Смерть
бессмертие
воскресение
Смерть
бессмертие
воскресение
Смерть
Syn: гибель, кончина, умирание, конец, летальный исход
Ant: жизнь
Смерть
(санскр., пали марана) — посл. звено в цепи "колеса жизни", когда происходит оставление телесной формы (рупа) и др. оболочек. Для буддистов С. — явление повторяющееся.
Н. А. Канаева
Смерть
прекращение жизнедеятельности организма, после чего тленная плоть возвращается в землю, из веществ которой она и сделана, а вечный дух возвращается к Богу, который и вдохнул его в плоть (см. Страшный Суд).
Смерть
Смерть
♦ (ENG death)
прекращение всех витальных функций, к-рые поддерживают жизнь. Вопросы о происхождении смерти, судьбах умерших, а также ритуалах, сопровождающих смерть, важны для всех религиозных традиций. В христианском теологическом контексте смерть есть жизнь греха, к-рый отдаляет от Бога (Рим. 5-8).
Смерть
прекращение жизнедеятельности организма, гибель его. У одноклеточных организмов (напр., простейших) смерть особи проявляется в форме деления, приводящего к прекращению существования данной особи и возникновению вместо нее двух новых. Смерть теплокровных животных и человека связана с прекращением прежде всего дыхания и кровообращения. Различают 2 основных этапа смерти: клиническую смерть и следующую за ней биологическую, или истинную, - необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.
Смерть
мифическое существо; русские памятники (старинные рукописи, стенная живопись и лубочные картины) изображают Смерть или страшилищем, соединяющим в себе подобия человеческое и звериное, или сухим, костлявым человеческим скелетом с оскаленными зубами и провалившимся носом, потому народ и называет ее курносою. Смерть признавалась нечистою, злою силою, оттого и в языке, и в поверьях она сближается с понятием мрака (ночи) и холода (зимы). ...Вдруг повстречалась с ним старуха, такая худая да страшная, несет полную котомочку ножей, да пил, да разных топориков, а косой подпирается... Смерть (это была она) и говорит: Я послана Господом взять у тебя душу! (сб. Е.В. Барсова. "Солдат и Смерть").
Смерть
бывает двух видов: телесная и духовная. После смерти телесной тело лишается души, которая его оживляла, а духовная смерть заключается в том, что душа лишается Божьей благодати, которая поддерживала ее высшую, духовную жизнь. Душа тоже может умереть, но это происходит не так, как умирает тело. После телесной смерти тело теряет чувства и разрушается, душа же после смерти от греха лишается духовного света, блаженства и радости, но не уничтожается и не разрушается, а находится в состоянии мрака, страдания и скорби. Смерть вошла в наш мир через грех наших прародителей – Адама и Евы. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Послание к Римлянам, 5, 12).
Смерть
Без смерти не умрешь - смерть не наступит раньше положенного ей срока
До смерти - крайне, очень.
Как смерть бледный - очень бледный
Не на живот (или на жизнь), а на смерть -
1) не жалея жизни ради чего-либо
2) самым решительным образом.
Пасть смертью храбрых высок. - умереть героем
Смерть причину найдет - всему можно найти оправдание
Смотреть (или глядеть) смерти в глаза (или в лицо) - быть близким к смерти
(Только) за смертью посылать шутл. - о том, кто очень медленно ходит по какому-либо делу, поручению
Смерть
Смерть бывает двоякая: телесная и духовная. Телесная смерть состоит в том, что тело лишается души, которая оживляла его, а духовная в том, что душа лишается благодати Божией, которая оживляла высшею духовною жизнью. Душа также может умереть, но не так как умирает тело. Тело, когда умирает, теряет чувства и разрушается; а душа, когда умирает грехом, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается, не уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и страдания. Смерть вошла в мир через грех наших прародителей. Все люди родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как из зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство. Свящ. Писание говорит о сем следующим образом: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть; так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим 5:12).
Смерть
Индоевропейское – mъr- (мор, умирать, смерть).
Общеславянское – sъmъrtь (смерть).
Слово «смерть» известно с древнерусской эпохи (XI в.) в форме «съмьрть».
Древнерусским слово заимствовано из старославянского языка, где «съмръть» восходит к общеславянскому sъmъrtь, производному от индоевропейского корня mъr- (того же, что и в русских словах «мертвый», «морг», «мор», «мереть») при помощи приставки sъ- и суффикса -tъ.
Об индоевропейском праисточнике свидетельствуют однокоренные слова в других языках: древнеиндийское mrtis, латинское mortis.
Славянское sъmъrtь также связывают с древнеиндийской основой su- (благой, хороший, первоначально – благая смерть).
Родственными являются:
Украинское – смерть.
Польское – smierc.
Производные: смертный, смертельный, обессмертить, смертник.
Смерть
смерть *****
Рылеев. «Двум смертям не бывать, а одной не миновать.» (посл.) «На миру и смерть красна.» (посл.).
| перен. Гибель, прекращение, уничтожение (книж.). Социализм несет смерть капиталистическому миру.
2. в знач. нареч., только ед., со словом "как" или без него. Очень, в высшей степени, чрезвычайно (разг. фам.). Смерть как хочется пить.
• вопрос жизни и смерти - см. жизнь. до смерти (разг.) - крайне, очень. до смерти спать хочется. как смерть (бледный) - очень бледный. «я, как смерть, и тощ, и бледен.» пушкин. Между жизнью и смертью - см. жизнь. на смерть (или насмерть) - 1) так, что наступает смерть. Убить на смерть. Разбиться на смерть. 2) очень сильно, чрезвычайно (разг.). «Боль головушку всю разломила на смерть.» А.Кольцов. «С Курицыным поругался на смерть.» Чехов. Не на жизнь, а на смерть - см. жизнь. Право жизни и смерти - см. жизнь. При смерти - так болен, слаб, что может умереть. Смерть моя! (разг.) - восклицание, выражающее неприязненное отношение к чему-нибудь. - На басни бы налег. «Ох, басни - смерть моя!» Грибоедов.
Смерть
, прекращение жизнедеятельности организма, имеющее необратимый характер. У одноклеточных организмов (напр., простейших) смерть проявляется в форме деления, приводящего к прекращению существования данной особи и появлению вместо неё двух новых. У теплокровных животных и человека смерть – это прежде всего прекращение дыхания и кровообращения. В зависимости от причин, вызвавших наступление смерти, различают смерть естественную (физиологическую) и преждевременную (патологическую). Естественная смерть наступает в результате старения, когда постепенно угасают функции всех органов и систем организма, преждевременная – в результате болезней, травм или других повреждающих факторов внешней среды, вызывающих нарушения, несовместимые с жизнью (повреждение мозга, сердца, почек и других жизненно важных органов). В медицине существуют понятия клинической и биологической (истинной) смерти. Клиническая смерть продолжается несколько минут после остановки дыхания и кровообращения и является обратимым этапом умирания. Её наступлению предшествуют постепенное снижение кровяного давления, угнетение рефлексов, нарушение сознания, остановка сердца. В период клинической смерти возможна реанимация – оживление организма, поскольку необратимых изменений в центральной нервной системе, органах и тканях ещё не произошло. Биологическая смерть – необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях, при котором реанимационные мероприятия безуспешны. Достоверные признаки биологической смерти – помутнение роговицы глаз, затем трупное окоченение. Наука, изучающая биологические аспекты смерти, наз. танатология. По отношению к растениям термин «смерть» не употребляется. Прекращение их жизнедеятельности называется отмиранием или гибелью.
Смерть
♦ "Умру и буду тебя вспоминать", сказал Н. Брагинской ее сын.
♦ Киплинг: "Кто не дотерпел до смерти, тому нечего было терпеть". — "Равви, долго ли еще? у нас уже нет терпения! — Евреи, не дай бог, чтобы это длилось столько, сколько у нас есть терпения!"
♦ "Распряжки и вывода из оглобель не трепещу" (Лесков, 11, 494).
♦ "Идя потом домой, он соображал, что от смерти будет одна только польза: не надо ни есть, ни пить, ни обижать людей — от жизни человеку убыток, а от смерти польза" ("Скрипка Ротшильда").
♦ "В то время люди еще знали наперед день своей смерти <и зря не работали>, Христос потом это отменил" — легенда у Короленко.
♦ "Смерть не более чужда, чем начальство" (те же зап. О. Фрелиха в РГАЛИ).
♦ Sch. Ар. Rhod. IV, 58. Гесиод говорит, что Эндимион, сын Аэтлия, сына Зевса и Калики, получил от Зевса дар быть управителем собственной смерти и умереть по своему желанию.
♦ В 9-м томе КЛЭ исчезли справки "репрессирован — реаби литирован", но о Франк-Каменецком (ум. 21.04.1937) оговорено: умер от несчастного случая.
♦ "В то время люди еще знали наперед день своей смерти и зря не работали. Христос тогда это отменил" (легенда Короленко в дневнике К. Чуковского, 42).
♦ Расплывающийся, как в ненаведенном бинокле, образ смерти, по которой я собою стреляю, — недолет, перелет, — и стараюсь угадать нужный срок См. ГОДОВЩИНА.
♦ "Все-таки я счастливый: Я ведь дожил до собственной смерти" ("Баллады Кукутиса").
♦ Тянешь лямку, пока не выроют ямку (запись М. Шкапской).
♦ "Просить Господа Бога, чтобы снял меня с иждивения" (Цветаева — Пастернаку). "Умер, как большая, отслужившая вещь" (она же).
Смерть
(Мавет)
Многие библейские стихи убедительно свидетельствуют, что еще в период Праотцев господствовала вера в то, что мертвые не исчезают совершенно, но после С. человек покоится со своими предками, а душа его продолжает существовать вне тела. Тело же бездыханно: "Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восславит Тебя..." (Ис XXXVIII, 18). Мертвые в преисподней не помнят о Господе, "ибо в С. нет памяти о Тебе..." (Пс. VI, .). Из Торы и Пророков очевидно, что исходной точкой является вера в Господа, дающего жизнь всему живому, и душа живого человека - от Господа: "И создал Господь Бог человека из праха земли, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живым существом" (Быт. 11,7). Власть Господа повсеместна, и нет ничего неподвластного ей. Иов выражает надежду, что удостоится когда-нибудь восстать из мертвых и узреть лучезарный лик Господа. С распространением веры в Единого Бога, в то, что Он - источник жизни, праведность стала аналогом жизни, а нечестие и безбожие - аналогом С: "Смотри, Я предложил тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло. Ибо заповедаю тебе сегодня любить Господа, Бога твоего, следовать путями Его и соблюдать заповеди Его, и уставы Его, и законы Его, дабы ты жил и размножился..." (Втор. XXX, 15-1.).
С. - это наказание Божье, но придет день, и упразднит Господь С. навеки: "Изведет С. навеки и высушит Господь слезы со всех лиц, и грех народа Его устранит со всей земли" (Ис. XXV, 8). Мертвые восстанут из могил: "Оживут мертвецы Твои, восстанут умершие. Преобразитесь и ликуйте, лежащие во прахе..." (Ис. XXVI, 19).
Множество традиций связано с проводами усопшего и погребением. Но они разные в разных общинах. Все делается в честь усопшего. Возвращающийся с кладбища или из дома, где лежит тело усопшего, должен омыть руки прежде, чем войдет в жилой дом. По этой же причине ставят умывальники у выхода с кладбища. Запрещено целовать мертвого, даже самого близкого родственника.
Смерть
Смертный грех
1) в религиозных представлениях - грех, к-рый нельзя искупить, к-рый влечет за собою вечную муку в загробной жизни (церк.).
► Семь смертных грехов.
2) перен. очень большой порок, непростительный проступок (разг. шутл.).
Вопрос жизни и смерти - крайне важный, имеющий решающее значение.
► Отыскать этого человека - вопрос жизни и смерти.
До смерти (разг.) - крайне, очень.
► До смерти спать хочется.
Как смерть (бледный) - очень бледный.
► Я. как смерть, и тощ, и бледен. А. Пушкин.
Между жизнью и смертью - в очень опасном для жизни положении.
► Три дня больной находился между жизнью и смертью.
Hа смерть (или насмерть)
1) так, что наступает смерть.
► Убить на смерть.
► Разбиться на смерть.
2) очень сильно, чрезвычайно (разг.).
► Боль головушку всю разломила на смерть. А. Кольцов.
► С Курицыным поругался на смерть. Чехов.
Не на жизнь, а на смерть - самым решительным образом, до решительного исхода.
► Началась битва не на жизнь, а на смерть.
Смерть моя! (разг.) - восклицание, выражающее неприязненное отношение к чему- н.
► -На басни бы налег. Ох, басни - смерть моя! Грибоедов.
СМЕРТЬ, и, мн. и, ей, ж.
1. Прекращение жизнедеятельности организма. Клиническая с. (короткий период после прекращения дыхания и сердечной деятельности, в к-рый ещё сохраняется жизнеспособность тканей). Биологическая с. (необратимое прекращение биологических процессов в клетках и тканях организма). Насильственная с. (убийство). Скоропостижная с. Погибнуть смертью героя. Быть при смерти (умирать). Смерти в глаза смотреть (смерть близка; высок.). Его (тебя) только за смертью посылать (о том, кто выполняет поручение медленно, с большой задержкой; разг. неодобр. и шутл.). Своей смертью умереть (умереть естественной смертью). Двум смертям не бывать, а одной не миновать (посл.). Бледен как с. (очень бледен).
2. перен. Конец, полное прекращение какойн. деятельности. Политическая с. Творческая неудача для него с.
3. в знач. сказ. и нареч. Очень, в высшей степени, очень много, ужас (в 5 знач.) (прост.). Народу с. сколько! Устали с.! С. пить хочется.
• Смерть как (какой) (прост.) то же, что ужас как (какой). Смерть как устал. С. какой голодный.
До смерти (разг.) очень, крайне. Устал до смерти.
| прил. смертельный, ая, ое и смертный, ая, ое (к 1 знач.; устар. и высок.). Смертельный исход болезни. Смертельный случай. Смертный час. На смертном одре (об умирающем).
Смерть
— прекращение или отсутствие жизни, отделение души от тела. Смерть не была создана Богом. Сотворив человека (Адама) прекрасным, Бог лишь предупредил его, что он умрет, если проявит непослушание, отойдет от заповеди Божией, оставит Бога. И человек пошел именно по этому пути (Рим.5:12 ; ·срн. Иез.28:15). Не известно, сколько времени до этого отхода Адам жил в раю. Он, видимо, обладал бессмертием, ибо мог вкушать и от дерева жизни (Быт.2:9,16-17), но грехопадение сделало его смертным, хотя смерть и пришла видимым образом лишь через 930 лет (Быт.5:5). О его знакомстве с бессмертием говорит и тот факт, что у рая на пути к дереву жизни после изгнания Адама была поставлена охрана (Быт.3:24). Хотя Адам продолжал жить, тело его стало смертным, то есть обладающим всеми теми ужасными недостатками и порчей, которые мы — его потомки, так хорошо знаем по себе. И это есть последствие, а не причина смерти. После грехопадения Адам стал рождать (производить) от Евы детей по своему (а не Божиему!) подобию (Быт.5:3). Таким образом смерть стала царствовать в мире. Но это не окончательная смерть, ибо душа с телом не умирает. Есть еще вторая смерть (Отк.2:11 ; Отк.20:6,14-15; Отк.21:8, ·срн. Лук.12:4 -5) — вечное пребывание в мучениях и без Бога. Только верующий в Иисуса Христа — Спасителя душ человеческих, не умирает (Иоан.6:50 -51; Иоан.11:26 ; Рим.8:13), такой человек переходит из состояния или подверженности смерти (чем является наша внешняя жизнь) в жизнь истинную (Иоан.5:24 ; 1Иоан.3:14). Господь победил смерть и держит в Своих руках ключи смерти и ада (1Тим.1:10 ; Отк.1:18). В Священном Писании есть указания на то, что не все поголовно будут оживлены в конце веков (Пс.48:20 ; Пс.91:8 ; Ис.26:14 ; Иер.51:39,57; Дан.12:2); по-видимому, есть категория людей, которые были и пройдут как небывшие (Авд.1:16). (см. убиение)
Смерть
Смерть
♦ Mort
Крайняя степень небытия. Значит ли это, что смерть – ничто? Не вполне, поскольку это ничто ожидает нас, вернее, мы ожидаем его. Скажем так: смерть есть ничто, но мы умрем, и эта последняя истина не есть ничто.
Более здраво по этому вопросу высказались, на мой взгляд, Эпикур и Лукреций, а не Спиноза. «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, – гласит знаменитая теорема из "Этики", – и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни» (часть IV, теорема 67). Со вторым утверждением я согласен безоговорочно. Но не с первым, и должен сказать, что вообще не вижу, как они могут быть совместимы. Как можно размышлять о жизни, не думая о смерти, которой жизнь завершается? Напротив, именно потому, что мы думаем о смерти как о ничто, сказал бы Эпикур (она ничто для живых, потому что они живы, и ничто для мертвых, потому что их больше нет), мы способны безмятежно пользоваться благом жизни. Иначе зачем нам философия? И как можно заниматься философией, отмахнувшись от смерти? Тот, кто боится смерти, боится ничто. Но боится ли он всего? В жизни бояться нечего, объясняет все тот же Эпикур, стоит только понять, что самое страшное зло – смерть – для нас ничто (Письмо к Менекею). Но для этого необходимо также строго осмыслить смерть как небытие и отказаться от ее воображаемого представления (в виде ада или нехватки чего-то) и страха перед ней. Достаточно ли этого? Не уверен. А уж когда смерть совсем близко и ее вероятность усиливается многократно, этого и вовсе мало. Но разве мысли должно быть достаточно? И может ли быть достаточно одной мысли? А даже если это не так, разве это имеет значение, если эта мысль, истинная или представляющаяся нам истинной, помогает нам жить здесь и сейчас? Даже слабая философия все же лучше, чем отсутствие всякой философии.
Можно ли научиться умирать? Это всего лишь часть, не самая важная и не самая трудная, науки жить. Впрочем, как шутливо отмечает Монтень, даже если мы так и не научимся умирать, не стоит из-за этого так уж волноваться: «Природа научит нас прямо на месте, и ее урок будет достаточно полным» («Опыты», книга III, глава 12). Если о смерти думать надо, то не для того, чтобы освоить науку умирать – она никуда от нас не денется, а для того, чтобы освоить науку жить. Значит, думать о смерти надо, чтобы приручить смерть, принять ее и начать думать о чем-нибудь другом. «Я хочу действовать, – с блеском пишет Монтень, – и как можно дольше тянуть жизненные обязанности; а когда придет смерть, я хочу, чтобы она застала меня сажающим капусту и увидела, что мне нет дела ни до нее, ни до несовершенства моего сада» («Опыты», I, 20).
Смерть
(физическая с., духовная с.)
А. Физическая смерть
1. Используемые выражения
♦ умереть:
Быт 5:5,8,11,20
♦ возвратиться в прах:
Быт 3:19; Еккл 12:7
♦ лечь в прахе:
Иов 7:21
♦ отойти к отцам:
Быт 15:15
♦ почивать со своими отцами:
Втор 31:16; 2Цар 7:12
♦ скончаться:
Быт 25:8
♦ приложиться к народу своему:
Быт 49:29
♦ испустить дух:
Быт 35:29; Лк 23:46
♦ сойти в преисподнюю:
Быт 37:35; 3Цар 2:6,9
♦ отойти в путь всей земли:
3Цар 2:2
♦ уснуть:
Ин 11:11; Пс 75:6
♦ почить:
Деян 7:60
♦ спать:
Дан 12:2
♦ выйти из тела:
2Кор 5:8
♦ разрешиться:
Флп 1:23
♦ отшествие:
2Тим 4:6; 2Пет 1:15
2. Все человеческие существа умирают:
Еккл 8:8; Евр 9:27
♦ первые примеры:
Быт 4:8; Быт 5:5-20,25-31
♦ два исключения: Енох и Илия:
Быт 5:21–24; 4Цар 2:11,12
3. Смерть пришла как следствие греха
♦ следствие греха Адама:
Быт 2:17; Рим 5:12; 1Кор 15:21,22
♦ возмездие за грех каждому:
Рим 6:23
4. Смерть была побеждена Христом
♦ был воскрешен:
Рим 6:9
♦ имеет ключи смерти:
Откр 1:18
♦ освобождает нас от страха смерти:
Евр 2:15
♦ окончательно истребит смерть:
1Кор 15:26,53-57
5. Что означает смерть для верующих
♦ смерть во Христе:
1Кор 15:18; 1Фес 4:14
♦ приобретение:
Флп 1:21
♦ она дорогая Богу:
Пс 115:6; Откр 14:13
♦ отход к миру:
Ис 57:1,2
♦ вхождение в славу:
Пс 72:24
♦ облечение для жизни на небесах:
2Кор 5:4
♦ подготовка нас к принятию венца:
2Тим 4:8
6. Что означает смерть для грешников
♦ нет спасения:
Иез 3:19; Ин 8:21
♦ нет надежды:
Иов 8:13; Притч 11:7
♦ кара Божия:
Чис 16:29,30; Лк 12:20
♦ дорога в ад:
Лк 16:22,23; Деян 1:25
♦ нежеланна Богу:
Иез 18:23,32
♦ нечто страшное:
Иов 27:19–21; Притч 10:24
Б. Духовная смерть
1. Ее истоки
♦ пришла как следствие греха:
Быт 2:17; Рим 5:12; Рим 6:23
♦ часть греховной человеческой натуры:
Рим 8:6
2. Кто духовно мертв
♦ не имеющие Христа:
Еф 2:1,5; Кол 2:13; 1Ин 5:12
♦ ищущие плотских наслаждений:
Еф 4:17–19; 1Тим 5:6
♦ не служащие Богу добрыми делами:
Евр 6:1; Евр 9:14
3. Как можно победить духовную смерть
♦ верой во Христа:
Еф 2:4,5; Еф 5:14; 1Ин 5:12
♦ раскаянием и обращением к Богу:
Лк 15:17–24; Откр 3:1-3
В. Вечная смерть
1. Выражения, используемые для описания вечной смерти
♦ мука вечная:
Мф 25:46
♦ геенна:
Мф 5:20-30
♦ огонь вечный:
Мф 25:41
♦ озеро огненное, горящее серой:
Откр 19:20; Откр 20:15
♦ вечная погибель от лица Господа:
2Фес 1:9
♦ тьма внешняя:
Мф 25:30
♦ мрак тьмы:
Иуд 13
♦ смерть вторая:
Откр 20:6
♦ грядущий гнев:
1Фес 1:10
2. Каковы ее истоки
♦ следствие греха:
Быт 2:17; Рим 5:12; Рим 6:23; Иак 1:15
♦ ее символ — изгнание из Едема:
Быт 3:22-24
3. Кто ввергается в смерть вечную
♦ диавол и его ангелы:
2Пет 2:4; Откр 20:10
♦ антихрист:
2Фес 2:8; Откр 19:20
♦ поклоняющиеся зверю:
Откр 14:9-11
♦ выбравшие широкую дорогу:
Мф 7:13
♦ живущие греховной жизнью:
Рим 1:28-31
♦ не любящие нуждающихся:
Мф 25:41-46
♦ не верящие в Иисуса:
Ин 3:36
♦ лжеучителя в церкви:
2Пет 2:1-17
♦ нечестивые, алчные люди в церкви:
Иуд 4,8-13
4. Иисус победил вечную смерть:
1Кор 15:20,54-57
5. Кто избежит вечной смерти
♦ верующие в Иисуса:
Ин 3:16,18,36; Ин 11:25,26
♦ воскресшие со Христом:
Рим 6:5-11
♦ соблюдающие Божие слово:
Ин 8:51
♦ выбирающие узкий путь:
Мф 7:14
♦ добрые к нуждающимся:
Мф 25:34-40
♦ не поклоняющиеся зверю:
Откр 20:4-6
Смерть
феномен бытия; в философском аспекте - категория, кардинальным образом влияющая на определение смысла человеческого существования. Отличительной чертой рус. религиозной философии является трактовка С. как бытийной драмы, свидетельствующей об онтологических и антропологических деформациях сущего. Древнерус. мысль отличалась доминированием нравственной проблематики; понимание С. на Руси трансформировалось в проблему благой С. и праведной жизни. Мысли о нравственной значимости конечности человеческого существа можно встретить у Климента Смо-лятича, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского. В древнерус. культуре отсутствовал тот страх С, к-рый инициировал гиперрефлексию по поводу человеческой конечности, свойственной позднейшим эпохам. Достойная и правильная жизнь имела высшее аксиологическое значение. Это наглядно отражает Киево-Печерский патерик. Яркая картина нравственного понимания С. дана в "Чтении о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба". Такую С. можно назвать нравственной, ибо она демонстрирует подвиг смирения и отрешения от земного, выражение абсолютной преданности человека Богу. В "Диоптре" содержатся сюжеты, отражающие различные аспекты понимания С: "О краткости жизни человеческой", "Мир скоротечен", "О неизвестности смертного часа", "О необходимости размышления над смертью", "О бренности человеческого естества", "0 познании Бога", "О познании самого себя". Здесь даны такие определения жизни и С: "Жизнь есть зеркало вогнутое, которое показывает лицо в превратном виде. Смерть же есть зеркало гладкое, ровное и неложное, которое представляет вещи такими, каковы они на самом деле, без примеси всякой несправедливости". Это, конечно, не апология С, но особый духовный взгляд на мир, в свете к-рого неистинная жизнь человека раскрывается т. обр., что даже С. кажется правдой. В православии представления о С, доминировавшие в XI–XVII вв., наиболее полно выражены в "Службе о усопших": "Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую, по образу Бо-жию созданную нашу красоту, безобразну и безславну, не имущу вида". Церковная служба компенсирует философские вопрошания, переводя их в высокий апофатический ряд. Характерным является скорбное отношение к С. и усопшему, глубокое понимание бытийной трагедии, происшедшей с личностью. В "Повести о горе-злочастии" раскрыт духовный смысл несчастной судьбы человека. С. здесь выступает как некий предел зла, как безысходность и бесперспективность существования. Свидетельством пристального интереса к С. на Руси является факт большой популярности переводного текста "Прение живота со смертью". Здесь С. представлена как исконный главный враг человека, она "образ имеет страшен <…> иже кознодействует различно на разрушение человека". Поэтому С. так "экипирована" против человека: "мечи, ножи, пилы, рожны, серпы, сечива, косы, бритвы, уды, теслы и иная многая незнаемая…". Все это устрашает встретившего ее человека, к-рый вступает с ней в прения, желая земным откупиться от неминуемого. В тексте важен также апофатический элемент относительно непредставимости С. Если в Зап. Европе с XII в. появляются тенденции дехристианизации и деморализации С, связанные с усилившимся признанием самоценности земной жизни, то на Руси нравственное восприятие жизни и переживание С. не утрачивают своего накала. Земная жизнь вплоть до XVIII в. воспринимается в христианском смысле, и С. не теряет своей духовной значимости для нравственной регуляции жизни. На Западе противодействие С, неприятие С. идут рука об руку с минимизацией телесных страданий. В России духовная ценность страданий была всегда велика; гедонизм не прививался вплоть до XIX в., а в массовом сознании он укоренился лишь в кон. XX в. XVIII век - нач. оригинальной философии С. в России. Работы архиепископа Евгения (Булгара), митрополита Московского Платона (Левшина) раскрывают антиномическое познание метафизических истин через опыт постоянного бытийного самоуглубления личности. XVIII - нач. XIX в. характеризуется интенсивной рефлексией над проблемой бессмертия души, с к-рой связывается вопрос о цели и назначении человеческой жизни. Сохраняются традиционные, ортодоксальные представления о жизни и С, к-рые являются доминирующими, но они смешиваются с представлениями, появившимися в результате зап. (схоластического) влияния. Пафос рационалистического, доказательного пути обоснования бессмертия души можно встретить в трактатах Теплова, Щербатова, Радищева, И. М. Кондорского, В. Т. Золотницкого, Д. С. Аничкова, М. В. Данилова, В. А. Левшина. Здесь проблема человеческой смертности трансформируется в проблему доказательства бытия души и ее бессмертия. Доказательства сводятся к выявлению таких атрибутов души, как ее невещественность, бесплотность, разумность, простота, неделимость, непричастность С. Главным является возможность постижения души как высшего разумного начала в человеке. На рационализм отечественных авторов в значительной мере повлияли взгляды античных (Демокрит, Платон, Аристотель) и западноевропейских мыслителей (Декарт, Лейбниц, Вольф, Руссо, Мендельсон, Шеллинг и др.). Большой популярностью пользовалась кн. М. Мендельсона "Федон, или О бессмертии души". На знаменитый трактат Радищева "О человеке, его смертности и бессмертии" большое влияние оказали виталистические представления Лейбница. Как и нем. философ, рус. мыслитель придерживается идеи - "сохранения энергии", непрерывности и неуничтожимости материального мира, что с достаточной полнотой выразилось в таком утверждении автора: "Природа, как то мы видели, ничего не уничтожает, и небытие или уничтожение есть напрасное слово и мысль пустая". Работа Щербатова "Размышления о смертном часе" содержит антиэвтаназийные взгляды, обоснованные нравственно. Автор помышляет о том, "как бы хорошо и без страху умереть". Его аргументация строится на утверждении необходимости нравственной жизни и на вере в благую волю Творца, правосудие и милосердие Создателя. Это традиционное представление для рус. сознания; еще в "Житии Феодосия Печерского" сказано, что "смерть - покой для праведника". Тем самым кардинально решается проблема страха С: он исчезает по мере нравственно прожитой жизни. Традиционный православный взгляд на проблему человеческой смертности нашел отражение в таких разноплановых (часто анонимных монастырских) изданиях, как "Смерть в отношении к бессмертию" (1877), "Смерть и воскресение человека" (1911), "Смерть пред алтарем Божиим" (1910), "Смерть и для детей не за горами" (1847), в к-рых рассматриваются как вопросы нравоучительного характера в форме духовного наставления о том, что необходимо заботиться о спасении души с самого раннего возраста, так и вопросы, связанные с происхождением слова "С", понятие и определение С, неестественность С, непостижимость С, ее аксиологическое значение. Соч. А. Орлова "Смерть купца, или Отеческое наставление сыну при конце жизни" (1830) выполнено в жанре "договора со смертью". Прагматичный купец находит причины, выпрашивая у С. отсрочку, так как его алиби жизни - практические дела. Соч. заканчивается нравоучительным финалом: купец умирает, не взяв с собой никакого имущества. В XIX - нач. XX в. проблема С. занимает большое место в отечественной культуре. Она находит разностороннее осмысление в текстах различных жанров: это и художественная проза, и поэзия, и духовно-академическая философия, и богословские труды, и "вольное" философствование. Среди авторов, глубоко рассматривавших проблему С, можно назвать таких мыслителей, как Чаадаев, К. П. Леонтьев, Федоров, В. С. Соловьев, Несмеюв, Шперк, А. А. Токарский, Астафьев, Бердяев, Шестов, Франк, Е. Н. Трубецкой, С. Н. Трубецкой, Розанов, Карсавин, Эрн, С. А. Алексеев (Аскольдов), Булгаков, Вышеславцев, Флоренский, Мережковский, Флоровский, И. А. Ильин, В. Н. Ильин, Г. Э. Ланц, А. А. Мейер, Горский, Сетницкий, Свенцицкий, Волжский (А. С. Глинка), М. М. Бахтин и др. Метафизика С. расширяет бого-словско-философский контекст и вступает в сферу художественного творчества (Гоголь, Пушкин, Баратынский, Кольцов, Достоевский, Тютчев, Фет, Никитин, Толстой, Блок, Пастернак, М. Цветаева, Мандельштам, Платонов и др). Создается отечественный контекст самобытной рефлексии на эту тему: С. как утрата нравственного сознания (Чаадаев); представления о С. как о нравственном беззаконии (В. С. Соловьев); философия общего дела (Федоров); метафизика пола (Розанов); нравственный антиномизм С. (Бердяев); софиология С. (Булгаков); аритмологическая трагедийность мироздания (Флоренский, Франк); недолжность хищнического миропорядка (Е. Н. Трубецкой); абсолютная ценность бессмертия души (С. Н. Трубецкой); непостижимость С. и трагедия жизни (Шестов) и т. д. Стремление выяснить природу С. (ее происхождение, бытийный характер и смысл) с целью ее преодоления ведет к развитию метафизики всеединства, к-рая является не столько логической конструкцией, сколько нравственным заданием для личности по воссозданию распадающегося сущего. Особой силы идея неприятия С. как высшего зла достигает в учении Федорова. Нравственный абсолютизм учения в том, что преодоление С. и воскрешение умерших должны затронуть всех без исключения людей. Это и составляет реальную нравственно-онтологическую основу "общего дела", к-рое является соборной, социальной и космологической реализацией высшего смысла земного бытия человека. Этическая заостренность рус. религиозной мысли на проблемах зла порождена восприятием С. как космической, вселенской неправды, приносящей человеку страдания и лишающей жизнь высшего смысла. Часто эти вопросы ставились и решались в художественной форме (напр., в альманахе "Смерть", вышедшем в 1910 г. в Петербурге). Поэзия представлена в нем такими именами: Вяч. Иванов, С. Городецкий, В. Гофман, A. Рославлев, Д. Цензор, А. Боанэ, В. Ленский, В. Жирмунский, В. Гиппиус. Общая тональность раздела "Лирика" - возвышенно-торжественный гимн С, "благословение" С, декадентствующая апология эстетизированно-го страха и ужаса. В разделе "Рассказы и поэмы" свои художественные творения, посвященные С, представили - B. Муйжель, Чулков, П. Кожевников, Н. Олигер, В. Козлов, C. Городецкий, Н. Архипов, А. Каменский, П. Потемкин. Попыткой осмыслить скорбную тайну С. отличается повесть В. Ленского "Мария". Философский раздел "Альманаха" представлен именем Розанова, к-рому принадлежит ст. "Смерть… и что за нею". Существенным для рус. философии является различение понятий "танатология" и "сотериология". Танатология - наука о С, преимущественно затрагивающая эмпирические аспекты С: биологические (иммортология, геронтология), медико-психологические (эвтаназия), историко-культурологичес-кие. Соответственно танатологическая проблематика сводится к следующим компонентам: стиль поведения, связанный со С. и трауром; эвтаназия, трансплантология, геронтология, биоиммортология, биоэтика. Г. В. Шор в кн. "О смерти человека. Введение в танатологию" (1925) определил задачи танатологии как отдаление момента С. и удлинение жизни. Тем самым танатологическим инструментарием в принципе не улавливается то, что может быть названо метафизикой С, имеющей дело с "чистым" феноменом С, вне его медико-биологических интерпретаций. Сотериология - прежде всего метафизика С, затрагивающая онтологические аспекты антропологии и духовно-нравственную проблематику ("Поэма о смерти" Карсавина и "Софиология смерти" Булгакова). Особую значимость в этом отношении имеют философско-бого-словские труды Флоровского: "Тварь и тварность", "О смерти крестной", "Воскресение жизни", "О воскрешении мертвых". В них содержатся мысли, предваряющие фундаментальные идеи М. Хайдеггера и В. Янкелевича. Почему С. - "вершина этой жизни" и одновременно "космическая катастрофа", в чем "загадочность и таинственность" С, каковы корни страха С, почему "умирает только человек", в чем различие вечности и бесконечности, в чем действительный трагизм С. - эти и др. вопросы формируют полноценную эвристическую базу для совр. исследований феномена С. "Физическая смерть человека - не отдельное "природное явление", а скорее зловещее клеймо изначальной трагедии", - заявлял Флоровский. "В современной психологии, - писал он, как бы предсказывая нынешнюю ситуацию, - точно замалчивается катастрофа смерти. Смерть в этих схемах теряет свою метафизическую значительность и властность". Показательным для отечественной традиции является иммортологический опыт советской философии и биологии. Задача ставилась конкретно и радикально: выяснить возможности устранения фатальности С. для достижения реального личного бессмертия. В философской литературе советского периода сложились два противоположных подхода к проблеме С. В рамках первого мировоззрения идея бессмертия индивида оценивалась как вредная и опасная утопия, к-рой может противостоять лишь безальтернативная идея "социального бессмертия". Второй подход можно назвать сциентистским оптимизмом. Он основывается на секу-лярном прочтении федоровских идей воскрешения. Здесь вера в науку огромна, с ней связывается реализация фундаментальных гуманистических проектов. Глубокие размышления о смысле жизни и С. можно встретить у А. Н. Чанышева, Г. С. Батищева, В. Н. Шердакова, В. П. Фетисова и др. Постмодернистская эксплуатация темы С, ее вне-моральная эстетизация, приобретает некрофилические формы и соответствующие некропрактики, что имеет деструктивный эффект и в итоге профанирует ее нравственный смысл. С. нередко описывается также в оккультной парадигме. Многообразие трактовок "высшей реальности" напрямую зависит от "мистического произвола" автора. Этико-философский подход, характерный для мн. рус. мыслителей, фиксирует нравственно негативную сущность С. для человека любой эпохи и культуры и предлагает способы различного ее преодоления (и нравственного, и культурного, и физического). С этой т. зр. подлинное человеческое существование возможно лишь на путях действительного преодоления С, а не только ее страха. В этом пафос Достоевского - борьба с кажимостью, призрачностью, неподлинностью жизни.
◘ Л и т.: Артемьева Т. В. История метафизики в России XVIII века. Спб., 1996. ВишевИ. В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990; Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М., 1989;Де-мичев А. В. Дискурсы смерти. Введение в философскую танатологию. Спб., \991, Исупов К. Г. Русская философская танатология // Вопросы философии. 1994. № 3,Пугачев О. С. Этический контекст проблемы бессмертия в русской религиозной философии (конец XIX- начало XX в.). 1998; Сабиров В. Ш. Русская идея спасения. (Жизнь и смерть в русской философии). Спб., 1995; Семенова С. Г. Философ будущего века: Николай Федоров. М., 2004; Трубников Н. Н. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни (через смерть и время к вечности) // Философские науки. 1990. № 2; Фетисов В. П. Философия морали. Воронеж, 1995; Хоружий С. С. О старом и новом. Спб., 2000.
В. В. Варат
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.