Фробениус
(Frobenius) Лео (1873 - 1938), немецкий этнограф, исследователь народов Африки. Автор теории культуры как особого социального организма.
Фробениус
(Frobenius) Лео (1873 - 1938), немецкий этнограф, исследователь народов Африки. Автор теории культуры как особого социального организма.
Фробениус
(Фердинанд Георг) — немецкий математик. Родился в 1849 г. в Берлине. Учился в берлинском университете, от которого получил степень доктора философии за сочинение "De functionum analyticarum unius variab. per series infin. repraesentatione" (Б., 1870). С 1874 г. Ф. был профессором в берлинском университете, а в 1875 г. перешел в цюрихский политехникум профессором математики. Из многочисленных мемуаров и статей Ф. по чистой математике следует назвать: "Entwickl. analyt. Funct. in Reihen" (Crelle's "Journal f ür die reine und angewandte Mathematik", LXXIII, 1871); "Algebr. Auflö sbarkeit d. Gleich. mit rat. Funct. e. Variablen, als. Coeffic." (там же, LXXIV, 1872); "Integr. d. lin. Diff.-Gleich. durch. Reihen" (там же, LXXVI, 1873); "Irreductibil. in d. Theorie d. lin. Diff.-Gleich." (там же); "Determinante mehrerer Funct. e. Variablen" (LXXVII, 1874); "Geometr. Anwend. d. Determin.-Theorie" (LXXIX, 1875); "Algebr. integirbare lin. Diff.-Gleich" (там же, LXXX, 1875); "Pfaff'sches Problem" (там же, LXXXII, 1877); "Lineare Substitut. und bilin. Formen" (там же, LXXXIV, 1878); "Adjungirte lin. Different.-Ausdr ü cke" (там же, LXXXV, 1878); "Homog. tot. Differential-Gleich." (там же, LXXXVI, 1879); "Schiefe Invariante e. bilin. oder quadrat. Form" (там же); "Gruppen von vertauschbaren Elementen" (со Штикельбергером, там же); "Addition und Multiplic. d. ellipt. Funct." (со Штикельбергером, там же, LXXXVIII, 1880); "Relationen zwischen d. N äherungsbrü chen von Potenzreihen" (там же, XC, 1881); "Differentiation d. ellipt. Funct. nach d. Perioden und Invarianten" (со Штикельбергером, там же, XCII, 1882); "Principale Transform, d. θ.-Funct. mehrerer Variablen" (там же, XCV, 1883). Из сочинений Φ., вышедших отдельно или в виде отдельных оттисков из журналов, можно назвать: "Ueber d. Grundlagen d. Theorie d. Jacobischen Functionen" (2 ч., Б., 1883—84); "Ueber d. Beziehungen zwischen d. 28 Doppeltangenten e. ebenen Curve IV О." (там же, 1885); "Ueber d. Congruenz nach einem aus zwei endl. Gruppen gebild. Doppelmodul" (там же, 1886); "Ueber d. Jacobis c hen Соvarianten d. Systeme v. Ber ü hrungskegelschnitten e. Curve 4-ter Ordn." (там же, 1887); "Ueber d. Jacobischen Functionen dreier Variabeln" (Цюрих, 1889); "Theorie der biquadr. Formen" (Б., 1890); "Ueber aufl ö sbare Gruppen" (там же, 1895); "Ueber d. Tragheitsgesetz d. quadrat. Formen" (там же, 1894); "Ueber endliche Gruppen" (там же, 1895); "Ueber d. cogredienten Transformat. d. bilin. Formen" (там же, 1896); "Ueber Beziehungen zwischen d. Primidealen e. algebr. K örpers u. den Substitutionen s. Gruppe" (там же, 1896); "Ueber d. Primfactoren d. Gruppendeterminante" (там же, 1896).
В. В. Бобынин.
Фробениус
Лео Фробéниус (Frobenius) (1873-1938)
☼ нем. этнограф, африканист. Работая научно-техн. работником Бремен. музея, заинтересовался культурами народов Африки, неск. лет изучал их по музейным коллекциям и лит-ре; издал кн. "Происхождение афр. культур" (1898), сразу поставившую его в ряд крупнейших африканистов. В 1904 ему удалось, собрав средства, совершить свою первую экспедицию в Африку (в бассейн р. Касаи и Нижнего Конго). За ней последовало 11 экспедиций большого масштаба, в ходе к-рых был собран огромный материал по археологии, культуре и истории народов Африки. С 1925 Ф. обосновался во Франкфурте-на-Майне; создал там Исследоват. ин-т по морфологии культуры (в 1946 переименован в Ин-т Фробениуса). Ф. — талантливый организатор науки, поднявший африканистику на новую, более высокую ступень развития.
Уже в "Происхождении афр. культур" Ф. впервые в этногр. практике ввел в широком масштабе и строго систематически метод картографирования явлений культуры. Серия карт, приложенная к книге, до сих пор представляет несомненную научную ценность. Ф. в этой работе предпринял попытку выявить в пределах Африки культурные провинции ("круги"), каждая из к-рых характеризовалась наличием ряда признаков, гл. обр. из сферы материальной культуры. Наряду с Ратцелем (см. Ратцель) Ф. был основоположником концепции культурных кругов (см. Культурных кругов теория), к-рая в дальнейшем была подхвачена Ф. Гребнером, Б. Анкерманом и получила широкое распространение. Но в отличие от последних Ф. понимал культурный круг не как простой набор явлений культуры, а как целостный комплекс. Выделив "зап.-афр. культурный круг", Ф. обратил внимание на поразит. сходство многих его черт с культурой Новой Гвинеи и др. областей Меланезии. Приписывая этой культуре происхождение из Юго-Вост. Азии, он назвал ее "малайско-нигритской". По Ф., в Африке было еще две "азиат." культуры: более ранняя "индийская", оказавшая большое влияние на Сев. и Сев.-Вост. Африку, и более поздняя "семитическая", в какой-то степени сказавшаяся на Сев. Африке. Под всеми этими "чужеземными" культурами скрывалась сохранившаяся лишь в обломках древнейшая "нигритская" культура, общая с культурой Австралии и самыми древними слоями океанийских культур. Из смешения этой культуры с "малайско-нигритской" и "азиатской" родилась принципиально новая, специфичная только для данного континента "афр. культура".
Т. о., Ф. создал новый, противостоящий Эволюционизму, подход к этногр. материалу, к-рый получил название Диффузионизма. Согласно этому взгляду, вся история человечества сводилась к явлениям контакта, столкновения, заимствования, переноса культур. Новые культуры возникают в рез-те соприкосновения, взаимодействия и смешения культур, а не их эволюции.
Развивая идею целостности культур, Ф. пришел к выводу, что каждая из них представляет собой особое органич. существо. "Я утверждаю, — писал он, — что каждая культура развивается как живые организмы, она, следовательно, переживает рождение, детство, зрелый возраст и старость и, наконец, умирает". Понятие об-ва в концепции Ф. отсутствует. Поэтому культура никак не может выступать у него как продукт об-ва, она не создается ни людьми, ни народами. Не культура — продукт людей, а, скорее, наоборот, люди суть продукты культуры. "Весь процесс развития культуры проявляется в своей истинной независимости от человека... Культура растет сама по себе, без человека, без народа". Люди — всего лишь носители, точнее, носильщики культур, не более. У Ф. нет какой-либо опр. концепции всемирной истории, базирующейся на понятии локальной культуры. Но несомненно влияние изложенных выше взглядов Ф. на истор. построения Шпенглера.
Развивая свою "морфологию культуры", Ф. выделяет в ней "анатомию культуры" и "физиологию культуры", наделяет культуры полом, а затем и особого рода душой, к-рую он именует "пайдеума". Применение этих новых концептуальных построений к анализу конкр. культур, прежде всего Африки, ведет к тому, что его схемы все больше расходятся с действительностью. В Африке он выделяет "теллурич." и "хтонич." культуры: первая как бы стремится вверх, а второй присуще стремление зарыться в землю и т. п.
Работам Ф. присущи явные противоречия. Хотя его концепция исключала признание стадий развития, единых для всего человечества, он то и дело пытается создать общую периодизацию мировой истории. Согласно одной из них, в истории человечества выделяются четыре стадии: детство, для к-рого характерны демонология и мифол. культуры; юность — эпоха возникновения великих религий (зороастризма, буддизма и т. п.); зрелость — время возникновения философии, разрушившей гармонию между человеком и миром; старость — эпоха науки и техники, время материализма индустриальных об-в.
В кн. "Власть судьбы" Ф. развивает идеи, созвучные с нацистскими. Во втором издании книги (1938) он приветствует "нем. революцию" (т. е. гитлеровский переворот), положившую начало "обновлению" Германии.
Соч.: Der Ursprung der Kultur. Bd. 1; Der Ursprung der afrikanischen Kulturen. В., 1898; Das Zeitalterdes Sonnengottes. B. 1904; Und Afrika spracht. Bd. 1-3. В.,1912-13; Paideuma. Munch., 1921; Das unbekannte Afrika. Munch., 1923; Das sterbende Afrika. Munch., 1923; Eriebte Erdteile.Bd. 1-7. Fr./M., 1925-29; Kultuigeschichte Afrikas. Z., 1933: Schicksalskunde. Weimar, 1938.
Лит.: Leo Frobenius. Lpz., 1933; Jahn J. Leo Frobenius: the Demonic Child. Auctin, 1973; Хаберланд Э. Лео Фробениус, постигший дух Африки // Курьер ЮНЕСКО. 1973. № 10; Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978; Бюттнер Т. Лео Фробениус — исследователь Африки: достижения и заблуждения // Изучение истории Африки. Проблемы и достижения. М., 1985.
Ю. И. Семенов.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.