Целлулоид
м.
Пластическое легковоспламеняющееся вещество из нитроцеллюлозы и камфары,
применяющееся при изготовлении галантерейных изделий, игрушек, кино- и
фотопленок и т.п.
Целлулоид
м.
Пластическое легковоспламеняющееся вещество из нитроцеллюлозы и камфары,
применяющееся при изготовлении галантерейных изделий, игрушек, кино- и
фотопленок и т.п.
Целлулоид
пластмасса на основе пластифицированного нитрата целлюлозы. Применяется, напр., для остекления приборов, изготовления канцелярских товаров, игрушек и др. Из-за горючести заменяется другими пластмассами.
ЦЕЛЛУЛОИД, а, м. Прозрачная пластмасса из целлюлозы.
| прил. целлулоидный, ая, ое и целлулоидовый, ая, ое.
Целлулоид
целлулоид (или целлюлоид), целлулоида, мн. нет, муж. (от лат. cellula - клетка и греч. eidos - вид). Твердое и эластичное блестящее роговидное вещество, получаемое из целлюлозы и служащее для изготовления кинематографических лент, фотографических пластинок и др.
Целлулоид
— искусственный материал, служащий для имитации рога, черепахи, слоновой кости и с успехом заменяющий твердый каучук (эбонит), китовый ус и пр. По своему химическому составу Ц. представляет смесь коллодионной нитроклетчатки с камфарой. Он тверд, упруг, в тонком слое почти бесцветен и прозрачен, отлично полируется, обтачивается на токарном станке и вообще легко подвергается всякой механической обработке, подобно кости и рогу. При нагревании, напр. в горячей воде, он размягчается и становится пластичным, так что может в таком размягченном состоянии выкатываться в очень тонкие листы и ему давлением может быть придана любая форма, а также куски его могут быть склеены (сварены) между собой. Ц. изобретен в 1860-х гг. бр. Джоном и Исааком Hyatt в Нью-Арке в сев.-ам. шт. Нью-Джерсей. Правильнее, впрочем, пожалуй, видеть в нем лишь усовершенствование паркезина, предложенного за несколько лет ранее Паркесом в Бирмингаме и также в основе состоявшего из нитроклетчатки, но не содержавшего, однако, камфары. Главным центром выделки Ц. и различных изделий из него в настоящее время является фабрика французской компании около Парижа; затем имеются фабрики в Лондоне (Спирса — British xyloid Company), Эдинбурге, Маннгейме, Лейпциге и нек. др. местах.
Для производства Ц. употребляется растворимая в смеси спирта с эфиром так назыв. коллодионная нитроклетчатка, которая может быть получаема нитрованием помощью обычных способов (см. Нитроклетчатка) тонкой непроклеенной папиросной бумаги, а также хлопка, льна и пр., надлежащим образом очищенных. К. Венсан описывает, напр., следующий практикуемый на некоторых целлулоидных заводах прием. В 170 кг кислотной смеси, составленной из 5 вес. частей обыкновенной крепкой в 66° Б. серной кислоты и 2 вес. ч. азотной в 41° Б. (уд. веса 1,4) и охлажденной до 30° Ц., погружают за один раз 2 кг мелко нарезанной бумаги или 5 кг хлопка, предварительно высушенных, и оставляют в смеси бумагу минут 12, а хлопок несколько долее. Продолжительность погружения устанавливается опытом. Операция производится в настоящее время большей частью в сосудах из толстого листового железа. По окончании процесса нитрации все содержимое сосуда выливается в центрифугу для отделения нитропродукта от избытка кислот [Отжатая центрифугованием кислотная смесь поступает в отстойник, сливается с отсевшего на дне его осадка, анализируется, приводится добавкой необходимого, по расчету данных анализа, количества азотной и серной кислоты к первоначальному составу и вновь пускается в дело. Таким образом исправленная кислотная смесь употребляется до тех пор, пока содержание в ней азотистой кислоты не достигнет 3%.)], и затем нитропродукт выбрасывается в чан с холодной водой, где остается 24 часа, после чего 2,5—3 часа мельчится и промывается в голландерах с постоянно возобновляемой водой. Полученная мезга поступает далее на отбелку. Ее разбалтывают с избытком воды в деревянном чане, выложенном изнутри глиняными плитками с мелкими отверстиями и снабженном мешалкой, и прибавляют раствора хамелеона; массу размешивают известное время, спускают затем жидкость и обрабатывают мезгу для растворения осевшей на ее волоконцах MnO 2 слабой (1%) серной кислотой; спустив кислоту и дав жидкости хорошенько стечь, переходят к отбелке мезги хлором совершенно так, как это производится в писчебумажном производстве, после чего мезга промывается как можно тщательнее и затем отжимается на центрифугах.
Смешение нитроклетчатки с камфарою и превращение их в плотную массу Ц. производится на разных заводах различно; но пропорция составных частей обыкновенно везде почти применяется одна и та же, а именно на 100 частей нитроклетчатки 50 ч. камфары. Некоторые берут последней 40 ч., другие — до 55 ч. Первоначальный способ, применявшийся бр. Патт, состоял в том, что влажную, но как можно лучше отжатую (под прессом) от избытка воды мезгу нитроклетчатки смешивали с камфарой, прибавляя тут же, смотря по надобности, и красящие вещества, и смесь многократно пропускали между валками, пока она не становилась совершенно на вид однородной, а затем подвергали сильному давлению в гидравлическом прессе при нагревании паром от 60 до 130° в течение более или менее продолжительного времени, смотря по температуре и количеству прессуемой массы; полученные при этом плитки Ц. высушивались нередко в пустоте над крепкой серной кислотой или над плавленым хлористым кальцием (Tribouillet et Besanc è le). В этом способе взаимодействие между нитроклетчаткой и камфарой с образованием из них раствороподобного соединения наступало под соединенным влиянием давления и нагревания. В настоящее время для облегчения взаимодействия между камфарой и нитроклетчаткой обыкновенно прибегают к содействию растворителей, большей частью обыкновенного винного или же древесного спирта, реже — эфира с примесью спирта (Magnus в Берлине). Практиковавшееся одно время употребление избытка растворителя (на 100 ч. высушенной при 50—60° нитроклетчатки и 50—55 ч. камфары — 200 ч. древесного спирта или спиртоэфирной смеси), при чем получалась желатинообразная, клейкая, просвечивающая масса, которая месилась и многократно вальцевалась, а затем полученные пластинки просушивались на воздухе, сильно прессовались при нагревании и, наконец, долгое время сушились, теперь, по-видимому, повсюду оставлено. Растворителя (винного или древесного спирта) теперь обыкновенно берут не более 50 ч. на 100 ч. нитроклетчатки и 50 ч. камфары и поступают, по К. Венсану, так. Нитроклетчатка, отцентрифугованная от избытка воды и содержащая до 40% ее, тщательно перемешивается с камфарой, переминается между валками и затем формуется в металлических рамках между двух кусков полотна под гидравлическим прессом в плитки толщиной в 8—10 мм и весом около 200 гр. Плитки эти вместе с полотняной оберткой перекладываются листами толстой пропускной бумаги и по несколько штук зараз отжимаются от содержащейся в них воды под гидравлическим прессом. Отжимка длится 15 минут и повторяется 12—15 раз, при чем бумага, впитывающая в себя выжимаемую прессованием воду, всякий раз заменяется свежей. После этого плитки, несколько утонившиеся и получившие плотность твердого картона, раздробляются между рифлеными бронзовыми валками на куски приблизительно одинаковой величины, которые поступают на мацерацию в спирте, продолжающуюся 12 часов; спирта берется при этом, как указано выше, 50 ч. на 100 ч. нитроклетчатки. Если готовят Ц. однородно окрашенный и прозрачный, то в спирте предварительно растворяют красящие вещества желаемых цветов. Для получения Ц. окрашенного и вместе с тем непрозрачного служат краски, нерастворимые в спирте, которые вводятся в массу в самом начале операции, одновременно с камфарой, как, напр., цинковые белила — для Ц., имитирующего слоновую кость или накрахмаленное полотно при изготовлении из Ц. воротничков и манжет. После мацерации в спирте масса в количестве 25 кг за раз вальцуется между нагретыми до 50° валками, пока не достигнет полной однородности, на что обыкновенно требуется около ½ часа. Готовая масса выходит из-под валков в форме листов около 12 мм толщиной, которые разрезаются на пластины 80 см длиной и 60 см шириной. Из этих пластин помощью сваривания их между собой формуются плиты до 20 см толщиной и весом до 100 кг. Сваривание, во время которого вместе с тем происходит и окончательное доспевание Ц., производится в сильном гидравлическом прессе при содействии давления в 300 кг на кв. см и нагревания до 80° и требует времени около 24 часов. Нагрев пресса производится с помощью циркуляции в нем пара, вместо которого по окончании операции пускается для охлаждения холодная вода. Полученные плиты разрезаются на специальных большой силы резательных машинах (Ц. режется с трудом) на листы толщиной от 0,2 до 30 мм, в виде которых Ц. поступает в сушку, причем листы эти предварительно выравниваются прессованием в течение 1 часа под давлением не менее 200 кг на кв. см между полированными стальными плитами, нагретыми до 100° циркулирующим внутри их паром. Сушка Ц. производится на деревянных решетках в хорошо вентилируемых и обогреваемых паром сушильнях при 60—65° и длится до 3 месяцев в зависимости от толщины листов. Сушкой приготовление Ц. и оканчивается. От описанного способа производства делаются, по К. Венсану, отступления в том смысле, что количество камфары уменьшается в некоторых случаях до 18—20 частей на 100 ч. нитроклетчатки с заменой ее соответственно 32 — 30 частями толуола, который прибавляется к спирту при операции мацерирования. Так приготовленный Ц. требует для своего высушивания не более 8 дней и высыхает полнее, что весьма важно для производства таких изделий, которые выделываются, как, напр., гребенки и т. п., с помощью разрезки листов Ц., при чем обнажаются внутренние части последних. В случае недостаточной сухости листов внутри такие изделия могут со временем испытывать, высыхая, весьма нежелательные деформации. Для придания Ц. необходимой для некоторых изделий мягкости, как, напр., для манжет, воротничков и т. п., в массу его прибавляют большие или меньшие количества касторового масла. На некоторых заводах, по Бекману, нитроклетчатку при переделке в Ц. предварительно напитывают под давлением спиртом, который вместе с тем вытесняет из нее и воду, а затем уже прибавляют камфару и все вместе перемешивают и разминают между валками и потом прессуют.
К сказанному в начале статьи о свойствах Ц. необходимо добавить еще следующее. Уд. вес его около 1,5 и колеблется в зависимости от примесей и степени прессования при фабрикации. Хорошие сорта его почти или даже вовсе не пахнуть камфарой. Запах ее обнаруживается ясно лишь при трении или нагревании, а также в свежем разрезе. Ц. начинает размягчаться уже при 75°, но особенно пластичным становится при 120°; при 140° начинает сильно изменяться, темнеет, теряет прозрачность, а около 150° наступает вдруг полное и быстрое разложение. При соприкосновении с огнем Ц. легко загорается и горит блестящим и коптящим пламенем, развивая запах камфары; горящий Ц. легко задуть, при чем он, однако, продолжает тлеть, распространяя копоть и камфарный запах; от соприкосновения с тлеющим углем он загораться не способен; от удара, трения и детонаторов не взрывается, равно как не дает настоящего взрыва и при внезапном сильном нагревании. Вода на Ц. не действует; хлороформ, спирт, эфир, а особенно смесь последних двух, метиловый спирт и ацетон разрушают Ц., растворяя камфару или нитроклетчатку и камфару вместе. Крепкие серная и азотная кислоты постепенно растворяют Ц. Ц., различно окрашенный минеральными и органическими красками, идет на выделку разнообразнейших предметов: гребенок, шпилек, портмоне, портсигаров, пластинок для корсетов, пуговиц и различных украшений, имитирующих слоновую кость, черепаху, рог, кораллы, янтарь, малахит и разные другие камни, рукояток для зонтиков, тростей, ножей и вилок, различных оправ и рамок, пластинок для искусственных зубов, хирургических инструментов, вместо твердого каучука — воротничков и манжет, книгопечатных валов, крышек для альбомных переплетов, детских игрушек, мячиков, небьющихся кукольных головок и кукол и пр. Большинство этих предметов выделывается с помощью простой штамповки или прессования Ц. в соответствующие формы в нагретом состоянии целиком или по частям и затем склеивания между собой отдельных частей.
Н. Н. Рубцов. Δ.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.