Адам
АДÁМ
(араб.) - песчаная дюна в Аравии.
Адам
АДÁМ
(араб.) - песчаная дюна в Аравии.
Адам
м.
Имя первого человека на Земле, созданного - по библейскому сказанию - Богом.
Адам
Человек из (красной) глины (евр.).
27 (14) января – преподобный Адам Синайский.
Адам
От Адама, с Адама шутл. ирон. - с предыстории чего-либо, издалека (начинать сообщение, изложение и т. д.)
Адам
(др.-евр. - человек) первый человек на земле, созданный Богом по Своему образу и подобию. Память в Неделю святых отец и в Неделю святых праотец.
Адам
♦ Христос сходит в ад, но Адам не хочет выходить, он хочет отстрадать свое сам. Христос говорит: не впадай в гордыню, и тот смиряется (Апокриф).
♦ В начале XVIII в. объявили, что нашли список сочинений Адама, и среди них — "Всемирную историю".
Адам
(Adam)
(евр. ha'adam - человек, родоначальник человечества)
в Библии написано (Быт. 1), что первый человек был мужского пола; созданный из праха земного (Быт. 1:26-27; 2:7), он получил от Бога "дыхание жизни" и был сотворен по его образу и подобию.
Адам
адам (Адам), (А прописное), Адама, муж. В выражениях: от Адама, (начиная) с Адама (разг.) - от начала мира. «От Адама до наших лет.» Маяковский. (По имени Адама - первого человеке на земле в библейской легенде.)
Адам
Адам
Ад’ам (земля или земной, может быть также красноватый) —
а) человек, сотворенный Богом по Своему образу и подобию, праотец всех людей на земле, собирательное имя людей. Господь Иисус Христос называется вторым или последним Адамом; (см. человек)
б) (Нав.3:16) — город южнее места впадения Иавока в Иордан.
Адам
м первый человек на земле (по библейскому сказанию праотец Адам) (Даль, 1, 5). В рус. яз. употр. в выражениях: начинать с Адама; от Адама - с самого начала, с древности, издалека; это было при Адаме - очень давно: в костюме Адама - без одежды, голый; ветхий Адам - старые привычки, взгляды (Сл. Акад., 1950, 1, 51). Радлов адам (каз., тоб., аз., крым., тур., кар. < ар.) 1. человек; 2. мужчина (1, 486); адам (тар., тур., аз. < ар.) 1. человек; 2. (аз.) образованный, добрый человек (1, 488). В еоовр. каз., узб. адам человек.
Адам
Роберт (1728-1792)
Второй из четырех сыновей Уильяма Адама, шотландского архитектора, издавшего альбом "Шотландский Витрувий" (Vitruvius Scoticus). Окончил Эдинбургский университет, в 1754 году отправился в длительное путешествие по Франции и Италии, где подружился с Пиранези. По возвращении в Англию опубликовал "Руины дворца императора Диоклетиана в Спалато", с чего началась новая линия Классицизма - в опоре уже на гражданскую архитектуру Древнего Рима. Адам писал: "Я рискнул изменить некоторые элементы Ордера, и большинство сочли, что эти изменения - к лучшему". Адам -автор множества особняков, включая знаменитые Зион Хаус, Чендос Хаус, Дерби Хаус, в которых на относительно небольшой площади сочетается полнота комфорта с эффектностью парадных покоев. Адам разрабатывал всю деталировку не только архитектурного декора, но также и мебели и колористического решения, и его имя стало нарицательным: "Стиль Адама". Роберту Адаму так много подражали, что точно атрибутировать его постройки достаточно сложно.
Адам
по Библии, первый, не рожденный, а богосозданный человек, сотворенный Богом бессмертным. Имя «Адам» не имеет однозначного толкования и чаще всего переводится с еврейского как «человек» или как «красный», что, возможно, указывает на красную глину, из которой Адам был создан. Существует и другое объяснение слова «Адам». Это слово производят от еврейского «уподоблять», так что оно буквально значит: «я уподобил». Таким образом, в этом наименовании первого человека звучит высшее достоинство человека – подобие Богу.
Грехопадение Адама является одним из центральных моментов христианского догматического учения. Если через Адама грех и смерть вошли в мир, то через Иисуса Христа – второго Адама – людям даровано оправдание, спасение и жизнь вечная. Верующие во Христа в Таинстве Крещения очищаются от наследуемого каждым человеком греха Адама и становятся потомками второго Адама.
В Библии сказано, что Адам прожил 930 лет (см. Быт. 5, 5). По церковному преданию, он был погребен на Голгофе, в том месте, где впоследствии был распят Иисус Христос. Память праотца Адама – в Неделю св. праотец и в Неделю св. отец (перед праздником Рождества Христова). Изгнание Адама из рая вспоминается Церковью в Неделю сыропустную (воскресенье перед Великим постом).
Адам
первый человек, праотец и родоначальник всего человечества. В шестой день сотворения мира Бог создал человека из красной глины по Своему образу и подобию. Он вдунул в него жизнь и стал человек живой душой. Вседержитель поставил человека над всеми животными, рыбами и пресмыкающимися, а для его жительства насадил райский сад в Эдеме. В этом саду росло множество деревьев, приятных видом и приносивших съедобные плоды. Из Эдема вытекала река, орошавшая сад и разделявшаяся на четыре реки. Сад Эдемский был оставлен Богом на попечение человека, чтобы тот хранил и возделывал его. Адаму было позволено вкушать плоды от любого древа, растущего в саду, кроме древа познания добра и зла. Плоды от этого дерева человеку запрещено было употреблять в пищу под страхом смерти. Как только Адам устроился в своем счастливом жилище, Господь привел к нему всех зверей полевых, всех птиц и рыб, которых сотворил, а первый человек дал всем им имена. Но для него самого не нашлось среди животных ни одного помощника. И тогда «навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, закрыл то место плотию. И создал Бог из ребра, взятого у человека жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа... И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Бытие, 2, 21–25). Первые люди блаженствовали в раю, пребывая в общении с Богом, но однажды Адам нарушил заповедь Божью: увлеченный своей женой, которую прельстил змей, он вкусил плодов дерева познания добра и зла и этим навлек на себя гнев Создателя. Первым признаком преступления заповеди был стыд от собственной наготы и желание спрятаться от Вездесущего Бога. Когда же Господь призвал Адами и его жену, они стали перекладывать свою вину на змея. Но Божье проклятие настигло не только лукавое животное, но и всех участников этого преступного дела, в том числе падших прародителей и весь человеческий род. Позднее страшное проклятие было растворено первоевангелием: первообетованием о Спасителе мира, который был должен родиться от Девы. После этого Адам назвал свою жену Евой (по-еврейски «жизнь»), так как ей предстояло стать матерью всего рода человеческого.
Адам
А. Первый Адам
1. Сотворение Адама
♦ по образу Божию:
Быт 1:26,27
♦ из праха земного:
Быт 2:7
♦ стал душою живою:
Быт 2:7; 1Кор 15:45
♦ женщина создана от него:
Быт 2:21-23
2. Труды Адама
♦ был помещен в Едем:
Быт 2:8
♦ возделывал и хранил Едем:
Быт 2:15
♦ дал названия животным:
Быт 2:19,20
♦ труд проклят после грехопадения:
Быт 3:17-19
♦ изгнан из Едема:
Быт 3:23,24
3. Брак Адама и Евы
♦ установлен Богом:
Быт 2:23,24
♦ Ева обольстила мужа:
Быт 3:6; 1Тим 2:14
♦ Адам возложил вину на Еву:
Быт 3:12
♦ у них были дети:
Быт 4:1,2; Быт 4:25-5:4
4. Искушение и грехопадение Адама
♦ Господь повелел Адаму не грешить:
Быт 2:16,17
♦ Адам не послушался Бога:
Быт 3:1-6
♦ Бог определил наказание:
Быт 3:16-19
♦ смерть Адама:
Быт 5:5
♦ грех и смерть перешли на всех людей:
Рим 5:12,15–17,19
♦ Бог осуждает нас за грех Адама:
Рим 5:16,18
Б. Второй Адам (Христос):
1Кор 15:45
1. Пророчество о Нем в Едеме:
Быт 3:15
2. Христос — второй Адам
♦ произошел от первого Адама:
Лк 3:23-38
♦ послушен Божьей воле:
Рим 5:19
♦ восторжествовал над диаволом:
Мф 4:1-11; 1Ин 3:8
3. Последствия для верующих
♦ получают дар праведности и жизнь:
Рим 5:15–18; 1Кор 15:22
♦ получат новые тела, как и Он:
1Кор 15:46–49; Флп 3:20,21
Адам
(красная земля) — имя одного лица и название одного города. Быт 2:25 — имя первого человека, родоначальника всего человечества (Деян 17:26). В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Господь Бог вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою. Господь дал ему владычество над рыбами морскими, и над птицами небесными и над зверями, и над всяким животным пресмыкающимся по земле (Быт 1:26, 30; 2:16-20). Для жительства человека Господь Бог насадил рай в Эдеме на востоке, в котором произрастало из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. Из Эдема выходила река для орошения рая, разделявшаяся в свою очередь на четыре реки. Сад Эдемский был вверен попечению первого человека, чтобы он возделывал и хранил его. Ему было дозволено вкушать плоды от всякого дерева в саду, кроме одного: именно, от дерева познания добра и зла, — под страхом смерти ему было запрещено есть от него. Как скоро первый человек водворился в этом счастливом жилище. Господь привел к нему всех животных полевых и всех птиц небесных, которых Он сотворил, и Адам нарек им имена, выражающие свойства каждого из них; «но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон, и когда он уснул, взял одно из ребер его, и создал из ребра… жену (ишша — мужняя), и привел ее к человеку. Вот это кость от костей моих, и плоть от плоти моей, сказал Адам, — она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт 2:20-25), и блаженствовали, пребывая в любви и общении с Богом. Неизвестно, сколь долгое время находились они в этом блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились оного. Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женою, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от оного, и сим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину: Адам — на жену, а жена — на змея. Страшное наказание постигло всех причастных сему преступному делу, а в лице падших прародителей весь род человеческий. Впрочем, оно было растворено первообетованием (первоевангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт 3:15), сказал Господь. После того Адам нарек имя своей жене Ева (Евр Heva — жизнь, ибо она стала матерью всех живущих). История Адама и Евы содержится в первых главах кн. Бытия и заканчивается довольно обрывисто. Он жил 930 лет, Адам, говорит апостол, есть образ будущего (имеющего придти, т. е. Господа Иисуса Христа; Рим 5:14). «Первый человек — из земли перстный, второй человек — Господь с неба» (1 Кор 15:47). «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор 15:22 и проч.). В заключение заметим, что история Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения. Нав 3:16 — Название города близ Цартана в колене Манассиином. Упоминается в означенной цитате по случаю перехода Израильтян через Иордан
Адам
(древнеевр. Adam, греч. Άδάμ, лат. Adam) — библ. имя первого человека. Вероятно, этимологически имя А. связано с древнеевр. словом ‘adamah — земля. В древнеевр. тексте ВЗ слово ‘adam означает весь человеч. род, человека вообще или персонифицированного первого человека, причем последнее значение — не самое употребительное. Уже описание сотворения человека (Быт 1, 26) допускает как личностную, так и собирательную трактовку этого слова. В качестве прародителя А. упоминается в Быт 4, 1.25; 5, 1–5; 1 Пар 1, 1; Прем 10, 1–2; Тов 8, 6. Грехопадение А. и Евы и их изгнание из рая (Быт 3) отразилось на судьбе всего человечества (первородный грех).
В НЗ А. показан как родоначальник человеч. семьи (1 Тим 2, 13–14); в сопоставлении с Христом как с Новым Адамом — родоначальником тех, кто возрожден через веру в Него (Рим 5, 12–21; 1 Кор 15, 22.45–49), А. выступает как символ грешного, смертного человечества, нуждающегося в благодати и спасении. Перевод н.-з. фрагмента о необходимости облечься в «нового человека» (ср. Кол 3, 9–10) допускает использование в этом случае имени А. Параллель А.-Христос была развита Иринеем Лионским и др. Отцами Церкви. В Зап. Церкви почитание А. не получило распространения; его имя не упоминается ни в Римском мартирологе, ни в литург. книгах. В Русской Правосл. Церкви А. почитается (вместе с др. в.-з. праведниками) в воскресенье перед праздником Рождества.
Иконография. Самые ранние изображения А. и Евы (как правило, иллюстрирующие сюжет первородного греха и его последствий) встречаются в настенной живописи IV в. в рим. катакомбах и на саркофагах. Чаще всего это симметричные композиции, в которых А. и Ева обращены друг к другу и разделены деревом, по которому вьется змей; нередко в руках А. — яблоко, иногда — виноградная гроздь. Другие композиции представляют А. и Еву стоящими перед Христом или работающими в поле. В VI в. появляются изображения ангела, изгоняющего А. и Еву из рая.
В готическом искусстве тема прародителей исчезает, а в эпоху Возрождения вновь возникает, причем в необыкновенно яркой форме (Сотворение Адама кисти Микеланджело в Сикстинской капелле; фреска Изгнание из рая работы Мазаччо в капелле Бранкаччи во Флоренции).
В иконографических сценах Воскресения и, особенно, Сошествия во ад (икона XIV в., ГРМ, С.-Петербург; икона Дионисия с учениками, 1502, там же; миниатюры XV в., Библиотека Палатина, Парма) Христос выводит А. и Еву из преисподней, что служит символом искупления всего человечества и предзнаменованием грядущего воскресения мертвых; в эсхатологической перспективе А. и Ева предстают находящимися возле Христа (Страшный суд, XV в., ГТГ, Москва). В Центр. и Сев. Европе (XV–XVII вв.) тема А. и Евы также вдохновляла многих живописцев (Я. ван Эйк, Л. Кранах Старший, А. Дюрер и др.).
Лит-ра: Childs B.S. Adam // The Interpreter’s Dictionary of the Bible. NY., 1962, vol. 1, p. 42–44; Brandenburger E. Adam und Christus. Neukirchen–Vluyn, 1962; Scroggs R. The Last Adam: A Study in Pauline Anthropology. Ox., 1966; EK 1, 67–70; Bertrand D. La vie grecque d’Adam et йve. P., 1987; Stone M.E. A History of the Literature of Adam and Eve. Atlanta, 1992.
К. Войцель
Адам
(Адам и Хавва)
Адам и Ева. Первые люди на земле, предки всего человечества. Первым Аллах сотворил Адама: «Я установлю на земле наместника». Тогда ангелы, говоря о потомках Адама, спросили у Аллаха: «Разве Ты установишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь?..». На это Он ответил: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете» (Коран, 2: 30). Выполняя повеление Аллаха, ангелы вылепили человека из глины, смешанной с водой. Необожженная сухая глина, из которой был сотворен первый человек, называется «сал-сал». Это условное обозначение первичного материала, из которого был сотворен человек. Затем, спустя некоторое время, Аллах одухотворил его. После этого Аллах показал ангелам умственные способности Адама: «О Адам! Сообщи им имена их. И когда он сообщил им имена их, то Он сказал: "Разве я вам не говорил, что знаю сокрытое на небесах и на земле, и знаю то, что вы обнаруживаете, и то, что скрываете?"» (Коран, 2: 33). То есть, Адам сообщил ангелам по имени каждую окружающую вещь, либо их имена, либо же имена всех будущих своих потомков. После этого Аллах повелел всем ангелам поклониться человеку. Этот акт был символическим признанием верховенства человека и его величия перед всеми творениями Бога. Только находящийся там Иблис (дьявол), природа которого отличалась от природы ангелов (он был джинном), отказался поклониться человеку и признать величие человека. Этим самым Иблис отказался выполнить приказ Аллаха и стал неверным (См. Иблис). Аллах поселил Адама в раю. Однажды, когда Адам находился во сне, Аллах сотворил для него жену Хавву (Еву) из его левого ребра. Затем он сказал им: "О Адам! Поселись ты и твоя жена в раю и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, чтобы не оказаться из неправедных" (Коран, 2: 35). Однако Иблис обманул Адама и его жену, говоря: «Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными» (Коран, 7: 20). Они вкусили плоды этого дерева и тогда «...обнажились их срамные места, и они стали прилеплять на себя райские листья» (Коран, 7: 22). После совершения этого греха, Аллах сказал им: Разве Я не запрещал вам это дерево и не говорил вам, что сатана для вас явный враг?» (Коран, 7: 22). Адам и его жена пожалели о своем поступке и, раскаиваясь, ответили: «Господи наш! Мы обидели самих себя, и, если Ты не простишь нам и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток» (Коран, 7: 23). Аллах ответил: «Низвергнитесь! Одни для вас враги для других. Для вас на земле местопребывание и пользование на время» (Коран, 7: 24). Далее, в исламской традиции имеются повествования о том, что Адам сошел на землю на острове Цейлон, а Хавва - в Джидде (Аравия). На протяжении 200 лет они раскаивались и молили Аллаха простить их. Их мольбы была приняты Аллахом. Он простил им совершенный грех (Коран, 20: 122) и обязал их совершить хадж. Выполняя это повеление Аллаха, Адам и Хавва встретились после долгой разлуки в долине Арафата. Прибыв на территорию современной Мекки, Адам приступил к строительству Каабы, после чего регулярно совершал хадж. Затем Адам и Хавва отправились в сторону современной Сирии, где у них родилось многочисленное потомство, от которого пошло все человечество. Они говорили на разных языках. Когда у Адама родились дети, а затем внуки и правнуки, он стал пророком и учил их основам религии. Адам получал от Аллаха откровения посредством ангела Джибрила. Ему были посланы свитки (сухуф), в которых содержались религиозные предписания для первых людей. В некоторых преданиях говорится, что Адам прожил 2000 лет, а Хавва умерла через сорок лет после его смерти. Адама в исламской традиции называют также Абу аль-Башар (отец человечества). Об истории некоторых сыновей Адама см. Кабил и Хабил, Шит.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.