Эйнгард
(Einhard), Эгингард (Eginhard) (ок. 770-840), деятель "Каролингского возрождения". Апологетическое сочинение "Жизнь Карла Великого".
Эйнгард
(Einhard), Эгингард (Eginhard) (ок. 770-840), деятель "Каролингского возрождения". Апологетическое сочинение "Жизнь Карла Великого".
Эйнгард
(Эйнхард и Эгингард)
(Эйнгард, Эйнхард, Эгингард)
(770-840) - деятель «Каролингского возрождения». Происходил из Франконии, учился в школе Фульдского монастыря, после окончания которой в 90-х гг. был направлен аббатом мо-наствфя в Ахен, ко двору франкского короля Карла Великого. Здесь обратил на себя внимание широкими познаниями в различных областях науки и искусства, стал членом «Академии». Его полит, карьера относится ко времени правления сына императора Карла Великого — Людовика Благочестивого. Э. стал доверенным лицом и секретарем императора, а с 817 г. — воспитателем и наставником Лотаря, сына императора. Затем начались смутные годы, время упразднения порядков, установленных при Карле. В междоусобиях 20-х гт. IX в. Э. пытался стать посредником между императором и его сыновьями, но эта роль оказалась ученому не по плечу. В 830 г. он покинул двор, удалился в один из многочисленных монастырей, подаренных ему Людовиком Благочестивым, где всецело отдался литературной деятельности.
Э. — автор соч. «Жизнь Карла Великого», в котором блестяще объединены сведения анналов, хроник, документов дворцового архива, собственные наблюдения и некоторые заимствования из произведений ант. авторов, особенно Светония. Главной задачей Э. было прославление Карла, и нередко в угоду этой задаче он, особенно в первой части, допускал искажения: преувеличивал воен. успехи Карла. Вторая часть «Жизни Карла Великого», где речь идет об облике императора, его быте, привычках, отношениях с окружающими и т.д., — это уже рассказ очевидца, тонкого наблюдателя. Произведение было очень популярно в средние века и вызвало много подражаний.
Литературное наследие Э. невелико. Кроме «Жизни Карла Великого» до нас дошло соч., имеющее узкоспециальный интерес («Перенесение мощей Марцеллина и Петра»), а также более 60 писем.
Лит.: Эйнгард. Жизнь Карла Великого // Прометей. Т. 11. М, 1977.
Эйнгард
(Einhart, Einhard, Eginhardus) — знаменитый средневековый писатель, историк, один из младших деятелей так называемого "каролингского Возрождения", воспитавшийся под влиянием духовной атмосферы, созданной старейшими сотрудниками Карла Вел. по культурной работе, сильно увлекшийся движением и являющийся одним из блестящих представителей второго поколения этого "средневекового Ренессанса". Э. родился в восточной части франкского государства, в Зарейнской Германии (Maingau), в семье благородного происхождения, около 768—770 гг. Он получил образование в Фульдском монастыре; впоследствии исполнял там же обязанности "скриба" (в архиве монастыря сохраняются документы, связанные с его именем). Аббат Баугульф, оценив выдающиеся дарования юноши, отправил его (около 794 г.) ко двору Карла Вел. для пополнения его знаний. Он посещал там придворную школу семи свободных наук, а потом вошел в "Палатинскую академию" и сделался крупным носителем того умственного движения, которым она руководила. Друзья уважали его за ученость, любили за доброту и приветливый нрав, приятельски посмеиваясь над его некрасивой внешностью (так как он был мал ростом, его прозывали Homuncio или Nardulus). Теодульф в одной из своих поэм говорит, что "Нардул бегает мелкими шажками взад и вперед, как муравей, но в его маленьком тельце обитает великий дух". Э. был силен не только в прозе и поэзии, но и в пластике: он руководил постройкой императорского дворца в Аахене и был одно время, по-видимому, старшим придворным архитектором. Искусство его в зодчестве заслужило ему в Палатинской академии прозвище Веселила (имя библейского строителя скинии). Умом и эрудицией, а также честностью и справедливостью Э. завоевал привязанность и доверие императора, за что добросовестно платил ему постоянным служебным трудом и твердой верностью. На него возлагались нередко важные политические поручения: так, в 806 г. он был отправлен послом к Папе, чтобы выхлопотать одобрение предположенного Карлом раздела империи между сыновьями. Людовик Благочестивый, еще при жизни отца коронованный (кажется — по совету Э.) соимператором, относился к Э. с такой же благосклонностью, как и его отец, часто обращаясь к нему за советами и пользуясь во время распри с сыновьями его авторитетом, чтобы склонять последних к примирению и уступкам. В Мюльгейме-на-Майне Э. основал обитель Зеелигенштадт, в которой часто и подолгу живал, изредка возвращаясь ко двору. В 817 г. Людовик назначил Э. советником сыну своему Лотару; но когда Э. убедился, что обстоятельства запутываются все безнадежнее и шум междоусобий все более заглушает его голос, взывавший к праву и согласию, он окончательно удалился в зеелигенштадтское уединение, где и умер, занимая пост аббата, 14 марта 840 г. Главным источником для знакомства с жизнью Э. является предпосланный Walaf r id'oм (его современником) тексту главного его сочинения интересный пролог (изд. Яффе). От Э. осталось несколько сочинений. Самым замечательным из них, несомненно ему принадлежащим и вполне законченным, является биография Карла Великого — "Vita Сaroli". Ранке говорит, что было большим счастьем для Э. найти такой достойный объект для исторической работы: изображая жизнь Карла, он с благодарностью увековечивал духовный образ того, кто так много сделал ему добра, и одновременно создавал своим произведением для себя вечную память в потомстве. Задумывая писать биографию императора (она появилась вскоре после смерти последнего, до 820 г.), Э. не столько имел в виду дать точный и детальный рассказ о всей совокупности фактов царствования Карла, сколько стремился составить литературно-красивую характеристику и нарисовать психологически яркую фигуру своего героя. Обладая хорошим знанием древнеклассической литературы, Э. избрал для себя образцом биографии римских императоров Светония, подражая этому писателю и в языке, и в способе группировки материала, и в самой концепции исторической работы. Это стесняло самостоятельность творчества и, может быть, невольно ослабляло достоверность повествования внесением в построение и изображение известного риторического элемента. Но, с другой стороны, изучение римских историков, представителей высокой культуры, расширяло кругозор писателя и обогащало содержание произведения, обращая мысль таким вопросам и сосредоточивая ее около таких подробностей, которые, может быть, ускользнули бы от внимания средневекового человека. От рабского отношения к оригиналу Э. освобождало влияние того христианского мировоззрения, в котором он был воспитан и которое открывало ему новые точки зрения. Точно так же действовало на него и свежее чутье современной жизни, которым он, несомненно, был богато одарен. "Vita Caroli" — во всяком случае не официальный панегирик, а серьезное историческое сочинение, написанное не только горячо и любовно, но искренно и правдиво, с тем чувством меры, которое вместе с уважением к истине составляло фон натуры Э. Хотя в ней немало ошибок, хронологических и фактических, и хотя оно не обнаруживает в авторе твердого критического отношения к предмету и материалу — тем не менее, это очень ценный исторический памятник, освещающий личность и деяния великого человека и вышедший из-под пера превосходно осведомленного, талантливого и добросовестного автора. Ни в каком другом источнике нельзя также найти таких многочисленных и интересных сведений о жизни окружавшего Карла Великого двора. В литературном отношении "Жизнь Карла" — один из лучших продуктов каролингского Возрождения. Уже во время жизни Э. сочинение его приобрело известность. Еще молодой тогда Луп читал его с восхищением. Валафрид разделил его на главы и снабдил упомянутым выше важным предисловием. В продолжение всего средневековья оно оставалось одной из распространеннейших книг, о чем свидетельствует большое число до наших дней сохранившихся рукописей (свыше 80). Э. составил еще два второстепенных сочинения по церковной истории: "T r anslatio SS. Marcellni et Petri" (сост. в 830 г.) и "Acta SS. Marcellini et Petri". В них содержатся интересные данные о религиозных настроениях, верованиях и церковных обрядах эпохи Э. Затем он написал еще небольшой богословский трактат "De adoranda cruc e " и оставил коллекцию писем (epistolae), интересных для изучения его личности, его друзей и окружающего его общества. Долго ему приписывалось участие в составлении обширного и важного исторического памятника, первостепенного источника для истории времени Карла Великого и его ближайшего преемника: так называемой, большой Лоршской летописи ("Annales Laurissenses maiores"). Черты его руки находили в исправленной редакции текста этих аннал, заключающей повествование о годах 741—801, и в продолжении, рассказывающем о годах 801—829. Одно время эти части всего летописного целого и обозначались именем annales Einhardi. Bпоследствии по этому поводу поднялась полемика, в которой приняли участие многие историки Германии и Франции (сущность и ход контроверзы изложены у Ваттенбаха (см. ниже). В результате, хотя еще и теперь существуют сторонники мнения о принадлежности Э. указанной части названной хроники, но большинство ученых (и на серьезных основаниях) склонно к отрицанию этой гипотезы и большие Лоршские анналы признаются плодом официально предписанной работы нескольких придворных летописцев (вероятно, клириков императорской капеллы), имевших доступ в государственные архивы; поэтому хроника теперь обыкновенно именуется annales regii.
Литература об Э. довольно обширна; она очень полно указана, равно как и издания его сочинений, с обозначением лучших, у A. Molinier, "Les sources de l'histoire de France" (т. I, П., 1902, стр. 197—200). См. еще W. Wattenbach, "Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter" (6 изд., т. I, Б., 1893) и ст. С. Bayet: "Eginhard" в ХV т. "Grande Encyclop édie" ( у обоих богатая библиография).
Ив. Гр.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.