Семья
Syn: семейство (кн., неформ.), дом (обр.), фамилия (уст.)
Семья
Syn: семейство (кн., неформ.), дом (обр.), фамилия (уст.)
Семья
— еженедельный иллюстрированный журнал. Выходит в Москве с 1892 г. Изд. А. Я. Липскеров, ред. А. А. Левенсон.
Семья
В семье не без урода - в любом коллективе всегда есть кто-либо, отличающийся от других какими-либо, чаще дурными качествами
Семья
пчелиная
-и, ж. Сообщество из нескольких тысяч рабочих пчел, одной матки и большого числа трутней (от нескольких сотен до тысячи и более), связанных в единое целое обменом веществ.
Семья
Семья
Индоевропейское – k'ei+-m- (семья).
Общеславянское – semьja (домочадцы, семья).
Слово «семья» в современном русском языке – из древнерусского, где широко известно уже в XI–XII вв. в форме «с(ять)мья» и книжной «с(ять)мия».
Слово восходит к общеславянскому semьja и далее – к индоевропейскому сочетанию корня k'ei- и суффикса -m, который находит отражение в словах многих языков: древненемецкое heim (домашний очаг), литовское seima (семья) и т.д.
Родственными являются:
Украинское – сiмя.
Болгарское – семейство.
Производные: семейство, семейный.
Семья
семья, семьи, вин. семью и (прост.) семью, мн. семьи, семей, семьям, жен.
1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Глава семьи. Член семьи. Советская семья. «У нас была хорошая, непьющая семья.» Некрасов. «Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, пускай себе разумником слыви, а в семью не включат.» Грибоедов. «И вот ввели в семью чужую.» Пушкин. Влияние семьи на ребенка. Пошли гулять всей семьей. Происхождение семьи. «В семье не без урода.» (посл.).
| перен. Организация, группа людей, дружная и сплоченная общими интересами. Не пускать паразитов в семью трудящихся. Наша кооперативная семья увеличилась.
Семья
основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием.
СЕМЬЯ, и, мн. семьи, мей, семьям, ж.
1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей.
2. перен. Объединение людей, сплочённых общими интересами (высок.). Дружная школьная с. Студенческая с.
3. Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детёнышей, а также обособленная группа нек-рых животных, растений или грибов одного вида. С. медведей. С. бобров. Пчелиная с. (группа из рабочих пчёл, матки и трутней). С. берёз. С. груздей.
• Семья языков в языкознании: группа родственных языков.
| уменьш. семейка, и, ж. (к 1 и 3 знач.).
| прил. семейный, ая, ое (к 1 знач.).
Семья
А. Темы в Библии
СЕМЬЯ как тема Руфи:
Руфь 2:20
Б. Установление семьи
♦ брак берет начало в саду Едема:
Быт 2:18-24
♦ первые дети, данные Богом:
Быт 4:1,2
♦ семья основана Богом:
Пс 126:1-5
♦ семья благословлена Богом:
Пс 127:1-6
♦ она занимает центральное место в завете с Богом:
Быт 17:7; Нав 24:15
В. Ответственность в семье
1. Отец как глава
♦ глава семьи:
Исх 6:14
♦ глава жены:
Еф 5:23,24
♦ должен любить свою жену:
Еф 5:25–33; 1Пет 3:7
♦ должен следить за исполнением религиозных обязанностей:
Быт 35:1–7; Исх 12:3; 1Цар 1:21
♦ должен следить за воспитанием детей:
Пс 43:2; Пс 77:3; Еф 6:4
♦ должен заботиться о нуждах детей:
2Кор 12:14; Кол 3:21
2. Роль матери
♦ покорна своему мужу:
Еф 5:24; 1Пет 3:1-6
♦ помогает в наставлении детей:
Притч 1:8; Притч 6:20
♦ могла занять важное место в доме:
1Цар 1:9-28; Притч 31:10–31; 2Тим 1:5
3. Место детей
♦ дети — благословение Божие:
Пс 126:3-5
♦ должны уважать родителей:
Исх 20:12; Лев 19:3
♦ должны слушаться родителей:
Втор 21:18–21; Еф 6:1–3; Кол 3:20
Г. Что мешает жизни семьи или разрушает ее
♦ ревность и ненависть:
Быт 4:3-8
♦ недостаток уважения к родителям:
Быт 9:21,22
♦ любимчики среди детей у родителей:
Быт 25:27,28
♦ соперничество и эгоизм:
Быт 27:1-41
♦ полигамия:
Быт 30:1,2; 1Цар 1:1-6
♦ недостаток дисциплины:
1Цар 2:22-25
♦ похоть и инцест:
2Цар 13:1-21
♦ личные амбиции:
Суд 9:1–5; 2Цар 15:1-17
♦ смешанные браки:
Неем 13:23-27
♦ стремление к материальным благам:
1Тим 6:6-10
♦ лжеучения:
Тит 1:10,11
Д. Новый Завет о семье
♦ спасение приходило ко всему дому:
Деян 16:15,31–34; Деян 18:8; 1Кор 1:16; 1Кор 16:15
♦ дети верующих святы:
1Кор 7:14
♦ добрые семьи важны:
1Тим 3:4,5,12; Тит 1:6
♦ забота о своей семье:
1Тим 5:4,8,16
Е. Семья как символ
♦ народа Израиля:
Пс 113:17-20
♦ церкви,
Гал 6:10; Еф 2:19; Евр 2:11; 1Пет 4:17
Семья
Семья
♦ Famille
Совокупность индивидов, связанных узами крови, брака или любви. Где заканчивается семья? Это зависит от эпохи, региона, конкретных условий. В наши дни и в наших странах различают понятие семьи в узком (отец, мать, дети) и в широком смысле (плюс дедушки и бабушки, дяди и тети, двоюродные братья и сестры, племянники, не говоря уже о родственниках со стороны жены или мужа или сводных детях и их родственниках). Где начинается семья? Этот вопрос остается достаточно спорным, в том числе и в юридическом смысле. Что касается меня и философского подхода, то я отвечаю на него просто: семья начинается с ребенка. Бездетная супружеская пара это не семья, это именно супружеская пара. Зато незамужняя мать, одна воспитывающая ребенка или нескольких детей, это, очевидно, семья. Мне возразят, что детский дом, в котором детей очень много, все-таки не является семьей. Разумеется, но все дело в том, что в детском доме к детям относятся именно как к детям, а не как к сыновьям и дочерям. В этом и состоит разница, в том числе между семьей и школой. Семья – это принимаемое всеми, подразумевающее ответственность, культивируемое родство. Ибо семья в такой же, если не в большей, мере есть факт культуры, в какой она есть биологический факт. Двое взрослых, усыновивших ребенка, – это семья. Супруги, бросившие своего ребенка, – это не семья. Семья это родство по духу или становление духа родства.
Судя по всему, семья, хоть и в различных формах, существовала во все времена и повсеместно. «Факт семьи, – признает Клод Леви-Строс, – является универсальным» («Взгляд издалека»). Здесь, впрочем, возникают свои трудности. Если вслед за Леви-Стросом признать, что универсальность есть признак природы, а частная норма – признак культуры, как объяснить существование универсального, но в то же время очевидно нормируемого, следовательно, принадлежащего к области культуры, института? В этом вопросе мы сталкиваемся с той же проблематикой, с какой столкнулся Леви-Строс, исследуя причину запрета на инцест, и это, конечно, не случайно. Если семья, как и запрет на инцест, представляет две принципиально противоположные характеристики двух исключительных порядков (универсальность природы и частная нормируемость культуры), то это происходит потому, что в семье в конкретной форме реализуется – и не раз навсегда, а в каждом поколении, и для каждого индивидуума каждого из поколений – то, что запрет на инцест устанавливает лишь формально, а именно переход от природы к культуре, от биологического человечества к культурному человечеству; от родства по плоти к родству по духу, от человечества как вида к человечеству как ценности.
Известно, что в этнологии запрет на инцест имеет значение не столько в силу того, что он запрещает, сколько в силу тех требований, которые он накладывает. Половой обмен с членами другой семьи приводит к союзу между семьями, а следовательно, к созданию общества. Если существует нечто такое, чего я не могу найти среди членов своей семьи, а именно сексуальное наслаждение телом другого человека, значит, я вынужден искать его вне семьи, в другой семье, и в конечном итоге это делает возможным и даже необходимым создание третьей семьи. «Во всех случаях, – отмечает далее Леви-Строс, – золотым правилом (или, если угодно, железным законом) состояния общества становятся слова Писания: "Оставь отца твоего и мать твою"». Семья – не просто первичный элемент общества, как полагал Огюст Конт (множество рассеянных семей отнюдь не являют собой общество), но условие его существования. Семья посредством родства представляет природу в культуре и посредством запрета на инцест культуру в природе. Она – тот тигель, в котором беспрестанно идет переплавка животного и человеческого начал. Делая необходимым переход от семьи к обществу, существование семьи реализует переход от природы к культуре.
Семья, отдающая ребенку все, в конце концов отдает и самого ребенка. Кому? Другому мужчине или другой женщине, это само собой разумеется, но прежде всего и главным образом – ему самому. И этот последний дар, самый прекрасный и самый дорогой, именуется свободой. Семья отдает все ребенку, а потом его теряет, мало того, она отдает именно для того, чтобы потерять, чтобы ребенок мог уйти, мог покинуть свою семью. Именно это и называется воспитанием.
Семья
основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. С. является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно С. выполняет специфические функции - репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей). В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений.
На ранних этапах существования человечества - в рамках родоплеменных отношений - С. не существовало. Отношения между полами строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнёров, а также совместного воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных отношений и накопления материального богатства оформилась моногамная С. как союз супругов, ведущих совместное хозяйство и воспитывающих собственных детей. Самой ранней формой С., сохранившейся до настоящего времени, была патриархальная С., объединявшая родственников нескольких поколений при главенствующей роли старшего мужчины - собственника средств к существованию. Отношения в патриархальной семье строились на экономической и психологической взаимозависимости её членов и носили авторитарный характер (см. Авторитарное воспитание). По мере роста благосостояния населения получила распространение нуклеарная семья, объединявшая лишь супругов и их несовершеннолетних детей. Нуклеарная семья предоставляла своим членам большую независимость, но породила ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. В то же время отсутствие возрастной иерархии нескольких поколений привело к демократизации семейных отношений и стиля воспитания.
В современных условиях существуют С. различных типов - и патриархально-авторитарные, и нуклеарно-демократические, а также смешанных форм, когда совместное проживание нескольких поколений уже не связано со строгой семейной иерархией. Современные С. поддерживаются не столько экономическими, сколько психологическими мотивами. По брачному состоянию различают полные С. и неполные семьи, состоящие лишь из одного родителя (чаще всего матери) с детьми. По количеству детей выделяют малодетные семьи (в т.ч. однодетные семьи) и многодетные семьи. С увеличением числа разводов (см. Расторжение брака) появилось большое число т.н. повторных семей, в которых с детьми от данного брака проживают дети от предшествующего брака супруга (супругов).
С. как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. С. - первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. В С. ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.
Вопрос о роли С. в формировании человека привлекал внимание мн. учёных. Античные философы, в частности Платон, утверждали, что всё зло мира, сословное неравенство проистекают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания в С. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и другие пороки. Философы Нового времени по-разному оценивали роль С. Например, Т. Кампанелла и Ш. Фурье считали, что счастье людей нельзя достичь при сохранении моногамной (единобрачной) С., а воспитание детей в С. рассматривали как абсолютное зло. Т. Мор и Г. Мабли выступали за единобрачную С. и сочетание семейного и общественного воспитания. Т. Дезами и Р. Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей и основным считали общественное воспитание (в семье надлежит жить только младенцам). Идея приоритетной роли общественного воспитания преобладала в советской теории коммунистического воспитания. Современные учёные в большинстве стран мира считают, что гармоническое развитие ребёнка наиболее полно осуществляется при сочетании семейного и общественного воспитания.
С. - единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния С. на ребёнка, а об утрате монопольного влияния: С. начинает разделять свою воспитательную функцию с другими институтами. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.
В Рос. Федерации в целях оказания помощи С. разрабатывается семейная политика (в т.ч. демографическая политика). Основы семейного законодательства, правовые аспекты функционирования С. (см. Семейное право), проблемы взаимоотношений членов С., в т.ч. родительские права и обязанности, зафиксированы в Семейном кодексе РФ.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 257-258)
См. также Авторитарное воспитание, Расторжение брака, Семейное право, Семейный кодекс
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.