Фокида
(Φωκίς, Phocis) — в древности область в Средней Греции, граничившая на западе с Доридой и Озольской (западной) Локридой, на юге с Коринфским заливом, на востоке с Беотией и Опунтской Локридой, на севере с Эпикнемидскою Локридой. В древнейшую пору греческой истории Ф. занимала большую территорию, доходя до Фермопил. Благодаря расположению гор страна распадалась на две части: северная, орошаемая рекой Кефиссом и его притоком Кахалом, замыкалась горами Парнасом (на юге), Каллидромом и Кнемидой (на севере) и Филобойотом (предгорье Парнаса на юго-востоке) и отличалась сравнительным плодородием; южная, с горами Парнасом (главная вершина Ликорея, 2460 метр.) и Кирфисом (1270 м), простиралась до Коринфского залива и представляла собой дикую горную страну, орошаемую реками Гераклеем и Плейстом с Кастальским источником. Вообще вся область отличается диким, горным характером; большую часть ее составляют скалы; встречаются также и пастбищные участки. В древности большая площадь была занята лесами; едва 1/4 всей поверхности страны обрабатывалась под нивы. Жители Ф., фокейцы, принадлежали по диалекту к северо-западной группе греческих племен и были родственны пелопоннесским дорянам, этолянам и локрянам: это дает возможность предположить, что Ф. была заселена группой переселявшихся с севера, из Фессалии, племен, из которых часть остановилась в Средней Греции (области Дорида, Фокида, Этолия, Локрида), часть направилась в Пелопоннес. Предание упоминает также о вторжении в страну фракийских племен — флегийцев, абантов и гиантов. В политическом отношении Ф., подобно другим нецентрализованным греческим государствам, представляло собою племенной союз (22-х городов); во главе каждого города стоял архонт, во главе союза — стратег, получавший во время войны неограниченные полномочия. Союзный Фокейский совет заседал близ г. Давлиды в Φωκικόν; он постановлял окончательные решения в общих делах союза, решал вопросы о войне и мире, избирал союзных сановников. Камни с постановлениями союза выставлялись в святилище Афины Кранеи в Элатее и на площади этого города. Исполнение постановлений союза было возложено (по крайней мере с III века до Р. Х.) на трех ежегодно избиравшихся фокархов, которые заведовали, между прочим, производством платежей из союзной кассы. — История Ф. связана главным образом с историей Пилейско-дельфийской амфиктионии, к которой издавна принадлежали фокейцы, боровшиеся первоначально из-за гегемонии с фессалийцами. Фокейцам приходилось также вести борьбу с дельфийцами, которые смотрели на управление дельфийским храмом Аполлона как на свое исключительное право. При содействии лакедемонян дельфийцы отделились от союза, образовав автономную общину, и получили святилище в свое исключительное заведование. Фокейцы, однако, несколько раз возобновляли свои притязания на дельфийское святилище: отдельные акты этой долгой борьбы известны в греческой истории под именем священных войн (см.). Вскоре после 280 г. фокейцы примкнули к Этолийскому союзу, но Фокейский союз тем не менее продолжал свое существование до 146 г., когда с образованием новых римских провинций, Македонии и Ахайи, все греческие конфедерации были уничтожены. Через некоторое время, впрочем, союз с согласия римлян был восстановлен. Из городов Ф. наиболее известны Лилея, Тифорея, Дельфы, Крисса, Антикира, Трахин, Панопей, Давлида, Элатея. Ср. Bursian, "Geographie von Griechenland" (Лпц., 1862); Busolt, "Die Griechischen Staats- und Rechsaltertü mer" (Мюнхен, 1892 = IV т., 1 отд. 1 полов. "Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft" Iw. M ü ller'a, стр. 79 и след.; русский перев. — "Очерк государственных и правовых греческих древностей", Харьков, 1895, § 266).