Филарет
«Добролюб» (греч.).
14 (1) декабря – праведный Филарет Милостивый.
Филарет
«Добролюб» (греч.).
14 (1) декабря – праведный Филарет Милостивый.
Филарет
ФИЛАРЕТ
(в миру Василий Михайлович Дроздов)
(26.12.1782(6.01.1783), Коломна - 19.11 (1.12). 1867, Москва)
митрополит Московский (1826), первый доктор богословия в России (1814). Учился в Коломенской и Троицкой семинариях, стал любимым воспитанником митрополита Московского Платона (Левшина). С 1808 г. - монах, с 1809 г. - проф. философских наук в Петербургской духовной академии, с 1812 г. по 1819 г. - ее ректор. В 1819 г. назначен архиепископом тверским, в 1820 г. переведен на ярославскую кафедру. С 1821 г. и до самой смерти Ф. - на московской кафедре (с 1826 г. - в сане митрополита). Период пребывания в столице (1809–1821) оказался самым плодотворным в творческой жизни будущего иерарха. Его "Пространный христианский катехизис" свидетельствует о "сердечном", т. е. анагогическом (см. Анагогия), понимании христианства с ориентацией на сильную и самостоятельную мысль, устремленную "в тайны Креста Христова, в тайны действия Св. Духа в душах облагодатствованных". В XIX в. Ф. оказался первым среди тех, для кого православная философия, основанная на церковном духовном опыте, стала задачей жизни (Флоровский). Розанов высоко ценил Ф. как "последнего… великого иерарха Церкви Русской". В своих социальных взглядах Ф. опирался на византийскую теорию симфонии, подчеркивающую духовный приоритет церковной власти над светской и предполагающую нравственное ограничение царя, что повлекло за собой неудовольствие со стороны Николая I. Тем не менее его трактовку "священного царства" поддержали позднее крупнейшие монархисты России: Победоносцев, Тихомиров, архиепископ Серафим (Соболев) и др. Данилевский развил взгляды Ф. на противостояние России и Европы. Значительна роль Ф. и в развитии духовного просвещения в России. В Московской духовной академии (с 1821) выросла целая плеяда православных мыслителей: Голубинский, Кудрявцев-Платонов, Бухарев, Феофилакт (А. В. Горский) - во многом предвосхитивших процесс религиозно-философского возрождения России в кон. XIX - нач. XX в. Ф. принадлежит заслуга и в публикации первого рус. перевода Нового Завета и Псалтыри (1858), за к-рый он ратовал, еще будучи действительным членом Библейского об-ва в 10-е гг. XIX в. В конце жизни Ф. основал Об-во любителей духовного просвещения и расширил миссионерскую деятельность среди светской интеллигенции. Был автором Манифеста об освобождении крестьян.
♦ С о ч.: Слова и речи: В 5 т. М., 1873–1885; Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. Ч. 1–3. М., 1867; О государстве. Тверь, 1992; Пространный христианский катехизис. Белосток, 1990; Творения. М., 1994.
◘ Л и т.: ГэродковА. Догматическое богословие по сочинениям Филарета, митрополита Московского. Казань, 1887; Смирнов А. Петербургский период жизни митрополита Филарета. М., 1900; Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России… Спб., 1894; Виноградов В. П. Платон и Филарет, митрополиты Московские. Сергиев Посад, 1913;Введенский Д. И. Митрополит Филарет как библеист. Сергиев Посад, 1918; Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937 (Вильнюс, 1991); Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идеология. Свято-Троицкий монастырь, 1987.
П. В. Калитин
Филарет
1.
(Василий Михайлович Дроздов; 1782-1867)
святитель, митрополит Московский и Коломенский. Выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, талантливый преподаватель, проповедник и богослов, крупный общественный деятель. Покровитель русского воинства. Автор знаменитого «Катехизиса», по которому обучалась вся русская молодежь. По просьбе императора Александра II составил манифест об освобождении крестьян. В стихотворной форме переписывался с А.С. Пушкиным. Митрополит Филарет был окружен любовью народа: толпы людей собирались на каждое его богослужение, ждали благословения, веря в особую силу этого благословения, и видели необыкновенные подтверждения этой веры. Незадолго до кончины митрополиту в видении явился его покойный отец и сказал: «Береги 19-е число». Филарет сообщил об этом наместнику Троице-Сергиевой Лавры и попросил помочь приготовиться к похоронам. 19 ноября (по старому стилю) 1867 г., в воскресный день, митрополит с особой бодростью и одушевлением совершил литургию, причастился, после службы прилег отдохнуть и безболезненно отошел в вечность. Вся Москва сошлась на поклонение усопшему, который был перевезен в Троице-Сергиеву Лавру и похоронен в церкви Святого Духа.
♥ Память 19 ноября (2 декабря).
2.
(Федор Никитич Романов-Юрьев; 1553-1633)
Патриарх Московский и всея Руси, принадлежал к одному из видных боярских родов. Его отец Никита Романович стяжал себе добрую славу в Москве – народ видел в нем своего заступника перед грозным царем Иоанном IV. Федор Никитич был племянником Ивана Грозного (сыном брата его супруги Анастасии Романовны). Подвергнутый опале при Борисе Годунове, он был пострижен в монашество и отправлен в монастырь св. Антония Сийского в Архангельской губернии. В 1606 г. был возведен в сан митрополита Ростовского. В том же году он участвовал в прославлении мощей царевича Димитрия и перенесении их в столицу. В Смутное время самозванец Лжедимитрий II, захватив митрополита Филарета в плен, нарек его «Патриархом Московским». Затем последовали годы томления в польских застенках, освобождение и избрание на кафедру первосвятителя Русской Православной Церкви.
Патриарх Филарет сделался ближайшим советником и фактическим соправителем царя Михаила Федоровича Романова, своего сына. Умудренный большим жизненным опытом, первосвятитель хорошо знал систему государственного управления и мог помочь юному и неопытному государю.
В правительственных указах имя патриарха стояло рядом с именем царя, он носил титул «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич». Годы его патриаршества ознаменовались рядом значительных церковных и государственных реформ. По благословению патриарха Филарета при Чудовом монастыре в Москве было открыто Греко-латинское училище, ставшее очагом духовного просвещения. Из Московской типографии, расширенной по указу патриарха Филарета, в период его предстоятельства вышло множество изданий, в том числе полный круг богослужебных книг. Книги рассылались в монастыри и храмы по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь – бесплатно.
Патриарх Филарет сделал много полезного для Русской Церкви; его незаурядная личность заметно повысила престиж и достоинство Патриарха Московского. В 1620 г. по его благословению была учреждена новая епархия – Тобольская. Это обстоятельство имело огромное значение для распространения христианства среди народов Сибири. Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 г. Он сам указал себе преемника – архиепископа Псковского Иоасафа. Погребен патриарх Филарет в Успенском соборе Московского Кремля.
Филарет
1) (в миру Фёдор Никитич Романов) (около 1554/55 — 1633, Москва), патриарх (с 1619). Сын Никиты Романовича Захарьина; отец первого царя из династии Романовых Михаила; двоюродный брат (по материнской линии) царя Фёдора Ивановича, при котором занимал высокое положение. Участник Земского собора 1585. В конце 1600 — начале 1601 подвергся опале, арестован и сослан в Антониево-Сийский монастырь, где был пострижен в монахи под именем Филарета. Возвращён из ссылки Лжедмитрием I, получил сан митрополита Ростовского. 11 октября 1608 захвачен при взятии Ростова Тушинскими отрядами и отправлен в Тушинский лагерь, где «наречён» патриархом. В мае 1610 вернулся в Москву, участвовал в сражении Василия Шуйского (июль 1610). Сторонник избрания на русский престол представителя иностранной династии; участвовал в заключении 17 августа 1610 договора с польским гетманом С. Жолкевским о признании русским царём сына польского короля Сигизмунда III Владислава. В сентябре 1610 возглавил посольство под осаждённый Смоленск, которое должно было окончательно закрепить статьи августовского договора. В ходе переговоров отказался санкционировать условия договора, арестован и в апреле 1611 отправлен в Польшу, где пробыл в плену до середины 1619. В июле 1619 вернулся в Москву и был поставлен патриархом; был фактическим правителем страны. Двор патриарха был устроен по образцу царского двора; значительно увеличились патриаршие вотчины. Уделял много внимания печатанию и исправлению книг. В 1620 возобновил типографию на Никольской улице, на старом Печатном дворе, сгоревшую в 1612, устроил особое помещение («правильню») для справщиков, положил начало типографской библиотеке. Филарет содействовал открытию школ и училищ при архиерейских домах. Основал в Чудовом монастыре греко-латинское училище. При Филарете возобновились сношения Москвы с греческой и восточными православными церквами. Похоронен в Успенском соборе Кремля.
2) (в миру Василий Михайлович Дроздов) (1783, Коломна Московской губернии — 1867, Москва), митрополит Московский. Из семьи священника. Окончил Троицкую лаврскую семинарию (1803), в 1808 принял монашество, назначен инспектором и профессором философских наук в Петербургской духовной академии, с 1812 её ректор. Член Комиссии духовных училищ (с 1814). В 1816 назначен настоятелем московского Новоспасского монастыря, викарий Петербургской епархии с саном епископа Ревельского (с 1817), архиепископ Тверской (с 1819), Ярославский (с 1820). С 1821 архиепископ Московской епархии и архимандрит Троице-Сергиевой лавры (с присутствием в Московской Синодальной конторе). В 1826 возведён в сан митрополита. Особое внимание Филарет обращал на развитие духовных учебных заведений, благотворительную деятельность, духовно-нравственное просвещение. В 1833 по его инициативе в Москве основано первое в России попечительство о бедных духовного звания. Филарет содействовал открытию в Москве попечительского совета для призрения бедных прихожан при церкви Казанской Богоматери у Калужских ворот, попечительства о бедных при Спасо-Божедомской церкви на Пречистенке (1864). В 1863 благодаря активному содействию Филарета в Москве открыто Общество любителей духовного просвещения. В 1865—67 при участии и поддержке Филарета состоялось присоединение к единоверию ряда членов Белокриницкой иерархии, в Москве основан единоверческий монастырь на Преображенском кладбище. Во время пребывания на московской кафедре Филарет много внимания уделял проповеднической деятельности, имевшей особое значение во время эпидемий холеры в Москве (1830—31, 1847—48, 1853—54). Канонизирован Русской православной церковью.
Литература: Корсунский И.Н., Деятельность Филарета, митрополита Московского в холеру 1830—1831, М., 1887; Козлов М., Святитель Московский Филарет (Дроздов), «Журнал Московской Патриархии», 1992, № 11—12.
А.Ю. Юрчикова.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.