Органы
♦ Щедрин называл "Анну Каренину" романом из жизни мочеполовых органов — что к этому добавляют психоаналитики и постмодернисты?
Органы
♦ Щедрин называл "Анну Каренину" романом из жизни мочеполовых органов — что к этому добавляют психоаналитики и постмодернисты?
Органы
эвфемизм второго порядка (устный), заменивший в советском новоязе слова "органы госбезопасности", "органы внутренних дел", "министерство внутренних дел", некоторые из которых сами являлись эвфемизмом (письменным, официальным), например, для слова "полиция"; новояз официальный или полуофициальный стиль: речи, по идеологическим соображениям маскирующий содержание, возникает в тоталитарных обществах, термин введен Дж. Оруэллом в романе "1984"):
* "Тюкстль отпусти обоих, заявив, что они беззастенчиво врут, стараясь придатьсебе вес причастностью к жизненно важным органам. Сказать о ком-то "он из органов" - это в курдле кое-что значит". - Осмотр на месте *
* "Продемонстрированы были: 1. полное бессилие ООН, 2. практически повсеместные правонарушения, а также потенциальная преступность и легкость избегания наказания и заключения в тюрьму благодаря "фальсифицированным виктомологическим данным", вследствие частых и успешно применяемых видов коррупции, бандитизма, практике обмана и жажды крови в государственных администрациях, в службах безопасности (полиция, охрана, следственные органы, суды), причем количество сериалов и развлекательных передач на TV, показывающих, как следует и как можно фальсифицировать действительность в целом спектре криминогенных действий, возрастало, и они осуществили также сильное эмиссионное вторжение в часы "высокой смотрибельности" (например, hoche Einschaltquoten в Германии), так как благодаря этому на такой тип супер- и сублимального внушения "легкости убийств" молодежь оказалась особенно податлива". - Питавалы XXI века (ВЯ) *
Органы
(от слова ǒργανον — орудия) — части тела животных и растений, выполняющие те или другие деятельности, из совокупности которых слагается жизнь животных и растений. Так как тело живых существ состоит из О., то как животные, так и растения носят общее название организмов. О. получают название смотря по производимой ими деятельности (напр. органы движения, пищеварения и т. д.). Если какая-либо деятельность организма выполняется целой группой О., то совокупность их получает название системы О. или аппарата (напр. О. измельчения, переваривания и всасывания пищи составляют систему О. пищеварения или пищеварительный аппарат). Одна и та же часть тела может выполнять различные деятельности (функции), а, следовательно, представлять собой различные О.; особенно резко это выражено у простейших, где, напр. у корненожек, протоплазма является органом движения, восприятия внешних раздражений, пищепринятия, пищеварения, дыхания, выделения и т. д. О. разных животных или разных растений могут соответствовать друг другу или физиологически, т. е. по деятельности (функции), или морфологически, т. е. по происхождению из первоначально одинаковых частей. В первом случае О. называются аналогичными, во втором гомологичными. Так напр., крыло птицы и крыло насекомого О. аналогичные, так как и то, и другое представляют О. летания, но они не гомологичны, так как первое представляет видоизмененную переднюю конечность позвоночного, второе — складку кожи; напротив, рука человека, передний ласт тюленя, крыло птицы не аналогичны, так как функция их совершенно различна, но они гомологичны, так как представляют видоизменения одного и того же свойственного позвоночным органа — передней конечности.
Н. Кн.
Органы
Об органах XVII — середины XIX вв. в Москве сохранились лишь письменные свидетельства. Небольшие органы имелись уже в начале XVII в. в государевой Потешной палате, в 1630 — конце 80-х гг. — в Грановитой палате Кремля (в частности, звучали во время свадьбы царя Михаила Фёдоровича); во второй половине XVII в. успехом пользовались органы мастера Симона Гутовского, служившего при дворе царя Алексея Михайловича свыше 30 лет (умер в 1685). Орган имелся также в Комедийных хоромах А.С. Матвеева в селе Преображенском (в 1672 был приобретён за 1200 рублей у купца Т. Газенкруха); 4 органа разных типов (концертные и камерные) упоминаются в описи (1689—90) имущества князя В.В. Голицына. В 1691 по заказу Петра I орган был изготовлен и поставлен ко двору мастером северо-немецкой школы А. Шнитгером. Этот же мастер в 1697 изготовил и отправил орган в Москву для Эрнхорна — очевидно, жителя Немецкой слободы, в которой в конце XVII в. имелось ещё несколько органов: во дворце Ф.Я. Лефорта, в католической церкви (1691) и др. В 1712 орган появился в лютеранской кирхе Михаила в Немецкой слободе, в 1852 здесь был установлен орган эстонского мастера Э. Кесслера из Тарту. В XVIII в. из Лондона был привезён орган для англиканской церкви (Вознесенский переулок, 8). С середины XIX в. по 1907 орган немецкой фирмы стоял во французской католической церкви Людовика; органистом здесь служил Ф.К. Гедике — отец А.Ф. Гедике. В XIX в. в лютеранской кирхе Петра и Павла находился орган немецкой фирмы «Э.Ф. Валькер»; 4 мая 1848 здесь дал органный концерт приехавший на гастроли в Россию Ф. Лист, в 1896 здесь же выступал французский органист Ш.М. Видор. В XVIII—XIX вв. органы имелись в домах князя А.Д. Меншикова, помещика Г.Д. Строганова, во дворцах графа Н.П. Шереметева, в доме писателя Б.М. Салтыкова, где устраивались открытые концерты (в частности, выступал И.В. Гесслер), в Воспитательном училище при Академии трёх знатнейших художеств (основано в 1757), в доме писателя В.Ф. Одоевского (орган мастера Г. Мельцеля «Себастианон») и др. В 1804 П.Г. Демидов, обладатель нескольких органов, подарил Московскому университету орган для использования в торжественных случаях.
В здании Московской консерватории на протяжении XX в. установлено 5 органов. В Большом зале в 1901 установлен большой концертный орган французской фирмы «А. Кавайе-Колль в Париже» (общая стоимость инструмента 45902 золотых рубля; большой денежный вклад принадлежит меценату С.П. фон Дервизу, имя которого выгравировано на органе). Орган имеет три мануала (клавиатуры для рук), педаль (клавиатура для ног), 3136 труб, 50 регистров (регистр — группа труб единого тембра и строения в полном объёме клавиатуры). Крупные ремонтно-реставрационные работы проводились в 1958, 1968, 1975—80 (не завершены).
В Малом зале в 1959 установлен орган немецкой фирмы «Александер Шуке» (Потсдам) — необарочный инструмент (2 мануала, педаль, 26 регистров). Предшествующий ему небольшой орган работы немецкого мастера Ф. Лядегаста был построен в 1868 для музыкального салона дома московского купца, мецената и любителя музыки В.А. Хлудова, который вскоре после основания консерватории пожертвовал свой орган для занятий органного класса; это — самый старый из сохранившихся органов Москвы. С 1959 он несколько лет находился в детской музыкальной школе № 1 имени С.С. Прокофьева, затем вышел из строя и был передан в Центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, где хранится в разобранном виде.
В классах консерватории действуют 3 небольших инструмента: орган чешской фирмы «Ригер-Клосс» (установлен в 1958; 2 мануала, педаль, 10 регистров); орган мастера Х. Ляманна из Лейпцига (1959; 2 мануала, педаль, 10 регистров); орган-позитив фирмы «Ригер-Клосс» (1985; 2 мануала, подвесная педаль, 4 регистра).
В Музыкальном училище при консерватории в 1967 и 1968 установлены два органа немецкой фирмы «Зауэр» (Франкфурт-на-Одере) — 2-мануальные, с педалью, соответственно с 21 и 10 регистрами. орган-позитив этой же фирмы (1 мануал, 3 регистра), построенный в 1982, находится в пользовании концертного ансамбля «Мадригал» Московской филармонии.
Концертному залу имени П.И. Чайковского принадлежит самый большой орган в Москве, один из основных концертных органов города — инструмент фирмы «Ригер-Клосс», установленный там в 1959 (4 мануала, педаль, 7800 труб, 80 регистров).
В концертном зале Музея музыкальной культуры имени Глинки с 1979 находится орган немецкой фирмы «Шуке-Потсдам» (2 мануала, педаль, 27 регистров). В музее экспонируются органы малых форм: орган, построенный в 1918—20 московским художником и любителем музыки А.В. Куприным по одному из старинных изображений инструмента (1 мануал, 1 регистр), и орган неизвестного эстонского мастера второй половины XIX в., типичный для небольших городских и сельских церквей и для домашнего музицирования (1 мануал, 2 регистра).
В 1997 в Российской академии музыки имени Гнесиных установлен английский орган (около 1871; 2 мануала, 10 регистров), в детской хоровой школе «Весна» (проезд Дежнёва, 43) — инструмент фирмы «Александер Шуке» (2 мануала, педаль, 20 регистров).
В Московском центре евангельских христиан-баптистов (Малый Трёхсвятительский переулок, 3) функционирует орган немецкой фирмы «Эрнст Рёвер» (Хаус-Найндорф, Южная Германия), поставленный в 1897 (3 мануала, педаль, 38 регистров). В крематории Донского кладбища действует орган фирмы «Зауэр», построенный в 1898. Инструмент был изготовлен для лютеранской кирхи Михаила в Лефортове (конец XVII — начало XVIII вв.; в 1920-х гг. церковь была закрыта, около 1934 разрушена). Около 1926—28 орган был перенесён на Донское кладбище. Орган имеет три мануала, педаль. В ритуальном зале Центральной клинической больницы в Кунцеве в 1987 установлен орган немецкой фирмы «Мюнх и Прахтель» (2 мануала, педаль, 27 регистров).
В Москве имеется несколько малых органов в частном владении, в основном это инструменты современных российских мастеров.
Н.В. Малина.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.