Персефона
в греческой мифологии дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, богиня царства мертвых.
Персефона
в греческой мифологии дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, богиня царства мертвых.
Персефона
(Кора), в греческой мифологии богиня плодородия и царства мертвых. Дочь Деметры и Зевса, супруга Аида. Ей соответствует римская Прозерпина.
Персефона
(Кора-Персефона)
дочь древнегречекой богини плодородия, Деметры, и супруга Аида, охранявшего мертвых. Являлась богиней подземного царства, олицетворяла силы земли. У римлян - Прозерпина.
Персефона
Персефо́на - в древнегреческой мифологии дочь Зевса и Деметры, жена Аида, богиня подземного царства, проводящая треть года с мужем, а две трети года - с матерью, «умирающая и воскресающая богиня».
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Персефона
в греческой мифологии богиня мертвых, подземного царства и плодородия (римск. Прозерпина). Аид похитил ее и увел в подземное царство. Но сжалившись, он разрешил ей, чтобы она на половину или на две трети года возвращалась на землю. Прозерпина в качестве Коры (греч. «девушка») почиталась богиней плодородия вместе со своей матерью Деметрой. Ее возвращение на землю символизировала вновь пробуждающаяся природа.
Персефона
Богиня царства мертвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил ее. Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, и Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести П.на свет. Аид отправил П.к матери, но дал вкусить ей насильно зернышко граната, чтобы П.не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой вернет земле изобилие. П.мудро правит царством мертвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить П.За это он был прикован к скале, а Гераклу П.разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе П.Геракл оставил в живых пастуха коров Аида. П.была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мертвых). По просьбе Афродиты П.спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мертвых. От Зевса, обернувшегося змеем, П.рождает Загрея, впоследствии растерзанного титанами.
Персефона
Греческая богиня доэллинского происхождения, которую называли также Корой, то есть "девой". Впоследствии Персефона (Прозерпина) стала считаться дочерью Зевса и Деметры. История о том, как Дит (Плутон, Аид) похитил Персефону, удерживая ее ежегодно по полгода (или две трети года) в Подземном царстве, отражает периоды сельскохозяйственного цикла, а также умирание и возрождение растительной природы. В качестве царицы преисподней Персефона (Прозерпина) встречает Орфея, когда тот спускается в Аид в поисках Эвридики.
О похищении Персефоны (Прозерпины) упоминает Мильтон в четвертой книге "Потерянного рая":
Не так прекрасна Энна, где цветы
Сбирала Прозерпина, что была
Прекраснейшим цветком, который Дит
Похитил мрачный...
В средние века легенда о Персефоне (Прозерпине) была известна в Европе по произведениям Овидия, в "Морализованном Овидии" эта легенда приобретает новое христианское содержание, которое подразумевал Данте, когда сравнивал с Персефоной (Прозерпиной) свою Мательду - девушку, встреченную им в Чистилище. Изображения Персефоны (Прозерпины) наряду с изображениями Деметры и Плутоса часто встречаются на римских саркофагах. Образ Прозерпины волновал Тернера и Рембрандта; статуи Персефоны (Прозерпины) входят в скульптурные группы Бернини, Джованни из Болоньи и Франсуа Жирардона; "Похищение Прозерпины" последнего находится в садах Версаля. В литературе образ Персефоны (Прозерпины) обычно используется как символ смерти, но смягченный, женский:
В Петрополе прозрачном мы умрем,
Где властвует над нами Прозерпина.
Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем,
И каждый час нам смертная година.
Богиня моря, грозная Афина,
Сними могучий каменный шелом.
В Петрополе прозрачном мы умрем, -
Здесь царствуешь не ты, а Прозерпина.
О. Мандельштам
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
см. Деметра.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
Персефона
(Περςεφόνη, Περσέφασσα, Περρέφαττα, Φερσέφασσα, Φερέφαττα, Κόρη, у римлян — Proserpina) — дочь Деметры (Цереры), супруга Аида (Плутона), неразрывно связанная в сказаниях и культе с этими двумя божествами, богиня плодородия и произрастания, властительница царства мертвых. П. и Деметра обыкновенно упоминаются как "две богини" (τώ θεώ) с эпитетами владычиц, цариц, великих богинь. Культ П. относится к глубокой древности и коренится в земледельческом характере народного быта. К этой же отдаленной эпохе относится представление о П. как о подземной богине, почитавшейся в местностях, которые изобиловали ущельями и пропастями, — а таких местностей в Греции было много. Средоточием сказаний о П. служит миф о похищении ее Аидом. Как подруга подземного царя, П. представляется грозной и мрачной богиней смерти. На это указывает и происхождение ее от Деметры-Эринии и грозного бога Посейдона. Некоторые феогонии называют П. дочерью Стикса, елевзинское учение — его сестрой. Как дочь Деметры и Зевса, П. представлялась в образе веселой, юной и прекрасной девушки и была приобщена к резвым нимфам, устраивавшим весенние хороводы. Сказание о похищении П. было подробно разработано представителями елевзинского и орфического вероучений. Местом похищения П. в древнйших сказаниях считался Океан, позднее — Елевзис и другие местности на греческом материке, на Крите, в Карии, Понте и Сицилии. Поэзия и изобразительное искусство выделили в сказании два главных момента: похищение П. во время собирания ею цветов (так наз. Άνθολογία) и скитание Деметры в поисках за дочерью. Когда человеческому роду стала угрожать гибель от голода — так как земля, оставленная Деметрой, перестала быть плодородной, — Зевс решил восстановить права матери и примирил Деметру с Аидом, согласившимся отпускать П. ежегодно на свидание с матерью на срок от весны до осени. В этом мифе символизирована смена времен года, чередование расцвета и увядания, переход от жизни к смерти. Позднее П. стали смешивать с Гекатой, богиней таинственного начала и ночных страхов. Двойственный характер П. отразился и в культе: весенние праздники ее были веселые, осенние — таинственные. К весенним праздникам относятся так называемые малые мистерии и Антесфории (в Пелопоннесе и Сицилии), к летним и осенним — Елевзинии, Фесмофории, Феогамии, Анакалиптерии, Хтонии и др. Точно так же в искусстве мы встречаем П. то как подземную богиню, сидящую на троне рядом с Аидом, то как богиню плодородия и растительной жизни, вместе с Деметрой. В первом случае атрибутом ее служил гранат, во втором — колосья, мак, нарцисс и пр. Прозерпина, соответствовавшая в римской мифологии подземной П. греческого мифа, рассматривается то как самостоятельное италийское божество произрастания (ср. proserpere), причем сходство в названиях греческом и латинском считалось случайным, то как греческая богиня, принятая в число италийских божеств. Ср. Preller, "Demeter u. Persephone" (Гамбург, 1837); Overbeck, "Griech. Kunstmytho l ogie. IV т.: Demeter u. Kora" (Лейпциг, 1878); F örster, "Raub und Rü ckkehr der Persephone" (Штутгардт, 1874).
Н. О.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.