Эпиграмма
, -ы, ж.
Краткое сатирическое стихотворение, высмеивающее поступок или человека.
* Злая эпиграмма. *
Эпиграмма
, -ы, ж.
Краткое сатирическое стихотворение, высмеивающее поступок или человека.
* Злая эпиграмма. *
Эпиграмма
(греч. epigramma, букв. – надпись) – короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма, отличается краткостью и узостью тематики.
ЭПИГРАММА, ы, ж. Короткое сатирическое стихотворение (первонач. дидактическое), высмеивающее какоен. определённое лицо. Э. на льстеца. Дружеская э. Обрушить на когон. град эпиграмм (перен.: колкостей, язвительных насмешек).
| прил. эпиграмматический, ая, ое (спец.).
Эпиграмма
(греч. epigramma, букв. - надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А. С. Пушкина). В античной поэзии - стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом; от элегии эпиграмма отличалась большей краткостью и узостью тематики (преимущественно дидактические сентенции и собственно надписи - см. Эпиграф).
Эпиграмма
Эпиграмма
(греч. epigramma, букв. — надпись) — жанр сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.
Рб: Роды и жанры литературы
Корр: Мадригал
Род: Жанр
Эст: Сатирическое
Пример:
Автору "Анны Карениной"
Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует "гулять"
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
Когда она жена и мать.
Н. Некрасов
* "Действенность эпиграммы — в остроумии и краткости. Она схватывает самое характерное в предмете описания. Высоким качеством отличаются эпиграммы Вольтера, Пушкина, Лермонтова и других поэтов" (Н.А. Гуляев). *
Эпиграмма
эпиграмма, эпиграммы, жен. (греч. epigramma - надпись) (книж.).
1. У древних греков - надпись в прозе или в стихах на надгробном памятнике, на общественном здании и т.п. (ист., лит.).
2. В античной поэзии - небольшое стихотворение, написанное сочетанием гекзаметра и пентаметра, впоследствии - преим. сатирического содержания (лит.). Эпиграммы Катулла.
| В новой европейской поэзии - короткое стихотворение, заканчивающееся острой, злой шуткой по поводу кого-чего-нибудь (лит.). «И шевелится эпиграмма во глубине моей души, а мадригалы им (дамам) пиши!» Пушкин.
3. перен. Колкое, злое и остроумное замечание, направленное против кого-чего-нибудь (устар.). «Имел он (Онегин) счастливый талант... Возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм.» Пушкин.
Эпиграмма
(греч. έπί — "на" и γράμμα — "писание") — у древних греков не имела того элемента насмешки, который отличает ее у нас; название Э. носили вообще стихотворные или прозаические надписи, какими греки охотно объясняли монументы, трофеи и другие предметы, посвященные богам. Так, например, одна из эпиграмм Мназаика гласит: "Тебе, о Феб, приносит в дар этот изогнутый лук и колчан Промах. Стрелы же, летавшие в бой — его смертельный дар мужам, у которых о, не остались в груди". У римлян Катулл и Марциал придали Э. сатирический характер, но и у них часто встречаются отвлеченные, дидактические Э., греческие гномы (см.). С этим двойственным характером перешла Э. в новую литературу. Немецкие теоретики имеют в виду преимущественно Э. серьезного содержания, проводя тонкие различения между Sinngedicht и Denkspruch. Лессинг, посвятивший теории Э. целую статью, определял ее как "стихотворение, в котором внимание и любопытство наше обращаются на известный предмета и несколько задерживаются, чтобы сразу получить удовлетворение"; таким образом, ожидание и разрешение — две существенные части Э.; ожидание возбуждается объективным изображением, разрешение дается остроумным заключением. Элегическое двустишие (гексаметр-пентаметр) считается наилучшей формой, "Ксении" Гете и Шиллера —совершеннейшим образцом Э., в том смысле, какой придается этому термину у немцев. Однако и в "Ксениях" отчетливо выступает тот элемент, который в русской литературе — вслед за французской — признается характерной чертой Э.: остроумная, чаще всего личная насмешка. Еще Буало определял Э., исходя из этого основного её свойства:
L'épigramme, plus libre en sou cours plus borné,
N'est souvent qu'un bon mot de deux rimes orné.
Франция, классическая страна литературного остроумия, начиная с Клемана Маро выставила ряд превосходных эпиграмматистов, произведения которых цитируются до сих пор. Каждая вспышка литературной или политической борьбы отражалась во множестве легких, ядовитых, остроумных стишков, не щадивших никого и ничего. Наиболее известны Э. Ла-Фонтена, Расина, Вольтера, Жан-Батиста Руссо, Лебрена; некоторых писателей — напр., Пирона — увековечили только их Э. Культ искусственности вел в свое время во Франции к преувеличенной оценке Э.; теперь она стала на свое место. Русский XVIII век, с его подражанием французам, представил длинный ряд искусственных Э. с весьма натянутым остроумием и неудачной игрой слов; их писали все поэты — Фонвизин, Третьяковский, Капнист, Аблесимов, Богданович, Ломоносов, Державин. Живой и сильной явилась бойкая Э. Пушкина; были удачные Э. и у Лермонтова. Позже были известны, как эпиграмматисты, Соболевский, Алмазов, Минаев.
А. Горнфельд.
Эпиграмма
(от греч. epigraphe - надпись)
сложившийся в VII - VI вв. до н.э. в Греции жанр небольших, но завершенных по форме и содержанию стихотворений. Первые э. возникли в виде сентенций, надписей на надгробных стелах, алтарях, треножниках. Э. была близка к элегии, у которой она заимствовала стихотворный размер (дистих элегический), стиль и определенную тематику, преимущественно морально-дидактического содержания. Первым известным мастером э. в греческой литературе был Симонид Кеосский, его последователи - Асклепиад Самосский, Леонид Тарентский, Каллимах, Антипатр Сидонский и др. В I в. до н.э. была составлена первая антология э., которая, дополняясь в I, VII и X вв. н.э., выросла в большой сборник «Палатинская антология» в 16 кн., содержащий ок. 4 тыс. э. В римской литературе жанр э. стал популярным во II - I вв. до н.э., его мастерами были поэты Катулл и Марциал.
Греческая эпиграмма / Сост. и примеч. Ф. Петровского, Ю. Шульца. М., 1960; Чистякова Н.А. Греческая эпиграмма VIII - III вв. до н.э. Л., 1983.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
в др.-гр. и рим. лит. законченное по форме короткое стихотв., посвященное к.-н. лицу, событию или предмету. Обычный размер Э. - элегич. дистих (реже ямбич. триметр и др.), Э. развилась из собств. надписей, к-рыми греки с древнейших времен снабжали надгробия и любые предметы (сосуды, треножники и пр.), посвящаемые божеству, - поэтому она была по необходимости краткой и анонимной. Первые метрические надписи такого рода относятся в VIII в. до н. э. Сравнит, быстро Э. отделилась от материала, на к-ром была написана, превратилась в самостоят, поэтич. произв. и обрела авторов. Создателем лит. Э. антич. традиция считает Симонида Кеосского. Э. присутствует в твор-ве мн. поэтов классич. периода, но подлинного расцвета и оконч. жанрового оформления достигает в эпоху эллинизма, к III в. до н. э., когда, с изменением ист. и соц. условий жизни, в лит. все ярче стал проявляться интерес к человеку не как к члену гражд. сообщества, а как к самоценной индивидуальности. Расширяется и тематика Э.: кроме традиц. эпитафий и посвятительных надписей, возникает любовная, застольная, ритор., бытовая, сатир. Э. Вместе с тем в эллин. Э. почти полностью отсутствуют гражд. и обществ.-полит. темы, свойственные поэзии классич. эпохи. Признанными мастерами этого жанра были Асклепиад Самосский, Каллимах, Леонид Та-рентский, Мелеагр, Алкей Мессенский и др. С именем последнего связано возникновение Э. как личной инвективы. Уже в нач. I в. до н. э. начали составлять сб. Э., т. н. антологии (см. Антология палатинская), благодаря к-рым до нас дошло ок. 6500 гр. Э. Переход эпиграммах, твор-ва в Рим произошел в I в. до н. а (Катулл) Наибольшее распространение получила здесь сатир. Э., классиком к-рой стал Марциал. Уделяли внимание Э. и поздние рим. поэты (см. Антология латинская). В рус. поэзии, особ, в XIX в., кроме Э. в привычном для нас понимании этого термина, были распространены т. н. антологические стихи - прямое наследие антич. Э. в широком смысле этого слова (напр., «Царскосельская статуя» А. С. Пушкина).
Соч.: Греческая эпиграмма. СПб., 1993; 5; 38; 86, 100 - 108, 189- 195; Петровский Ф. А. Латинские эпиграфические стихотворения. М., 1962.
Ц.К.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.