Филостраты
Старший (кон. 2 в.) и его внук Филострат Младший (2-я пол. 3 в.), древнегреческие писатели, жившие в Риме. Каждый из них написал книгу "Картины" с описанием произведений эллинистического и древнеримского искусства.
Филостраты
Старший (кон. 2 в.) и его внук Филострат Младший (2-я пол. 3 в.), древнегреческие писатели, жившие в Риме. Каждый из них написал книгу "Картины" с описанием произведений эллинистического и древнеримского искусства.
Филостраты
неск. гр. писателей II - III вв. с о-ва Лемнос, связанных со 2-й софистикой. При этом не удается точно установить ни сколько их (3 или 4), ни кем из них что написано, в силу того, что писательская манера, вкусы, стиль и интонации соч., дошедших под именем Ф., обладают удивительным единством. Наиб, известен Флавий Ф. (ок. 170 - 244/249), к-рый в кач-ве софиста выступал во мн. городах Греции, в т. ч. в Афинах. В нач. III в. переехал в Рим, где он стал близок к имп. двору. Самым знаменитым соч. Ф. явл. «Жизнь Аполлония Тианского» в 8 кн., написанная по поручению жены имп. Септимия Севера (193 - 211) Юлии Домны. Жанровая принадлежность этого соч. не бесспорна. Иногда его характеризуют как аретологическое, т. е. «житие» полулегендарного мудреца-проповедника I в. н. э. Аполлония, извест. представителя неопифагорейского учения, снискавшего расположение современников своим неуклонным следованием заповедям древ, пифагорейцев. Чаще это соч. называют филос. романом, к-рый полон чудес и фантаст, приключений, но в то же время включает мн. интересных, в духе 2-й софистики, и ценных сведений. Ф. принадлежит диалог «О героях», выявляющий блестящую лит. и мифолог, эрудицию автора. По-вид., в кон. жизни Ф. написал «Жизнеописание софистов», где собрал биографии гл. софистов от V до II в., по к-рым достаточно полно воссоздается история софистики. Сб. написан в форме непринужденного рассказа, к-рый, одн., следует сложившейся схеме жанра. Под именем Флавия Ф. сохран. большое кол-во писем, в осн. любовного содержания, в к-рых прослеживаются мотивы, характерные для гр. романа и александрийско-рим. элегии. Флавию Ф. либо его племяннику, тоже Флавию (род. ок. 191), принадлежат «Картины» - описание 65 картин, хранившихся в доме одного неаполитанского собирателя живописи. Изложение достаточно подробное, отмечаются даже мелкие детали, но рассказ не скучен, а строится весьма разнообразно. Бол. внимание уделяется композиции и световым эффектам. Интерес автора сосредоточен не на произвел, классич. прошлого, а на работах эпохи эллинизма. Продолжение «Картин» создал Ф. Младший (2-я пол. III в.). Для него гл. в изображении явл. лицо как выражение духов, жизни человека.
Соч.: Жизнь Аполлония Тианского. М., 1985
Я.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Филостраты
(Φιλόστρατοι, Philostrati) — с именем Ф. известны четыре представителя новой софистики, из которых первый, Ф. Лемнийский, живший в Риме при Флавиях, был учителем риторики и написал дошедший до нас среди произведений Лукиана диалог "Нерон"; о других его произведениях, которые перечислял Свида, нам ничего не известно. К началу III в. по Р. Х. относится литературная деятельность риторов-софистов Флавия Ф. Афинского и Ф. Лемнийского, из которых второй приходился племянником первому. Наконец, последний из Ф., известный под именем Ф. Младшего, приходился внуком (по матери) Ф. Лемнийскому и жил во второй половине IIΙ века по Р. Х. Ф. Афинский — автор дошедших до нас прозаических произведений: "Жизнь Аполлония Тианского", "Биографии софистов", "О гимнастике" и сборника "Писем". Религиозно-философский роман "Жизнь Аполлония Тианского" в 8 книгах написан по желанию жены императора Септимия Севера Юлии Домны (ум. в 217 г.); цель произведения — доказать, что знаменитый чудотворец язычества, неопифагореец Аполлоний (см.), живший в 1 в. по Р. Х., был не магом и волшебником, а выдающимся подвижником, проповедником, одаренным свыше провидцем, чудотворцем и истинным мудрецом. По рассказу Ф., Аполлоний ознакомился в Вавилоне с мудростью халдейских волхвов, в Индии — с мудростью браминов. Описание Индии представляет собой образчик утопий, которыми столь богата греческая литература. По возвращении в Ионию Аполлоний начинает деятельность проповедника и учителя; к нему являются для исцеления больные, города обращаются к нему за советами в делах гражданской и религиозной жизни. С таким же восторгом принимают его как в Элладе, так и в Риме. Позже Аполлоний предпринимает путешествие к Геркулесовым столбам и в Испании вступает в сношения с противниками Нерона; оттуда он отправляется в Египет, и в Александрии он встречается и беседует с дружественно расположенным к нему Веспасианом. Из Александрии Аполлоний отправляется к гимнософистам в Эфиопию, затем посещает Финикию и Киликию, повсюду совершая чудеса, учась и поучая. Своими советами он оказывает поддержку Титу. При Домициане Аполлоний вооружается против тирании императора и по требованию его бесстрашно прибывает в Рим. Заключенный в темницу, он подвергается истязаниям, но на суде в убедительной речи доказывает свою невиновность, после чего чудесно исчезает из судилища и поселяется в храме Зевса Олимпийского. Теперь слава Аполлония достигает апогея; около него образуется значительный круг последователей, особенно когда он вынес из Трофониевой пещеры в Лебадии книгу пифагорейской философии, которая должна была служить ответом на предложенный им Трофонию вопрос о лучшей и совершеннейшей философии. После двухлетнего пребывания в Греции Аполлоний переселяется в Ионию. В Ефесе он возвещает об убийстве Домициана, которое чудесно прозревает. Когда вступил на престол Нерва, Аполлоний посылает к нему друга своего Дамиса, а сам, предчувствуя близкую кончину, остается в Ионии, где вскоре и умирает чудесной смертью. В Аполлонии Ф. изобразил мудреца, стремящегося не только к религиозному, но и к философскому знанию; это философ в самом широком значении слова, софист императорского периода, обнимающий всю ширь современной ему науки, компетентный судья во всех вопросах жизни и знания и вместе с тем аскет, мистик-неопифагореец. Идеализация Аполлония сделала из него живой образ, которым язычество воспользовалось в борьбе с христианством: так, в конце III в. по Р. Х. вифинский наместник Перокл в своем сочинении "Филалет" противопоставил Аполлония Христу, возвышая первого над вторым и упрекая христиан в легкомыслии за то, что они признали богом Иисуса, совершившего немногие чудеса, тогда как язычника Аполлония, сделавшего несравненно более, признают не богом, а только богоугодным мужем. В сочинении "Биографии софистов" в 2 книгах Ф. дает очерк развития софистики с V в. до Р. Х. до своего времени. В первой книге он характеризует прежде всего софистов, если не по названию, то по духу — Евдокса Книдского, Леонта Византийского, Карнеада, Диона Прузского, Аполлония, Евфрата, Фаворина; затем он переходит к обзору собственно древней софистики в лице ее главных представителей — Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Пола, Фрасимаха, Антифонта, Крития и Исократа — и, наконец, выводит ряд представителей второй софистики — Эсхина, Никета, Исея, Скопелиана, Дионисия Милетского, Лоллиана, Марка Византийского, Поламона, Секунда, за которыми во второй книге следует Герод Аттик с многочисленными современными Ф. софистами. Не отличаясь ни систематичностью изложения, ни стремлением дать какую-либо историческую перспективу, сочинение это представляет собой хаотическую массу материала о софистах, который нельзя назвать ни биографическим, ни критическим. Это скорее ряд портретов, которые Ф. набрасывал, пользуясь сборниками писем, преданиями школы, речами и личными воспоминаниями; в этом смысле материал "Биографий" представляется весьма ценным, хотя портреты софистов расплывчаты, характеристики страдают гиперболичностью, стиль отличается напыщенностью и в общем произведение представляется поверхностным и малосодержательным. Трактат "О гимнастике", приписываемый некоторыми третьему Ф., имеет целью пробудить интерес к гимнастическим упражнениям как к средству для борьбы с изнеженностью; автор сообщает интересные сведения из истории олимпийских игр и о различных родах гимнастики. "Письма" (числом 73), большинство которых состоит из нескольких строк, представляют собой, за исключением последних 9, школьные упражнения на эротические темы, разработанные в эпистолярной форме; особенно интересно 73-е письмо, обращенное к императрице Юлии, в котором автор защищает софистов против нападок некоего Плутарха. К письмам приложены два кратких рассуждения (διαλέξεις), из которых одно трактует об эпистолярном стиле, другое — о взаимоотношениях природы и закона; оба отрывка, вероятно, представляют собой остаток от сборника Διαλέξεις, о котором упоминает при обзоре сочинений Ф. Свида. Ф. Лемнийскому принадлежат дошедшие до нас диалог "О героях" (Ήρωϊκός) и описание 64 "картин" (Είκόνες). В первом произведении, относящемся к эпохе правления Александра Севера, приводится разговор между суеверным виноградарем и финикийским купцом о Протезилае и других героях Троянской войны, причем виноградарь сообщает сведения об упомянутых героях якобы со слов самого Протезилая, могила которого находится близ его жилища и который его нередко навещает и с ним беседует о прошлом. В сборнике "Картины" автор описывает виденные им в одном неаполитанском портике картины и объясняет их сюжет и композицию, для того чтобы читатели его труда учились правильно судить о живописи и правильно выражать свои мысли. Сочинение представляет собой не столько ряд критических очерков о живописи, сколько серию красивых, живых, изящных описаний в духе новой софистики. Сборник пользовался значительным успехом и вызвал ряд подражаний. Одно из них принадлежит Ф. Младшему, от которого до нашего времени сохранился сборник с описанием 17 είκόνες "Картины" Ф. младшего описаны в стиле его преемника, но с меньшей образностью, изяществом и тонкостью. Об Аполлонии Тианском см. М. И. Каринский, "Аполлоний Тианский" ("Ж. М. Н. Пр.", ч. CLXXXVIII, СПб., 1876, стр. 30—98); Ueberweg-Heinze, "Grundriss der Geschichte der Philosophie des Altertums" (Б., 1894, 1 т., в 8 изд., стр. 324 и 3 26). О Ф. вообще (издания, литература вопроса и проч.) см. Christ, "Geschichte der griechischen Litteratur bis auf die Zeit Justinians" (Мюнхен, 1898 = VII т. "Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft" Jw. M ü ller'a, стр. 723 и след.); М. Croiset, "Hi stoire de la litté rature grecque" (П., 1899, V т., стр. 761 и след.).
Н. О.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.