Хоромы
мн. разг.
Большой жилой дом (обычно со значительным числом внутренних помещений).
Хоромы
мн. разг.
Большой жилой дом (обычно со значительным числом внутренних помещений).
Хоромы
(устар.), в России большой жилой деревянный дом, часто состоявший из отдельных строений, объединенных сенями и переходами. В переносном смысле - богатый, просторный дом, квартира.
ХОРОМЫ, ом. В старину на Руси: большой жилой дом богатого владельца [первонач. вообще жилой дом]. Выстроил себе целые х. (разг. ирон.).
| прил. хоромный, ая, ое.
Хоромы
(устар.) в России большой жилой деревянный дом, часто состоявший из отдельных строений, объединенных сенями и переходами. В переносном смысле - богатый, просторный дом, квартира.
|
* * *
1. Крупный древнерусский дом с многочисленными помещениями.
2. Северное рубленое жилище в два этажа.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Хоромы
хоромы, хором, ед. нет. Жилая деревянная постройка (обл., старин.).
| Большой дом, обычно со значительным числом внутренних помещений (устар., теперь ирон., шутл.). «Богатый откупщик в хоромах пышных жил.» Крылов. «Залетела ворона в царские хоромы.» погов. «Не думай, что везде по-нашему хоромы; что там за домы: в один двоим за нужду влезть.» Крылов.
Хоромы
, ром, мн.
1. Большой жилой деревянный дом, обычно состоявший из отдельных строений, объединенных сенями и переходами.
* ► В деревне, в праздник, под окном Помещичьих хором, Народ тол пился. // Крылов. Басни //; Невысокие у него хоромы; хата на вид, как и у простых Козаков, и в ней одна светлица. // Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки // *
2. Богатый, большой дом, просторное помещение (разг.).
* ► [Кулигин:] Враждуют друг на друга, залучают в свои высокие то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. // Островский. Гроза //; Как тараканы, сползлись со всех сторон знакомые и незнакомые людишки в его [Петра Лаврецкого] обширные, теплые и неопрятные хоромы. // Тургенев. Дворянское гнездо // *
Хоромы
(стар.). — X. в старину на Руси называлось вообще более или менее обширное жилое строение, со всеми его частями ("хороминами"). Прототипом X. еще в X в. была клеть, которая, смотря по назначению, получала различные наименования. Если клеть ставилась на подклети (нижнем ярусе клети), то называлась горницей. Подклети или мшанники представляли собой кладовые, людские и т. п. Иногда несколько клетей связывались сенями и назывались двойнями, тройнями и т. д. В более богатых X. горница соединялась сенями с повалушею, которая всегда ставилась особняком от жилых X. Кроме горницы и повалуши, в состав старинных X. входили еще светлицы и сенники (холодные покои, где между прочим устраивалась брачная постель). Основное жилье (клеть) распространялось еще, смотря по надобности, прирубами, пристелами, придельцами, присеньями, задцами и т. п. В состав X. входили также и дворовые постройки: погреба с погребищами, бани с предбаньями, хлевы, амбары и проч. В Северной Руси, как более богатой лесом, очень рано замечаются X. в два яруса. Лицевая сторона многих древних X. состояла из трех самостоятельных частей: посередине находились сени, с одной стороны которых были покоевые горницы, а с другой — горницы приемные. Над сенями даже в бедных X. (приблизительно с конца XIII в.) строилась вышка, а у богатых — непременно чердак, иначе называемый теремом (с светлыми окнами на все четыре стороны). Богатые X. ставились большей частью посреди двора; переднее крыльцо выдвигалось на середину же переднего двора, занимая место между входом в X. и воротами двора. При постройке X. не соблюдалось никакого плана, никакой симметрии; по-видимому, в своеобразности частей, в их разновидности и самостоятельности и заключалась, по понятиям старинных русских зодчих, красота X. Для внешнего украшения X. с особой заботливостью возводили кровли, двускатные в простых клетях и избах, но у богатых обыкновенно в четыре ската, соединявшихся в вершине в острую верхушку пирамиды; последняя, смотря по своему облику, называлась колпаком, палаткою, скирдом и епанчею. Особенно высокие кровли ставились на теремах (назывались шатром и бочкой), на сенях и на крыльцах. Покрывались кровли обыкновенно тесом (по старинному лемехом) и полицею. Предметом украшения X. служили также окна "с резьбой". Внутри X. стены обшивались большей частью тесом, тщательно выстроганным; в брусяных X. выскабливались стенные и потолочные брусья. Это был "наряд" простой, плотничий; в позднейшее время и у более богатых существовал еще "наряд шатерный", состоявший из уборки комнат сукнами и другими тканями, а с конца XVIII в — и "шпалерами" — заграничными ткаными обоями. В этот же "наряд" входили также столярная резьба (подволоков — потолков, наличников) и стенное и подволочное письмо. Так же точно строились и украшались и великокняжеские царские дворы и дворцы, не только деревянные, но и каменные (с XVII в.), и отличавшиеся от остальных X. лишь большей обширностью и приспособленностью. См. И. Е. Забелин, "Черты самобытности в русском зодчестве" ("Древняя и новая Россия", 1878, т. I); его же, "Домашний быт русских царей"; Н. И. Костомаров, "Домашний быт великорусского народа".
В. Р—в.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.