Фрейлиграт
(Фердинанд Freiligrath, 1810—1876) — немецкий поэт, выдающийся представитель революционной поэзии 1848 г.; родом из зажиточной бюргерской семьи, предназначался родителями к купеческому званию, служил клерком в банкирской конторе. Его выдающийся талант рано обратил на себя внимание Граббе и Шамиссо. В 1833 г. появился первый сборник его стихотворений, сразу составивший ему громкое имя и вызвавший общие симпатии к молодому поэту, который к тому же выделялся необыкновенной, интересной наружностью и обаянием своей восторженной натуры. В 1838 г. появился второй сборник стихотворений, и с этих пор Ф. имел возможность отказаться от ненавистной ему коммерческой карьеры, поселился в Дармштадте и всецело отдался поэтическому творчеству. В этот первый период своего творчества Ф. был чистым романтиком. Он сильно увлекался Виктором Гюго, в особенности его "Orientales", и стал одним из самых видных представителей экзотизма в немецкой романтической поэзии. Самые знаменитые, имевшие огромный успех стихотворения и поэмы Ф. в этом роде: "L öwenritt", "Mohrenfü rst", "Der Blumen Rache", "Prinz Eugen, der edle Ritter" и др. В них сказывается характерное для романтика стремление бежать от действительности в мир фантазии, упиваться красками экзотической природы, выдумывать яркий, сказочный Восток, ничего общего с действительным не имеющий. Характерные черты экзотической лирики Ф. заключаются в пестроте красок, в искании всякого рода контрастов, как внешних, так и внутренних (бедуину показывают в пустыне газету, или среди пирушки в военном лагере раздаются звуки церковного хорала). Больше всего Ф. любит контрасты красок (на черной руке мавра блестит золотое запястье и т. п.), во всем видно стремление к антитезам и к яркости фантастических красок и бушующих страстей ко всему, что заставляет забыть о серости жизни. Пальмы и львы постоянные аксессуары поэзии Ф. этого периода; такое прославление Востока потеряло свое обаяние с падением романтизма (уже Гейне ядовито вышутил "M ohrenfü rst'a" Ф.) и теперь возбуждает только улыбку своей фальшивостью и наивностью; но оно именно и создало в свое время огромный успех Ф. Наряду с экзотическими стихотворениями Ф. обнаруживал истинный лирический талант в задушевных стихотворениях, как, например, в знаменитом "O lieb so lang', du lieben kannst". В 40-х гг. с "певцом пальм и львов" произошла резкая перемена: его охватило революционное настроение тогдашней Германии, и он стал одним из лучших певцов революции. Еще в 1842 г. он стал получать (об этом хлопотал Александр фон Гумбольд) пенсию от прусского короля, будучи противником всякой партийности; стихотворение "Aus Spanien" (1841) заканчивается знаменитым стихом "Der Dichter steht auf einer h ö hern Warte, als auf den Zinnen der Partei". Но через два года он отказался от пенсии и всецело примкнул к демократической партии. Он поселился на время в Швейцарии, а потом в Лондоне, где поступил на коммерческую службу. Когда началась революция 1848 г., он вернулся в Германию и приветствовал революцию стихотворениями: "Die Revolution" и "Februar Kl ä nge". За стихотворение "Die Todten an die Lebenden" он был привлечен к суду, но был оправдан присяжными (см. "Stenogr. Bericht des Prozesses gegen den Dichter F. Freiligrat", Дюссельдорф, 1848). Затем он был соредактором издаваемой Карлом Марксом в Кельне "Neue Rheinische Zeitung". Не будучи оратором, Ф., как литератор, играл видную роль в революционном движении, сплачивая вокруг себя оппозиционные элементы. В 1851 г. он бежал от новых политических преследований в Лондон, где жил до 1868 г. Потеряв службу, Ф. должен был вернуться в Германию, где его друзья устроили в пользу его национальную подписку, давшую Ф. возможность дожить безбедно до конца жизни. Лучшие произведения революционного периода его деятельности собраны в сборниках: "Glaubensbekenntniss" (1844), " Ç a ira" (1846), "Neuere politische und sociale Gedichte" и др. В стихотворениях этого периода много тенденциозности и односторонности, но в лучших из них, как, например, в "Die Todten an die Lebenden" и "Berlin" звучит глубокий пафос и могучее негодование, возвышающее их над всей поэзией той поры, не исключая стихов Гервега. Революционная поэзия Ф. уже тем выше чисто романтической первого периода, что она утратила свою беспочвенность и сентиментальность, что певец выдуманного Востока стал поэтом действительности, борцом за справедливость, сохранив пламенность и яркость поэтического темперамента. Стихотворения Ф. последнего послереволюционного периода ниже прежних. В 70-м г., заразившись шовинистскими настроениями тогдашней Германии, он написал популярные песни: "Hurrah Germania" и "Trompete von Vionville" — очень искренние и мощные. Ф. большой мастер стиха; это сказывается как в его оригинальных произведениях, так и в многочисленных прекрасных переводах. Он перевел "Odes" и "Chants du Cr é puscule" Виктора Гюго, стихотворения Бернса, "Песнь о Гайавате" Лонгфелло, издал английскую антологию "The Rose, Thistle a. Shamrock". Кроме того, Ф. издал вместе с Зимроком и Матцератом "Rheinisches Jahrbuch f ür Kunst und Poe sie" (Кельн, 1840 и 1841), с Шюкингом: "Das malerische und romantische Westfalen" (Бармен, 1840—42). Полное собрание произведений Ф. вышло в Нью-Йорке (1858) и в Штутгарте (1870; 6 изд., 1898). После смерти Ф. вышло: "Nachgelassenes von Ferdinand F." ("Ma z eppa", "Der Eggerstein", Штутгарт, 1883).
З. Венгерова.
Жена его, Ида Ф., переводила на немецкий язык английских поэтов. Старшая дочь, Кате Ф., переводила стихотворения отца на английский.
См. о Ф. B. Auerbach, "Rede auf F." (Дармштадт, 1867); Kippenberg, "F. F." (1868); R. Richter, "F. als Uebersetzer (1899); Schmidt-Weissenfels, "F., eine Biographie" (Штутгарт, 1876); Buchner, "F. F. ein Dichterleben in Briefen" (Лар, 1881; см. "Вестник Европы", 1882, 12); Gisberte Freiligrath, "Erinnerungen an F. F." (Минден, 1889). На русский язык Ф. переводили А. Плещеев, М. Михайлов, А. Михайлов (Шеллер), Д. Михаловский, Ф. Миллер и др., в общем мало (преимущественно стихотворения первого периода). Избранные стихотворения см. в "Немецких поэтах" Н. Гербеля (СПб., 1877).