Хирон
(греч. мифол.) — имя одной из наиболее крупных фигур греческой мифологии. Принадлежа к кентаврам (см.), X. отличался, однако, совершенно иными свойствами, нежели его собратья. В то время как последние являлись горными и лесными божествами, олицетворяя дикую природу северной Греции, X. почитался как мудрое существо, которому особенно хорошо известны целебные травы и приемы воспитания. Близость к природе в данном случае привела к созданию не грубого, злого и простоватого горного духа, родственного скандинавским троллям, а симпатичной фигуры X., в лице которого нашли свое олицетворение целительные и облагораживающие, воспитывающие силы природы. В основе этого мифологического образа лежит, по-видимому, более глубокий, более развитой взгляд на природу, что, несомненно, доказывает более позднее происхождение мифа о X., или, по крайней мере, более позднее выделение его из всей массы сказаний, связанных с именем кентавров. В связи с этим, сказания о X. можно разделить на две группы. Согласно одному циклу, его происхождение общее с прочими кентаврами. Отцом его является по этой версии Иксион, матерью — Нефеле (облако, т. е. созданное из облака подобие Геры, к которой Иксион пылал страстью). Как и все прочие кентавры, он принимает участие в битве кентавров с греческими героями, которая рассматривалась как олицетворение победы греческой культуры над варварством. Таким образом, мудрый X. отчасти служил символом варварства. К этому же циклу относится и оказание о ране, нанесенной X. Гераклом и послужившей причиной смерти мудреца. Другой цикл мифов проникнут тенденцией выделить X. из грубой толпы кентавров и уничтожить даже тень родства между последними и фессалийским целителем. Родителями X. в данном случае являются сам Кронос, во образе коня вступивший в связь с женщиной, и Филира. По другой версии, отец Х. — Посейдон. Имя X. связывается с величайшими героями древней Греции: он выступает в роди воспитателя Ахилла, Асклепия, Аполлона, Язона, Патрокла, Пелея, врачей Подалирия и Махаона, прорицателя Тиресия, Ипполита. В качестве воспитателя Асклепия, Подалирия и Махаона, он является родоначальником медицины; в Фессалии довольно долго существовал род, в котором врачевание было наследственным искусством и который считал X. своим эпонимом-родоначальником. Ему приписывалось открытие различных целебных корней и трав, которые по его имени получили свое название у древних натуралистов (Bryonia alba, Ferula opoponax). Смерть X., в первом цикле связанная с его происхождением как кентавра, изменяется соответственно общему облику его. По одной версии, он погибает жертвой своей любознательности, желая испытать на себе действие яда (желчь лернейской гидры), которым были пропитаны стрелы Геракла. По другой, менее осмысленной, он отдает жизнь за Прометея, который будто бы мог сохранить свое бессмертие только если кто-либо из других бессмертных согласится, за него умереть. И в том, и в другом случае смерть X. была геройская, и боги вознаградили его за нее тем, что поместили на небо в качестве созвездия (Sagittarius, стрелок). Более благородный, чем все остальные кентавры, X. и в изображениях своих должен был отличаться от общего типа. И действительно, на некоторых вазах (напр. Луврская ваза) он изображается с человечьими передними ногами, так что спереди он не отличается от человека. В качестве полубога X. имел свой культ, который в упомянутом выше роде врачей был семейным, а в целом ряде местностей Фессалии, Аркадии, Лаконии и друг. (в последних двух — позднего происхождения) носил общенародный характер. Следами его остались довольно многочисленные географические названия в местностях, так или иначе связанных с именем его самого или его сына Кариста. Этимология его имени показывает связь со словом κείρ — рука, чем, очевидно, подчеркивается ловкость, умелость мудрого кентавра.
Ср. Mannhardt, "Antike Wald- und Feldkulte"; Usener, "Griechische G ö tternamen"; Welcker, "Kleine Schriften" (т. III. стр. 1); Preller, "Griehische Mythologie" (т. II, 9 — 16).