Деметра
в греческой мифологии дочь Крона и Реи, богиня плодородия земли, и охоты и урожая, защитница общественного порядка
Деметра
в греческой мифологии дочь Крона и Реи, богиня плодородия земли, и охоты и урожая, защитница общественного порядка
Деметра
в греческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны. Ей соответствует римская Церера.
Деметра
Деме́тра - в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия, сестра Зевса, «умирающая и воскресающая», а также «культурная» богиня (обучавшая людей земледелию).
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Деметра
в греческой мифологии богиня земледелия и плодородия (от греч. Demeter - корень «мать»). После похищения своей дочери Персефоны богом подземного царства Аидом избегала общества богов. Она блуждала из страны в страну в поисках дочери. До возвращения дочери она прекратила на земле развитие растений. К образу Деметры неоднократно обращались художники и писатели («Гомеровский гимн», гимн Каллимаха. «Элевсинские празднества» Шиллера и др.). Соответствует римской богине Церере.
Деметра
(греч. Demeter) древнегреческая богиня плодородия и земледелия, сестра Зевса, мать Персефоны, покровительница брака и семьи, жена Посейдона (римск. Нептун), олицетворявшего влагу, без которой невозможно земледелие. В искусстве Деметра изображалась в венке из колосьев и с корзиной плодов. Римляне почитали ее под именем Цереры.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Деметра
широко почитаемая древнегреческая богиня земледелия и плодородия, согласно легенде, научившая людей земледелию. Мать Персефоны и Плутоса (Плутона) - владыки богатств подземного царства (отождествлялся с Аидом). После похищения своей дочери Аидом, Деметра впала в глубокую скорбь и избегала общества богов. В поисках дочери она блуждала из страны в страну, а в это время на земле прекратился рост растений, который возобновился только тогда, когда Персефона, по просьбе Зевса, была отпущена Аидом. Некоторое время она должна была проводить на Земле, в обществе матери, а потом возвращаться к мужу в мир мертвых. В этом греки видели причину чередования зимы и лета. Когда наступал сев, они устраивали в честь Деметры празднества - Фесмофории, в которых, прежде всего, участвовали женщины. При этом совершались ритуалы, с помощью которых стремились увеличить плодовитость людей, животных и плодородие природы.
Деметра
Богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Ее имя буквально значит «земля-мать». Культовые обращения к Д.: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука»). Она благостная к людям богиня, прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах. Она наполняет амбары земледельца запасами. К Д.взывают, чтобы зерна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Д.научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос — бог богатства и изобилия. Д.научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зерна пшеницы, которыми он засеял всю землю.
Также Д.рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид дает своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зернышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Д., и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду.
Главное священное место Д. — Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Д., ее странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мертвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь — «обе богини» почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. В других городах также были храмы Д.
Деметра
(Δημήτηρ) — дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, занимала, как богиня земледелия, гражданского устройства и брака, видное место в греческой мифологии. Миф о ней и о дочери ее Персефоне подробно изложен в одном из так назыв. гомеровских гимнов. Аид с согласия Зевса похищает Персефону; Д. после тщетных поисков узнает об этом от Аполлона. Разгневанная, она покидает Олимп; земля становится неплодородной, и Зевс, чтобы успокоить Д., посылает Гермеса в преисподнюю за Персефоной, которая отныне могла лето проводить у матери, зимой же должна была оставаться в подземном царстве у Аида. Тогда Д. делает землю снова плодородной и возвращается на Олимп, предварительно научив елевзинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея приношению жертв и елевзинским таинствам. В особенности Триптолем, ее любимец, был назначен ею для распространения земледелия и ее культа. Елевзин был главным местом культа Д. Миф о Д. и Персефоне, представляющий собой произрастание и умирание полевых растений, посев и жатву, был предметом распространившихся затем во всей Греции елевзинских таинств (см.). В культе Д. было и другое символическое значение: женское плодородие, рожание и воспитание детей, и Д. как богиня брака и семейной жизни особенно почиталась замужними женщинами, праздновавшими в честь ее тесмофории (см). Культ Д. очень древний; по Геродоту, он был еще во времена пелазгов распространен в Фессалии, Беотии, Аттике, Мегаре, Коринфе, оттуда перенесен в Сицилию, Мал. Азию и др. Перевес дорян после переселения их в Пелопоннес был неблагоприятен для мирного культа Д.; его оживило усилившееся влияние ионийского племени. Д. стала предметом почитания во всей Греции, на островах, в Мал. Азии, в Италии (где она была отождествлена с Церерой). В жертву ей приносились быки, коровы, особенно свиньи (вследствие их плодородия), плоды, пчелиные соты; ей были посвящены колосья, мак, фруктовые деревья и т. п. В древнейшее время Д. слыла подземной богиней и во многих местах представлялась в брачном сожительстве с Посейдоном, от которого она родила коня Ариона. Это отношение ее к Посейдону выразилось в древнейшем искусстве; так, Опат изобразил ее для Фигалии с лошадиной головой, с дельфином и голубем в руках. Лишь позднее, особенно со времен Праксителя, искусство изображает ее с мягкими и кроткими чертами лица, иногда с печатью грусти о пропавшей дочери. Она представлялась или стоя, или сидя на троне, с венком из колосьев на голове; в руках ее факел и корзина плодов или колосья и мак. Любимым сюжетом для скульпторов было снаряжение Д. Триптолема в путь для распространения ее культа (колоссальный рельеф в Афинском музее). Ср. Preller, "D. u. Persephone, ein Cyclus mythologischer Untersuchungen" (1837); Förster, "Der Raub u. die Rückkehr der Persephone" (1874).
Деметра
(греч. Demeter)
в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Крона и Реи, сестра Зевса и мать Персефоны. Поскольку земледелие было основой оседлой жизни и благосостояния, Д. почитали как одну из главных богинь Олимпа, в ее честь проводились праздники Фесмофории. Наиболее популярным был миф, связанный с похищением дочери Д. Персефоны (Коры) богом подземного мира. В римской мифологии Д. соответствует Церера.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
«земля-мать» - богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, от которого она родила Персефону. Считается, что Д. научила людей пахоте и посеву, сочетавшись на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Исионом. Плодом этого ритуального брака был Плутос - бог богатства и избилия. Широко известен миф о похищении Персефоны богом подземного мира Аидом. Девять дней Д. безуспешно разыскивала дочь, а на десятый узнала от Гелиоса, что Персефону с согласия Зевса похитил Аид. Разгневанная Д. покинула Олимп и в образе старухи стала странствовать по миру. Земля перестала давать урожай, наступил голод, и Зевс приказал Аиду вернуть Персефону матери, но перед расставанием Аид дал Персефоне съесть несколько гранатовых зерен, чтобы она не забывала царство мертвых. С тех пор Персефона две трети года проводила на земле с Д., а треть - с Аидом в подземном царстве. По другому варианту мифа, Д., уйдя с Олимпа, в образе старухи пришла в Элевсин. Жена элевсинского царя Келея Метанира приветливо встретила Д. и взяла ее в няньки к своему сыну Триптолему (вариант: Демофонту). Чтобы отблагодарить царскую семью, Д. решила сделать ребенка бессмертным. Она натирала его амброзией и держала ночью над огнем, но однажды мать увидела сына в пламени, и Д. вынуждена была отказаться от своего намерения. Перед уходом из Элевсина богиня подарила Триптолему колос пшеницы, научила его возделывать землю и велела обучить людей земледелию. Известен миф о том, как Д. превратилась в кобылицу, чтобы избегнуть домогательств Посейдона, но тот превратился в жеребца и породил с ней чудесного говорящего коня Арейона. Д. изображали женщиной, полной сил, сходной с Герой, но с более мягкими чертами лица, в венке из колосьев, с факелом и корзиной плодов. Часто ее изображали вместе с Персефоной, иногда с Триптолемом.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Греческая богиня плодородия, идентифицируемая с римской Церерой. Она также покровительница материнства. Поиски Деметрой дочери Персефоны (или Коры, т. е. "девы"), похищенной Аидом, описаны Гомером в "Гимне Деметре". Поиски привели ее в Элевсин, где она вновь обрела свою дочь Персефону (Аид согласился отпускать ее на поверхность земли на полгода). В благодарность богиня дала юному сыну царя Триптолему семена пшеницы и повелела ему обучить земледелию людей по всему свету. Эта легенда изображена на известном барельефе 5 в. в Элевсине. Деметру связывали с доэллинскими "Великими таинствами" и ритуалами, представлявшими борьбу и смену жизни и смерти, а также мистическое возрождение через очищение от смерти. Культ Деметры был широко распространен, но особенно ей поклонялись в Аркадии, на Сицилии и Книде.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.