Проскомидия
ж.
Первая часть православной литургии.
Проскомидия
ж.
Первая часть православной литургии.
Проскомидия
проскомидия, проскомидии, жен. (греч. proskomide, букв. принесение) (церк.). Первая часть православной литургии.
Проскомидия
(греч.- принесение) - первая часть литургии, во время которой священник приготовляет хлеб и вино для таинства евхаристии, когда хлеб и вино будут пресуществлены Господом в Его Тело и Кровь.
Проскомидия
первая часть церковной литургии, совершаемой священником на жертвеннике в алтаре храма. Начиналась с того, что из просфоры специальным ножом («большим копьем») вырезали частицы кубической формы (так называемого Агнца). Это символизировало рождение Христа.
Проскомидия
(греч. приносить) - первая часть литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства евхаристии. Совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения часов. Хлеб, употребляется дрожжевой ("квасный") пшеничный, вино - красное, виноградное, разбавленное водой. Для проскомидии используются пять служебных просфор (из первой вырезается агнец, из второй - частица в память Богородицы, из третьей - девять частиц соответственно в память Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребренников, равноапостольных, последняя частица вынимается в память составителя литургии - Иоанна Златоуста или Василия Великого, из четвертой просфоры вынимаются частицы в память живых, из пятой - в память умерших) и неограниченное число простых просфор, из которых вынимаются частицы в поминовение живых и усопших. Простые просфоры подаются верующими со списками имен тех, о ком они желают помолиться во время литургии.
Проскомидия
начальная часть литургии. В это время священнослужители приготавливают хлеб и вино для совершения великого таинства евхаристии. Проскомидия начинается уже во время чтения третьего и шестого часа. Вино должно быть виноградным, обязательно красным (кагор) и разбавленным водой. Хлеб (просфоры) – дрожжевым и обязательно пшеничным. Обычно на проскомидии используют пять так называемых служебных просфор: из одной извлекается агнец, из другой – частица в память Божьей Матери, из третьей – частицы в память Иоанна Крестителя, апостолов, пророков, мучеников, святителей, бессребреников, преподобных, равноапостольных и пр. Последнюю частицу вынимают в память составителя литургии – Василия Великого или Иоанна Златоуста. Из четвертой просфоры извлекают частицы во здравие живых, а из пятой – в память усопших. Помимо частиц из служебных просфор, на евхаристии вынимают частицы из обычных просфор (тоже за здравие живых и упокой усопших). Простые просфоры подают верующие вместе со списками имен людей, о которых они будут молиться. После литургии обычные просфоры раздают верующим.
Проскомидия
(греч. «приносить»)
первая часть литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения Таинства Евхаристии. Совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время чтения часов. Хлеб употребляется дрожжевой («квасной») пшеничный, вино – красное, виноградное, разбавленное водой. Для проскомидии используются пять служебных просфор (из первой вырезается Агнец, из остальных четырех – частицы, знаменующие состав Церкви Небесной и земной, именно: из второй – частица в память Богородицы, из третьей – девять частиц в память Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, равноапостольных, последняя частица вынимается в память составителя литургии – свт. Иоанна Златоуста или свт. Василия Великого, из четвертой просфоры вынимаются частицы в память живых, из пятой – в память умерших). Кроме того, вынимаются также частицы и из подаваемых верующими просфор о здравии и упокоении с поминовением имен. Вынутые из просфор частицы в конце литургии погружаются в святую Чашу при произнесении священником слов: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». После этого просфоры являются освященными и благоговейно вкушаются верующими прежде принятия всякой пищи.
См. Просфора.
Проскомидия
(от προσκομίσω приносить) — первая часть христианской литургии, в которой священнослужители приготавливают вещество для евхаристии. После должного приготовления и облачения священник и дьякон отходят к жертвеннику, где уже должны быть приготовлены священные сосуды. При совершении П. ныне употребляются в православной церкви пять просфор (со времени патриарха Никона, вопреки раскольникам, которые требуют для П. семь просфор). Во времена митрополита Киприана употреблялось шесть просфор, в конце XVI в. их требовалось семь (оценку этих разностей и о правоте обычая нынешнего см. в соч. митроп. Григория: "Истинно древняя и истинно православная церковь", СПб., 1859 г., ч. 2). О хлебе для проскомидии — см. Просфора. Вино для нее должно быть виноградное, красное, а отнюдь не ягодное (обыкновенно употребляется кагор или рогом ценой не ниже 1 руб. за бутылку). Архиепископ Херсонский Иннокентий в 50-х годах входил в Синод с предложением употреблять для проскомидии какие-либо вина русские, кавказские и крымские, при покупке которых можно бы было удостоверяться в их безусловной чистоте и беспримесности, но его проект не был приведен в исполнение. После предварительных молитв и "благословен Бог наш" священник берет левой рукой просфору, а правой копье, и режет верхнюю часть просфоры с четырех сторон печати, произнося слова пророчеств о страданиях И. Христа. Затем режет с правой стороны нижней части просфоры и вынимает из всей просфоры часть кубической формы. Эта часть называется агнцем, так как она представляет собой страждущего И. Христа, а сама просфора называется антидаром (αντι — δώρν, вместо дара) и, разрезанная на частицы, раздается присутствующим непричащавшимся в конце обедни. "Агнца" священник кладет на дискос, вниз печатью. Затем он разрезает крестообразно вынутую из просфоры часть, изображая смерть И. Христа на кресте, обращает агнца печатью вверх и прободает его копьем в правую сторону, причем говорит: "един от воин копием ребра его прободе, и абие изыде кровь и вода" — это воспоминание священника дьякон сопровождает поднесением ему в сосуде вина и воды и по его благословении вливает их в потир. Количество вливаемой воды не должно быть велико, чтобы не изменять вкуса вина. Приготовив агнца, священник вынимает частицы из других священнодействуемых просфор (см. соотв. ст.), а также из просфор, принесенных молящимися, и располагает их на дискосе вокруг агнца, покрывает его звездицей, а потом его и чашу пеленами, и дискос и потир покрывает одной пеленой, называемой "воздухом", произнося прошение, чтобы Бог покрыл всех верных своим покровом, отогнал от них всякого врага, умирил жизнь нашу. Затем священник берет кадило и сам кадит, после чего совершает вместе с дьяконом поклонение святым дарам. Далее читается "молитва предложения", в которой священник просит, чтобы Господь благословил предложение сие и принял его в пренебесный свой жертвенник, помянул принесших оное и священнодействующих. После того произносится краткий отпуст. Все действия проскомидии имеют аллегорическое значение: просфора, из которой изьемлется агнец, означает Пресвятую Деву, жертвенник — вертеп Вифлеемский, дискос — ясли и т. д., вообще П. изображает событие Рождества Христова со всеми его деталями. О проскомидии см. свящ. Нечаев, в "Душеп. чтении" (1867, III). Археологические сведения о П. см. в издании: "Древние литургии в русском переводе" (СПб., 1874—1877).
Н. Б—в.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.