ФЭКС
ФЭКС (Фабрика эксцентрического актёра), творч. мастерская, орг. в 1921 в Петрограде реж. Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом. Первоначально - театр. молодёжная группа, в к-рую входили также Г. Крыжицкий, С. А. Мартинсон, З. Тарховская, Ф. Ф. Кнорре и др. Занятия мастерством актёра, ориентированные на поиски яркой пластич. выразительности, сочетались с постановкой спектаклей: "Женитьба" (по Н. В. Гоголю, 1922), агитобозрение "Внешторг на Эйфелевой башне" (1923). Эстетич. программа ФЭКС была близка идеям и практике "левого фронта", находясь в прямой связи с послеокт. исканиями Вс. Э. Мейерхольда и В. В. Маяковского. В манифесте "Эксцентризм" (1922, статьи Козинцева, Крыжицкого, Трауберга, С. И. Юткевича) эта программа конкретизировалась в лозунгах агиттеат-ра, "низких" жанров (цирк, мюзик-холл, кино, пантомима, эстрада), "сцепки трюков" как принципа сценич. действия, перекликающегося с одновременно выдвинутой С. М. Эйзенштейном теорией "монтажа аттракционов". В 1924 Козинцев и Трауберг вместе с неск. учениками ФЭКС перешли на к/ф-ку "Севзапкино" (ныне "Ленфильм"), где пост, "эксцентрич. агиткомедию-шарж" "Похождения Октябрины". Далее ФЭКС работала как мастерская внутри ленингр. к/ст, по-прежнему соединяя уч. занятия со съёмкой картин. Мастерская пополнилась талантливой молодёжью, образовавшей высокопроф. коллектив: С. А. Герасимов, Е. А. Кузьмина, С. З. Магарилл, Я. Б. Жеймо, A. А. Косточкин, А. Я. Каплер, О. П. Жаков, П. С. Соболевский и др. Освободившись от юношеских крайностей ранней платформы "эксцентризма", они активно разрабатывали язык киноиск-ва, искали выразит, пластику немого экрана, смело осваивая как материал сов. современности (ф. "Чёртово колесо" по B. А. Каверину, 1926, сц. А. И. Пиотровский, "Братишка", 1927), так и лит. классику ("Шинель" по Гоголю, 1926, сц. Ю. Н. Тынянов). Историч. тема воплотилась в ф. "С. В. Д." (1927, сц. Ю. Г. Оксман, Тынянов) и "Новый Вавилон" (1929). С группой постоянно работали оп. А. Н. Москвин и худ. Е. Е. Еней, добиваясь стилевой цельности ф., высокой изобразит, культуры, сочетающей психологич. убедительность портрета с обобщённой социальной характеристикой. Школа ФЭКС внесла значит. вклад в формирование актёрского иск-ва сов. кино, воспитала известных кинематографистов, каждый из к-рых продолжал свой путь в звук. кино. Как самостоятельная мастерская ФЭКС существовала до 1926.
◘ Шкловский В., О рождении и жизни "факсов", в его кн.: За сорок лет, (М., 1965); Недоброво В., ФЭКС, Г. Козинцев, Л. Трауберг, М.- Л., 1928; Добин Е., Козинцев и Трауберг, Л.- М., 1963; Фэксы, в кн.: История сов. кино, т. 1, 1917 - 1931, М., 1969; Козпнцев Г., Глубокий экран, М., 1971. Н. М. Зоркая.