Просфора
ж.
Белый круглый хлебец, употребляемый в обрядах православного богослужения.
Просфора
ж.
Белый круглый хлебец, употребляемый в обрядах православного богослужения.
Просфора
(греч. prosphora - приношение) (просвира), круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый в христианских обрядах (см. Причащение).
Просфора
просфора, просфоры, жен. (церк.). см. просвира.
Просфора
(греч. - приношение) - небольшой круглый хлебец, состоящий из двух соединенных частей, символизирующих две природы Иисуса Христа: божественную и человеческую. На верхней части просфоры специальными печатями делают оттиски изображений креста, Божией Матери или святых.
Просфора
♦ (ENG prosphora)
(греч. - приносимое, дар)
освященный хлеб, используемый в евхаристии в Восточной церкви. Остаток хлеба (греч. antidoron) раздается в конце службы как благословенная, но не освященная пища.
ПРОСФОРА, ы, мн. просфоры, просфор, просфорам, ж. То же, что просвира.
| прил. просфорный, ая, ое.
Просфора
литургический хлеб, употребляемый в таинстве евхаристии и при поминовении на проскомидии усопших и живых. Приготавливают из дрожжевого теста, для замеса которого берут пшеничную муку, соль и воду. На верхней части просфор с помощью специального штампа помещают изображение креста и надпись ИСХС и НИКА (то есть Иисус Христос и победа) либо изображение святого. Просфоры формуют из двух половинок в знак двух ипостасей Иисуса Христа – божественной и человеческой.
Просфора
(греч. приношение) - богослужебный литургический хлеб, употребляемый для таинства евхаристии и для поминовения во время проскомидии живых и мертвых. Готовится из квасного (т.е. дрожжевого) теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре помещаются изображения (для ' этого тесто отливается в специальные формы) креста с надписью ИС ХС НИКА (Иисус Христос - победа) или образ к.л. святого. Просфоры делаются двухсоставными (т.е. из двух половинок,) - в ознаменование двух естеств Иисуса Христа - божественного и человеческого.
Просфора
(греч. «приношение») небольшой хлебец, на котором иногда оттиснуто имя Христа или святых. До сих пор употребляется в таинстве Евхаристии в церквях византийского обряда. У православных и греко-католиков используется на литургии пять просфор. Одна из пяти просфор имеет изображение Божьей Матери с Младенцем. Просфоры имеют следующее назначение. Из первой вырезается хлеб кубической формы - Агнец, который преосуществляется в Тело Христово. Из второй вынимается частичка в память Богородицы, из третьей в честь девяти чинов святых вынимается девять частиц. Греки и греко-католики вынимают в числе святых также и за ангелов. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых, из пятой за умерших. Остатки просфоры, из которой вырезались частички для евхаристических даров, назывались антидор или евлогия («благословение»). Антидоры раздавались верующим в конце литургии как пережиток «трапез любви» в древнехристианских общинах.
Просфора
(греч. «приношение»)
богослужебный литургический хлеб, употребляемый для Таинства Евхаристии и для поминовения во время проскомидии живых и мертвых. В древности – приношения христиан, лучшая часть которых служила для Евхаристии, остальное употреблялось для вечери любви (см. Агапа) после литургии. После обособления литургии от вечери любви название просфоры сохранилось лишь за хлебом, употребляемым для совершения литургии. Этот хлеб обычно имел сплюснутую круглую в плане форму с оттиснутым на нем изображением креста. Позже при кресте появилась надпись IС ХС НИ КА (Иисус Христос Победитель). У сирийцев и египтян печать на просфоре представляла собой несколько больших изображений креста посередине и много малых крестов вокруг. Употреблялись также хлебы с печатью приносившего их лица. С VI в. некоторые Церкви стали издавать постановления о том, чтобы внешний вид просфор, употребляемых на литургии, во всех приходах данной Церкви был одинаковым. В Русской Православной Церкви в настоящее время употребляются просфоры, состоящие из двух соединенных между собой круглых частей, верхней и нижней, в ознаменование двух естеств Иисуса Христа – Божественного и человеческого. Готовятся просфоры из квасного (т.е. дрожжевого) теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре помещаются изображения креста с надписью IС ХС НИ КА (Иисус Христос Победитель). Такая печать на просфоре Русской Церкви утверждена Большим Московским Собором 1667 г. Печать на просфоре бывает или круглая, или четырехугольная. Четырехугольная печать и часть, называемая Агнцем, таинственно изображает Божество и человечество Христа, Сына Божия. В некоторых храмах, особенно в монастырях, в виде исключения, допускается применение печати с изображением праздника, иконы или святого, особо чтимых в данной местности. Просфоры с такими печатями обычно предназначаются для раздачи верующим, для совершения Божественной литургии не употребляются. Правда, имеются местные обычаи, когда частицу в честь Божией Матери на проскомидии вынимают из просфоры с Ее изображением.
Просфора
(от πρός и φέρω, προσφορά — приносимое) — так назывались приношения из хлеба, вина и др., с которыми верные в древности приходили в храм к литургии и часть которых служила для таинства евхаристии, а остатки — для "вечерей любви" (см. Агапы), устраивавшихся сначала вслед за литургией. После того, как вечери любви были обособлены от литургии, П. называется специальной хлеб, употребляемый для совершения евхаристии. С древнейших времен, этот хлеб, нарочито приготовляемый, имеет форму несколько сплюснутого кружка, род небольшой толстой лепешки, с оттиснутым сверху изображением креста. Такой вид П. имела уже в IV в., о чем ясно говорит Епифаний Кипрский. Север Александрийский называет просфоры кружками, автор "Разговоров", изданных под именем св. Цезария, выражается, что тело И. Христа, его органы и члены, находятся на небе, а на алтаре имеется — "круг". Григорий Великий называет эти хлебы коронами. Сурий, в жизнеописании св. Отлиара (VIII в.), говорит, что когда открыли могилу этого святого, то нашли у него под головой маленькие хлебы в виде кружков (panis rotularis). О церкви восточной также известно, что в ней П. имела вид кружка с изображением креста. Позже, когда именно, неизвестно, при кресте появилась надпись: , имеющая близкое сходство, почти тожество, с надписью на знамени Константина Великого, как читает ее биограф Константина, Евсевий; в той и другой имеется слово NIKA. Но нужно думать, что надпись на евхаристийном хлебе древнее Константинова знамени, потому что в древнейших экземплярах печатей греческих евхаристийных хлебов на этих печатях вторая половина надписи значится не в полном составе слова (NIKA), а в сокращении , из чего следует, что надпись появилась еще до провозглашения христианства религией господствующей, когда это господство еще лишь предвиделось церковью. У сирийцев и египтян печать евхаристийного хлеба представляла несколько больших (посредине) и много маленьких изображений креста в форме decussata — ×, нередко с надписью кругом αγιος ίσχυρος. Такие же изображения встречаются сначала и в западной церкви — с крестами + и ×. Были приносимы евхаристийные хлебы с печатью приносившего лица. В нынешнем столетии в катакомбах Рима была найдена (Rossi, Bullet, 1865 г.) печать назначенная, судя по всем данным, для оттисков на евхаристийных хлебах: на ней значатся слова: Έυλογία Έυπόριω (Евпорий — имя приносителя). На Западе очень рано стали заботиться о том, чтобы евхаристийные хлебы были возможно меньшего объема. Один из соборов толедских уже узаконяет modica oblata. Для этой цели, по словам Мабильона ("De azymo"), была изобретена еще до XII века где-то на Западе железная машинка, дававшая определенный размер и вид евхаристийному хлебу, доведенному с течением времени до вида нынешних католических облаток. Такая операция возможна была только над хлебом пресным (опресники), но не над квасным, подымающимся и увеличивающимся в объеме во время печения, почему она и не могла распространиться на Востоке, где евхаристийный хлеб употреблялся только квасный. Имея везде вид круга, евхаристийный хлеб отличался в разных местах различными деталями формы, почему арльский собор (еще в VI в.) постановил, чтобы внешний вид евхаристийного хлеба был совершенно одинаков во всех церквах целой провинции. Изготовлением облаток для евхаристии на Западе занимались монахи в монастырях, при пении священных песней. Это производство в XIV в. описано подробно у Мартена ("De antiquis monachor. ritibus", II, 8). У Сирмонда ("Disquisitio de azymo", П., 1651) собраны образцы печатей на евхаристийных хлебах у греков, сирийцев, александрийцев и в западных церквах. В православной церкви просфора ныне состоит из двух наложенных один на другой кружков, из которых на верхнем имеется упомянутая выше древнейшая печать, изображающая четырехконечный крест, со словами: , окончательно введенная в практику московским собором 1667 года. В виде исключения, высшей церковной властью разрешается некоторым церквам особенно монастырям, иметь печати для просфор с другими изображениями, например с изображениями святого монастыря или праздника, в честь которого сооружен храм (Преображенский всей гвардии собор в СПб. имеет для просфор печать с изображением Преображения Господня и т. п.). Для единоверческих церквей дозволена печать с восьмиконечным крестом. Просфоры должны быть изготовляемы из лучшей пшеничной (а отнюдь не другой какой-либо) муки, замешаны на чистой воде, а не на молоке, безо всякой примеси, не должны быть помазываемы чем-либо, например, маслом или яйцами, должны быть сделаны из квасного теста, а не из пресного, чтобы не были черствые или "зацвелые", т. е. начавшие плесневеть. Для прихожан, желающих принести от себя просфору на проскомидию (см.) о здравии или молитве о своих присных, просфоры продаются в церкви же перед литургией.
Н. Б—в.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.