Чех
м.
см. чехи (2).
Чех
м.
см. чехи (2).
Чех
(Cech), легендарный родоначальник чехов, брат Леха.
Чех
(Святополк Čech) — выдающийся чешский поэт и прозаик. Род. в 1846 г. Еще будучи студентом напечатал несколько стихотворений ("Husita na Baltu", "Kandiotky", фантазия "Bouře"); позже писал фельетоны в "Pokrok'e", затем состоял некоторое время помощником редактора "Světozor'а". Известность Ч. началась с 1873 г., когда вышла эпическая поэма его "Adamite". Поэма рисует историю чешского религиозного братства, организовавшегося на острове реки Нежарки после гуситского движения и уничтоженного таборитами. С 1879 г. Ч. издает журнал "Květy", где помещает юмористические повести и исторические поэмы, из которых наиболее замечательны: "Ve stínu lipy" (беседа в тени липы на политические, общественные и экономические темы сельских обывателей — земледельца, портного, хромого ветерана, мельника и т.д.), "Dagmar", "Zpě vnik Jana Buríana, "Vàclav Živsa", "Evrop a", "Čerkez" č др. В 1881-82 гг. Ч. помещал в газете "Národni Listy" фельетоны и записки о своем путешествии по Кавказу и по Востоку. Первое собрание стихотворений Ч. вышло в 1874 г., под заглавием: "Básně Sv. Čecha". Ńледующий сборник: "Nová sbirka veršovaných prací" в ыдержал четыре издания (1880, 1882, 1886 и 1894 гг.); здесь помещены, между прочим, поэмы "Jan Žížka", "Handžár", "Na hrob Havlasův", "Zimní noc". Ďрозаические произведения Ч. собраны под заглавием: "Povidek, arabesek a humoresek" ("Salonni biblioteca", 1878-83). Популярностью пользуются его романы "Kandidát nesmertelnosti ("Кандидат на бессмертие", 1884), "Lešetínský konář" (1884), "Václav z Michalovic" (1882; čз истории Чехии после Белогорской битвы 1620 г.). Чешские критики считают Ч. индивидуалистом и в то же время ярким эпиком даже в лирике. В его писательской деятельности различаются два основных направления, сменившие одно другое: 1) фантастично-космополитическое и 2) реально-национальное. По общепризнанному мнению, популярность Ч. среди средних читателей, помимо таланта, объясняется главным образом отсутствием у него космополитизма и рефлексии, которые мешают Врхлицкому и другим выдающимся современным поэтам стать доступными для большой публики. Все произведения Ч., как прозаические, так и поэтические, написаны прекрасным языком. Когда в 1881 г. мадридская испанская академия объявила конкурс за лучшее стихотворение в память двухсотлетия со времени рождения Кальдерона, то золотая медаль досталась Святополку Ч. за его стихотворение, переведенное на испанский язык Кейлем. Когда чешская академия избрала Ч. своим членом, то поэт не только отказался от этого звания, но и не принял депутатов. Политические, главным образом славянофильские убеждения Ч. определенно выразились в его поэме "Slavia", появившейся первоначально в "Květach" за 1882 г. Иван (русский) любит графиню Ядвигу (полька), но отец ее, убежденный русофоб, не дает согласия на этот брак. Герои поэмы сходятся случайно на корабле "Славиа", в числе пассажиров которого находятся представители всех славянских народов. Во время страшной бури и возмущения матросов против капитана, пассажиры решаются на последнее средство — выбор вождя, который располагал бы жизнью и смертью каждого из них. Между "братьями-славянами" происходит обычное разногласие. Спор решает граф-поляк, который в минуту всеобщей опасности забывает свою ненависть к русским и выбирает вождем "сильнейшего", т. е. русского Ивана. Объединившись таким образом, славяне поражают бунтовщиков, Иван спасает свою невесту, упавшую в воду,и роман оканчивается свадьбой Ивана и Ядвиги. В заключительных словах поэмы автор как бы намечает свою политическую программу и мечтает о той желанной минуте, когда "прелестная полька соединится со страшным русским великаном", а к их равноправному союзу не замедлят примкнуть разрозненные толпы славян. Поэма "Славия" популярностью не пользуется, хотя сами чехи сравнивают ее с "Дочерью Славы" Яна Коллара и некоторыми произведениями Мицкевича ("Пан Тадеуш"). Проза Ч. отличается здоровым юмором и веселым остроумием, соединенным с легкой сатирой. Этим его талант сближается с Диккенсом и Твеном, а по мнению некоторых критиков — с Гоголем. В 1902 г. закончено в Праге издание полного собрания сочинений Ч., начатое в 1899 г.: "Sebrané spisy Svatopluca Čecha". Ńочинения Ч. переводились на многие языки. На русском языке существуют "Рассказы Святополка Ч.", переведенные А. Сахаровой, с портретом автора и биографическим очерком (СПб., 1893). В журналах напечатаны: "Каллобиотика в дороге" ("Век", 1883, IV), "Слава" (альманах "Киевлянка", Киев, 1884), "Сумасшедший" ("Вестник Европы", 1886, IX), "Облака" ("Русское Богатство", 1891, VIII), "Мистер Плумпудинг в Праге" и "Графиня Божена" ("Вестник Иностранной Литературы", 1892, III), "Заложенная воля" (там же, 1892, IX), "В погоню за бессмертием", повесть ("Славянская Беседа", Киев, 1898, 135-240, с объяснениями А. Степовича).
Литература. Биографии Ч. написали Kosina в журнале "Světozor" (1880), Jan Herben и N. F. Fedorovič в журнале "Literá rní Listy" (1886). См. еще Fr. Backovský, "Přehled pisemnictví českého doby nejnovějši" (Ďрага, 1899, 54-58); "Památnik na oslavu L. Panovnického jubilea Františka Josefa I, vyd. Česká Akademie" (Ďрага, 1898, IV, 27-29); "Славянский Сборник" (1885, ч. I); А. Степович, "Обозрение новейших явлений словесности чехов" (в "Известиях Спб. славянского благотворительного общества", 1886); его же, "Очерк истории чешской литературы" (Киев, 1886, 249-256).
А. И. Яцимирский.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.