Книга
Syn: том, фолиант (кн.)
Книга
Syn: том, фолиант (кн.)
Книга
Книга за семью печатями книжн. - о чем-либо совершенно недоступном пониманию и разумению
Книга
♦ "Он сорок лет назад сочинил книгу ума своего и доселе читает по ней", — говорил Батюшков о А. С. Хвостове (Вяз., 8, 240).
Книга
кн’ига — собрание записей или даже отдельная запись, которые делались на глиняных плитках, папирусе, тонкой коже (часто — в виде свитка, см.). В некоторых местах имеет значение свода знаний, сведений (см. ниже). Об отдельных книгах Библии см. под соответствующими названиями.
Книга
Книга
И книги в руки кому (разг.) - кому-н. принадлежит в данном деле, в данном случае решающее, авторитетное суждение.
► Вам и книги в руки.
Книга за семью печатями (книжн.) - о чем- н. непонятном, совершенно недоступном уразумению.
► Наши успехи для многих - книга за семью печатями.
Книга
непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц); средство информации. Одна из древнейших форм книги - свиток (4-3-е тыс. до н. э.), со 2-4 вв. заменялся кодексом. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. - пергамент и с 13 в. (в Европе) - бумага. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведенный ксилографическим путем в Корее в период с 704 по 751. Возникновение книгопечатания (в Китае - в 11 в., в Европе - в сер. 15 в.) привело к резкому росту выпуска книг. См. Издательское дело.
Книга
, -и, ж.
1. Произведение печати в виде переплетённых листов бумаги с каким-н. текстом.
* Иллюстрированная книга. *
2. Сочинение, произведение значительного объёма, предназначенное для печати.
* Написать книгу. Книга стихов. *
3. Сшитые в один переплёт чистые или разграфлённые листы бумаги для каких-н. записей.
* Книга жалоб и предложений. *
4. Часть литературного произведения, состоящая из многих глав.
* Роман в трёх книгах. *
|| прил. книжный, -ая, -ое.
* Книжная ярмарка. Книжный шкаф. *
Книга
книга, книги, жен.
1. Печатное произведение (в старое время также рукопись) в форме сброшюрованных или переплетенных вместе листов с каким-нибудь текстом, иногда и рисунками. Читать книгу. Перелистывать книгу. Книга большого формата. Книга в восьмушку. Переплести книгу. Развернуть, раскрыть книгу. Поставить книгу на полку. Раскрыть, закрыть книгу.
| Сочинение, литературный труд более или менее значительного объема, напечатанный в виде отдельного издания или предназначенный для печати в таком виде. Написать книгу. Хорошая книга. Очень интересная книга. Автор известной книги. Выпустить в свет книгу. Учебная книга по русскому языку.
2. *****
16-17 вв., содержавшие различные статистические данные).
3. Одно из нескольких крупных подразделений литературного произведения (спец.). "Капитал" Маркса делится на 3 книги: "Процесс производства капитала", "Процесс обращения капитала" и "Процесс капиталистического производства в целом".
4. В сочетании с некоторыми гл. означает самый процесс чтения или писания книги. Засадить за книгу. Сидеть над книгой. Приняться за книгу.
• И книги в руки кому (разг.) - кому-нибудь принадлежит в данном деле, в данном случае решающее, авторитетное суждение. Книга за семью печатями (книж.) - о чем-нибудь непонятном, совершенно недоступном уразумению.
КНИГА, и, ж.
1. Произведение печати (в старину также рукописное) в виде переплетённых листов с какимн. текстом. Интересная к. Писатель выпустил в свет новую книгу. К. стихов. Сидеть за книгой (читать), над книгами (много читать). Сесть за книги (начать заниматься). К. жизни (перен.: вся жизнь, жизненный путь; высок.).
2. Сшитые в один переплёт листы бумаги, заполняемые документальными официальными учётными данными. Бухгалтерские книги. Амбарная к. К. отзывов. К. почётных посетителей (для оставляемых ими записей). К. почёта (на предприятии, в учреждении, на военных кораблях: для занесения имён тех, кто отличился в труде, в службе).
3. Крупное подразделение литературного произведения, состоящее из многих глав. Роман в трёх книгах.
• И книги в руки кому (разг.)о знатоке, авторитете в какомн. деле.
Книга за семью печатямио чёмн. совершенно недоступном пониманию, разумению [по библейскому «Откровению Иоанна Богослова», повествующему о никому не доступных, запечатанных семью печатями божественных свитках, один за другим открывающих весь ход жизни на Земле, конец света и второе пришествие Иисуса Христа].
Книга рекордовкнига, фиксирующая уникальные достижения в разных областях деятельности, в соревнованиях. Книга рекордов Гиннеса (в Англии).
| прил. книжный, ая, ое (к 1 и 2 знач.). К. магазин. К. рынок (сфера книжного обращения, книгооборота). Книжное дело (издательское). К. голод (недостаток книг в продаже). Книжная лавка (название нек-рых книжных магазинов). Книжная палата (главное библиографическое учреждение). К. знак (экслибрис). Книжная полка.
Книга
А. В Ветхом Завете
1. Книга (-и) закона и пророчеств
♦ Господа:
Исх 32:32,33; Пс 138:16; Дан 7:10
♦ завета:
Исх 24:7
♦ закона:
Втор 28:61; Неем 8:1,3,8,18
♦ Моисея:
Езд 6:18
♦ пророчеств Иеремии:
Иер 25:13; Иер 30:2,3
♦ видений Наума:
Наум 1:1
♦ истины:
Дан 10:21
2. Книги истории и поэзии
♦ браней Господних:
Чис 21:14
♦ Праведного:
Нав 10:12,13
♦ летопись царя Давида:
1Пар 27:24
♦ дел Соломоновых:
3Цар 11:41
♦ летописи царей:
3Цар 14:19,29
♦ плачевных песней:
2Пар 35:25
♦ дневных записей Персидского царя:
Есф 2:23
3. Нет конца составлению книг:
Еккл 12:12
Б. В Новом Завете
1. Упоминание книг Ветхого Завета
♦ Моисея:
Мк 12:26
♦ Закона:
Гал 3:10
♦ пророков:
Деян 7:42
♦ пророка Исаии:
Лк 3:4; Деян 8:28
♦ псалмов:
Лк 20:42; Деян 1:20
2. Упоминание книг Нового Завета
♦ Евангелие от Луки:
Деян 1:1
♦ Евангелие от Иоанна:
Ин 20:30
♦ Откровение Иоанна:
Откр 22:7,18,19
3. Особые книги Господа
♦ запечатанная книга:
Откр 5:1-5
♦ книга жизни:
Флп 4:3; Откр 3:5; Откр 21:27
♦ раскрытые книги в судный день:
Откр 20:12
Книга
(от церковно-славянского кънига, которое имело значение: 1) буквы и грамоты, 2) книги, 3) письма и 4) искусства писать) — соединение в одно целое листов бумаги, папируса, пергамента и проч.; поэтому глиняные библиотеки клинообразного письма не подходят под понятие книги, и появление ее следует приурочить к изобретению бумаги из папируса (см.). Первые книги, состоявшие из длинных свитков такой бумаги, появляются в Египте, откуда около VII столетия до Р. Х. этот способ писания переходит в Грецию и потом в Рим. Египтяне долго сохраняли монополию выделки папируса, но в последние времена республики римляне завели собственные папирусные фабрики. У греков и особенно у римлян, несмотря на отсутствие книгопечатания, книжное дело стояло очень высоко: не говоря уже о библиотеках общественных, при императорах были частные библиотеки в 30000 томов (или, точнее — свитков) и более. Книжные лавки встречались и в самых отдаленных провинциальных городах; в Риме были большие и малые книжные магазины и множество лавочек букинистов. При больших магазинах были залы, где находились многочисленные скорописцы; с их помощью автор мог издавать свое сочинение и за исключительное право продавать его иногда получал гонорар или по крайней мере даровые экземпляры. Римская К. имела форму свитка, навернутого на палку с утолщенными концами; на верхнем конце прикреплялся ярлычок с обозначением заглавия, который высовывался из футляра, большей частью кожаного, соответствовавшего нашему переплету. Для переноски такие свитки помещались в круглые корзинки, с отверстиями во внутренней крышке, вроде тех, в которых теперь помещаются флаконы с духами. В библиотеках эти свитки не ставились, а клались на полки так, чтобы ярлычки были на виду. Писали на одной стороне, либо одной вертикальной колонной, длина которой равнялась длине свитка, либо рядом многих параллельных колонн. Книжные магазины в Риме служили местом свидания литераторов, ученых и любителей литературы; при магазинах были и кабинеты для чтения, где за небольшую плату можно было просмотреть новинки или сличить свой экземпляр известного сочинения с таким, который был исправлен грамматиком, содержавшимся для этой цели при магазине и копировальном зале. Ввиду сравнительной дешевизны папируса и безусловной дешевизны труда, К. в Риме были недороги. Кроме обыкновенных дешевых экземпляров, были и чудеса каллиграфического искусства, экземпляры роскошно иллюстрированные; были книжки-крошки; Цицерон видел экземпляр "Илиады", который мог поместиться в скорлупе ореха.
Падение античной цивилизации прежде всего изменило внешний вид К.; папирусные фабрики закрываются одна за другой, и в Европе папирус становится все более и более редким, да он по своей непрочности и не совсем был удобен для тех К., которые были в наибольшем ходу в начале средних веков. Для Св. Писания и К. богослужебных, предназначенных для ежедневного пользования, более подходил вековечный пергамент (см.), употреблявшийся и прежде папируса, но вытесненный его дешевизной. Теперь он снова входит во всеобщее употребление; его листы соединяются в тома, которые вполне соответствуют современной нам форме книги. В Восточной империи были особые мастерские для его обработки, и писцы получали его совсем готовым; на Западе они большей частью сами обделывали его: бритвой снимали жир и пятна, пемзой очищали волосы и жилы, выглаживали и разлиновывали особым ножом. Писали крупно, четко и красиво; в отделке заглавных букв доходили до необыкновенной роскоши. Иногда (с III по V I I вв.) пергамент окрашивали в красную или др. краску и всю рукопись писали разведенным серебром, а заглавные буквы золотом. Понятно, что К. в то время были страшно дороги: за красиво написанный и разрисованный молитвослов или псалтырь уступали иногда целые имения; бывали случаи, что в целом христианском городе не оказывалось ни одной книги. В мусульманском мире книжное дело стояло в это время очень высоко: в Испании насчитывали 70 общественных библиотек, и в кордовской библиотеке было, говорят, до 400000 томов. В Европе К. стали и дешевле, и чаще, когда стало распространяться употребление бумаги (см.), тем более что с этим совпал сильный подъем умственной жизни после крестовых походов, а также развитие университетов. В ХIII в. при университетах был особый вид должностных лиц, так называемые stationarii; они давали студентам списывать учебники, брали К. на комиссию от ростовщиков-евреев, которые сами не имели права торговать книгами, и от уезжавших студентов; эти stationarii были, таким образом, первыми книгопродавцами в новой Европе. В начале XIV в. в Париже книгопродавцы в собственном смысле уже отделились от стационариев; но и они приносили присягу университету и были подчинены его ведению. Были также и присяжные продавцы писчих материалов. В конце XIV и начале XV в. в "латинском квартале" целые дома и переулки были заселены переписчиками, каллиграфами, переплетчиками, миниатюристами (иначе, иллюминаторами), пергаментщиками, продавцами бумаги и проч. В Лондоне переписчики (text-writers) в 1403 г. соединились в особый цех, то же местами было и в Голландии. В Италии в XV в. были книгопродавцы, содержавшие при своем магазине массу писцов, следовательно, способные издавать книги и до книгопечатания. В это время во всех больших городах Европы были уже общественные библиотеки, из которых иные К. выдавались на дом (libri vagantes); другие, особенно ценные и объемистые, прикреплялись к письменным столикам железными цепями; почти везде были книгопродавцы и общества переписчиков, старавшиеся удовлетворить не только богатых любителей, но и людей среднего состояния молитвенниками, К. поучительными и даже забавными.
На Русь К. пришла вместе с христианством, из Византии, в лучшее время специально-византийской культуры; но эта культура усваивается нашими предками далеко не во всем ее объеме. К., например, принимаются исключительно богослужебные и благочестиво-назидательные; дело книжного просвещения ведется духовенством и весьма немногими любителями из высокопоставленных лиц. По словам Кирилла Туровского, светские люди говорили: "Жену имам и дети кормлю...не наше есть дело почитание книжное, но чернеческое". Если мирской человек принимался читать или даже списывать книги, он делал это не для удовольствия и даже не для поучения, а для спасения души. Книжное дело сосредотачивалось исключительно в монастырях: известна прекрасная картинка из жития Феодосия Печерского, как он волну плел для переплета в то время и в той комнате, где Илларион списывал книги, а старец Никон переплетал их. Монахи писали только с дозволения игумена, и потому К. или даже всякая отдельная статья начинается с формулы: благослови, отче. Писали на харатье (пергаменте, от Charta), на больших листах, большей частью в два столбца, крупными и прямыми буквами — уставом (который постепенно переходил через полуустав в неразборчивую скоропись XVII в.); заглавные буквы и заставки разрисовывали красками и золотом. Одну книгу писали многие месяцы, и в послесловии часто выражали сердечную радость, что трудный подвиг окончен счастливо. Нашествие монголов остановило развитие книжного дела на юге, а как трудно было заниматься им на севере, ясно свидетельствует житие Сергия Радонежского, который, не имея ни харатьи, ни бумаги, писал на бересте. Только в Новгороде были досуг и средства; о Моисее, архиепископе новгородском (1353—1 3 62), летопись говорит: многи писцы изыскав и книгы многы исписав. С XV века книгописание распространяется по всей средней России: появляются писцы и даже литераторы профессиональные, "питавшиеся от трудов своих"; каллиграфия иногда доходит до высокой степени совершенства; появляются хитрые измышления вроде тайнописания (криптографии) и проч. В XVI в. и у нас начинается городской период в истории К.: Стоглав упоминает о городских писцах, деятельность которых он желает подвергнуть надзору. Самый выдающийся деятель в истории русской К. этой эпохи — митрополит Макарий (см.).
Изобретение книгопечатания значительно понизило ценность рукописей, но не сразу убило их производство: первопечатные К. представляли собой копию с современных рукописей (см. Печатное дело и приложенные факсимиле); тем не менее иные богатые книголюбы все еще отдавали предпочтение лучшими мастерами писанным рукописям перед произведенными фабричным способом печатными К.; но борьба каллиграфов XVI в. с печатным станком была безнадежна и непродолжительна.
КНИГА. I.
1-я страница 42-строчной Библии: предисловие блаженного Иеронима (хранится в Венской Императорской библиотеке).
КНИГА. II.
Второй лист Октоиха (Осмогласника), напечатанного в Кракове Швайполтом Феолем в 1491 г.
Только в России среди старообрядцев рукопись соперничает с К. до XIX в. Уже в XVI в. удешевленная К. начинает служить интересам дня и заметно демократизируется: она становится доступной и интересной не только для людей, серьезно образованных, но и для массы; она проникает и в женскую половину купеческого или небогатого помещичьего дома, и даже в деревенские трактиры; она столь же часто служит для забавы, как и для назидания. В XVII в., вследствие усовершенствований в типографском деле, книжное производство прогрессирует в количестве, дешевизне и красоте; в соответствии с духом времени — по выражению Бушо, остроумно сопоставляющего наружность и содержание книги с политической и культурной историей (H. Bouchot, "Le livre, l'illustration, la reliure", Париж, 1886), — она "надевает парик, украшается колоннами и пилястрами, становится надуто-грандиозной и вся расплывается в аллегории и условности". По особенному свойству науки XVII в., работавшей не для публики, а для немногих избранных, именно в этом столетии выходят в большом количестве многотомные фолианты, поглощавшие десятки лет жизни авторов и составленные с поразительной ученостью и тщательностью (Дюканжа, Ламбеция, Болланда и проч.). В этом же и следующем столетии появляются в большом количестве ученые и литературные журналы (см.). XVIII в., век просвещения по преимуществу, вознес книгу на небывалую высоту; достаточно назвать Вольтера, чтобы дать понять, какую силу имела тогда умно написанная книжка. Знаменитая "Энциклопедия" Дидро наглядно показывает, что и толстые, дорогие К. в то время стали предназначаться для массы образованных людей, для среднего сословия. XVIII век — время зарождения и развития русской печатной книги; при Петре зародилась она, при Екатерине II получила силу и распространение (в промежутке прогресс совершался очень медленно, да и в первые годы царствования Екатерины наиболее популярные сатирические журналы расходились в 200—300 экз.). С 80-х годов издаются целые библиотеки классиков и переводных романов; выходят сотнями собственные подражания последним; даже мистические книги масонов выходят несколькими изданиями. Русские люди приучились читать и даже покупать книги; с особой пользой потрудился для этого Н. И. Новиков (см.). Тогда же у нас начинают заботиться и о внешней красоте книги: даже многие казенные издания, даже уставы украшаются изящными виньетками. В первой четверти XIX в. в истории развития книги замечаются два явления огромной важности. Хорошая книга стала обогащать автора — обогащать не посредством подарков и пенсий от богачей или правительства, но посредством покупателей, публики; знаменитые писатели становятся богачами, и литературный труд, при благоприятных условиях, даже заурядному работнику дает средства к безбедному существованию. С другой стороны, предприимчивые издатели (один из первых — Констебль в Англии) задаются высокополезной задачей удешевить хорошую книгу до такой степени, чтобы всякий сколько-нибудь достаточный человек мог, без больших затрат, составить себе целую библиотеку. Первое явление в передовых странах Европы к середине столетия становится общим: не только авторы, подлаживающиеся к вкусам публики (например, Дюма-отец), но и большинство талантливых писателей совершенно независимых (например, Виктор Гюго) могут хорошо жить доходами от продажи своих книг; вместе с этим они становятся и крупной политической силой. Крайнее удешевление хорошей книги (за исключением особых случаев: изданий Нового Завета, полного Шекспира в 1 шиллинг) становится возможным только в 3-й четверти столетия, зато теперь идет вперед быстрыми шагами: благодаря таким издателям, как Реклам ("Universa l Bibliothek") в Германии, Сонцоньо в Италии и проч., теперь за десятки рублей можно собрать библиотеку классиков всех времен и народов, которая в начале столетия стоила тысячи. Специально для народа красиво и правильно издаются целые библиотечки полезных К. по такой цене, которая своей дешевизной убивает плохие лубочные издания. В Германии, а за ней и повсеместно, в последние годы даже роскошные, красиво иллюстрированные К. так удешевляются, что не составляют редкости на полке учителя начальной школы. 70 лет назад Греция получала из Франции и бумагу, и шрифт для правительственных изданий и учебников; теперь в ней ежегодно выходят тысячи названий К., и в том числе много баснословно дешевых изданий для народа и бедняков. И в России уже с первых 10-летий XIX в. в книжном деле замечается значительный прогресс: первые тома истории Карамзина, выпущенные в 1818 г., разошлись в несколько недель; плохой, ныне забытый роман Булгарина "Иван Выжигин", вышедший в 1829 г., доставил автору деньги, по тому времени огромные; появляются предприимчивые издатели, искренно любящие свое дело, вроде Смирдина. С начала царствования Александра II и у нас К. становится крупной общественной силой. В последнюю четверть века и у нас появляются дешевые библиотеки для среднего класса, уже не разоряющие предпринимателей, как прежде; и у нас издаются отечественные классики по такой цене, которая делает их доступными и для бедных людей; что же касается до наших народных, копеечных изданий, предпринимаемых с наполовину благотворительной целью комитетами грамотности и др. общественными учреждениями, а также и некоторыми частными фирмами, то по строгому выбору содержания, дешевизне и изяществу они могут поспорить с немецкими и английскими. Но в общем книжное, книгопродавческое и типографское дело в России, сравнительно с ее западными соседями, находится еще в очень неудовлетворительном состоянии.
По истории К. см. Arnett, "An inquiry into the nature and form of the Books of the Ancients" (Л., 1637); W. Wattenbach, "Das Schriftwesen im Mittelalter" (Лейпциг, 1871); V. Gardthausen, "Griechische Palaeographie" (1879); E. Egger, "Histoire du livre" ("Bibl. d' éducation et de ré creation"); H. Bouchot, "Le livre, l'illustration, la reliure" (Париж, 1886); Aug. Molinier, "Les manuscrits et les miniatures" (1892, "Bibl. des Merveilles"). Для славянской рукописной К. лучший материал у Востокова в "Описании рукописей Румянцевского музея" и у Срезневского, "Славяно-русская палеография" ("Журнал М. Н. Пр.", CCXIII, отд. II). Для старопечатной, петровской и послепетровской К. материал у Каратаева, Сопикова, Пекарского ("Наука и литература при Петре") и др. Ср. А. Кирпичников, "Очерк истории книги" (СПб., 1888); Ф. Булгаков, "Иллюстрированная история книгопечатания" (т. I, СПб., 1889).
А. Кирпичников.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.