Значение слова «календарь»

Что означает слово «календарь»

Библия: Тематический словарь

Календарь

см. месяц

Астрономический словарь

Календарь

система счисления длительных промежутков времени, основанная на периодических явлениях природы.

Гаспаров. Записи и выписки

Календарь

   ♦ Белый, "Автобиографич. материал…" под 1893: "31 июня влюбляюсь в Маню Муромцеву…" У него как будто все годы состояли из одних мартобрей.

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

Календарь

  способ исчисления времени в году. Григорианский календарь — см. стиль новый, Юлианский календарь — см. стиль старый.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Календарь

(о происхождении слова см. Григорианский календарь) — система счисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене времен года (солнечный) или фаз Луны (лунный). Различают юлианский и григорианский календари или старый стиль и новый стиль.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Календарь

, я, м.

   Ежегодник, в котором, кроме календарных, содержались и другие справочные сведения из разных областей жизни.

   * Однажды вечером батюшка сидел на диване, перевертывая листы При дворного календаря. // Пушкин. Капитанская дочка // *

Словарь Ефремовой

Календарь

  1. м.
    1. Справочное печатное издание в виде таблицы или книжки, содержащей последовательный перечень дней года с указанием различных других сведений (праздников, памятных дат, астрономических данных и т.п.).
    2. Способ счисления дней в году.
    3. разг. Распределение работы, занятий и т.п. по дням, месяцам и т.п.).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Календарь

   , -я, м.

   1. Система счёта больших промежутков времени.

   * Солнечный календарь. *

   2. Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (с различными справочными сведениями). Красочный календарь.

   3. Распределение разного рода деятельности по дням, месяцам.

   * Календарь работ. *

   || прил. календарный, -ая, -ое.

   * Календарный план. *

Словарь Ушакова

Календарь

календарь, календаря, муж. (лат. calendarium).

1. Справочная таблица или книга, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с указанием различных других сведений (праздников, исторических дат, каких-нибудь литературных произведений и т.п.). Настольный календарь. Отрывной календарь (где каждый день - на особом листке, отрываемом по прошествии дня).

2. Способ счисления дней в году. Реформа календаря. Юлианский календарь (старого стиля; по имени Ю.Цезаря). Грегорианский календарь (нового стиля; по имени папы Григория 13).

3. Распределение занятий, работы, состязаний и т.п. по дням, месяцам (спец., офиц.). Календарь спортивных состязаний.

Словарь Ожегова

КАЛЕНДАРЬ, я, м.

1. Способ счисления дней в году. Солнечный к. (в к-ром согласуются движение Солнца и смены лунных фаз). Юлианский к. (старого стиля). Григорианский к. (нового стиля).

2. Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (с различными справочными сведениями). Отрывной к. Настольный к.

3. Распределение по времени (дням, месяцам) отдельных видов деятельности. К. занятий. К. футбольных игр.

| прил. календарный, ая, ое. К. год (от 1 января по 31 декабря). К. план.

Политическая наука: Словарь-справочник

Календарь

(от лат. calendarium, букв.

долговая книжка; в Др. Риме должники платили проценты в день календ) - система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год. Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 до н. э. В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4 лет равнялась 365,25 сут., что на 11 мин 14 с длиннее тропического года. Длина года в григорианском календаре в среднем равна 365,2425 сут., что лишь на 26 с превышает тропический год. Григорианский календарь более точен, поэтому в нем меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения календаря со счетом тропических лет. В России григорианский календарь введен с 14 февраля 1918. Различие между старым и новым стилями составляет в XVIII в. 11 сут., в XIX в. - 12 сут. и в XX в. - 13 сут. В ряде мусульманских стран пользуются лунным календарем, в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 сут. 12 ч 44 мин 2,9 с. 12 таких месяцев дают лунный год в 354 сут., который оказывается на 11 сут. короче тропического года. В ряде стран Юго-Вост. Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря, в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. В таких календарях важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам (т. н. Метонов цикл).

Энциклопедический словарь

Календарь

  1. справочное издание, содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием других сведений и иллюстрациями (напр., "Годовой разпись, или месячило" на 1670; т. н. "Брюсов календарь", составленный В. А. Куприяновым в нач. 18 в.; "Всеобщий русский календарь", изданный И. Д. Сытиным в нач. 20 в.; в наше время - "Настольный календарь", "Женский календарь" и др.).
  2. (от лат. calendarium, букв. - долговая книжка; в Др. Риме должники платили проценты в день календ), система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год. Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 до н. э. В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4 лет равнялась 365,25 сут, что на 11 мин 14 с длиннее тропического года. Длина года в григорианском календаре в среднем равна 365,2425 сут, что лишь на 26 с превышает тропический год. Григорианский календарь более точен, поэтому в нем меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения календаря со счетом тропических лет. В России григорианский календарь введен с 14 февраля 1918. Различие между старым и новым стилями составляет в 18 в. 11 сут, в 19 в. 12 сут и в 20 в. 13 сут. В ряде мусульманских стран пользуются лунным календарем, в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 сут 12 ч 44 мин 2,9 с. 12 таких месяцев дают лунный год в 354 сут, который оказывается на 11 сут короче тропического года. В ряде стран Юго-Вост. Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря, в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. В таких календарях важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам (т. н. Метонов цикл).

Античный мир. Словарь-справочник

Календарь

(лат. Calendarium - долговая книга)

   в Риме название книги, в которой записывались первые дни каждого месяца - календы, когда должники возвращали долги. Со временем слово приобрело совр. смысл.

   В римском к. год вначале имел 10 лунных месяцев, позже царь Нума Помпилий ввел еще два месяца. Ю. Цезарь по инициативе александрийского ученого Созигена провел реформу к., и с 1 января 47 г. до н.э. был введен солнечный к., который состоял из 12 месяцев: Januarius, Februarius, Martius, Aprilius, Majus, Junius, Julius, Augustus, September, Oktober, November, December. В период Республики год называли по имени консула, в период Империи счет вели от основания Рима, с 753 г. до н.э. пятнадцатые дни марта, мая, июля и октября и тринадцатые - остальных месяцев - назывались идами, девятые дни перед идами - нонами (от nonus - девятый).

   Греки с 776 г. до н.э. ввели летосчисление по Олимпийским играм. В Афинах год назывался по имени архонта-эпонима, в Спарте - по имени эфора. Месяц делился на три декады; названия месяцев в греческих полисах не совпадали. В афинском к. год состоял из 12 месяцев, по 30 дней в каждом; после введения месяцев по 30 и по 29 дней (год имел 354 дня) через несколько лет добавляли тринадцатый месяц. (Афинский и делосский календари см. в Приложении.)

   Бикерман Э. Хронология древнего мира: Ближний Восток и античность / Пер. с англ. М., 1975. С. 16, 23-46, 175; Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. М., 1988. С. 117-138.

   Афинский и делосский календари

   Месяцы афинского календаря /  Месяцы делосского календаря / Месяцы современного календаря

   гекатомбеон  гекатомбеон июль - август

   метагейтнион метагейтнион август - сентябрь

   боэдромион буфонион сентябрь - октябрь

   пианепсион  апатурион октябрь - ноябрь

   маймактерион аресион ноябрь - декабрь

   посейдеон посейдеон декабрь - январь

   гамелионленайон январь - февраль

   антестерион гиерос февраль - март

   элафеболион галаксион март - апрель

   мунихион артемисион апрель - май

   таргелион таргелион май - июнь

   скирофорион панамос  июнь - июль

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Энциклопедия иудаизма

Календарь

(Луах hа-шана)

   В Торе нет никаких данных о том, как делили год в эпоху патриархов, но со временем, когда сыны Израиля осели в стране Ханаан и из кочевых пастушеских племен превратились в народ земледельцев, они начали делить год по сезонам полевых работ, например: пахота, посев, жатва, молотьба и т. д. В раскопках древнего Гезера была найдена глиняная табличка, на которой высечены древнееврейским шрифтом названия месяцев, соответствующие сельскохозяйственным сезонам. В Торе называются месяцы по их порядковым номерам: месяц первый (нисан*), месяц третий (сиван*), месяц седьмой (тишри*) ; некоторые по именам: авив (весна), зив (сияние) и т. д. В книгах поздних Пророков и в Писаниях упомянуто несколько названий месяцев, принятых и поныне: кислев* (Зхария), тевет*, адар*, нисан*, сиван* (Книга Эстер), элул* (Нехемия). Эти названия месяцев, равно как и остальные, используемые в современном еврейском К., принесли в Эрец Исраэль евреи, вернувшиеся из вавилонского плена.

   Еврейский К. - солнечный и лунный одновременно. Время одного оборота луны вокруг земли равняется одному месяцу. Месяц начинается с появлением луны в виде тонкого серпа (рождение луны). Лунный серп растет от ночи к ночи и, пройдя максимальную величину (полнолуние), начинает уменьшаться в размерах, пока не исчезнет совсем, а затем появляется вновь в виде серпа. Месяц длится 29 дней, 12 часов и три четверти часа. Так как неудобно считать месяц неполными днями, постановили хазал*, что месяц длится 29 дней (неполный) или 30 дней (полный), почти поочередно. В древности определяли начало месяца по показаниям свидетелей, которые сообщали Синедриону (в Эрец Исраэль), что видели новую луну. Если на тридцатый день месяца свидетели не объявлялись, Синедрион "округлял" месяц до тридцати дней, а следующий день считался началом месяца. Евреям рассеяния Синедрион объявлял посредством посланцев о наступлении праздничного дня. Ведение К. было особой привилегией Эрец Исраэль, ибо месяцы и праздники определялись во всех странах диаспоры* по постановлению Синедриона, и мудрецы диаспоры не имели права определять наступление праздников и первого дня месяца по своему разумению, даже когда могли вычислить точно. Если посланец Синедриона не прибывал в ту или иную общину вовремя, евреи этой общины праздновали два дня, чтобы избежать ошибки, - на случай, если Синедрион "округлил" месяц. Посему второй день праздника называется "Вторым днем праздника диаспоры". Когда вследствие преследований и гонений перестал существовать Синедрион в Эрец Исраэль, и возникла угроза единству нации (в случае, если бы разные общины перестали отмечать праздники и посты одновременно), р. Гилель II решил обнародовать К., по которому были установлены для всех общин Израиля, где бы они ни находились, даты праздников. При этом он все же обязал евреев диаспоры отмечать и в будущем два дня праздника.

   Только Рош ra-Шана* (Новый год), который является и началом месяца, принято было праздновать в течение двух дней и в Эрец Исраэль, чтобы не рисковать нарушить святость праздника. Эти два дня именовали "йома арихта" (арамейский) - "один длинный день".

   К., обнародованный Гилелем, остался в первоначальном виде и по сей день. Основой еврейского К., как было уже сказано, служит время оборота луны вокруг земли. Двенадцать лунных месяцев составляют простой год. Такой год длится 353 дня (неполный год, если месяцы мархешван* и кислее* не полные, то есть длятся 29 дней каждый), или 354 дня (нормальный год, если мархешван неполный, а кислев полный), или 355 дней (полный год, когда и кислев и мархешван полные).

   Лунный год в среднем короче солнечного года на 11 дней. Так как Тора приурочивает праздники наши к определенному сезону: Песах* - к весне, Шавуот* - к жатве, а Суккот* - к уборке урожая, - постановили хазал время от времени добавлять к году месяц (адар* -30 дней). В таком году 13 месяцев, и он называется "шана меубэрет" (високосный, или "беременный" год).

   Высчитали мудрецы наши, что период продолжительностью в 19 лунных лет (малый лунный оборот) на семь месяцев (210 дней) короче 19-ти солнечных лет. Поэтому решили они добавлять к 19-ти лунным годам семь месяцев и уравнять их, тем самым, с 19-ю солнечными годами. Таким образом, в каждом девятнадцатилетнем малом лунном обороте есть 12 простых и 7 високосных лет. Високосные годы в периоде: третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый. Чтобы выяснить, простой год или високосный, делят порядковый номер года (по еврейскому летосчислению) на 19, и если нет остатка или остаток равен 3, ., 8, 11, 14 или 17, то значит год - високосный; если остаток иной, год - простой.

   Мудрецы установили: первый день Рош hа-Шана не должен приходиться на воскресенье, среду или пятницу. И если новолуние выпадает на один из этих дней, Новый год отодвигают на следующий день.

Католическая Энциклопедия

Календарь

(лат. calendarium, от Kalendae — первые дни каждого месяца) — система деления времени на дни, месяцы и годы, в которой особым образом зафиксированы дни праздников. Наука, занимающаяся расчетом и делением времени, называется хронологией. Помимо расчета времени, необходимого для ведения хозяйственной деятельности, одной из важнейших целей К. с его период. циклами праздников с самого начала являлось сохранение памяти о том, что лежало в основе каждой из культур. Поэтому К. всегда был связан с рел. представлениями, а в Новое время — также и с идеологией (напр., франц. революционный К.).

Первую шкалу деления времени человечеству представили астроном. явления, а именно видимое обращение вокруг Земли двух гл. светил небосвода — Солнца и Луны. К. подразделяются на лунные, солнечные и лунно-солнечные. Осн. сложностью в составлении календарных систем является то, что количество дней как в лунном месяце, так и в солнечном годе выражается не целым, а дробным числом, причем число дней солнечного года не является кратным числу дней лунного месяца.

В Вавилонии в нач. III тыс. до н.э. был создан лунный К. с 12 месяцами в году, начинавшимися в момент появления на небосклоне рождающегося месяца. Началом года было выбрано весеннее равноденствие. Месяц состоял из 29 или 30 дней. Чтобы начало года не смещалось относительно дня весеннего равноденствия, добавлялся еще один, 13-й месяц. С 380 до н.э. был принят 19-летний цикл, в течение которого 7 раз добавлялся дополнительный месяц. Вавилонские ученые, проводившие астрон. наблюдения за Луной, вели отсчет суток начиная с полуночи; эта традиция сохранилась и в совр. К. К вавилонской традиции восходит также 7-дневная неделя: в обрядовых вавилонских К. обозначались т.н. «счастливые» и «несчастливые» дни, причем последние приходились, как правило (хотя и не всегда), на 7-й день или на день, кратный 7, в который предписывалось избегать всяких дел; также и сам термин суббота, заимствованный древними евреями (šabbat, греч. σάββατου, лат. sabbatum), аккадского происхождения (šabattum или šapattum — полнолуние).

В Древнем Египте вначале также использовался лунный К.; позже был создан древнейший солнечный К., год в котором состоял из 365 дней и был короче астрон. тропического года на 0,24 дня. На основании наблюдений за восходом самой яркой звезды Сириус (Сотис) егип. жрецы установили продолжительность года в 365,35 дня, и этот уточненный К. был введен, вероятно, в 2781 до н.э. Год подразделялся на 3 части по 4 месяца, что было связано с с.-х. работами: период разлива Нила, период сева и сбора урожая. Год имел 12 месяцев по 30 дней, которые делились на декады (10 дней).

Древнееврейский К. Со времени Вавилонского пленения (586–537 до н.э.) евреями был принят лунно-солнечный К. Началом рел. года у евреев был день весеннего равноденствия — 14 число месяца авив, который после пленения получил название нисан. Гражданским началом года был праздник сбора урожая — 1 тишри. Сутки начинались вечером (Быт 1, 5). Большое значение имело число 7: неделя состояла из 7 дней, каждый 7-й год был «годом субботним», а каждый 50-й (следующий после 49-го, равного 7і7) — юбилейным.

Древний Рим. В Древнем Риме вначале существовал лунный К., т.н. год Ромула состоял из 10 месяцев, из которых 1-й, 3-й и 4-й носили имена рим. божеств (Martius (март) — от Mars, Martis — Марс, Majus (май) — от Maja — богиня плодородия, Junius (июнь) от Juno, Junonis — Юнона); название 2-го месяца — Aprilis (апрель) — восходит к глаголу aperire — открывать; названия месяцев с 5-го по 10-й образованы от лат. порядковых числительных: Quintilis (пятый), Sextilis (шестой), September (седьмой), October (восьмой), November (девятый), December (десятый). Затем (вероятно, царем Нумой Помпилием) были введены в конце года еще два месяца: Januarius (январь), названный в честь бога Януса, покровителя начала, входа, и Februarius (февраль), название которого восходит к фебруалиям — обряду ритуального очищения (или, по др. версии, к лат. febris — лихорадка, простуда). В 153 до н.э. начало года было перенесено на 1 января, когда рим. консулы вступали в свою должность. При этом прежние названия др. месяцев по порядку сохранились, хотя, по сути, September стал теперь девятым, October — десятым, November — одиннадцатым, а December — двенадцатым. В I в. до н.э. месяц Квинтилий был переименован в честь имп. Юлия Цезаря в Julius (июль), а Секстилий — в Augustus (август), в честь имп. Августа. 7 месяцев имели по 29 дней, 4 месяца — по 31 дню, и февраль — 28 дней. Поскольку всего в году было 355 дней, раз в 2–3 года добавлялся короткий (20 дней) месяц маркедоний. Обозначение числа месяца было связано с тремя гл. днями, от которых велся отсчет. 1-й день каждого месяца назывался календы (Kalendae), 5-й или 7-й день — ноны (Nonae), 13-й или 15-й день — иды (Idus). В марте, мае, июне и октябре ноны приходились на 7-й день, а иды — на 15-й, в остальные месяцы — соответственно на 5-й и 13-й день. Остальные даты обозначались путем отсчета от этих трех гл. дней месяца (напр., «накануне ноябрьских календ» означало 31 октября).

Вместо 8-дневной недели, называвшейся nundinae (досл. «девятидневка», ибо она включала и предыдущий день отдыха), в I в. до н.э. была ведена 7-дневная неделя (septimana, hebdomada). Каждый день носил имя определенного божества: понедельник — день Луны (dies Lunae, отсюда итал. lunedi, франц. lundi); вторник — день Марса (dies Martis, итал. martedi, франц. mardi); среда — день Меркурия (dies Mercurii, итал. mercoledi, франц. — mercredi); четверг — день Юпитера (dies Jovis, итал. giovedi, франц. jeudi); пятница — день Венеры (dies Veneris, итал. venerdi, франц. vendredi); суббота — день Сатурна (dies Saturni, англ. Saturday); воскресенье — день Солнца (dies Solis, англ. Sunday). Вначале гл. днем недели был день Сатурна, а со времени имп. Веспасиана (ум. в 79) — день Солнца.

Юлианский К. Реформу К. произвел рим. имп. Юлий Цезарь, по имени которого К. получил название юлианского. Необходимость проведения реформы К. была вызвана несовпадением лунного и солнечного циклов. Новый К. был разработан александр. астрономом Сосигеном и введен Юлием Цезарем 1.01.46 до н.э. Основой юлианского К. является солнечный год длительностью 365,25 дня, т.е. на 11 минут дольше, чем астрон. тропический год (365 дней 48 мин и 46 сек). 3 года имеют по 365 дней, после которых наступает 1 год с 366 днями.

Христианство. Раннехрист. общины вначале использовали древнеевр. К., влияние которого отразилось в т.ч. на исчислении пасхалии, связанной с лунным К. Одновременно Церковь пользовалась общепринятым в Рим. империи юлианским К., в который были введены христ. праздники. В 7-дневной неделе праздничным днем стало воскресенье (день Господень).

С развитием астрономии стала очевидной неточность юлианского К. Его реформа была предпринята Папой Григорием XIII. Специальной астрон. комиссией был разработан новый К., который по имени Папы был назван Григорианским К. Введенный папской буллой Inter gravissimas 15.10.1582, он в наст. время является общепризнанным К. во всем мире. Однако некоторые Церкви (в т.ч. Русская Правосл. Церковь) по-прежнему используют юлианский К.

Французский революционный К. В стремлении низвергнуть наследие прошлого франц. революционеры отменили также и григорианский К., т.е. К. Католической Церкви, и 5.10.1793 ввели революционный К., в котором эра от Рождества Христова была заменена на революционную эру, началом которой стало 22.09.1792 — день провозглашения республики. Вместо прежних названий месяцев были введены новые: плювиоз («дождливый», январь), вантоз («ветреный», февраль), жерминаль («месяц набухающих почек», март), флореаль («цветущий», апрель), прериаль («луговой», май), мессидор («месяц жатвы», июнь), термидор («жаркий», июль), фрюктидор («плодоносный», август), вандемьер («месяц виноделия», сентябрь), брюмер («туманный», октябрь), фример («холодный», ноябрь), нивоз («снежный», декабрь). Вместо 7-дневной недели были введены декады, а дни получили названия в соответствии со своим порядковым номером: примиди, дуоди и т.д. Каждый день вместо памяти святых был связан с с.-х. продуктами (напр., «день клубники»), животными (напр., «день лошади») или орудиями производства (напр., «день плуга»). Гл. праздниками стали взятие Бастилии, штурм Тюильри, казнь короля Людовика XVI, падение Жиронды. Была предпринята также попытка реформировать и систему деления суток, в которых должно было стать 10 ч по 100 мин, которые состояли бы из 100 сек. 1.01.1806 революционный К. был отменен имп. Наполеоном I, позднее возрожден во время Парижской коммуны, но действовал только 2 месяца (18.03–28.05.1871).

Литургический К. представляет собой систему подвижных и неподвижных праздников литургического года. В Католической Церкви существуют: общий литург. К. (calendarium Romanum generale), который содержит общеобязательные праздники римского обряда; частный литург. К., включающий собственные праздники отдельных Церквей и монаш. орденов; постоянный К. (calendarium perpetuum), содержащий праздники, связанные с определенными датами; ежегодный К. (calendarium annuale), который приводит праздники на определенный год; региональный К. (calendarium regionale), предназначенный для определенного региона или государства, который соотнесен с общим К.

Наиболее древними литург. К. являются составленные в Риме в IV в. Depositio martyrum и Depositio episcoporum Romanorum.

Лит-ра: Селешников С.И. История календаря и хронологии. М., 1970; Бикерман Э. Хронология Древнего мира. М., 1975; Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря // Контекст (1978), 62–119; Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1985; Langdon S. Babylonian Menologies and the Semitic Calendars. NY., 1935; Kessen A. Le Calendrier de la RОpublique FranНaise. P., 1937; Parker A. The Calendars of Ancient Egypt. Chicago, 1951; Chronologia polska. Wwa, 1957; Denis-Boulet N.M. Le calendrier chrОtien. P., 1959; Winniczuk L. Kalendarze staroэytnych GrekЧw i Rzymian. Wwa, 1960; Goudoever J. van. Biblical Calendars. Leiden, 1961; Levi L. Jewish Chronomy. NY., 1967; Couderc P. Le calendrier. P., 1970; Zajdler L. Dzieje zegara. Wwa, 1977; ZwoРniak П. Kalendarze. Wwa, 1981; Adam A. Ostern alle Jahre anders? Zur Geschichte und Verbesserung der Kalender. Paderborn, 1994; Dziura R., WИsowicz H., Gigilewicz E. // EK 8, 351–375; Czas i kalendarz / Red. Z. Kijas. Kr., 2001.

В. Задворный

Православие. Словарь-справочник

Календарь

   система исчисления времени, основанная на основных астрономических циклах (солнечном, лунном). Для фиксации годового богослужебного круга Русская Православная Церковь использует календарь, который вместе с Крещением пришел на Русь из Византии в X в. и был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга» и «Великого индиктиона». В своей основе он был юлианским календарем, который, в свою очередь, уходил корнями в культуру Древнего Египта. Происхождение этого календаря связано с Сириусом – самой яркой звездой небосвода. Дело в том, что промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, совпадавшими в Египте с летним солнцестоянием и разливом Нила, составляет 365,25 суток. Однако в качестве длины своего календарного периода египетские жрецы положили не 365,25 дней, а ровно 365 дней. Но год длиной в 365 дней довольно заметно отставал от истинного солнечного года. Отставание составляло 6 часов в год и, следовательно, нарастало за каждые четыре года на величину одних суток. Другими словами, сезонные явления постепенно опережали календарь. В 46 г. до Р.Х. Юлий Цезарь с помощью известного александрийского астронома Созигена провел реформу календаря, повелев всем подданным Римской империи перейти на новый юлианский счет. Суть юлианского календаря заключена в его неизменяемом ритме, основанном на чередовании трех простых (т.е. содержащих 365 дней) и одного високосного (т.е. содержащего 366 дней) года. После Никейского Собора (созван императором Константином Великим в 325 г. по Р.Х.), выработавшего, в частности, единые правила вычисления Пасхи и единое летосчисление «от Сотворения мира» для всех христиан, юлианский календарь в усложненном виде служил в качестве универсального календаря всего христианского мира более тысячелетия.

   С астрономической точки зрения суть такой реформы календаря заключалась в том, что в юлианскую систему времяисчисления, строго ориентированную по Солнцу, было введено «лунное течение», т.е. движение Луны со сменой ее фаз. Последнее было вызвано необходимостью точной фиксации главного христианского праздника – Пасхи и связанных с ней переходящих двунадесятых праздников. Но христианская Пасха, в свою очередь, исторически зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая со времен Моисея праздновалась евреями только в полнолуние. Вот откуда возникла необходимость в христианском церковном календаре соединить ритм Луны с ритмом Солнца. В своем реформированном виде церковный юлианский календарь не только выполнил эту задачу, отвечающую требованиям церковного богослужения, но и положил предел спорам между Римом, Константинополем и другими Церквами по поводу того, когда именно следует праздновать новозаветную Пасху и какими правилами надо для этого руководствоваться.

   В 1582 г. на Западе по инициативе папы Григория XIII была проведена новая реформа календаря, целью которой в конечном итоге была попытка «навечно» закрепить в календаре дату весеннего равноденствия, отнеся ее на 21 марта. С этой целью в новый, или григорианский, календарь было введено понятие «невисокосное», или «простое» столетие, по аналогии с понятием простой (невисокосный) год в юлианском календаре. В юлианском календаре всякий год, оканчивающийся на два нуля, т.е. год, завершающий столетие, считается високосным, в григорианском же високосным считается только каждый четвертый такой год. Если начать с 1600 г., то из последующих столетних годов: 1600, 1700, 1800, 1900, 2000 – только 1600-й и 2000-й считаются в григорианском календаре високосными (т.е. те, у которых первые две цифры образуют число, делящееся на 4). В юлианском же календаре все указанные годы являются високосными. Следовательно, григорианский счет, превращая каждые три високосные столетия в простые, укорачивает каждое юлианское 400-летие на три дня. Это приводит к тому, что средняя продолжительность григорианского года действительно значительно ближе к величине тропического солнечного года, нежели величина года юлианского.

   • Тропический год = 365 дням 5 час. 48 мин. 46 сек.

   • Григорианский год = 365 дням 5 час. 49 мин. 12 сек.

   • Юлианский год = 365 дням 6 час.

   Приведенные данные показывают, что точность григорианского календаря по сравнению с юлианским очень высока. Но, во-первых, погрешность не устранена, и она будет нарастать со временем; а во-вторых, что самое главное, – эта абстрактная точность достигнута слишком дорогой ценой. Из-за введения лишенных високосов столетних годов века у григориан не содержат одинакового числа дней. И действительно, в юлианских столетиях всегда одинаковое число дней благодаря непрерывному юлианскому високосному ритму (365, 365, 365, 366). Таким образом, в юлианском четырехлетии мы всегда будем иметь 1461 день (365 + 365 + 365 + 366 = 1461), а в юлианском столетии 36 525 дней (1461 ґ 25 = 36 525). В то время как в григорианском столетии: високосном – 36 525 дней, а в невисокосном – 36 524 дня. Еще хуже обстоит дело внутри 400-летий, поскольку те отрезки времени, которые попадают одновременно на високосное и простое столетия, оказываются неравными аналогичным временным периодам между соседними невисокосными столетиями. Конечно, григорианский календарь тоже имеет период из целого числа дней, но если в юлианском календаре такой период составляет 4 года, или 1461 день, то в григорианском он составляет 400 лет, или 146 097 дней (36 524 ґ 3 + 36 525= =146 097). Учитывая стремление свести календарный период к минимальному числу дней, по истечении которых погашается некоторая ошибка против принятой средней длины года, приходится признать, что григориане усложнили календарь, введя в мировую хронологию календарный период такой огромной продолжительности.

   Весеннее равноденствие ко времени григорианской реформы падало уже не на 21 марта, как это было в 325 г., а на 11 марта, поэтому, чтобы вернуть его на прежнее место, было прибавлено 10 дней. Но, исправляя то, что казалось ему нарушением церковных канонов празднования Пасхи, Рим как раз и нарушил один из основных канонов главного христианского праздника. Так, 1-е правило Антиохийского Собора запрещает празднование христианской Пасхи одновременно с Пасхой иудейской. В этом правиле не надо усматривать никакой анти-иудейской направленности, а лишь желание сохранить ту последовательность событий, которая изложена во всех четырех Евангелиях и закреплена всей дальнейшей церковной традицией. Распятие Иисуса Христа произошло в канун иудейской Пасхи (14 нисана), а Воскресение – на другой день после нее (16 нисана), поэтому и празднование христианской Пасхи не может предшествовать иудейской Пасхе. Уже ранние христиане отдавали себе ясный отчет в том, что в мистико-символическом плане новозаветная Пасха означает замену ветхозаветного жертвоприношения агнца искупительной жертвой Иисуса Христа, который предстает в ней как Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29), поэтому менять время от времени последовательность этих событий в ежегодном памятовании о них – значит вольно или невольно искажать их смысл. По причинам чисто астрономическим в эпоху раннего Средневековья (до конца VIII в.) изредка бывали случаи, когда иудейская Пасха совпадала с Пасхой христианской. Но никогда не бывало того, чтобы христианская Пасха могла наступать прежде Пасхи еврейской. После введения григорианского календаря такое случалось довольно часто. Так, например, за одно столетие, с 1851 по 1950 гг., католическая Пасха пятнадцать раз наступала прежде иудейской.

   Цель реформы папы Григория XIII сформулирована в тексте его знаменитой буллы «Inter gravissimas», изданной 24 февраля 1582 г.: «Было заботою нашей не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, от которого со времени Никейского Собора оно отступило на десять дней приблизительно, и XIV Луне вернуть ее место, от которого она в настоящее время на четыре или пять дней отходит, но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы в будущем равноденствие и XIV Луна со своих мест никогда не сдвигались». Таким образом, налицо были намерения внести радикальные улучшения в христианский календарь, который действовал к тому времени уже свыше 1000 лет. И забыта была, кажется, только одна простая истина, а именно то, что в календаре ничего нельзя закрепить «навечно», что категория «вечности» не может относиться к календарно-астрономическим величинам, которые суть время, а следовательно – изменение.

   Юлианский календарь отстает от тропического солнечного года на одни сутки за каждые 128,2 года, и Пасха должна будет со временем переместиться с весны на лето, а потом и на осень. Несмотря на то что точность григорианского календаря в отношении величины тропического солнечного года довольно высока, она все равно дает ошибку, равную одним суткам за 3280 лет. Это значит, что спустя 3280 лет после григорианской реформы дата весеннего равноденствия уйдет в этом календаре на сутки от его истинного астрономического значения. Что же касается Луны, то ошибка здесь неизмеримо больше: почти так же, как и в еврейском календаре, примерно за каждые 210 лет астрономические пасхальные полнолуния католиков будут уходить вперед от равноденствия на одни сутки. Нетрудно представить себе, что спустя 1000 лет те полнолуния, которые считались первыми после равноденствия, окажутся вторыми, т.е. опять нарушится правило Никейского Собора в том его буквальном понимании, которое было придано ему григорианской реформой.

   Сакральный календарь Средневековья упорядочивал время. Не он зависел от времени, а в известном смысле время зависело от него. Круг церковных праздников, освящая текущее время, одновременно как бы разрывал его своим выходом в вечность. В представлении людей той эпохи «Великая пасхальная седмица» не могла быть функцией времени, а тем более зависеть от точности определения равноденственной точки и правильности лунных фаз. В этом смысле подвижный цикл традиционной христианской пасхалии с особенной силой подчеркивал свою независимость от фиксированного времени.

   Собираясь, как в фокусе, вокруг центрального праздника Пасхи, система переходящих праздников и седмиц как бы спиралевидным движением разворачивалась из него по всему пространству годового круга, чтобы затем снова вернуться к нему в другом месте и времени и вновь разойтись, освещая своим светом ту непроглядную «ночь времени», в которую был погружен мир в сознании средневекового человека. При этом естественно, что сам ритм переходящих и непереходящих двунадесятых праздников, как и ритм всего церковного богослужения, стал за тысячу лет неотъемлемым ритмом многих и многих поколений, включившись в общемировой, космический цикл.

   Григорианская реформа была почти сразу же принята всеми католическими государствами. Что же касается протестантских государств, то они долгое время исходили из положения, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с Римом». Тем не менее, к середине XVIII в. григорианский календарь практически завоевал всю Европу. Юлианский календарь сохранился только в России, Греции и в патриархатах восточнохристианского мира. Встает вопрос: почему именно христианский Восток оказался ревнителем древних традиций и отверг компромисс с Римом? Надо полагать, что с такими ничего не объясняющими понятиями, как «ретроградство», «косность» и «застой» не следует спешить, если хотеть всерьез и непредвзято разобраться в этом достаточно сложном вопросе.

   Впрочем, в 1923 г. Константинопольский Собор принял так называемый «исправленный юлианский стиль», который при определении Пасхи руководствуется старым стилем, а при определении непереходящих праздников – новым. Этому же вскоре последовали Элладская, Александрийская, Антиохийская, Кипрская, Румынская, Финляндская, Американская, Польская, Болгарская и Чехословацкая Церкви. Напротив, Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви сохранили юлианский (старый) стиль. В XX в. даты по юлианскому календарю «отстают» от дат по григорианскому на 13 суток. С 2100 г. этот разрыв увеличится до 14 суток.


Морфологический разбор «календарь»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: именительный, винительный; отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что? ...

Синонимы слова «календарь»


Фонетический разбор «календарь»

транскрипция: [кал'энда́р']
количество слогов: 3
переносы: (ка - лен - дарь) ...

Ассоциации к слову «календарь»


Цитаты со словом «календарь»


Близкие по смыслу слова к слову «календарь»


Предложения со словом «календарь»

А ещё по лунному календарю 18 и 19 марта самое подходящее время для посева на рассаду перцев, томатов и цветочных летников...
Да и календарь, который обещал быть невыносимо запутанным, отчасти приобрел человеческий вид.
На двери в купе Хана висел непонятно откуда взявшийся календарь с котятами, который закрывал знакомую царапину.
Ну и, наконец, золотые ячменные зёрна прорастают зелёными хвостиками независимо от даты на календаре.
Однако этой весной грачи немного опередили народный календарь и прибыли в Москву уже несколько дней назад.

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.