Штирнер
(Макс Stirner) — псевдоним немецкого писателя Иоганна Каспара Шмидта (Schmidt, 1806—1856). Болезнь и нужда заставили его пробыть в университете, с перерывами, 8 лет. В Берлине он слушал Гегеля, который оставил на нем неизгладимый след. Был преподавателем в разных берлинских учебных заведениях. Лично и по убеждениям близкий сперва к левым гегельянцам (Бруно Бауэр, А. Ругэ, К. Маркс, Фейербах), с которыми он принадлежал к кружку Гиппеля (так называемому по имени ресторана, где он собирался), Ш., однако, пошел в своем развитии по совершенно своеобразной дороге. Первые его статьи в редактируемой К. Марксом "Rheinische Zeitung" и в "Leipziger Allgemeine Zeitung" не имели большого значения. Женитьба доставила ему небольшие средства и дала возможность оставить преподавание и посвятить себя исключительно философскому труду. В 1845 г. появилась его книга "Der Einzige und sein Eigentum" (Лейпциг), сразу обратившая на себя внимание и вызвавшая оживленную полемику. Молодой философ Куно Фишер дал ей резкую оценку в брошюре "Die modernen Sophisten"; резко отнесся к ней и Фейербах; из социалистического лагеря она подверглась отрицательной оценке со стороны Гесса; сочувственный отзыв она встретила в статье Тальяндье в "Revue des deux Mondes": "De la crise actuelle de la Philosophie Heg élienne. Les partis extrêmes en Allemagne". Скоро книга была совершенно забыта, а вместе с ней и ее автор. В революции 1848 г. Ш. не принял ни малейшего участия и вообще как-то сошел со сцены; в литературе после 1847 г. он долго не появлялся. В 1847 г. он развелся с женой и с тех пор испытывал тяжелую нужду, пробиваясь то попытками основать молочную торговлю, то комиссионерством и т. п.; несколько раз сидел в тюрьме за долги. В 1852 г. вышел его труд "Geschichte der Reaction" (Берлин), первый том которого, "Die Vorl äufer der Reaction", посвящен реакции после великой революции, второй том, "Die moderne Reaction", — реакции в 1848 г. Труд этот был в значительной степени компилятивным, представлял мало оригинального и прошел совершенно бесследно. Этими двумя книгами, да еще немногими мелкими статьями, в том числе несколькими ответами на критики его первого труда, ограничивается самостоятельная литературная деятельность Ш. Мелкие статьи его собрал и издал J. H. Mackay ("M. S'.s Kleinere Schriften aus den Jahren 1842—47", Берлин, 1898). Смерть Ш. осталась незамеченной.
Только в 1866 г. И. Е. Эрдман посвятил Ш. страницу в своей "Gesch. der Philosophie", и тогда же остановился на нем А. Ф. Ланге в "Истории материализма". Через два года о нем обстоятельно заговорил Гартман в "Философии бессознательного" и теперь его не обходит ни одна история философии XIX века. В особенности значение Ш. выросло после того, как философия Ницше приобрела широкое распространение; в Ш. нашли одного из предшественников Ницше, во многом с ним сходного, хотя вряд ли Ш. имел прямое влияние на Ницше; возможно даже, что Ницше вовсе его не читал. 2-е изд. главной книги Ш. появилось в 1882 г.; в 1891 г. она перепечатана в Reclam's "Universalbibliothek". Сам Ш. называет свою систему философией чистого эгоизма, причем слово "эгоизм" нужно понимать не в этическом только смысле, а в смысле общефилософском). "Эгоист, — по определению Ш., — тот, кто ищет ценность вещей в своем "я", не находя самостоятельной или абсолютной ценности". Таким образом философия Ш. есть философия чистого субъективизма или индивидуализма и Ш. — последовательный солипсист. Он расширяет положение Фихте, что "я есть все" (Ich ist alles) в положение "я есмь все" (Ich bin alles). Абсолютное "я" Фихте превращается у него в индивидуальное и отождествляется с эмпирической личностью, которая таким образом получает значение единственной и абсолютной реальности. Исходя из личности, как центра мироздания, Ш. совершенно логично доходит до отрицания понятия о долге, об обязанности и т. д.; мое дело, говорит он, не должно быть ни добрым, ни злым делом, ни божьим, ни человеческим, ибо добро, зло, Бог, человечество — все это мои субъективные понятия; "кроме меня, для меня нет ничего". Я люблю, я ненавижу не потому, что любовь и ненависть — мой долг, а потому, что они черты моей натуры; любя, я только проявляю самого себя. "Так как мне тягостно видеть складку грусти на любимом лице, то я ради самого себя стараюсь изгладить ее поцелуем. Любовь не есть долг, но есть мое достояние (mein Eigenthum). Я люблю людей, но люблю их с полным сознанием моего эгоизма, люблю потому, что любовь доставляет мне счастье...Только в качестве одного из моих чувств я культивирую любовь, но я отвергаю ее, когда она представляется мне в качестве верховной силы, которой я обязан подчиняться, в качестве нравственного долга". Развивая эту идею в применении к обществу и государству, Ш. естественно приходит к отрицанию этих последних как явлений, имеющих самостоятельную ценность, и видит в них исключительно орудие интересов отдельных человеческих личностей. Право человека преследовать свои интересы безгранично. Таким образом, полное отрицание какой бы то ни было нравственности и совершенная анархия — вот главные черты учения Ш. Но анархизм бывает двух родов: анархизм, вытекающий из стремления человеческой личности к возможно большей свободе, и анархизм, вытекающий из вражды к тому общественному строю, который создает неравенство и давит человека. Анархизм Ш. в значительной степени сближается с анархизмом первого вида; это анархизм сильной и властной личности, а не личности униженной и угнетенной.
Лучшую и до сих пор единственную биографию Ш. по ничтожным отрывкам из метрических, полицейских и т. п. книг, из весьма немногих уцелевших писем Ш., из столь же отрывочных воспоминаний немногих оставшихся в живых его знакомых, и по сочинениям самого Ш. написал горячий поклонник Ш., анархист John Henry Mackay: "M. St. Sein Leben und sein Werk" (Берлин, 1898). См. еще Ed. Hartmann, "Ethische Studien" (Лейпциг, 1898); M. Kronenberg, "Moderne Philosophen" (Мюнхен, 1899); J. С. Kreibig, "Geschichte des ethischen Skepticismus" (Вена, 1896), Schellwein, "Max St. und Fr. Nietzsche" (Лейпциг, 1892); В. Саводник, "Ницшеанец 1840-х годов. М. Шт. и его философия эгоизма" (М., 1902).
В. В—в.