Чекки
(Giovanni Maria или Gianmaria Cecchi; 1518—1587) — итальянский поэт и драматург, сын флорентийского нотариуса; одно время тоже был нотариусом. Писал комедии, фарсы и духовные reppresentazioni (мистерии), употребляя, по собственным словам, на каждое из своих произведений (число которых достигает цифры 95) не более 10 дней труда, а на одну комедию, "Le Cedole" — только 4 дня. В комедиях, написанных им то прозою, в манере Макиавелли, то стихами, подобно Ариосто, Ч. воспроизводил нравы и язык родного города, охотно употребляя тосканскую народную манеру говорить, поговорки и т. п. Из его комедий лишь немногим изданы были в течение XVI в.; далеко не все изданы и теперь. Наибольшею известностью пользовались "Il martello", "La stiava", "Le dole", "L'assiuolo" (последняя несколько родственна по содержанию со знаменитой комедией Макиавелли " Mandragola"). Сюжеты его комедий большею частью крайне запутаны и основаны на сопоставлении различных лиц, по-видимому, ничего не имеющих общего между собою, но в действительности тесно связанных узами родства, что остается им неизвестно в течение всей пьесы, пока, наконец, не выясняется истинное положение дел путем длинного рассказа одного из действующих лиц. Этим приемом Ч. вообще злоупотреблял. В начале Ч. писал комедии в прозе, затем стал употреблять нерифмованные стихи, стараясь, согласно господствовавшим на этот предмет воззрениям, приблизить стихи к прозе (у него, как и у Ариосто, встречаются слова, начало которых находится в конце одного стиха, а конец в начале следующего стиха). В фарсах ("I malandrini", "La pitiura", "L'andazzo", "La Sclatia", "La romanesca") и в духовных rappresentazioni Ч. проявил большую оригинальность. Rappresentazioni — пьесы, бывшие некогда достоянием народа, — он переработал сообразно со вкусами эпохи, приблизив их к более правильным драматическим произведениям. С этой целью он употреблял в них вместо прежних октав нерифмованный стих, лишь иногда, в заключениях сцен, ставя рядом два рифмованных стиха (как Шекспир), сделал спектакль более нравственным, придал ему большее драматическое развитие, разделил его на акты, уничтожив деления пьесы на множество мелких сцен и заменив, где возможно, в видах сокращения пьесы, действие рассказом. Вместе с тем он придал этой форме драмы более реалистический характер, устранив почти совершенно элемент сверхъестественного и введя некоторые характеры из комедии (напр., паразита, bravo, старого влюбленного глупца, трусливого, скупого) и соединив важное и трагическое с комическим и шутливым. Лучшим созданием Ч. в этом роде была мистерия "La morte del re Acab" (исполненная в 1-й раз в 1559 г.), представляющая, в драматическом воспроизведении библейского события, картины вполне в духе того времени — царя и царицу в руках лицемерного духовенства, эксплуатирующего их и народ. Характеризуя жрецов Ваала, Ч. списывал их с окружавших его попов и монахов и дал несколько фигур истинно комических. Другие его духовные пьесы: "La coronazione del re Saul" (представлено 1569); "Le Nozze di Саnа о l'Acqua-Vino" (1579), "Il duello della vita attive e contempletiva", "L' alto recitahile alla Cappannucela" (1573), "Il figluoi prodigo" (картина флорентийских нравов, где от легенды остается лишь название), "La conversion della Scozia", Disprezzo dell'amore e belta terrena" и "Esaltazione della croce" (вероятно, последнее произведение Ч.; представлено после смерти его, в 1 589 г.). Сюжет последней — восстановление креста императором Ираклием, но параллельно развивается комедия скупца Гризогоне. Иногда и для своих комедий Ч. пользовался сюжетами старых мистерий, заменяя в них чудесное естественным. Ч. написал еще остроумный комический комментарий к комическим сонетам Берни: "Passere e beccaficchi magri arrosti" (Флоренция, 1583, Болонья, 1868). Комедии Ч. были издаваемы неоднократно (Флоренция, 1855; Неаполь, 1869) в "Biblioteca classica economica" (Милан, 1882). Некоторые духовные пьесы включены в эти издания, некоторые изданы отдельно или помещены в других изданиях. См. D'Ancona, "Origini del teatro italiano" (Турин, 1891, т. I, 406 — 412 и т. II, 155 — 157).
H. Г — е.