Туркмены
- мн.
- Народ, составляющий основное население Туркменистана.
- Представители этого народа.
Туркмены
Туркмены
туркмены, туркмен, ед. туркмен, туркмена, муж. Народ, составляющий основное население Туркменской сср, а также живущий в некоторых провинциях Афганистана и Ирана.
Туркмены
(самоназвание - туркмен), народ, основное население Туркмении (2537 тыс. человек, 1992). Живут также в Афганистане, Иране, Турции и других странах. Общая численность св. 4,6 млн. человек. Язык туркменский. Верующие - мусульмане-сунниты.
ТУРКМЕНЫ, ов, ед. ен, а, м. Народ, составляющий основное коренное население Туркменистана.
| ж. туркменка, и.
| прил. туркменский, ая, ое.
Туркмены
представители коренного народа Средней Азии, проживающие в основном на территории Туркмении. Само название народа в переводе на русский язык обозначает "туркообразный".
Тяжелый труд хлебороба приучил народ Туркмении к доброжелательному, уважительному отношению к труженику. Проходя мимо дехканина, засевающего поле, полагается обязательно пожелать ему: "Пусть каждое зерно станет тысячей" или "Пусть хорошо взойдет семя". Такие приветствия и пожелания высказываются в адрес любого работающего.
Туркмены отличаются неприхотливостью, скромны в быту. Для туркменской семьи характерны крепость брачных уз, любовь к детям. Излюбленный напиток -зеленый чай ("чок чай").
Для них свойственно стремление добросовестно относиться к своим профессиональным обязанностям и добиваться особого к себе отношения со стороны руководителей многонациональных коллективов. Они самолюбивы, чувствительны в общении, по темпераменту не медлительные, но и не слишком быстрые. Охотно участвуют в общественной жизни, старательно выполняют данные им поручения.
В республике прочно сохраняется большой авторитет, послушание и уважение к старшим - "аксакалам" Если старший по возрасту попросит об услуге младшего, отказываться считается неприличным. В присутствии старшего соблюдается сдержанность в разговоре, к нему внимательны. Почитание родителей возводится в ранг абсолюта.
Многие нравы, обычаи и традиции в Туркмении, как и в целом в республиках Средней Азии, обусловлены исламской религией. Она и сегодня играет заметную роль в жизни коренного населения, в том числе и молодежи. Религиозность населения подчеркивается мусульманскими обрядами и обычаями, переплетенными с межличностными, семейно-бытовыми традиционными отношениями, которые зачастую объясняются и выдаются за национальные народные привычки. Следует отметить, что к отдельным обрядам и ритуалам, связанным с важнейшими этапами их жизни (например, религиозное бракосочетание и т. п.), прибегают не только верующие. Под давлением религиозного группового мнения (чтобы не обидеть родителей, родственников) их соблюдает значительная часть колеблющихся и неверующих.
В процессе исторического развития туркменской нации возникла традиция объединения людей в немногочисленные мобильные группы для решения различных задач; группы при необходимости легко возникают и быстро распадаются. Их руководители окружают себя многочисленными приближенными и требуют высокой дисциплины подчинения, исполнения отдаваемых приказаний.
В национальном характере туркмена уживаются самые противоположные черты. Он гостеприимен, честен, верен своему слову по отношению к земляку, но считает хитрость, обман и коварство необходимостью в отношениях с чужими. Точно так же туркмен сострадателен и нежен к животным и вместе с тем жесток и даже бесчеловечен к другим людям - "врагам". Результатом социально-экономического и культурного развития страны стали такие национально-психологические особенности ее народа, как высокая степень эмоциональности, его воинственность, свободолюбие, неприятие признания власти над собой, умение переносить боль и страдания.
Свойственно туркменам и высокое честолюбие, тесно сопряженное с обидчивостью. Нанесенные даже случайно обиды туркмены помнят долго, переживают глубоко, прощают их только в том случае, если обидевший признает полностью свою вину и в присутствии других людей приносит извинения. На их поведении сказываются многие предрассудки, в том числе и такие, как кровная месть обидчику. Месть даже через довольно продолжительное время может проявляться в жестоких формах по отношению к оскорбившему их человеку.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)
Туркмены
— народ юго-западной ветви алтайской группы тюркского (см. Тюрки) племени, по языку более всего родственные османским туркам (см.) и азербайджанам, еще более близкие с киргизами и в особенности с узбеками, от которых Т. отделились лишь всего ок. 300 лет тому назад. Территория Т. в настоящее время охватывает площадь, граничащую с Ю р. Гюргеном, хребтом Копетдагом и Парапамизом, с СЗ берегом Каспийского моря, затем Чинком почти до Аральского моря, а с СВ рекой Амударьей, врезываясь у Аральского моря в Хивинское ханство. Численность Т., разбросанных по этой огромной, в 500000 кв. км, площади, представляющей типичную среднеазиатскую пустыню с немногочисленными оазисами (см. Закаспийская обл.), равна 545347 д. об. пола, причем на русские владения приходится 261597 душ, Хиву и Бухару — 203750, Афганистан и Персию — 80000. Т. делятся на племена: 1) Текке (каменный баран), в Закаспийской области, занимающие весь Мервский оазис, также Ахал и Атекский и по р. Теджену; наиболее многочисленное Т. племя (200 тыс. д.), наиболее одаренное и зажиточное. Делится на два отдела: ахал-текке и мерв-текке, а последние на тохтамыш и утамыш. 2) Чаудуры, или чодоры, и имрайли, предполагаемые остатки обитавшего некогда на восточном побережье Каспия племени адали-Т., ныне живут в северо-зап. части Хивы. 3) Иомуты — на р. Гургене, частью на Красноводском и Мангышлакском полуо-вах, частью в Хиве, частью в Персии, ведущие полукочевой, полуоседлый образ жизни. 4) Гоклены по р. Атреку и его притокам, главным образом в персидских владениях, почти все оседлы. 5) Сарыки, на среднем течении Мурхаба, по большей части оседлые. 6) Салоры, или салыры, древнейшее из Т. племен, упоминаемые арабами в VII в. в области Амударьи, живут перемешанно с другими племенами в русских, персидских, бухарских, хивинских и афганских владениях. 7) Ерсари по берегам Амударьи, главным образом по левому, на протяжении почти от Хивинского оазиса до меридиана Мазара Шерифа и Ширибада, почти все оседлы. — Несмотря на несомненное тюркское происхождение, засвидетельствованное языком, историческими данными и народными преданиями, тип Т. менее всего можно назвать чисто тюркским. "Кочевники, — говорит Вамбери, — испокон веков занимавшиеся систематически набегами и грабежом, находившиеся в самом живом общении с персами, афганцами, таджиками, узбеками, казаками, каракалпаками и кавказцами, весьма мало могли сохранить в чистоте первоначальный тип, который в настоящее время представляет смесь старотюркского с арийским". Более чистый тип сохранили чаудары, отличающиеся более слабым телосложением и меньшей головой, чем у киргизов, более коническим, чем круглым черепом, и ростом от 5—6 футов. По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на тюркское происхождение. Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных Т. османов. То же можно сказать вообще о Т. более или менее соседних Северному Ирану, хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. У женщин тюркский тип более заметен, несмотря на значительный среди них % персиянок: скулы более выдаются, и волосы на голове сравнительно скудны. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок. Проф. Яворский, производивший антропометрические исследования среди Т., главным образом среди текке, дает следующие данные о типе этой многочисленной отрасли Т. Сложение тела преобладает худощавое, но есть значительный % умеренно упитанных и полных (26 из 59). Рост высокий, средняя: 1,694, в частности у текке 1,700. Окружность груди 862, отношение в росту 50,88. Цвет кожи на открытых местах: преобладающий — бронзовый загорелый (у 31 чел.), далее, желтовато-бледный (у 15 чел.), но есть и светлый (у 4-х); на закрытых местах вообще светлее. Цвет волос: на голове и бороде преобладающий темный, но есть и темно-каштановые. Волосы на голове бреются, на бороде чаще гладкие, изредка вьющиеся. У одного субъекта длина бороды 97 стм. Цвет райка — темный (карий), но есть большой % светло-серых (24%). Губы умеренны, довольно полные, прямые. Форма черепа характерная: имеет вид толкоча, вытянута кзади и кверху, к макушке, иногда довольно плоской. Голова довольно больших размеров, в ширину больше, чем в высоту. Форма лба преобладает округлая. Уши большие, оттопыренные. Направление глазной щели преобладает горизонтальное. Лицевой угол, по Камперу, колеблется между 70°—80°. Головной указатель колеблется между 68,69 и 81,78; преобладают долихоцефалы; средний: 75,64 (субдолихоцефалы). Диаметр переднезадний наибольший средний — 193, горизонтальный обхват головы средний — 548. Лицевая линия средняя 185, лицевой показатель средний 69,73, носовой показатель — средний 66,66. У Т., как у многих других народов Азии, замечается значительный перевес мужского над женским населением, в некоторых местах в отношении 100:80, не падая ниже 100:90, что находится в строгой зависимости от % рождаемости того и другого пола (76 дев. на 100 мал.), но в последующем возрасте смертность мужского пола выше, чем у лиц женского пола, в конечном результате все же значительный перевес мужского населения. Выкидыши часты. Плодовитость — 5,6 на каждую мать в среднем, в то время как у башкир, напр., 8,8. Естественный прирост 1,8% (средний прирост в России). Наступление менструаций самое раннее в 10 л., самое позднее — в 19 л., среднее время окончания менструаций — 45 л. Выход замуж между 12—15 годами, хотя ранние браки бывают часто до поры до времени только фиктивными. Национальный костюм Т. нечто промежуточное между среднеазиатским и персидским, с преобладанием первого. Поверх рубахи и штанов мужчины и женщины носят длинный плащ (чапак), который у зажиточных приготовляется из полушелковых, полушерстяных в тонких полосках материй из Хивы и Бухары. Походная верхняя одежда короче, до колен. В летнее время женщины обходятся одной только рубахой и длинными до лодыжек штанами, внизу плотно прилегающими. Головной убор у мужчин — меховая шапка (телпек), обвитая тюрбаном, у женщин — круглый капюшон со спускающейся кзади вуалью, также и общесреднеазиатский высокий убор ше ö келе. Украшения вроде ожерелий, ручных и ножных браслетов, кораллов и т. п. весьма обычны у Т. женщин, которые не расстаются с ними даже ночью; особенно ценятся серебряные футляры для талисманов. В украшении жилища Т., менее зажиточные, чем киргизы, очень скромны. В пище Т. мало напоминают других среднеазиатских номадов: кумыс и кази (колбаса из конины) редко употребляется, но зато рис и хлеб (лепешки из муки) в общем употреблении, весьма любимы сладости (персидские и русские). Вообще же пища туркменов самая неприхотливая: лепешка, молоко, кашица из растертой джугары, отвар бураков с кунжутным маслом. Плов с бараньим или верблюжьим жиром считается роскошью. Т. — трезвы, хотя приготовляют легкий опьяняющий напиток (чал) из бродящего молока. В некоторых местах начинает прививаться курение опия. Еще очень недавно Т. преимущественно были кочевниками, систематически предававшимися аламанам, т.е. разбойничьим набегам для увода скота, женщин и рабов, главным образом из Персии. В настоящее время прекратились набеги, рабство уничтожено, и оседлое население преобладает, и близко время, когда Т. поголовно обратятся к оседлой жизни. "Скоро совсем исчезнет из языка Т. слова чомур и чорва, обозначающих кочевых и оседлых Т." (Яворский). Но пока при первой возможности всякий Т., более или менее разжившись, обзаводится стадом и становится чорвой. Старые привычки номада и особенные благоприятные местные условии вырабатывают новый хозяйственный тип, земледельческо-пастушеский. Овцеводство и культура хлопка находят сильный стимул в широком спросе из самых далеких мест (Франция, Польша, московский промышленный район); урожаи хлеба благодаря искусственному орошению всегда обеспечены, сбыт кустарных изделий (ковровые) тоже, так что экономическое благосостояние значительного большинства Т., особенно текке, вполне удовлетворительно (Яворский; о хозяйственном быте — см. также Закаспийская обл.). В своих обычаях Т. далеко уже отошли от родственных им других номадов, как киргизы, например. Календарь — мусульманский, обычаи при рождении, свадьбах, похоронах и т. п. значительно утратили первобытный характер, благодаря недостатку женщин, многоженство редкое явление. Поражает большой % холостых, иногда до 27% (Яворский). Калым высок (от 250—1500 руб.), не считая обязательных подарков родственникам невесты халатами, скотом, съестным. По доставлении выкупа невеста переходит в дом жениха, где брак оформляется молитвой. Свадебные празднества сопровождаются пиршествами, конскими ристалищами, песнями бахшиев (профессиональные певцы), борьбой и т. п. Благодаря прежнему обычаю добывания женщин во время аламанов и высокому калыму, сводящему женщину на предмет купли и продажи, положение женщины у большинства Т. племен тяжелое, унизительное. Часто родственники умершего продают в замужество его вдову, оставляя у себя детей. Дочери часто служат обеспечением гражданского иска и за долги отца заимодавцем продаются в рабство. Наиболее трудящийся элемент в семье — женщина. Мужчина еще недавно знал одни только набеги. Измена женщин карается смертью на месте преступления. Еще Вамбери заметил, что репутация Т. как отчаянных, ни перед чем не останавливающихся головорезов не вытекает из коренных черт их характера, явившись результатом исторических условий, вековой борьбы с преследовавшими их сильнейшими врагами, скудостью природы страны, куда они были загнаны насильно. В действительности доминирующая черта характера Т. — добродушие, мягкость, гостеприимство до самопожертвования даже по отношению к врагу, правдивость, честность, экспансивность в соединении с беззаветной храбростью, отвагой, умением постоять за себя в нужную минуту. В обыденной жизни Т. более или менее ленивы и не легко входят в новую для них колею систематического труда. По религии — мусульмане суннитского толка, но мало религиозны и нисколько не фанатичны. Грамотность распространена в ограниченных размерах. Народная поэзия весьма далека от киргизской, но зато весьма близка поэзии османов Анатолии и азербайджанов. Песни Фузули, Бадиля и Мемреба распеваются на Т. диалекте. Но Т. имеют и национальных поэтов, самый замечательный из них Махдумкули, почитаемый за святого. Правосудие отправляется в русских владениях под председательством уездного начальника по адату, видоизмененному в более серьезных делах в духе русского законодательства. Наиболее частые преступления — кражи, за ними следуют угон скота и грабежи. Убийства относительно редки. См. также ст. Закаспийский край. Ср. Vambery, "Das T ü rkenvolk" (Лпц., 1885); H. Аристов, "Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей" 1896, вып. III и IV); Куропаткин, "Туркмения и Т." ("Военный сборник", 1871); проф. И. Яворский, "Антропологический очерк Т." ("Труды Антропологического общества при Военно - медицинской академии", т. II, 1897).
Л. Ш.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.