Три
(тр’етий) —
количество сынов Ноя (Быт.6:10),
возраст жертв (Быт.15:9),
число месяцев укрывания младенца Моисея (Исх.2:2 ; Деян.7:20 ; Евр.11:23),
количество дней пути (Исх.3:18),
род, до которого Господь наказывает (Исх.20:5 ; Чис.14:18 ; Втор.5:9),
число необходимых вещей для женщины (Исх.21:10 -11),
число главных праздников в году (Исх.23:14,17; Исх.34:23 ; Втор.16:16 ; 3Цар.9:25 ; 2Пар.8:13),
число ветвей светильника с одной стороны (Исх.25:32),
число тысяч павших (Исх.32:28),
число завес (Исх.40:3,5,8),
число лет собирания урожая (Лев.19:23),
число благословений (Чис.6:24 -26),
число побоев, после которого ослица заговорила (Чис.22:28),
число благословений Валаама (Чис.24:10),
число городов убежищ по каждую сторону Иордана (Втор.4:41 ; Втор.19:2 -3),
год отделения десятин левиту (Втор.14:28),
максимальное число свидетелей (Втор.17:6),
поколение идумеянина и египтянина, которое может войти в общество Господне (Втор.23:8),
число тысяч народа (Нав.7:4 ; Суд.15:11 ; Суд.16:27 ; 1Цар.13:1 ; 1Цар.24:3 ; 1Цар.26:2),
число обращений Господа к отроку Самуилу, которые он не понял (1Цар.3:8),
число людей, козлят и хлебов (1Цар.10:3),
число сыновей Иессея, ушедших на войну (1Цар.17:13),
число поклонов (1Цар.20:41),
число тысяч овец (1Цар.25:2),
число погибших сыновей Саула (1Цар.31:6),
число сыновей Авессалома (2Цар.14:27),
число лет голода (2Цар.21:2),
число самых приближенных воинов Давида (см.) (2Цар.23:8,13),
число наказаний (2Цар.24:12 -13),
время жизни Семея в Иерусалиме (3Цар.2:39),
число частей храма: притвор, Святое и Святое-святых (3Цар.6:2 -3,16-17),
число рядов (3Цар.6:36 ; 3Цар.7:3,4; Езд.6:4),
число волов на каждой стороне (3Цар.7:25),
время плавания (3Цар.10:22),
число распростертий (3Цар.17:21),
число повторений (3Цар.18:34),
число пятидесятков (4Цар.1:13),
число царей (4Цар.3:10),
число ударов (4Цар.13:18),
время осады (4Цар.17:5 ; 4Цар.18:10),
время кратких царствований (4Цар.23:31 ; 4Цар.24:1,8),
числа дочерей (1Пар.25:5 ; Рим.1:2),
число отрядов (Рим.1:17),
число друзей Иова (Рим.2:11),
место Израиля (Ис.19:24),
число лет пророчествования (Ис.20:3),
время воспитания (Дан.1:5),
количество молитв (Дан.6:10,13; Дан.10:2,3),
время пребывания Ионы в ките (Ион.2:1),
число искушений (тела, ума, духа) (Мат.4:1 -10; 1Иоан.2:16 ; ср. Быт.3:6),
время пребывания Господа «в сердце земли» (Мат.12:40),
количество мер муки (Мат.13:33),
время пребывания народа с Иисусом (Мат.15:32),
день воскресения (Мат.16:21 ; Мат.20:19 ; Мар.8:31 ; Мар.9:31 ; Мар.10:34 ; Лук.9:22 ; Лук.18:33 ; Лук.24:7,46; 1Кор.15:4),
число ближайших учеников Христа (Мат.17:1 ; Мат.26:37),
число кущ (Мат.17:4),
число отречений Петра (Мат.26:34,75),
число молитв (Мат.26:44),
время созидания храма (Мат.26:61 ; Мат.27:40 ; Мар.14:58 ; Мар.15:29 ; Иоан.2:19),
час распятия Христа (Мар.15:25),
продолжительность тьмы на земле (Мар.15:33),
время поисков Иисуса-отрока (Лук.2:46),
число бесплодных лет (Лук.13:7),
число дней делания дел Христа (Лук.13:32 -33),
число посланных слуг (Лук.20:12),
«путь и истина и жизнь» (Иоан.14:6)
число повторений (Иоан.21:17),
число тысяч присоединившихся (Деян.2:41),
время слепоты Савла (Деян.9:9),
число посланных (Деян.10:7,19),
количество повторений видения (Деян.10:16),
время проповеди (Деян.19:8),
время (Деян.20:3,31; Деян.28:7),
этаж, с которого упал Евтих (Деян.20:9),
небо восхищения ·ап. Павла (2Кор.12:2),
число молитв (2Кор.12:8),
количество частей (Отк.16:19).
Хотя число «три» иногда в Священном Писании употребляется иносказательно (напр., Прит.30:15,18,21,29; Ам.1:3,6,9,11,13; Ам.2:1,4,6; Ам.4:4,7; Зах.11:8 ; Мат.13:33 ; Лук.11:5, а также, очевидно, и во многих из вышеприведенных мест), количество «три» имеет такое глубокое и таинственное значение, что перед ним человеческое разумение совершенно становится в тупик. Как многое человек может воспринимать только в тройственном исчислении, и самое главное — конечно, Бога! Хотя Бог един, не троичен, о чем в Священном Писании говорится многократно (Мар.12:29 .32; Иоан.17:3 ; Иак.2:19 ; Иуд.1:25 ; Рим.14:26 ; 1Тим.1:17 ; 1Тим.2:5 ; Евр.2:11), тем не менее мы, люди, не способны Его так воспринимать, и поэтому Он нам является как Отец, Сын (Слово) и Дух Святой (1Иоан.5:7, ·срн. Ис.48:16 ; Мат.3:16 -17; Мат.28:19 ; Иоан.14:16 ; Деян.1:7 -8; 1Пет.1:2 ; 1Кор.6:11 ; 1Кор.12:4 -6; Гал.4:6 ; Еф.1:17 ; Еф.2:18 ; Отк.1:4 -5). Это можно попытаться пояснить на следующем примере (конечно, очень слабом и приблизительном, как всякое подобие). Люди в своем воображении и расчетах вычленили как «солнце» тот относительно плотный огненный шар, который человек может видеть в видимом свете (через очень плотный фильтр), центр которого по расчетам находится на расстоянии 150 ·млн км от земли. Но ведь солнцем является и этот видимый простым глазом кипящий огнем шар, и все его гигантские протуберанцы, и мощные излучения тепла, света и радиоволн во всем их объеме и на любом расстоянии, где бы они не проявлялись. Но мы не способны так абсолютно воспринимать солнце и оно для нас на земле — лишь тепло и свет, которые мы ощущаем, и которые передаются нам соответствующими «полями» от этого диска на небе. Так и Бог (Отец), для нас непостижимый, является нам в Сыне Божием Иисусе Христе (Иоан.1:18), нашем Спасителе и Господе, Который пришел на землю, пострадал за нас, искупил нас и теперь постоянно руководит нами через Духа Своего Святого. Слава Ему! Но в итоге все придет к Единому (1Кор.15:28). Кроме того, Бог не только един, но Он вечен, то есть неизменен (Евр.13:8) и поэтому только для человека есть прошлое, настоящее и будущее (снова три).
Един в конечном счете и сам человек (1Фес.5:23), но как трудно это утверждать для человеческого разума, привыкшего с испокон века членить себя самого на дух, душу и тело (опять три)!
Также и все внутри и вокруг человека. Привыкший для практических целей все измерять в длину, ширину и высоту, человек уже не может воспринимать и само пространство совершенным образом, а называет его трехмерным.
Вычленяя себя и отделяясь от Бога, человеческий ум вводит понятие «мир», через который познает свое взаимоотношение с Богом (будучи неспособным воспринять все совокупно), и таким образом снова получается тройственная модель: Бог — человек — мир (среда).
Вот еще пример троичности единого: истинное Писание (или Слово, или мысль Божия, которая открывалась пророкам) — наша Библия (данный перевод на конкретный язык) — наконец, то понимание, которое дает нам Господь при чтении Библии. И если нами руководит Дух Божий, тогда это понимание совпадает с первым — истинным значением и мы воспринимаем первоначальное Слово Божие целостно, истинно — как откровение, а не как цитату и штамп.
Вся человеческая история распадается на три этапа: сила — закон — благодать. Осознать действие этих этапов совокупно человеческий разум отказывается. Но то же можно полностью приложить и к жизни отдельного человека (накапливание — осознание — отдача). И вновь — все эти этапы фактически совпадают, ибо жизнь едина.
История Церкви состоит из рождения, страданий на земле и соединения со Христом. Это соответствует и истории народа Божия: исход из Египта — пустыня — вход в обетованную землю. Эти же этапы можно различить и в жизни верующего человека: обращение — страдание — соединение со Христом. Хотя человек после обращения еще долго живет, страдая, на земле, верою он уже взят на небо (Еф.2:6) и, таким образом, все эти этапы соединены.
Наш Господь однажды пришел на землю для нашего искупления — Он постоянно приходит за нас пред лицо Отца Своего, ходатайствуя за нас — Он придет в конце веков за нами (Евр.9:26,24,28). Бог в Мат.22:32 назван Богом трех патриархов: Авраама, Исаака и Иакова.
Эти примеры можно было бы продолжить.
В Писании кроме того имеется много тройственных повторений в различных повествованиях (напр., см. Чис.6:24 -26; 3Цар.19:17 ; Пс.113:17 -19; Пс.117:2 -4; Прит.21:21 ; Ис.6:3 ; Ис.33:22 ; Иер.7:4 ; Иер.22:29 ; Иез.21:27 ; Мат.23:23 ; Мар.9:43 -48; Лук.17:26 -30; Иоан.14:6 ; Рим.11:36. 1Кор.12:4 -6; 1Кор.13:1 -3; Фил.2:10 ; Отк.3:5,8,12,18; Отк.4:5,8; Отк.5:3), которые говорят не об особой поэтической форме повествования, как думают некоторые толкователи, а об особой человеческой способности воспринимать некоторые важные положения.