Венец
Идти под венец - выходить замуж
Венец
Идти под венец - выходить замуж
Венец
венок, перевязка, коруна, девичий головной убор у народов Восточной Европы, с открытым верхом, на твёрдой основе, покрытой тканью.
Венец
‘высшая степень чего-либо’
Syn: кульминация (кн.), верх (обр.), вершина (обр.), апогей (кн.), зенит (кн.)
Венец
(3 Цар, 7:41, 2 Пар 4:12, 13). Этим словом означается верхняя часть или капитель двух столбов, поставленных Соломоном у притвора выстроенного им храма.
Венец
м., горн. Горизонтальный ряд бревен, скрепленных между собой.
* — Чтобы земля не обваливалась, ее укрепляли деревянными венцами. Сем., 1898, 1:98. *
Венец
Венец
♦ (ENG crown)
(лат. corona - венок)
головной убор правителей, означающий почет и высокое положение того, кто его носит. Термин используется для обозначения будущего воздаяния верующим (1 Пет. 5:4; Откр. 2:10). Иисус Христос, являющийся "Царем царствующих и Господом господствующих" (1 Тим. 6:15; Откр. 17:14), является тем единственным, кому принадлежит высший В.
Венец
Древнерусское – веньць (корона).
Общеславянское — vеnьcь.
Слово является исконным и используется в русском языке с глубокой древности. По мнению исследователей, данное слово является не чем иным, как образованным с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса производным (от существительного «вен», которое до сих пор встречается в некоторых диалектах русского языка).
Слово «венец» означает «металлическое украшение в виде короны, которое возлагается на голову при венчании или других церемониях».
Производные: венчик, венчаться.
Венец
Венец
необходимая принадлежность Таинства Брака (см. Брак, Венчание), от чего и само бракосочетание называется венчанием. Употребление брачных венцов, равно как и обозначение обряда бракосочетания венчанием, встречается у многих народов древности. Первое упоминание об употреблении венцов в христианской Церкви находится у Тертуллиана (II в.), а позже – у свт. Григория Назианзина, свт. Иоанна Златоуста и др. В древней Церкви брачные венцы изготовляли из древесных ветвей и цветов. Позже их стали делать из благородных металлов и украшать драгоценными камнями. Форма их была разнообразна: пирамидальная, цилиндрическая, коническая и пр. Духовно-символическое значение венцов в Таинстве Брака, по объяснению свт. Иоанна Златоуста, заключается в знаменовании победы, одержанной целомудрием для сохранивших себя в чистоте до брака (при повторных браках обоих супругов венцы обычно не употребляются). Поскольку подвиг воздержания является лучшим началом брачной жизни, в чинопоследовании венчания Церковь не только прославляет целомудрие жениха и невесты, но и призывает Божие благословение их новой – совместной жизни в словах: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)».
Венец
1) В деревянном строительстве, брёвна или брусья, составляющие один горизонтальный ряд деревянного сруба. Связываются путём врубки в углах с выступающими концами ("в обло") или без них ("в лапу", "в шип"). От количества венцов зависит высота сруба.
2) Cтаринный головной убор, часто имеет церемониальное значение.
|
* * *
в деревянном строительстве - брёвна или брусья, связанные горизонтально в прямоугольник путём врубки в углах с выступающими концами (в обло) или без них (в лапу, в шип). Венец составляет часть бревенчатого сруба, один его ряд. От количества венцов, положенных друг на друга, зависит высота сруба. В русских крестьянских избах было их 19-21. Прямоугольный сруб назывался клетью. Четырёхстенный сруб, связанный из брёвен равной длины, образует кубический объём - четверик. Известны также шестигранный в плане сруб - шестерик и восьмигранный - восьмерик.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
|
* * *
Замкнутый горизонтальный ряд брёвен или брусьев в срубе.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
ВЕНЕЦ, нца, м.
1. То же, что венок (устар.). Терновый в. (перен.: мученичество, страдание; высок.).
2. перен., чего. Успешное завершение чегон. как награда за труды, старания (высок.). В. усилий, достижений. Конец делу в. (посл.).
3. Драгоценный головной убор, корона. Царский в.
4. В церковном обряде венчания: головное украшение в виде короны, к-рое шаферы держат над головами вступающих в брак. Пойти под в. с кемн. (вступить в брак). После венца (после венчания).
5. Ореол, светлый ободок вокруг небесного светила.
7. В деревянном срубе: звено из четырёх брёвен в связи (в 7 знач.).
| уменьш. венчик, а, м. (к 6 знач.).
| прил. венечный, ая, ое (к 1, 3, 4, 5, 6 и 7 знач.).
Венец
, а, м.
1. Венок (поэт.).
* ► Венец желтеет виноградный В черно-кудрявых волосах. // Пушкин. Стихотворения // *
2. Драгоценный головной убор, корона.
* ► Пой, красави ца: - Кузнец, Скуй мне злат и нов венец. // Жуковский. Светлана // *
ВЕНЦЕНОСЕЦ, ◘ ВЕНЧАТЬ (ВЕНЧАТЬСЯ) НА ЦАРСТВО.
3. Корона, которую в церковном обряде возлагают на головы молодых, а также сам процесс бракосочетания.
ВЕНЧАНИЕ, ВЕНЧАТЬСЯ, ◘ ПОД ВЕНЕЦ.
4. Лента с надписью и религиозными изображениями, накладываемая на лоб покойника во время церковного обряда похорон.
* ► [Петр] долго стоял, положив руку на край гроба. Нагнулся и целовал венчик и лоб, и руки милого друга. // А. Н. Толстой. Петр I // *
5. Успешное завершение дела, награда за труды.
* ► От таких-то воинов я ждал себе новых венцов. // Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву // *
◘ ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ - символ мученичества, страдания; из библейского сказания о колючем терновом венке, надетом на Иисуса Христа перед его казнью.
* ► И прежний сняв венок - они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него, Но иглы тайные сурово Язвили славное чело. // Лермонтов. Стихотворения // *
Венец
венец, венца, муж.
1. Головной убор, род металлического венка или короны, возлагавшийся на кого-нибудь в знак присвоения ему высокого звания или в знак почетной награды за заслуги (книж. устар.). Царский вец.
| перен. Успешное завершение какого-нибудь дела, награждающее за ожидание или понесенные труды (книж. устар.). Венец усилий. «Конец всему делу венец.» погов.
2. Корона, возлагаемая на вступающих в брак в обряде церковного бракосочетания (церк.).
| перен. Самое бракосочетание, венчание (разг.). «После венца почти и не предполагалось никакого собрания.» Достоевский. *****
непосредственно после него). Под венцом (во время обряда венчания).
3. То же, что венок (поэт. устар.). «Несите свежие венцы.» Пушкин. «И прежний сняв венок, они венец терновый, увитый лаврами, надели на него.» Лермонтов.
4. Светлое радужное кольцо вокруг светила (метеор.).
5. Ободок, сияние, изображаемое на иконах вокруг головы святого (церк.).
6. Круг, образуемый вершинами расположенного в форме окружности горного хребта (геогр.).
7. Ряд бревен в срубе (спец.).
8. Место сращения копыта с кожей у лошади (спец.).
• Принять мученический венец (церк.-книжн.) - умереть в мучениях за веру.
Венец
в 10-13 вв. головной убор русской девушки: обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Иногда украшался, как кокошник, поднизями и ряснами.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
|
* * *
торжественный символический головной убор.
1. То же, что венок. С незапамятных времен головное украшение из сплетенных веток, цветов, а также головная повязка - отличительный убор царей (впоследствии корона). В. в древности украшали только статуи и др. изображения богов, позже их стали носить жрецы и их окружение на священных церемониях, затем В. надевали в торжественных случаях пирующие, торжествующие победу, врачующиеся и т. д. В зависимости от назначения В. были брачные (из цветов померанца), погребальные (кипарисовые и еловые), почетные (миртовые, возлагались на встречаемого с почестями полководца), триумфальные (лавровые, позже золотые, возлагались на триумфатора) и др. Брачные В. появились на Руси с введением христианства. Их изготавливали из металла, украшали дорогими камнями, жемчугом, тафтой, атласом, церковными символами, надписями и др.
2. Драгоценный головной убор.
3. Корона - символ царской власти.
4. Девичье головное украшение, появившееся в Европе в XIV в., символ целомудрия. Эти В. делали из живых, бумажных или восковых цветов, литые и резные, а также из жемчуга и драгоценных камней. В России их изготовляли из металлической пластины со сквозными прорезями в виде узоров, с зубчиками вверху, украшали "уборами" - рясами, поднизью, накосниками.
5. Монашеский головной убор в виде повязки.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
Венец
А. Примеры людей, носивших венец
♦ священники:
Лев 8:9; Зах 6:9-11
♦ цари:
2Цар 12:30; Песн 3:11
♦ царицы:
Есф 1:11; Есф 2:17
♦ терновый венец Христа:
Мф 27:29; Ин 19:2,5
♦ Христос с золотым венцом:
Откр 14:14
Б. Венец как символ
1. В этой жизни
♦ Бог венчает человека славою и честию:
Пс 8:6
♦ Бог венчает нас милостями и щедротами:
Пс 102:4
♦ Бог венчает нас благословениями:
Притч 10:6
♦ добродетельная жена — венец для своего мужа:
Притч 12:4
♦ седина на пути правды — венец славы:
Притч 16:31
♦ внуки — венец стариков:
Притч 17:6
♦ христиане — венец Павла:
1Фес 2:19; Флп 4:1
2. В будущей жизни
♦ Бог будет великолепным венцом для нас:
Ис 28:5
♦ христиане будут венцом славы для Господа:
Ис 62:3
♦ радость вечная будет над нашими головами:
Ис 35:10
♦ мы получим нетленный венец:
1Кор 9:25
♦ мы получим нетленный венец праведности:
2Тим 4:8
♦ мы получим венец жизни:
Иак 1:12; Откр 2:10
♦ мы получим венец славы:
1Пет 5:4
Венец
— название головного убора, состоявшего первоначально из сплетенных кольцом древесных ветвей, цветов или трав; иногда концы его не скреплялись вместе, а к ним привязывались ленты, посредством которых В. завязывался на голове. Впоследствии, когда вошли во всеобщее употребление металлические венцы, первоначально точные копии естественных, названиe В. перешло к первым, тогда как поcледниe стали называться венками. Употребление венцов восходит к незапамятным временам. Уже в глубокой древности им придавали особенное значение, украшая ими изображения богов и посвящая их последним. Так, Юпитеру посвящен был В. из разных трав и цветов, а иногда дубовый или лавровый; Бахусу — из хмеля и дикого винограда, Минерве — оливковый; Плутону — кипарисовый или еловый и т. д. Обычай украшать венцом изображения богов вскоре перенесен был на лиц, близко стоявших к ним — жрецов. Не только сами жрецы, но вскоре и все относящееся к жертвоприношению — сосуды, животные и проч. стали украшаться венцами, обыкновенно из кипариса и ели; они имели также большое значение и при погребальных церемониях. Обычай возлагать венцы (венки) на усопших сохранился до наших дней. Венцы употреблялись и при брачных церемониях, и при других торжествах. Пирующие иногда возлагали на себя три венца — на голову, на лоб и на плечи. Венцы из цветов служили символом радости; когда вождь возвращался после удачного похода в родной город, то путь его усыпали В., украшали ими окна домов и т. п. Римский консул Клавдий Пульхер ввел в употребление золочение основы венца, а также и прикрепление металлических листьев к древесным ветвям. К таким В. обыкновенно привязывались ленты, ниспадавшие по плечам. Венцы употреблялись также и в виде особого отличия или награды. В зависимости от назначения, различались: 1) В. погребальный — обыкновенно кипарисовый и еловый; 2) В. свадебный, или брачный, — из померанца или других живых цветов (см. ниже); 3) В. гражданский (corona civica) — из дуба, за спасение жизни гражданина; 4) В. оливковый — в награду за заключение славного мира; 5) В. осадной — из разных трав; подносился полководцу, освободившему от осады город; 6) В. почетный (corona ovalis) — В. из мирта, возлагавшийся на полководца, которому устраивалась торжественная встреча, и 7) В. триумфальный, которым венчался полководец, одержавший блистательную победу. Он первоначально состоял из лавра, а затем был из массивного золота (см. Диадема, Корона).
П. ф. В.
Венец брачный. — Появление венца брачного в России относится к первым временам христианства. В самую древнейшую пору они делались из дерева и металла и имели форму обруча, украшенного орнаментами и священными изображениями. Впоследствии господствующей формой брачного венца была диадема, отличительным признаком которой было обилие драгоценных украшений и жемчужных привесок. Кроме того, в памятниках византийской древности находим еще один род брачного венца — это те же древние обручи с прикрепленными к ним конусообразными наглавиями, похожие на великокняжескую шапку. В XVII в. обычный широкий обруч украшался по верхнему ребру четырьмя противолежащими фигурами трилиственника. Это была новая форма брачного венца, заимствованная с Запада. Последняя, в хронологическом порядке, форма брачного венца приближается к обычному типу современной нам европейской короны. В основе ее лежит тот же обруч диадемы, окаймленный по верхнему ребру сплошным рядом зубцов или шипов с перекрестием вверху, состоящим из двух или трех скрещенных дуг, в центре пересечения которых находится колонка с маковицею и крестом. Наиболее типичное отличие этой формы составляет перекрестие из двух или трех высоких дуг. В числе украшений брачного венца чаще всего встречается изображение деисуса или изображение знамения Богоматери. Последнее, впрочем, более встречается в венцах женских и является обычным в новгородских венцах, как изображение местной святыни. На задней стороне венца изображался крест с тростью, копьем и обычными надписями; по бокам — херувимы и серафимы.
В. Р.
Венец царский, или царская шапка, употреблялся и употребляется при венчании (см. это сл.) русских государей. Он всегда был золотой и украшенный драгоценными камнями. По сказанию, В. был впервые прислан в Россию при Владимире Мономахе (ум. 1126 г.) из Константинополя, отчего и называется "шапкою Мономаха". По мнению Вельтмана (см. его статью "Царский венец и царские утвари вел. кн. Владимира I" в "Чтениях московск. общ. истории и древн.", 1860, № 1), В. мог быть вывезен, вместе с другими предметами, еще Владимиром Святым.
Венец — старинный головной убор русских княжон, царевен и вообще девиц. В. княжен и царевен и царских невест делался обыкновенно из металлической цки (доски) и прорезывался насквозь каким-либо узором, с городками или зубцами, или теремами вверху. Венцу "с городы", изображавшему дом в несколько ярусов, было присвоено преимущественно перед другими царственное значение. Прототипом таких венцов служили древнейшие венцы восточных царей и цариц, в каких они изображались на монетах и других памятниках. Надевался он на голову или прямо без всякого убора, или с уборами, каковы были рясы (длинные пряди из жемчуга и каменьев, привешиваемые по сторонам венца), поднизь (начельник, прикладывавшийся к В. с передней, налобной стороны, в виде перевязки или в виде сетки с жемчужными или золотыми висюльками по нижнему краю) и косник или накосник (состоявший из кисти золотой, шелковой или жемчужной, которая вплеталась в косу). В. свадебные украшались жемчугом, драгоценными каменьями, прорезывались разными "травы с финифты" и были "подложены" то тафтою "червчаток", то атласом.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.