сознания предосудительности поступка. «Он проснется с содроганьем, полон страха и стыда.» Пушкин. «Слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.» Л.Толстой. «Я просто сгорел со стыда, когда он стал расписывать Бегушеву наше дурацкое дело.» Писемский. Ни стыда, ни совести. Ложный стыд.
2. Позор, бесчестье. «Стыд пал на седую голову мою.» Даль. Стыд и срам.
3. То же, что срам во 2 знач. (прост.). Стыд прикрыть.
Стыд
Индоевропейское – steu > stu (стужа, холод > сжиматься, коченеть).
Общеславянское – studъ < stydъ (стыд, поругание, позор).
Слово «стыд» (позор, срам, чувство смущения) известно с древнерусской эпохи (с XI в.).
Древнерусское «стыдъ» – заимствование из старославянского, где «стыдъ» восходит к общеславянскому studъ
Первоначальное значение слова – «то, что заставляет сжиматься, цепенеть, коченеть», отсюда и однокоренные слова «студеный», «стужа».
Родственными являются:
Украинское – стид.
Чешское – stud.
Производные: стыдливый, стыдливость, постыдный, пристыдить.
Стыд
эмоциональное и моральное чувство, в котором человек выражает осуждение, неудовлетворённость или обвинение своих действий и мотивов. С. означает осознание человеком реального или мнимого несоответствия его поступков, принятым в данном обществе нормам морали. Представления о С. могут быть различны в разных социальных общностях. То, что принято считать постыдным в одном обществе, может иметь совершенно иной смысл в другом.
Человек может переживать безнравственность своего поведения как самостоятельно, так и под влиянием общественного мнения. С. можно также испытывать не только за себя, но и за поступки близких людей. С. - неотъемлемое качество личности, но люди имеют различный порог С., обусловленный личностными особенностями и ценностными ориентациями данного общества. С. считается самой рефлексирующей эмоцией. Стремление избежать переживания С. способствует развитию самосознания и самокритичности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 280)
Стыд
А. Причины для стыда
♦ нагота:
Быт 3:7; Иез 23:29
♦ поражение:
Пс 6:11; Ис 29:22
♦ нечистота, нечестие:
Иез 16:57,58,61,63; Зах 13:3-5
♦ гордыня, плотская мудрость:
1Кор 1:27-29
♦ грехи:
Езд 9:6,7; Иер 22:22; 2Фес 3:14
♦ насмешки врагов:
Пс 43:16,17
♦ невоспитанные дети:
Притч 19:26
♦ ложное обвинение:
Притч 25:8-10; 1Пет 3:16
♦ ничтожное подаяние:
2Кор 9:3,4
♦ непостоянство в принципах:
Езд 8:22
Б. Когда христианам не нужно стыдиться
♦ обращая взор к Господу:
Пс 33:6
♦ надеясь на Господа:
Пс 24:3
♦ уповая на Господа:
Пс 24:20
♦ веруя во Христа:
Рим 9:33; 1Пет 2:6; 2Тим 1:12
♦ веруя во Христа и Его Слово:
Мк 8:38; Лк 9:26
♦ благовествуя:
Рим 1:16; 2Тим 1:8
♦ принимая страдания за Христа:
1Пет 4:15,16
♦ повинуясь закону Божию:
Пс 118:5,6
♦ отдавая лучшее в себе Господу:
2Тим 2:15
♦ пребывая в Господе до Его второго пришествия:
1Ин 2:28
Стыд
Стыд
♦ Honte
Отнюдь не чувство вины, потому что можно испытывать стыд, зная, что ты ни в чем не виноват. Именно такого рода страдание причиняет нам насмешливый чужой взгляд – мы чувствуем себя нелепо и жалко. Иногда для этого бывает достаточно неловкости, физического недостатка, грязного пятна на лице или одежде. А сколько женщин, подвергшихся насилию, рассказывали об охватившем их чувстве стыда! Они, разумеется, не чувствовали за собой никакой вины, но им пришлось пережить унижение и презрительную грубость, нечто такое, что воспринимается как посягновение на честь и достоинство. Доводы рассудка значат здесь меньше, чем голос чувства; нравственность – меньше, чем страдание, а ощущение вины – меньше, чем уязвленное самолюбие. Поэтому нам трудно безоговорочно согласиться с определением, предложенным Спинозой: «Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, по нашему выражению, порицают» («Этика», часть III, определение аффектов, 31). В каких-то случаях это действительно может быть так, но из этого не следует, что так бывает во всех случаях. Можно испытывать стыд, вовсе не предпринимая никаких действий. И осуждение других людей вовсе не обязательно. Нам бывает стыдно, если наше собственное представление о себе (или впечатление, производимое нами на других) не соответствует тому образу, который кажется нам желательным. Есть люди, стыдящиеся своего тела, своей бедности, своего бескультурья. Есть даже люди, стыдящиеся своих родителей. Ясно, что они не считают себя ответственными за это; просто им кажется унизительным представать перед посторонним взором в этом теле, в этом положении, в этой семье… Декарт проницательно подметил, что стыд имеет немало общего с самолюбием, и потому далеко не всегда достоин осуждения, а порой может быть даже полезен («Страсти души», часть III, § 205 и § 206).
Нужно только стараться не стать пленником этого чувства. Все-таки самолюбие – это несчастная любовь, своего рода болезнь, которая нуждается в исцелении.
Давно замечено, что мы никогда не испытываем стыда перед животными, а также находясь в одиночестве (в этом случае приходится говорить уже не о стыде, а об угрызениях совести или раскаянии). Стыд – чувство, проявляющееся «один на один», но возникающее через посредничество другого человека (или других людей). Стыд, подчеркивает Жан-Поль Сартр, это «единичный страх трех измерений». Мне стыдно, когда субъект, каковым я являюсь, чувствует себя в глазах другого субъекта объектом: «Мне стыдно за себя перед другими» («Бытие и ничто», с. 350). Избавиться от чувства стыда можно, лишь спрятавшись от чужих взглядов (одиночество) или сбросив статус объекта (стать любимым или уважаемым). Лучше всех выразить сущность стыда смог, пожалуй, Ницше, сформулировавший три следующих афоризма:
«Кого называешь ты плохим? Того, кто вечно хочет стыдить.
Что для тебя человечнее всего? Уберечь кого-либо от стыда.
Какова печать достигнутой свободы? Не стыдиться больше самого себя» («Веселая наука», книга III, §§ 273–275).
Стыд
одно из осн. этико-философских понятий рус. мысли. Тема С, совести, критики бесстыдства является сквозной в истории рус. философии и культуры в целом. Уже в "Повести временных лет" кротости племени полян противопоставляется "бесстыдство" древлян, радимичей и др. более отсталых восточнославянских племен. В летописных текстах ("Слово некоего христолюбца" и др.) осуждаются различные формы полового бесстыдства, сохранявшиеся у славян с недавних языческих времен. По учению Сковороды, самым существенным в человеке является его сердце и моральное возрастание, в т. ч. и развитие чувства С, совести, призванных бороться с низменными проявлениями. Яркое выражение понятие "С." находит в этике Белинского, к-рый заявлял: "Я не хочу счастья и даром, если не буду спокоен насчет каждого из моих братьев по крови" (Полн. собр. соч. Т. 12. С. 23). Такой же универсальный гуманизм был присущ и Достоевскому, особенно чуткому к страданиям детей ("Братья Карамазовы"), и этот максимализм оказал сильное влияние на рус. этику. Терзания совести у Толстого были столь велики, что разрушали его жизнь, отношения с семьей, близкими людьми. Зеньковский называл это нравственным "самораспятием", "настоящей тиранией одного духовного начала". Одной из главных причин создания Федоровым философии "общего дела" является также С, мучения совести по поводу "скрытой антропофагии", или пожирания детьми сил родителей, расцвета жизни детей, оплаченного смертью родителей. Идеи этого мыслителя оказали несомненное влияние на творчество В. С. Соловьева. В нравственной философии Соловьева ("Оправдание добра", 1897) чувство С. является одной из вечных основ нравственности наряду с жалостью и благоговением. В С, считал Соловьев, человек отделяет себя от своей животной природы в ее коренном, т. е. прежде всего половом или родовом, процессе и от внешней природы, доказывая тем самым свое сверхживотное и сверхприродное значение и происхождение. С. не только объективно отличает человека от животного мира, но и обнажает его внутреннюю самостоятельность, независимость от материальной природы. Видоизменяя известный тезис Р. Декарта, Соловьев пишет: "…Я стыжусь, следовательно, существую, не физически только существую, но и нравственно… как человек". Разумное осмысление факта С. логически приводит ко всеобщей и нравственно-обязательной норме - необходимости подчинения стихийной жизни в человеке его духовному началу, т. е. чувство С. может развиться в принцип воздержания, аскетизма. Но чтобы этот принцип сохранял свое нравственное значение, необходимо его соединение с принципом альтруизма, коренящимся в жалости. Чувство С. выходит за пределы материальной жизни и в форме неодобрения сопровождает всякое нарушение нравственной нормы. Его обобщенные формы: совесть как С. прежде всего в сфере человеческих отношений и страх Божий как С. религиозный. Скрытая целость человеческого существа в С, являющемся в форме целомудренной любви, восстает, по Соловьеву, против разделения людей на противоположные полы. Окончательный смысл охранительного чувства целомудрия (или С, совести и страха Божия) обнаруживается при условии возвышения связи человека с Богом до абсолютного сознания достоинства человека - его идеального, божественного совершенства, к-рое должно осуществить. У Флоренского в кн. "Столп и утверждение Истины" (1914) бесстыдство обозначается как признак растленности души, а глагол "тлеть" объясняется как описывающий процессы гниения, разрушения. Напротив, целомудрие подвижника, близкое "охранительному чувству целомудрия" Соловьева, включающему в себя С, совесть и страх Божий, определяется как "чистота сердца", неповрежденность, духовная устроенность "сердцевины" человека. "Сердце, - говорит Флоренский, - это очаг духовной жизни нашей, и одухотвориться - это значит… "уцеломудрить" свое сердце" (см. Сердца метафизика). Т. обр., очевидна близость Флоренского и Соловьева в понимании нравственного истока и пути духовности человека, неразрывно связанной с развитием чувства С, совести. В этической философии Н. О. Лосского ("Условия абсолютного добра (Основы этики)", 1949) важнейшим условием абсолютной этики, позволяющим отпавшему от Бога человеку нравственно развиваться, является совесть. Ее основа - индивидуальная нормативная идея, берущая начало в первозданном, индивидуальном "образе Божьем" каждого человека и безотчетно заявляющая о себе всякий раз, когда поступок данного человека расходится с требованиями его "нормальной эволюции", т. е. с тем абсолютно ценным и неповторимым, к-рое определяет место данного человека в Царстве Божьем и его путь к этому Царству.
◘ Л и т.: Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // С о ч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1; Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. Спб., 1914; Флоренский 77. А. Столп и утверждение Истины // Соч. М., 1990. Т. 1; Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991;У7осев/1. Владимир Соловьев и его время. М., 1990. С. 261–292; Сеченова С. Г. Этика "общего дела" Н. Ф. Федорова. М., 1989.
В. Л. Курабцев
Стыд
— 1). Описательная психология в анализе С. не пошла далее определения слова. Едва ли не самое точное определение принадлежит Спинозе, который в III-й части своей этики (опред. 31) говорит: "С. есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают. Объяснение..... должно обратить внимание на различие, существующее между стыдом и стыдливостью. С. есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта; но названия более показывают их словоупотребление, чем природу". 2) Больший интерес по отношению к исследованию С. представляет эволюционная, генетическая психология, получившая значительный толчок в исследованиях Ч. Дарвина. Дарвин стал рассматривать вопрос о том, как выражается С. в организме человека (ср. Ч. Дарвин, "О выражении ощущений", СПб., 1872, гл. XIII, стр. 261—294). Далее, Дарвин ясно поставил вопросы: а) о происхождении чувства С. и b) о его постепенном развитии (ср. Дарвин, "Происхождение человека"). Интерес представляет не столько самое решение вопроса, сколько его постановка. Следует ли чувство С. считать прирожденным, или же оно образовалось путем воспитания и унаследованных приобретенных привычек? Некоторые последователи Дарвина решают этот вопрос в последнем смысле, но они упускают из виду тот факт, что С. вовсе не служит общественной пользе (а Дарвин нравственности человека приписывает общественный характер). "Когда является С., еще не может быть речи о злоупотреблениях, а когда является злоупотребление, тогда уже нечего говорить о С.". Если чувство С. считать прирожденным, то в нем можно видеть один из признаков человека, отличающих его от животного. Писатели, утверждающие приобретенный характер С., естественно ищут аналогии С. в царстве животных. Если этого не делал Дарвин, то менее осторожные его последователи утверждали, что чувство С. можно встретить у некоторых животных (ср. Alix, "L'esprit de nos b ê tes", П., 1890, стр. 399 и сл.; Роменс, "Ум животных", СПб., 1888; Менье, "Животные, способные к усовершенствованию", СПб., 1887; Houzeau, "Etudes sur les facult é s mentales des animaux", т. I, Монс, 1872, стр. 286 и сл.), напр., орангутангов, собак, слонов и т. д. До сих пор, однако, от психологии животных нельзя ожидать больших результатов, ибо приводимые факты неточны, а толкование их настолько произвольно, что напоминает рассказы о собаках Джерома Джерома в его этюдах о романе. 3) Еще, может быть, важнее исследования в области истории развития С. у человека, нормального и ненормального, в различные возрасты (ср. работы Прейера и Перре о душе ребенка) и в зависимости от пола. В психологической литературе можно найти дельные замечания по этому предмету, но наиболее богатый материал по этому вопросу доставляет психиатрия, трактующая о нравственном помешательстве (moral insanity); в особенности важна та область психиатрической литературы, которая касается эротомании и извращений полового чувства (ср. Тарновский, "Извращение полового чувства"; Moreau, "Des aberr ations du sens gé nesiane"; Kraft-Ebing, "Psychopathia sexualis", Штуттгарт, 1890), ввиду близкой связи, в которой находится чувство С. с половой сферой. 4) Ежели история индивидуального развития С. в человеке может служить любопытной темой исследования, то в еще большей степени интересны те изменения, которым подвергались представления о С. в различные времена у различных народов. В общем, по-видимому, можно считать доказанным факт постепенного совершенствования идеи С. и постепенного углубления самой стыдливости. Факты поразительного бесстыдства диких народов и народов, стоящих на низкой ступени развития, передаются как антропологами, так и многими путешественниками, хотя и здесь встречаются исключения, подобно тому, как и у народов, стоящих на высокой степени развития, бывают эпохи глубокого нравственного упадка (ср. Friedl ä nder, "Sittengeschichte Roms"; Wiedemeister, "Der Caesarenwahnsinn"; Светоний; Lecky, "History of European morals"; Jacoby, "Etudes sur la s é lection"). По отношению к чувству стыдливости историкам литературы следовало бы сделать то же, что Лапрад и Бизе сделали по отношению к чувству природы: материал чрезвычайно богатый, и нет недостатка в подготовительных работах в так наз. народной психологии, V ö lkerpsychologie (ср. L. Schmid, "Die Ethi k der Alten Griechen"; Lazarus, "Die Ethik des Judenthums; Fouillée, "La psychologie du peuple franç ais" и т. д.). Как поразительны, напр., рассуждения Аристотеля о С. в его "Этике" (к Никомаху), и как они отличны от воззрений христианства, несомненно способствовавшего углублению понятия С. (ср. Josef M ü ller, "Die Keuschheitsideen in ihrer geschichtlichen Entwicklung und practischen Bedeutung", Майнц, 1897 — неудовлетворительная книга; Сутерланд, "Происхождение и развитие нравственного инстинкта", СПб., 1900). 5) Большое значение имеет чувство С. и в исследованиях социологического характера. С точки зрения общественной привлекают внимание главным образом два явления — брак с его различными формами (моногамии, полигамии, полиандрии и др.) и результатами и преступление. Подобно тому, как в области психической уклонения от нормы доставляют наиболее богатый материал исследования, так и в области общественной исследование преступлений и преступников, в которых притуплено чувство С., может быть для социолога интересно не только в теоретическом отношении. За школою Ломброзо нужно в этой области признать несомненную заслугу, несмотря на ее скороспелые теории и увлечения (ср. Лино Ферриани, "Письма преступников"; Соrrе, "Les criminels", П., 1889; Havelock Ellis, "The c riminal", Л., 1890). К этой же области социологических исследований следует отнести и те указания по отношению к чувству С., которые могут дать педагоги, имея в виду, с одной стороны, влияние школы (в большинстве случаев дурное), с другой — практическое указание средств к сохранению и развитию стыдливости во время школьного возраста. Наконец, серьезного внимания заслуживает отношение государства к проституции (ср. Проституция, а также А. Оеttingen, "Moralstatistik", Эрланген, 1882) и к домам терпимости как учреждению, в котором христианское государство официально признает искорененным чувство С. у одних существ ради поддержания бесстыдства в других. Затруднительность положения современного государства по отношению к проявлениям бесстыдства заметна и в других вопросах (припомним, напр., бурю, поднятую в Германии по поводу закона Гейнце). 6) Чувство С. может быть предметом исследования и в области этики; в этом отношении Влад. Соловьев впервые указал ("Оправдание добра", гл. I) на то, что чувство С. не есть только отличительный признак, выделяющий человека из прочего животного мира, но что здесь сам человек выделяет себя из всей материальной природы. Стыдясь своих природных влечений и функций собственного организма, человек тем самым показывает, что он — не только природное существо, а нечто высшее. Чувством С. определяется этическое отношение к материальной природе. Человек стыдится ее в себе или, точнее, стыдится своего подчинения ей и тем самым признает относительно ее свою внутреннюю самостоятельность и высшее достоинство, в силу чего он должен обладать, а не быть обладаемым ею. 7) Наконец, чувство С. может быть предметом исследования с точки зрения эстетической. Литература по отношению к рассматриваемому вопросу может служить показателем не только историческим, но и эстетическим, т. е. можно исследовать вопрос о том, как и в каких типических фигурах воплотили великие мастера слова чувство С. И не только литература, но и другие искусства (напр. живопись и скульптура) могут быть введены в круг исследования (ср. напр. I. В. Delestre, " Études des passions appliqué es aux beaux arts...", Пар., 1853).
Э. Радлов.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.