Значение слова «государство»

Что означает слово «государство»

Тезаурус русской деловой лексики

Государство

Syn: страна, держава (высок.), республика

Словарь Ушакова

Государство

государство, государства, ср.

Энциклопедический словарь

Государство

политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией.

Фразеологический словарь русского языка

Государство

Государство в государстве - о самостоятельной, независимой организации

Государство - это я - выражение презрения по адресу руководителя, решающего все единолично

Пограничный словарь

Государство

   единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает для этого обязательные для всех правовые акты.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Государство

 ♦ (ENG state)

   источник народного правления и институт, в к-ром сосредоточены социальная власть и сила. Г. поддерживает порядок и оказывает разнообразные услуги своим гражданам. Христианство считает, что Г. установлено Богом (Рим. 13), но потенциально оно может быть демоническим (Откр. 13).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Государство

   , -а, ср.

   Форма организации общества во главе с правительством и другими органами власти; территория, на которой существует такая форма.

   * Демократическое государство. *

   || прил. государственный, -ая, -ое.

   * Государственное устройство. *

Словарь Ефремовой

Государство

  1. ср.
    1. Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.
    2. :
      1. Страна с определенной политической системой.
      2. Система органов управления.
    3. :
      1. перен. Что-л. крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью.
      2. Место обитания, распространения, преобладания кого-л., чего-л.

Современный экономический словарь. 1999

ГОСУДАРСТВО

в качестве экономического субъекта

1) совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью;

2) все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящиеся в государственной собственности, в распоряжении и ведении государственных органов власти (государственная экономика).

Словарь экономических терминов

Государство

(в качестве экономического субъекта)

   1) совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью;

   2) все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящиеся в государственной собственности, в распоряжении и ведении государственных органов власти (государственная экономика).

Этимологический Словарь Русского Языка

Государство

Древнерусское – государьство.

Слово «государство» со значением «акт правления» было известно в русском языке с XV в., однако получило широкое распространение в разговорной речи только в XVII в. В письменных источниках слово государство впервые встречается в «Уложении» 1649 г.

Происхождение его аналогично происхождению слова «господинь» от существительного «господь», восходящего к общеславянскому корню gospodarь и сложению индоевропейских основ gost (гость) и potis (могущий).

Существуют предположения, что слово «государство», так же как и слово «государь», образовано от основы суд-, тогда «государь» – «верховный судья», а «государство» – полновластный способ управления, обладающий правом суда.

Производные: государственный, государствовать.

Политическая наука: Словарь-справочник

Государство

1) способ организации общества, основной элемент политической системы. В конституционном праве под понятием государства подразумеваются все официальные властные органы власти (правительство, парламент, суды), действующие в масштабе страны или территориально-политической единицы с местными представителями властных органов. В международном праве государство является основным участником международных отношений, включает политическую организацию власти и население с определенной территорией. Основным качеством государства является его суверенитет. Государство имеет определенную форму правления (монархия, республика), по форме государственного устройства может быть унитарным или федерацией;

2) организация публичной политической власти, основанная на монопольном праве, во-первых, нормирования общественных отношений (законодательная власть), во-вторых, регулирования общественных отношений, опирающемся на средства и меры принуждения (исполнительна власть), в-третьих, разрешения конфликтов в обществе (судебная власть). Как управляющая система общества, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - государственный механизм, государственный аппарат и т.п.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Государство

   политическая форма организации общества, возникшая в результате его раскола на противоположные классы. Г. осуществляет управление, охрану его экономической и социальной структуры, прежде всего в интересах экономически господствующих сил и с учетом интерсов всего общества. Г. — основное, но не единственное политическое учреждение институционального общества. Наряду с ним действуют партии, объединения, союзы и др., в совокупности составляющие политическую систему общества. От других звеньев этой системы Г. отличает:

   - наличие органов, осуществляющих верховную власть, распространяющуюся на все население;

   - наличие права совокупности общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством;

   - наличие определенной территории, на которую распространяется власть данного Г.

   см. также Анклав, Архия, Деэтатизация, Инаугурация, Конфедерация, Политическая система, Территория государства, Этатизм

Словарь Ожегова

ГОСУДАРСТВО, а, ср.

1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Демократическое г. Власть, функции, законы государства. Бюджет государства. Во главе государства.

2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры. Европейские, азиатские, северо-американские, южно-американские, африканские государства.

Государство в государстве 1) маленькое самостоятельное государство внутри большого; 2) организация, существующая внутри другой, но полностью самостоятельная (книжн.).

| прил. государственный, ая, ое. Г. герб, гимн. Г. аппарат. Г. строй. Государственная граница. Государственная собственность. Государственная тайна (сведения особой важности, не подлежащие оглашению и охраняемые государством). Государственное право (совокупность правовых норм, регламентирующих основы государственного и общественного строя). Г. язык (официальный язык государства).

Государственная машина (книжн.) вся система аппарата государственного управления.

Политология. Словарь терминов

Государство

важнейший институт политической системы общества, способ социального бытия человека в условиях господства политического отчуждения. В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства:

1. «Силовая» (Д. Юм, Л. Гумплович и др.), когда государство возникает в результате внутренней узурпации (внутренней или внешней) политической власти.

2. Договорная (Т. Гоббс, Д.Локк и др.) - государство является следствием заключения между индивидами общественного договора с целью сохранения безопасности жизни и собственности и происходит из «естественного состояния».

3. Марксистско-руссоистская («экономическая»). К возникновению государства приво дят объективные изменения в хозяйственно-экономической жизнедеятеяльности индивидов. При этом марксизм констатирует классовую сущность возникающего государства как института угнетения и защиты интересов господствующего класса перед другими.

4. «Патриархальная» (Р.Филмер). Согласно этой концепции государство возникает в результате есттественного разрастания семей, причем власть правителя может быть уподоблена власти отца в семье.

5. Органическая (Э.Бэрк). Государство представляется «организмом» (в противопо ложность либеральному «механицизму»), основанном на традиционных общественных установлениях.

6. Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Государство является от ражением «небесных порядков», причем государственный суверен – «помазанник божий».

Решение вопроса о происхождении государства позволяет определить и перспективы его эволюции: либо постепенное сужение функционального поля государственности в пользу институтов гражданского общества (марксизм, либерализм), либо сохранение государства как разумно-традиционной формы организации управления и бытия человека (консерватизм).

Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и государственной жизни, видя в последней лишь способ решения «общих дел» всех граждан. Средневековье ограничивалось констатацией божественной сущности государства как отражения «небесного порядка вещей». Различение собственно государственно-политической сферы начинается с Нового времени, с фактической эмансипации политической и правовой систем общества.

Возникшее в Новое время государство обрело свое собственное содержание (суверенная власть, рациональность администрации, религиозный нейтралитет, единство территории, постоянная армия, государственная собственность, единые правовая и судебная системы). Соответствующие словесные выражения в европейских языках и возникают (по К.Скиннеру) примерно с ХYII в.: status, staat, state, estado, etat и др., а фрагментарно и не слишком четко (в том числе и в качестве синонима «гражданского общества») употреблялись на век-полтора раньше. Государство всегда выражает всеобщность интересов человеческого рода в отличие от индивидуализированной сферы гражданского общества, чьей функцией по управлению оно и является. Собственно говоря, государство выделяется из общественного целого на той ступени своего развития, когда его элементы получают автономное развитие(право, собственность, торговля), а отчуждение потестарной функции от человека (собственности - от производителя) имеют наивысшее значение. Здесь общественная природа человека, пока чуждая ему, отчуждена и представлена в образованиях государства, права, идеологии и пр. Рождается объективная иллюзия не отражения, а господства политического государства над обществом. Самостоятельное значение получает не само государство, а государственный аппарат, бюрократия, обладающая в нем абсолютной политической и экономической властью. Вектор общественного прогресса отныне находится в противоречивом развитии государственной и гражданской сфер, расходящихся влоть до открытого конфликта (в периоды революций). В идеологии подобное положение находит свое выражение построениях этатизма (от Т.Гоббса), а практика разрешения - в практике правового и тоталитарного государства.

Функции государства различаются как внутренние и внешние; внутренние: защита государственного строя, предотвращения и разрешения социальных конфликтов, регулирование общественных отношений, выработка и поддержание общей для страны политики в экономической, социальной, духовной и пр. областях и многие др.; внешние: обороны от внешней агрессии, защиты своих интересов во взаимоотношениях и другими г. и пр.

Государства можно классифицировать по различным признакам: по формам правления (монархические, аристократические, демократические), по типам политического режима (тоталитарные, авторитарные, демократические), с т. з. устройства (унитарные, федеративные, конфедеративные, имперские) и др.

В структуре государства выделяются: государственный аппарат, правительство, глава государства, муниципальные и центральные органы власти. Для демократического государства свойственна система разделения властей.

Современное государство, опирающееся на единую судебную и правовую системы, узурпирует в своих руках монополию над средствами убеждения и принуждения, причем осуществляющиеся при этом методы и средства различаются в зависимости от типа или формы государства.

Доманов В.Г.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Государство

— есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. Платон, Аристотель и Цицерон объясняли происхождение и существо Г. общительной природой человека. Г., говорит Аристотель, есть естественная форма общежития; человек по природе своей — существо политическое. В Г. Аристотель видел конечную форму общежития. Цицерон расширил пределы человеческого общения и указал несколько ступеней его, начиная с семьи и кончая человеческим родом. Средневековые мыслители по соображениям практическим стремились выяснить не происхождение Г., а одного из его элементов, именно власти, которой они приписывали божественное происхождение (см. Власть). С другой стороны, сложившаяся в средние века феодальная система, построенная на начале вотчинном, дала основы для теории вотчинного государства (Patrimonialstaat), рассматривавшей государственную власть как проявление права собственности на землю. Новое время открывается образованием в Г. сильной центральной власти и развитием национальных государств, свергших с себя и протекторат папского престола, и главенство императора. Явилась необходимость в более прочном обосновании государственной власти и отношений Г. к гражданам. Исходной точкой новых теорий служит воззрение на индивидуальную природу человека, прямо противоположное взглядам Аристотеля. По этому воззрению, человек по природе своей не есть существо общительное. Первоначально человек жил в состоянии естественном (état de la nature, Naturzustand), которое противополагается состоянию государственному. Г. является требованием не природы человека, а его разума, познающего невыгоды состояния естественного, в котором человек подлежал лишь действию естественного права (см.). Г. есть поэтому произведение искусственное, созданное человеческой волей ради определенных целей. Но так как в естественном состоянии ни один человек не имеет власти над другим, то создание Г. могло быть только результатом договора. Договорная теория происхождения Г. заметна уже у Гуго Гроция, хотя он, признавая общительную природу человека (appetitus societatis), видит в ней основание первых начал естественного права. Истинным основателем договорной теории является Гоббс (см.). Г. в его глазах — выход из естественного состояния вечной борьбы всех против всех. Оно устанавливается путем договора, в силу которого все отказываются от своего права на все, предоставляя его одному лицу, облекаемому верховною властью. В сочинениях Мильтона и Сиднея, в особенности же в произведении Локка "Два трактата о правительстве", человек естественного состояния облекается целою суммой прав, выведенных из понятия человеческой личности и группирующихся вокруг двух главных основ: свободы и собственности. В естественном состоянии человеку недостает не прав, а обеспечения их, которое он и находит в Г. учреждаемому по договору, именно для этой цели. За английскими мыслителями последовали немецкие философы и публицисты (Пуффендорф, Томазий, Вольф). Новую обработку получает теория договора у Ж. Ж. Руссо (см.). В противоположность Гоббсу Руссо видел в государственном порядке не прекращение естественного состояния, а его продолжение. Собравшись для учреждения Г., люди ставят себе следующую основную проблему: "найти форму соединения, которая бы защищала и обеспечивала личность и достояние каждого члена общества, так чтобы каждый, соединяясь с другими, повиновался бы только самому себе и оставался бы столь же свободным, как и прежде" (т. е. в состоянии естественном). Свобода неотчуждаема — таково основное положение Руссо. В силу первоначального договора масса неделимых образует народ, а вместе с ним и ту общую волю, которой принадлежит верховная власть (суверенитет) и которая, как воля, неотчуждаема. Договорная теория происхождения Г. во всех ее разновидностях, выставляет Г. установлением произвольным, искусственным, созданным волей человека. В качестве реакции против нее возникло органическое учение о Г., основанное Краузе и развитое Аренсом. Аренс находит недостаточным констатировать факт общительной природы человека: он считает необходимым дать ей философское обоснование. Две философские противоположности, дух и материю, Аренс возводит к общему источнику — к Богу, и к общей цели — проявлению Бога на земле. Назначение человека заключается в вечном единстве с Богом, формы осуществления которого — истина (наука), прекрасное, вера, нравственность, право — и составляют ту силу, которая образует общество. Г. имеет своей задачей осуществление права; будучи проникнуто единым началом целесообразности, оно является организмом. Все эти различные взгляды на происхождение Г. не остались без влияния на развитие науки и политической жизни. Теория общительной природы человека положила прочное основание для научных исследований всех форм общежития, установив необходимость изучения этих форм с точки зрения естественных условий их возникновения и законов их развития. Христианское воззрение на власть, как реакция против античного государства, всецело поглощавшего личность, выяснило, что существуют сферы человеческой жизни, которые стоят вне Г. и даже выше его. Со времени Локка естественное право получило значение критерия для деятельности Г. как учреждения, призванного к обеспечению естественных прав человека. Наиболее плодотворно было основное начало, выраженное всеми главными представителями договорной теории в XVIII в. и глубоко проникшее в общественное сознание. Это начало, шедшее вразрез со всем старым режимом, состояло в том, что отношения управляющих к управляемым в Г. должны быть построены на признании за последними известных личных и имущественных прав, неприкосновенных для самого Г., и что эти права должны быть в равной мере обеспечены за всеми гражданами. Органическая теория Г. показала, что Г. — не искусственное создание человеческих рук, а естественное явление, данное природой; при дальнейшем своем развитии (под влиянием естествознания) она установила факт взаимодействия между физическими и психическими элементами общежития, с одной, и Г., с другой стороны; наконец, в деятельности Г., направленной к осуществлению его целей, она подметила начало непрерывности, которою отличается жизнь всякого организма (см. Общество, Органическая теория).

Воззрения на цели и назначение Г. находятся в известном соотношении со взглядами на происхождение Г. и при всем своем разнообразии могут быть подведены под три категории. Назначение Г. усматривают в осуществлении или нравственного закона, или всеобщего блага, или идеи права. Аристотель, считая Г. естественной формой общежития и "средою вполне счастливой жизни", а счастливую жизнь отождествляя с жизнью добродетельною, утверждал, что Г. воспитывает человека в добродетели. Подобных же воззрений на назначение Г. придерживается и Гегель (см.), у которого Г. является последним моментом развития идеи воли в области нравственного. Одним из главных представителей теории благополучия или общего блага был Хр. Томазий, особенно настаивавший на разделении власти Церкви и Г.; позже ее проповедовали и писатели, стоявшие на экономической почве, преимущественно Иеремия Бентам. "Церковь, — говорит Томазий, — существует для вечного благополучия, а Г. — для земного"; поэтому Г. должно направить все силы к тому, чтобы подданные были снабжены всем нужным и тем было достигнуто всеобщее благополучие. Для осуществления такой безграничной цели Г. должно быть облечено безграничными полномочиями. И действительно, теория благополучия привела в Германии к теории просвещенного абсолютизма, явившейся, в свою очередь, освящением практики полицейского государства (Polizeistaat), достигшей такого развития в ХVII- XVIII стол. Полицейское Г. берет на себя руководство всеми видами человеческой деятельности, вмешивается в религиозную жизнь своих подданных, в их частное хозяйство, в их промышленные и торговые предприятия, регламентирует их образ жизни и всем этим, как показывает опыт, парализует главные источники прогресса, а следовательно, и общего блага — личную предприимчивость и общественную самодеятельность. Идея, диаметрально противоположная теории благополучия, служит исходной точкой для теории правового Г. (Rechtsstaat; термину этому в новейшее время придается и другое значение, о чем см. ниже), которая ограничивает деятельность Г. лишь охранением права. В историческом развитии этой теории замечаются два периода. Первоначально она находилась в связи с договорной теорией происхождения Г., по которой Г. образуется в видах ограждения естественных прав человека. Кант определяет Г. как "массу людей, живущих под одними юридическими законами" [Логически развивая это воззрение, Кант приходит к мысли о всемирном государстве. Наряду с другими мыслителями, теорию о всемирном Г. (Weltstaat) как конечном идеале человечества выставляет и Блунчли Ср. "Всемирная монархия".]. От других представителей договорной теории он отличается тем, что не признает первобытного договора за факт, а допускает его как научную гипотезу, необходимую для объяснения существа Г. Иную постановку теория правового Г. получила в трудах представителей индивидуализма (Вильгельм Гумбольдт, барон Иосиф Этвеш, Лабулэ), исходивших из того принципа, что личная инициатива есть единственный источник прогресса и что общественное благосостояние — не что иное, как сумма благосостояний частных. Деятельность Г. в силу этого принципа ограничивается охранением безопасности и законной свободы каждого и притом средствами преимущественно судебной защиты. Воззрения эти явились реакцией против принципа всемогущества Г., приводившего в практике полицейского Г. к полному неуважению прав личности и к произвольному распоряжению лицами и имуществами во имя "общего блага" (см. Индивидуализм). Сам Гумбольдт, впрочем, придавал своей теории только характер идеала, с большим трудом и большою постепенностью применимого к действительной жизни. С тех пор выяснился еще больше тот несомненный факт, что одни уже экономические условия современной жизни с ее концентрацией капитала и производства не дозволяют Г. ограничиться охранением права, а требуют от него вмешательства в интересах классов экономически слабосильных (см. Государственное вмешательство).

Всем без изъятия теориям естественного права, возникавшим со времен Гуго Гроция, свойственна одна общая черта — философский или, точнее, метафизический метод исследования, выводящий понятие всего бытия из одного высшего начала, которое в себе самом примиряло бы все разнообразие действительного мира — дух и материю, конечное и бесконечное, единое и многообразное и т. д. У Канта, например, высшим началом права и Г. является чистый разум, в который ничто не внесено опытом. Разум прямо и непосредственно из себя самого указывает, что должно быть, как должен человек действовать. Основной закон разума — единство с самим собою, отсутствие противоречий — есть, вместе с тем, и высший принцип права. В сущности, однако, к дедукциям рационалистов всегда присоединялось немало положений, почерпнутых из опыта. В связи с методом находится и другая особенность рационалистических теорий. Так как источником права является какое-либо высшее единое начало, то из него может быть выведена только одна система права, безусловно истинная и долженствующая вытеснить разнообразие прав, представляемое действительною жизнью. У Канта это идеальное право по своему источнику обозначается именем права разума (Vernunftrecht). Таким образом, рационалистические теории государства трактуют не о том, что есть, а о том, что должно быть. Гегель задачей философии права ставит не построение Г., как оно должно быть, а постижение того, что есть, ибо то, что есть, — есть разум. И у Гегеля, однако, философия права есть наука чисто априорная; задача ее — присматриваться к тому, как из основного понятия сами собою, в силу диалектического процесса, развиваются все остальные. В первой трети текущего столетия философский метод безраздельно господствовал в науке. Но историческая школа, достигшая преобладания в области гражданского права, не могла остаться без влияния и на науки государственные. В новейшее время все крупные представители немецкой науки единогласно признают недостаточность чисто философского метода и необходимость пополнения его наблюдением. Чисто научным методом считается соединение обоих приемов, совместное отправление от опыта и идей. В этом воззрении несомненно существует внутреннее противоречие: философская дедукция приводит к долженствующему быть, а наблюдение может привести только к знанию существующего, не всегда совпадающего с долженствующим быть. Если, несмотря на то, немецкая мысль занимает в области государственных наук первенствующее место, то объясняется это тем, что сочинения немецких ученых представляют не только богатейшее собрание материалов, но и основательную их обработку с точки зрения польз и нужд государства. Обыкновенно немецкие ученые различают три основные и самостоятельные государственные науки. 1) Наука государственного права, носящая наименование естественного права (Naturrecht), общего государственного права (allgemeines Staatsrecht), философии права (Philosophie des Recht), философской науки о праве (philosophische Rechtswissenschaft) и пр., есть наука философская; ее задача — создание идеальной системы права. 2) Политика (Politik), или учение о государственном искусстве (Staats-Kunstlehre), есть наука опытная; ее задача — разработка средств, ведущих к достижению целей Г. 3) Общее учение о государстве подвергает исследованию такие явления, которые не находят себе места ни в одной из предыдущих двух наук; сюда относятся вопросы об общей природе Г. и о его возникновении. Наконец, со времени Краузе, особенно же под влиянием французских социалистов в немецкую науку проникла мысль, что наряду с Г. существует и общество. Моль предлагал образовать параллельно системе государственных наук еще новую, самостоятельную систему общественных наук. Невозможность такого разграничения впоследствии признана была самим Молем. Без общества Г. не существует; государство и общество находятся в беспрерывном взаимодействии. Столь же невозможно точное размежевание науки государственного права с политикою. Система государственного права и государственных учреждений сама есть одно из средств к достижению целей Г. и потому должна быть изучаема и с точки зрения целесообразности. И действительно, Моль, трактуя в своем философском государственном праве о разных формах государственного устройства, прилагает к ним мерку пригодности и целесообразности, после чего ему в политике остается только сделать ссылку на философское государственное право. То, что Эшер излагает под видом политики, Блунчли дает в своем "Общем государственном праве". Блунчли еще не разграничивает исследования того, что есть, от разъяснения того, что должно быть; но он является как бы предвозвестником такого разграничения. Под старым названием общего государственного права он разумеет совершенно новую науку, задача которой — не в установлении идеальных, единых и вечных норм права, а только в раскрытии сознания современного человечества о праве и в объяснении с этой точки зрения главнейших явлений государственной жизни. Лишь в последние годы из общей массы государственных наук выделяется в Германии резко очерченная юридическая дисциплина государственного права (см.), задача которой — разработка догмы государственного права, т. е. системы начал, которые действительно применяются в жизни и определяют как организацию Г., так и условия его деятельности и отношения к личности и союзам. К стройному взгляду на науку о Г. и ее задачи пришли франц. и англ. ученые в лице, главным образом, Огюста Конта и Милля. Исходной точкой для них служит то положение, что факты общественной и государственной жизни подчиняются таким же постоянным законам, как и факты природы физической. Отсюда следует, что Г., как известная форма общежития, может быть предметом только одной чистой науки - co циологии (см.). Задача этой чистой науки, в противоположность задачам немецкой философии права, заключается не в установлении самых норм права, а в раскрытии законов сосуществования и последовательности социальных явлений или фактов государственной жизни. Чистая наука не говорит, что должно быть, а только — что есть и как. Между чистой наукой и практикой должна быть посредствующая ступень, облегчающая пользование научными положениями. Это — прикладная наука, которую удобнее всего назвать политикой. Она находится в таком же отношении к социологии, в каком технология стоит к химии. Чистая наука определяет следствия, которые вызываются известными явлениями; отсюда прикладная наука получает указание на то, какие цели могут быть через посредство этих явлений достигнуты. Практика, установив цель, обращается к прикладной политической науке за указанием средств. Понятно, что помимо этого практика должна обладать еще множеством таких сведений, которых не может дать никакая наука — ни чистая, ни прикладная: необходимо знать все условия данной действительности, все ее потребности и, наконец, все те силы, которыми она может располагать для достижения данных целей.

Государственная власть, кот. во всем господствует и ни в чем не подчиняется, есть власть верховная. Объем тех прав верховенства, которые в данное время принадлежат Г., определяется культурными условиями времени и места. Г., располагающее верховною государственною властью, есть государство простое. Но история и современность представляют нам примеры Г., входивших или входящих, как члены, в состав высшего целого; это целое получает название сложного Г. (реальная уния, союзное Г., союз Г.; см. эти слова). Сложное Г. наблюдает, чтобы Г., входящие в его состав, не присваивали себе принадлежащих ему прав верховенства; оно пользуется их средствами для осуществления своих прав и может (в порядке, установленном основными законами) облечь себя новыми правами верховенства. В этих трех направлениях проявляется господство сложного Г. над государствами, входящими в его состав. Г., входящие в состав сложного Г. (напр. штаты, кантоны, государства Германии), в известных отношениях подчинены другой власти; поэтому они не суверенны, но все же они — государства и не могут быть приравнены к союзам публичного права. От последних они отличаются тем, что: 1) не несут перед верховным сложным Г. обязанности действительно осуществлять свои права верховенства и верховное Г. не имеет права контроля над их деятельностью по этому предмету; 2) власть их в определенных границах есть власть самостоятельная, вследствие чего они могут, не вторгаясь в компетенцию сложного Г., создавать для себя новые права верховенства. Вассальное Г. тоже является частью сложного Г., но не принимает участия в отправлениях власти верховного Г.; оно есть часть сложного Г., между тем как раньше упомянутые Г. суть государства-члены (Gliedstaaten). Г., входящее в состав союза, основанного международным договором, остается суверенным; подобный союз есть институт международного права (см.), а не государственного; международные договоры обязывают, но не подчиняют.

Наряду с классификацией Г. существует классификация форм правления. Под формой правления разумеют организацию государственной воли. Г., для своей деятельности, нуждается в лицах, которые бы воплощали в себе и осуществляли его волю; такие лица или собрания лиц являются органами Г. Без органа, служащего воплощением его воли, Г. существовать не может. Отсюда следует, что во всяком Г. имеются такие органы, которые существуют не в силу акта государственной воли, не в силу поручения, но непосредственно в силу государственного порядка. Такие органы, могут быть названы органами непосредственными. Их устройство и компетенция излагаются в основных законах, которые на западе называются конституциями. Непосредственные органы сами физически не могут осуществлять всей деятельности Г.; поэтому они известный круг государственных дел поручают другим лицам и коллегиям, которые являются уже органами посредственными. В историческом развитии теорий государственной власти она первоначально считалась свойством какого-либо лица, индивидуального или коллективного, и только впоследствии более глубокий анализ перенес ее на Г. Уже Аристотель указал, что государственная власть и государственная воля могут быть воплощены в одном лице (монархия), в нескольких лицах (аристократия) или в организованной массе лиц (демократия); он же установил подразделение этих форм на правильные и неправильные (см. Власть). Г., в которых одно лицо является воплощением государственной воли и облечено всею полнотою государственной власти, называются абсолютными. В новейших западноевропейских Г. вся полнота государственной воли и власти воплощается не в одном, а в нескольких органах (напр. король и парламент). Такие Г. обыкновенно называются конституционными, все равно, образуют ли они монархию (см.) или республику (см.). Между монархиями различаются представительные и парламентские (см.). В парламентских монархиях (Англия, Бельгия) король составляет министерство из членов той партии, которая в данную минуту получила перевес на выборах; следовательно, министерство является органом парламентского большинства. Этого нет в монархиях представительных, напр. в Германии и Австрии. О различных видах демократии см. соотв. ст. В деятельности Г. замечается одна функция, которая свойственна только ему одному. Это — установление права. Определяя границы деятельности отдельных лиц и союзов в отношениях их между собою и к Г., государство тем самым устанавливает и границы своей деятельности. Создавая лица, оно само является лицом и делается субъектом права (см. Государственное право). Размер услуг, которых Г. может требовать от отдельных лиц, пределы, с соблюдением которых оно может вторгаться в сферу их жизни, определяются правовым порядком, им самим установленным. Г., которое в своей деятельности соблюдает рамки, установленные правом, есть Г. правовое или, точнее, правомерное (Rechtsstaat; так как в Западной Европе главные основы этого права излагаются в конституциях, то отсюда термин Verfassungsstaat, который часто употребляется взамен термина Rechtsstaat ввиду того, что последний в учении Канта и теориях индивидуализма имел другое значение). Существо правомерного Г. (см. Право) заключается в самоограничении, в законности, в силу которой всякий акт государственной власти основывается на законе. Констатируя через посредство установленных органов наличность данной нормы права, определяя пределы применения какой-либо нормы, разрешая споры о правовых отношениях, в каждом конкретном случае выясняя наличность и размеры своего права на наказание, Г. отправляет правосудие. Помимо установления права и отправления правосудия, вся остальная деятельность Г. есть управление (см. Бюрократия, Децентрализация, Централизация, Самоуправление). Формы управления не зависят от форм правления: бывает демократия совершенно централизованная (Франция) и демократия с широко развитым самоуправлением (Швейцария). Управление, как осуществление целей, поставленных себе Г. (в число которых входит и самосохранение — военная сила), свойственно не одному Г. Всякий союз, созданный для осуществления каких-либо культурных целей, имеет свою сферу управления и свои органы. Всякую задачу человеческой жизни Г. может сделать предметом управления; но есть некоторые цели, от осуществления которых современное Г. отказывается совершенно. Таковы цели религиозные, составляющие задачи церкви (исторические отношения Г. к церкви были самые разнообразные; см. Церковь, Теократия). Существо государственного управления заключается в том: 1) что оно располагает принудительною властью, 2) что оно есть не только право Г., но и его обязанность (как и все функции Г.). Материальное содержание управления, т. е. цели, которые Г. на себя принимает, определяется условиями времени и места. Поскольку в управлении содержится момент самостоятельного решения, оно является распоряжением; поскольку управление состоит в осуществлении полученного приказа, оно есть исполнение. В распоряжении орган управления проявляет известную инициативу, т. е. свободную деятельность, направленную к целесообразному исполнению государственных дел. Закон не может предвидеть всех возможных комбинаций жизни, при которых задачи, принятые на себя Г., могут потребовать деятельности органов государственного управления. Отсюда известная сфера свободного усмотрения (administration discrétionnaire, freies Ermessen), которая неустранима, но по возможности суживается. Границы свободного усмотрения определяются по возможности точно; образуются особые органы для разрешения споров об этих границах (административная юстиция). Установление права, суд и управление — таковы три функции Г.; отсюда теория разделения властей (см.), рассматривающая управление как исполнение законов (см. Закон). Без твердого различия между законом, судебным решением и административным распоряжением, без установления точных отношений между органами законодательства, суда и администрации невозможно существование правомерного государства.

Литература: Редкин, "Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще" (СПб., 1889 и сл.); Блунчли, "История общего государственного права и политики от XVI в. по настоящее время" (СПб., 1874); Чичерин, "История политических учений" (М., 1869-77); Pollock, "An Introduction to the History of the Science of Politics" (1890); Сергеевич, "Задачи и методы государственных наук" (М., 1871); его же, "Государство и право в истории" ("Сборник государственных знаний" В. Безобразова, т. VII, СПб., 1879); Holtzendorff, "Die Рrinсi pien der Politik" (2 изд., 1879); Waitz, "Grundzüge der Politik" (1862); Gneist, "Verwaltung, Justiz, Rechtsweg, Staatsverwaltung und Selbstverwaltung" (1869); его же, "Der Rechtsstaat und die Verwaltungsgerichte in Deutschland" (2 изд., 1879); Bernatzik, "Republik und Monarchie" (1892); Jellinek, "Die Lehre von den Staatenverbindungen" (1882); Laband, "Das Staatsrecht den deutschen Reichs" (2 изд. 1889); Sarwey, "Das öffentliche Recht und die Verwaltungrechtspflege" (1880); Marquardsen, "Handbuch des öffentlichen Rechts der Gegenwart in Monographien" (1883 и сл.; многотомное издание, в котором государственное право современных государств Европы и Америки обработано в монографиях различных специалистов; государственное право России обработано Энгельманом); Виллемс, "Римское государственное право" (2 вып., Киев, 1889-90); Градовский, "Государственное право главнейших европейских держав" (т. I, СПб., 1884); Коркунов, "Сравнительный очерк государственного права иностранных держав" (СПб., 1890); Дюгамель, "Опыт государственного права Российской империи" (СПб., 1833); Андреевский, "Русское государственное право" (т. I, СПб., 1866); Градовский, "Начала русского государственного права" (т. I-III, СПб., 1875 и сл.); Романович-Славатинский, "Система русского государственного права" (т. I, Киев, 1886); Алексеев, "Русское государственное право" (М., 1892); "Staatslexikon", herausg. durch A. Bruder (1891 и сл.); "Handwörterbuch der Staatswissenschaften", herausg. vоn A. Conrad und W. Lexis (1890 и сл.); Stengel, "Wörterbuch des deutschen Verwaltungsrecht" (1889-90); M. Block, "Dictionnaire de l'administration française" (3 изд., 1890 и сл.); Mühlbrecht, "Bibliographie für Staats— und Rechtswissenschaften" (Берл. с 1868 г.). См. Право, Социология.

А. Я.


Морфологический разбор «государство»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: средний; число: единственное; падеж: именительный, винительный; отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что? ...

Синонимы слова «государство»


Фонетический разбор «государство»

транскрипция: [гасуда́рства]
количество слогов: 4
переносы: (го - су - дар - ство) ...

Ассоциации к слову «государство»


Цитаты со словом «государство»


Близкие по смыслу слова к слову «государство»


Предложения со словом «государство»

Города, особенно столицы больших государств, тоже можно поделить по этому принципу.
Каждый год мы одалживаем миллионы долларов восьмёрке стран, не считая государств Содружества.
Поддержав или хотя бы обнадежив тем или иным способом сирийскую оппозицию, Китай поддержит усилия всего арабского мира во главе с Лигой арабских государств, а также сильную и влиятельную Турцию.
Я думаю, что судебная система не отвечает требованиям демократического государства, она слишком слаба.
А также население, не приученное соблюдать правовые нормы и законы, но привыкшее к тому, что оно работает на государство и вправе ожидать от него соответствующие милости.

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.