Значение слова «умыкание»

Что означает слово «умыкание»

Словарь Ефремовой

Умыкание

ср.
Процесс действия по знач. глаг.: умыкать.

Энциклопедический словарь

Умыкание

форма заключения брака (похищение невесты). Возникла в древности и сохраняется у некоторых народов; распространена как игровой свадебный обряд у многих народов.

Словарь Ушакова

Умыкание

умыкание, умыкания, ср. (этногр.). Похищение невесты у ее родителей, сохранившееся теперь у некоторых народов как пережиточный от родового быта обряд.

Словарь Ожегова

УМЫКАНИЕ, я, ср.

1. см. умыкнуть.

2. У нек-рых народов: форма заключения брака похищение невесты у её родителей, увоз. Брак умыканием. Обычай умыкания.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Умыкание

— хищнический брак, брак захватом, уводом, женокрадство, похищение женщин — первобытная, весьма распространенная еще доныне форма брака, при которой брачный союз устанавливается путем насильственного (фактически или притворно) захвата женщины (чаще всего), а иногда и мужчины. Тайлор, в своих статистических таблицах (1889), насчитал свыше ста отдельных народностей, у которых практикуется У. в той или другой форме. По Леббоку, "У. господствует во всей Австралии, у малайцев, в Индостане, Средней Азии, Сибири и Камчатке, у эскимосов, северных краснокожих, в Бразилии, Чили, на Огненной Земле, на о-вах Тихого океана, у полинезийцев и фиджийцев, на Филиппинах, в Тасмании, у кафров, у арабов и негров, у черкесов, и недавно еще существовало во многих частях Европы". Римская легенда о похищении сабинянок (см. Сабинская война); библейский рассказ о том, как колено Вениaминово добывало себе жен посредством засады (кн. Суд. гл. XXI, ст. 16 — 23); рассказ наших летописцев о древлянах, радимичах, вятичах и северянах, устраивавших игрища, во время которых молодые люди, сговорившись, доставали себе девиц уводом — общеизвестные примеры У. Во многих законодательствах древности У. было санкционировано, как самостоятельное основание брака. Так, в древнеиндусском праве У. признавалось одной из трех законных форм брака. По талмудическому праву брак устанавливается: договором, монетой и насилием. У. до сих пор встречается у наших кавказских горцев; переживания его в свадебных обрядах крестьянского населения Малороссии и Белоруссии поражают своими яркими деталями (см. Свадьба). Необходимо различать формы У., не всегда стоящие по отношению друг к другу в генетической связи. Наиболее резкая, хотя и не самая характерная форма У. — массовый увод женщин во время войн или специальных хищнических набегов на соседние племена, что обыкновенно имеет место между племенами, совершенно чуждыми по происхождению и постоянно враждующими друг с другом. Далеко не всегда, однако, такой увод приводил к браку; наоборот, у очень многих народов гнушались брачными союзами с чужеплеменницами, и пленные женщины чаще всего становились лишь рабынями победителей. В Новой Зеландии, напр., прямо запрещалось жениться на женщине из другого племени, в то время как внутри племени царил захват. Гиляки покупали женщин в рабство у айнов и маньчжуров, но гнушались вступать с ними в брак. К этой форме У. нужно отнести и случаи спорадического похищения отдельными лицами женщин из враждебного племени, как это практиковалось у наших горцев и многих др. народов. Наиболее характерной формой У. в собственном смысле является та, когда похищение, как обязательный акт для вступления в брак, происходит внутри родственного и дружественного племени, причем, несмотря на обязательность У., оно влечет за собою месть со стороны рода похищенной, с финалом либо кровавым, либо примирительным, в виде выкупа, или калыма. В обычаях этого вида У. следует искать и генезис самого института. Характерным примером этой формы может служить У. у австралийского племени Курнаи, у которого, кроме обычного группового брака, существует еще и индивидуальный, посредством У., причем родители невесты, дав ей убежать с возлюбленным, пускаются потом в погоню и, нагнав, прокалывают ей ногу копьем и избивают до полусмерти. Примером примирения может служить обычай тасманийцев, у которых после фактического похищения женщины весь род похитителя, вместе с этим последним, выстраивается в боевом порядке против собравшегося рода похищенной, представители которого пускают в похитителя целую кучу дротиков, от которых он защищается небольшим щитом, — сцена, симулирующая настоящую битву. Третья форма — У. формальное (по выражению Тайлора), или, лучше сказать, притворное, когда брак устанавливается по предварительному соглашению с родителями, но тем не менее сопровождается обязательной симуляцией похищения. Так, у кафров брак — торговая сделка, но тем не менее, когда все переговоры окончены, брак может состояться только после формального похищения. сопровождающегося борьбой между сородичами жениха и сородичами невесты; если первые потерпят поражение, жениху приходится прибегнуть к похищению из засады. У эскимосов женщина, хотя и сговоренная за много лет раньше, обязана противиться похищению всеми силами.

Институт У. имел огромное влияние на дальнейшую эволюцию брака. По мнению Тайлора, брак через У. служил могучим фактором разложения материнской семьи и установления патернитета. В период матернитета, когда муж переходил на жительство в дом жены, ввести в дом последней похищенную, чужеплеменную женщину в качестве полноправного субъекта было делом невозможным, и потому мужчина вынужден был основывать свой собственный дом, в котором он являлся главой и повелителем бесправной жены и рожденных ею детей. Примеры зарождения подобной семьи среди господствующего матернитета можно видеть еще и теперь на Малайских о-вах. У. еще и другим путем влияло на ухудшение положения женщины. Примирительная процедура после похищения, в виде выкупа, или калыма, превратилась с течением времени в плату за невесту; брак посредством У. обратился в брак покупной, и женщина стала предметом купли и продажи в буквальном смысле слова. Леббок считает У. единственной причиной экзогамии и, что еще важнее, единственной причиной установления индивидуального брака, так как в период коммунального брака только похищение, как акт индивидуальных усилий, могло дать право исключительного обладания женщиной. С этим, однако, трудно согласиться, так как в действительности похищение всегда совершается не одним лицом, а группой сородичей, и даже при установленном индивидуальном по форме браке известные группы сородичей сохраняют общие супружеские права на женщин, добытых кем-либо путем похищения (гиляки). Впервые выдвинул вопрос об У., как о важном универсальном фазисе в истории семьи и брака, Мак-Леннан, и с тех пор вопрос о происхождении его не вышел из области споров. Сам Мак-Леннан считал обычай У. результатом установления экзогамии, а последнюю — результатом обычая убивать девочек (см. Убийство детей). С опровержением этого взгляда на происхождение экзогамии (см.) падает и объяснение У., данное Мак-Леннатом. Спенсер свел генезис У. к трофеям (см.). В первобытных военных обществах уведенная в плен и обращенная в жену победителя женщина служила живым трофеем. Всеобщая жажда трофеев и воинское соревнование должны были выработать представление, что брак на похищенной женщине — самый почетный и наиболее достойный для воина. С укоренением и всеобщим распространением этого взгляда У. должно было стать единственной формой брака, причем в глазах первобытного человека процедура похищения, подобно всякому древнему обычаю, стала рассматриваться как акт религиозной важности и, в форме симуляции, сделалась, наконец, обязательным спутником брачных обычаев. Тайлор, не высказываясь решительно по этому вопросу, выводит из своих сопоставительных таблиц, что в материнский период существовало только насильственное У. из среды враждебных племен (hostile capture), и лишь в последующие периоды, материнско-отцовский и чисто отцовский, возникают остальные 2 вида У. Чтобы выяснить истинный генезис У., необходимо, прежде всего, иметь в виду, что никогда и нигде насильственное фактическое У. не было регулярным способом заключения брака: оно всегда было лишь дополнительной, экстраординарной формой брака. Далее, из трех главных форм У. насильственный увод женщин из чужеплеменной среды, как результат военных набегов, играет весьма незначительную роль. У. в целях брака имеет место главным образом внутри племени, среди мирно сожительствующих кланов. Ясно, поэтому, что не ради трофеев происходило первоначальное У. Внутри племени, на одной и той же стадии развития, мы встречаем в одинаковых размерах как насильственное У., так и притворное, из чего следует, что последнее вовсе не служит обязательно переживанием или смягчением первого, а часто составляет самостоятельно возникшее явление. Если допустить, что генезис У. лежит в воззрениях военного быта, то каким образом могли возникнуть обычай похищения и притворного сопротивления жениха (в Бенгалии и на Филиппинах), обычай покупки мужей (на Суматре) или замечательный обычай скрывания молодежи обоего пола в период достижения половой зрелости на Новобританских островах? Почему, далее, притворное похищение вызывает столько эмоций у обеих сторон, что у многих народов остался обычай формальной вражды на всю жизнь, напр., запрещение смотреть на тестя и тещу и некотор. других свойственников, говорить с ними, в то время как даже убийство не влечет за собою таких длящихся последствий? Происхождение У. кроется, по-видимому, не в военных обычаях (Спенсер), не в стремлении к индивидуальному браку (Леббок), не в стремлении к патернитету (Тайлор), не в женской стыдливости и т. д., а в чем-то другом, более глубоком, что могло бы объяснить все эти факты. Причину эту нужно искать в особенностях родового быта и родовой организации брака. Внимательное изучение института экзогамии, в связи со строем рода (см. Теория родового быта), показывает, что брак первоначально вовсе не был произвольным актом отдельных лиц и регламентация его не ограничивалась только обязательным выбором жены вне рода. Родовой строй не только запрещал брак внутри своей среды, но указывал тот род, откуда сородич должен был брать себе жену. Эти междубрачующиеся роды были не самые отдаленные по кровному родству, как предполагали раньше, а наоборот, самые близкие, например нисходящие братьев и сестер. Такой брак между единокровными для первобытного тотемиста считался единственным согласным с религиозным и социальным складом воззрений. Нарушение этого порядка должно было считаться оскорблением единокровного тотема и нарушением прав рода. Отступление от обычая должно было казаться особенно страшным в глазах женщины, которая со времен матернитета считалась главной носительницей родовой, тотемной крови. Жизнь, однако, часто выдвигала непреодолимые препятствия к выполнению обязательного порядка. Вымирал тот или другой род или переселялся в отдаленное место — и возникала неизбежная необходимость брать жен из запретных родов. Добровольно ни один род не стал бы уступать своих женщин в запретный род. Единственным исходом являлось похищение, с неизбежными последствиями родовой мести, которая, как и месть за убийство, оканчивалась либо войной и убийством, либо примирительным выкупом. Сила обстоятельств, постоянно нарушавших возможность брака в определенных родах, вскоре поставила на место насильственного похищения фикцию притворного похищения и борьбы, систему обмана богов, к которой часто прибегает варвар, когда жизнь заставляет его идти вразрез с велениями религии. Таким образом, притворство невесты и борьба ее сородичей с похитителями при патернитете и такие же действия жениха и его сородичей при матернитете являлись серьезным религиозным актом, гарантировавшим безнаказанность со стороны тотемных божеств. Только ради этой безнаказанности, наивно обманывая своих богов, австралиец прокалывает ногу своей дочери, убежавшей с его молчаливого согласия, эскимоска забрасывает камнями своего любимого жениха, а у целого ряда племен тесть и теща хранят притворное негодование и не позволяют себе нарушить обет молчания в течение всей жизни. При таком взгляде на У. выясняется в значительной степени и коренное изменение положения, при патернитете, женщин и детей, так как они являлись людьми запретной крови, и, следовательно, непричастными тотемной солидарности.

Кроме литературы, указанной в ст. Семья и род, см. Мак-Леннан, "Primitive marriage"; Спенсер, "Основания социологии" (т. II); Леббок, "Начало цивилизации"; Тайлор, "On a method of investigating the development of Institutions etc." ("Journal of the Anthropological institute", т. XVIII); D. A. Wilken, "Over de primitieve vorman van het huveljik en den oorsprong van het gezin" ("De indische Gids", 1880, окт. и дек.); Л. Штернберг, "Сахалинскиее гиляки" ("Этногр. Обозр.", 1893, кн. 2) и сообщение о гиляках в географ. обществе 1901 г.

Л. Штернберг.


Морфологический разбор «умыкание»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: средний; число: единственное; падеж: именительный, винительный; отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что? ...

Синонимы слова «умыкание»


Фонетический разбор «умыкание»

транскрипция: [умыка́н'ийэ]
количество слогов: 5
переносы: (умы - ка - ние) ...

Близкие по смыслу слова к слову «умыкание»

умыканием
кровомщение
умычки
умычка
съвещашеся
умыкаху
умычку
смилное

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.