Фалаша
— иудействующие абиссинцы. Имя их ставят в связь с эфиоп. falasi — "изгнанник", и оно действительно встречается в этом смысле в их молитвах. Отсюда выводят заключение об их нетуземном происхождении, ставя их в связь то с вавилонским пленением, то с разрушением Иерусалима Титом, то с химьяритскими войнами Калеба и поселением плененных им южно-арабских иудействующих. Христианские начетчики в Абиссинии считают их выходцами из Иерусалима при Тите, сами же они, как и их христианские соотечественники, рассказывают о своем появлении в Эфиопии распространенную в ней и Аравии легенду о Соломоне и Савской царице. По антропологическому типу, одежде, языку Ф. ничем не отличаются от других абиссинцев, особенно хамитского племени агау; еврейского языка они не знают, Ветхий Завет имеют в том же древнеэфиопском переводе на язык геез, который употребляется в христианской эфиопской церкви и который, очевидно, ими от нее заимствован, равно как и многие несвойственные еврейству христианские особенности и книги. Имя иудеев (айхуд) им почти неизвестно; себя они называют иногда Бета-Израэль — "дом Израилев". Несомненно, что Ф. — туземное хамитское племя, обращенное в иудейство; но кем и когда? Незнакомство с Талмудом, с праздниками пурим и обновления и с некоторыми сравнительно поздними обычаями, существование жертвоприношений как бы указывают на глубокую древность; с другой стороны, полная зависимость от христианской церкви в библейском тексте, доходящая до незнакомства со священной тетраграммой Иеговы, делает вопрос крайне запутанным. Вероятно, получив иудейство от выходцев из Южной Аравии еще в древности, Ф., отрезанные от сношений с еврейским миром, подпали влиянию господствующей церкви; к тому же их число иногда увеличивалось отпадением от христианства целых областей, которые сохраняли кое-что из своих прежних верований и этим влияли на них. Живут Ф. на высотах Самиена, в дикой Куаре, в Дембее, у оз. Цана и в окрестностях Гондара. История. Получив иyдeйcтвo из Аравии, они, подобно своим соотечественникам, получившим оттуда же христианство, составили особое государство с центром в Самиене. Борьбою двух государств, вероятно, объясняется смутное время Эфиопии VII—XII в. Летописи и предания рассказывают о погроме Аксумского царства со стороны иудействующей царицы Эсато-Гудит, или Тердаэ-Габац. Испанский еврей IX в. Элдад-Гадани говорит о могущественном еврейском царстве 4-х колен в земле Куш у р. Самбатион и Собатион (может быть — Собат), управляемом царем Узиилом, который располагает 480 тыс. солдат. Вениамин Тудельский в XII в. говорит лишь о независимых евреях на укрепленных эфиопских горах. Новая амхарская абиссинская династия, начавшаяся Икуно-Амлаком и выдававшая себя за Соломонову, начала упорную борьбу с Ф., которые к тому времени успели распространить иудейство по областям Вагаре, Цаламту и Цагадэ. Амда-Сион воевал против них в 1331 г.; Исаак (1414—29) разбил в Марабе, Варабе и Дамбее иудейских князей и выстроил церкви. При Зара-Якобе "наместники Цаламта и Самена оставили христианскую веру, приняли иудейство, истребили многих амхарцев, разбили царское войско и сожгли все церкви" (хроника Зара-Якоба). При Баэда-Марьяме они были умиротворены и наказаны Марком, правителем Бегамедра, и принуждены платить дань. Общая опасность при нашествии Граня заставила Ф. и их княжескую чету, Гедеона и Юдифь, быть верными вассалами Клавдия; они даже дали убежище царице и митрополиту. При Мине опять началась вражда. В 1559 г. царь неудачно ходил против князя Ф. Радаэта. Последний с братом Халевом, надеясь на неприступность своих амб, отказал Сарца-Денгелю в дани. Царю удалось, несмотря на страшные лишения, с помощью артиллерии овладеть амбами. Через несколько лет князья Ф. Гошан и Гедеон, совершив опустошительный набег на Вагару, вызвали новый поход царя и новый погром самиенских высот. При Сисиннии отношения были еще более враждебны вследствие иезуитской ревности царя к распространению папизма. В 1615 г. князь Ф. Гедеон, освободив из плена Лже-Якова и дав ему солдат для продолжения борьбы с царем, подал повод к походу последнего в Самиен, разрушению крепости Мезирабы и взятию амб Хоши и За-Аанкасэ. Гедеон должен был просить мира на условии выдачи Лже-Якова. В 1624 г. Сисинний окончательно разгромил Ф.; Гедеон был убит; лишь небольшая часть его подданных спаслась под начальством Финеаса. Ф. Дамбеи, напуганные жестокостями Сисинния, приняли папизм. После Сисинния княжество Ф. снова возродилось, хотя в меньшем объеме. Брюс в 1770 г. говорит о князьях Гедеоне и Юдифи, располагавших 50 тыс. вооруженных; резиденцией их была уже не амба Гидеон, а гора Миссикат. В XIX в. княжества уже не было, и Рюппелю во время его путешествия в Самиене показывали развалины резиденции. Потомки князей жили еще в конце XIX в.; один из них, авва Гедеон, пользовался в 70 годах известностью и среди христиан. При Феодоре II и фанатичном Иоанне IV Ф. сделались объектом протестантских миссий и туземных насильственных обращений. Еще англиканский иерусалимский епископ Гобат посылал в Абиссинию миссионеров; им разрешено было учить Ф. Eвaнгeлию, но крестить было предоставлено туземному духовенству. Дело миссий пошло успешно, но остановлено свыше вследствие происков католиков и европейских евреев и стараний туземного духовенства. Если в присутствии Феодора II происходили частые прения о вере, то Иоанн пошел еще дальше: при нем были запрещены нехристианские религии немонофизитские исповедания. Священники в сопровождении солдат насильно крестили магометан и Ф.; их загоняли в реки солдаты, стоявшие на берегу с заряженными ружьями. В настоящее время, при императоре Менелике, Ф. пользуются полной свободой вероисповедания; иногда их беспокоят протестантские миссионеры, но они не находят поддержки со стороны, правительства, понимающего, что крещение Ф. является лишь ширмой для иноверной пропаганды среди членов господствующей церкви. Под давлением миссий и временных гонений среди Ф. в 60-х годах появились мессианские чаяния. Какие-то фанатики, авва Сирах и авва Мазари, убеждали Ф. идти в Палестину на встречу Мессии и утеряли, что Чермное море вторично расступится для исхода их. Большинство последовавших за ними погибло, не дойдя до моря. В 1862 г. Ф. из Дженди послали к "иерусалимскому первосвященнику" послание на эфиопском языке, жалуясь на свою отчужденность, на отсутствие y них пророков и спрашивая, скоро ли наступит час избавления Израиля. Письмо попало в руки Гобата и только кружным путем, долго спустя, дошло до еврейской общины, которая оставила его без ответа, считая Ф. караимами. В 1867 г. парижская A lliance Israé lite командировала Галеви для ознакомления с вероучением Ф. и, если они окажутся иудеями, для заведения с ними сношений. Богатые результаты экспедиции погибли при осаде Парижа, и Галеви удалось лишь познакомить с ними в краткой статье о своем путешествии и в изданном им сборнике молитв Ф. В 1895 г. петербургские караимы пытались завести сношения с Ф., адресовав к ним через Леонтьева письмо со сведениями о себе и рядом вопросов. Письмо вследствие политических неурядиц не дошло по назначению; ответ на него дал Mondon-de-Vedaillet в 1896 г. Заинтересованные караимы пытались завязать сношения с Ф. через своих египетских единоверцев; те отправили к ним письмо через коптского патриарха, но ответа пока не получили. Обычаи и быт Ф. составляют в еврействе особую секту, наряду с караимами и самарянами. Они — единственный народ, исповедующий иудейство, не принадлежа к еврейской расе. К упомянутым выше особенностям их религиозного быта следует прибавить, что посты их и праздники большею частью те же, что у других евреев, но в месяце Элуле они постятся еще 10 дней в память прор. Иеремии, а в 11-ю луну — 10 дней в память Есфири. Пятидесятницу, как праздник жатвы, празднуют не только 12-го Сивана, но и 12-го Кислева, когда приносят начатки плодов и творят милостыню. Закон о чистоте соблюдают строго; не допускают к себе иноверцев; субботу чтут весьма тщательно. Влияние христианства сказывается в культе. У Ф. не синагоги, а храмы (масгид — "место поклонения") с причтом из священников, диаконов и дабтара и с Пятикнижием на престоле. Служба совершается с каждением и потрясанием систрами; писание читается на эфиопском языке и переводится на местный диалект, на котором поются и гимны. В храм входит лишь причт; народ стоит на дворе. Священники носят белые тюрбаны, как и христианское духовенство. Они могут вступать в брак даже после поставления. Кроме белого духовенства, существуют монахи, живущие особняком и сами себе приготовляющие пищу и одежду. Они не допускают к себе мирян. Некоторые уверяют, что они евнухи. Наиболее уважаемый из них считается духовным главой секты, живет в области Куара и называется "абуна". У монахов 9 ежедневных служб (при пении петуха — две, при восходе солнца, около полудня, в 3, 4 и 5 час., при закате солнца и в полночь). Состарившись, монахи, как говорят, бросаются в пропасть или в воду, ссылаясь на книгу Еноха, по которой съеденные зверями и птицами не будут осуждены. Некоторые обряды напоминают христианские таинства крещения, покаяния и причащения. Начетчики из Ф. объясняют погружение младенца в воду на 40-й (девочки — на 80-й) день, при наречении имени — очищением матери, а вкушение после ежегодной исповеди хлеба — умилостивительной жертвой за грехи; при объяснении исповеди ссылаются на кн. Левит V, 5. Монашество оправдывают безбpaчиeм Илии и трех отроков. Влиянию христианства можно приписать призывание ангелов и наименование 12 патриархов апостолами. Ф. пользуются и христианскими книгами, опуская лишь не подходящее к их мировоззрению или давая ему свое толкование. У них в большом ходу апокрифы и гностические писания; есть и небольшая литература, напоминающая мидраши. Имеются, между прочим, книги о патриархах и пророках, составленные по образцу христианских житий и даже носящих то же заглавие — "подвиги". Подобно эфиопским христианам, они установили ежемесячное повторение больших праздников. Молитвы их поэтичны и трогательны. В одной из них говорится о кончине миpa: будет смятение, голод, жажда и мор; явится Илия и будет проповедовать 53 года; потом исполнять свое время небо и земля, светила упадут, явится Бог и повелит архангелу Михаилу трубить на Синае и Сионе; мертвые воскреснут, праведные будут отделены от грешных. Кроме молитв и каждений, существуют и настоящие животные жертвоприношения. В настоящее время насчитывается до 200 тыс. Ф. Это здоровый, красивый и трудолюбивый народ, занимающийся земледелием и ремеслами, но не торговлей. Питаются Ф. печениями из тиефа и дагуссы, едят дурру, лук и чеснок; никогда не употребляют сырого мяса, которое в большом ходу у их соседей. Многоженство не распространено; вступают в брак в зрелом возрасте. Воспитанием занимаются священники и дабтара; оно состоит в чтении и заучивании псалмов, в толковании Библии. Положение женщин почетное: нет ни покрывал, ни гаремов, супруги вместе ходят на работу. Кладбища — вне селений, надгробные камни — без надписей; в честь умерших совершается тризна ("tazkar" — "поминки").
Литература. Metz, "Zur Geschichte der F." ("Moriatschrift f. Gesch. Wissensch. d. Judemthums", 1878, 1879); Flad, "Kurze Schilderung d. bisher unbekannten a bess. Juden" (Базель, 1869); Luzzato, "M émoire sur les juifs d'Abyssinie" ("Archives Israélites", 1852—53); Halevy, "Excursion chez les F." ("Bullet. Soc. Geograph.", 1869); "Prières des F." (1877); Trumpp, "Gö tting. Gel. Anzeigen" (1878); Маркон, "Старые и новые сведения об абисс. евреях" (сбор. "Будущности"). Письмо Ф. в Иерусалим издано Зотанбером в "Journ. Asiat." (1867). О языке Ф. (хамитском, близком к билену и обнаруживающем некоторые аналогии с беджанским, берберскими и даже др.-егип.). Cм. Flad, "A short description of the Falasha with an outline of the elements and vocabulary" (Базель, 1866); Halevy, "Essai sur la langue Agau. Le dialecte des Falashas" ("Actes de la Soc. Philol.", III, 1873).
Б. Тураев.