Тойнби
(Toynbee) Арнолд (1852 - 83), английский историк и экономист. Основные труды - "Промышленный переворот в Англии в 18 столетии" (1884; русский перевод 1898).
Тойнби
(Toynbee) Арнолд (1852 - 83), английский историк и экономист. Основные труды - "Промышленный переворот в Англии в 18 столетии" (1884; русский перевод 1898).
Тойнби
Арнольд (Toynbee, 1852—83) — англ. экономист и филантроп. Отец его, Джозеф Т., образованный натуралист и популярный врач в Лондоне, относился с теплым участием к положению рабочего класса, и маленький Т. провел свое детство среди рабочих, помогая отцу, устроившему для них вечерние классы. В Оксфордском унив. Т. увлекался лекциями Джона Рёскина, оказавшего на Т. неотразимое влияние своею критикой экономического строя и в особенности системы свободной конкуренции, которой Рёскин противопоставлял кооперацию. В вакационное время Т. приезжал иногда из Оксфорда в беднейший квартал Лондона, Уайтчапель, чтобы быть ближе к бедному населению. Он изучал рабочих, не снисходя к ним, а всею душою переносясь в их жизнь. Окончив курс, Т. остался при университете в звании тутора для занятий со студентами-стипендиатами индийского правительства. Он сосредоточил свои научные занятия на изучении политической экономии и статистики, чтобы разобраться в вопросе о судьбах рабочего класса. В 1880 г. он задумал ряд публичных лекций для рабочих классов. Успех лекций был необыкновенный, чему способствовали не только выдающиеся достоинства Т. как увлекательного лектора, но в особенности его искренняя, глубокая вера в прогресс. Особенно замечательны лекции о промышленном перевороте в Англии, читанные Т. в 1881—82 г. Слабый организм Т. не выдержал постоянного нервного напряжения; он заболел воспалением мозга и умер на 31 году жизни. Значение Т. — не столько в ученой деятельности, сколько в практической. Небольшой том журнальных статей и публичных лекций Т. издан после его смерти. Держась строго-индуктивного метода в воззрениях на социальные явления, Т. может быть отнесен к социально-этической школе в политической экономии. По его словам, "новая политическая экономия должна стоять ближе к фактам; она должна учить обязанностям так же, как и законам явлений; она не должна довольствоваться знакомством с доктринами ренты или денежного обращения, но обязана примирять гуманность со знанием, разум людей с их чувствами". Главная ошибка абстрактной политической экономии, по мнению Т., состоит в том, что она игнорировала многие стороны социального вопроса и придавала доминирующее значение сильной конкуренции, принципу "наибольшего богатства". Не всякое соперничество есть соперничество за существование: часто люди не сознают своего личного интереса. Конкуренция — это "поток", в регулировании силы и направления которого заключается смысл цивилизации. Великая задача нашего времени — сделать альтруизм научным. Вся "жестокость" политической экономии происходит от ее схематичности. Новая политическая экономия должна показать необходимость и условия правительственного вмешательства в социальный вопрос. Т. придавал серьезное значение вере как одному из факторов лучшего будущего, но относился безразлично к формам религии. Основные взгляды его ясно отразились в книге "On the industrial Revolution in England XVIII Century", в которой он замечательно ярко изобразил промышленный и аграрный переворот, превративший Англию из страны мелкого земледелия в страну крупной промышленности. В связи с переменами в промышленности Т. рассматривает и экономические системы, различая в процессе развития экономической науки в Англии "четыре этапных пункта" — Ад. Смита, Мальтуса, Рикардо и Дж. Ст. Милля. Книгу Смита Т. называет "великой декларацией прав промышленности и торговли". Рассматривая результаты индустриального переворота, Т. доказывает, что богатство, доставляемое свободной конкуренцией, не приносит с собою благосостояния. Свои воззрения на роль конкуренции и личного интереса Т. применил к решению рабочего вопроса. Он подверг строгой критике теорию фонда рабочей платы и абстрактное направление в политической экономии, выразившееся в "железном законе" Рикардо. Т. не соглашается с тем, что общество всегда имеет лишь определенное количество капитала для удовлетворения нужд рабочих; на самом деле предложение может быть увеличено так же скоро, как и спрос. Регулирование высоты рабочей платы естественным законом, не зависящим от воли договаривающихся сторон, не объясняет некоторых явлений рабочего рынка — напр. почему рабочая плата в Америке вдвое выше, чем в Англии. Заработная плата, как доля рабочего в продукте, зависит от количества продукта, который рабочий может произвести, и от условий договора. Цель Т. — доказать, что материальное положение рабочего может улучшаться. Одною из важных причин улучшения положения рабочих классов была свобода торговли. Все надежды Т. возлагает на рабочие союзы (trade-unions), которые для него — лозунг будущего, морального единения человечества. Несмотря на приверженность к индивидуальной свободе, Т. безусловно признает необходимость вмешательства правительства в некоторые сферы жизни рабочего. Государство могло бы взять в свои руки такие предприятия, как железные дороги, снабжение газом и водою, снабжение рабочих жилищами. Правительству следует взять на себя почин в распространении образования, в соблюдении требований гигиены на фабриках. Чтобы добиться полной материальной независимости рабочих, недостаточно одного вмешательство государства. Т. обращается к капиталистам и предпринимателям, требуя от них сочувствия к рабочим и духовного сближения. Главную роль в таком сближении Т. отводит представителям науки, образования и религии, сходясь и здесь со взглядами Рёскина и Карлейля. Образованные классы должны устремиться в среду народа не только для того, чтобы просвещать массу, но и для того, чтобы поучиться у нее. Этим путем Т. мечтал уничтожить пропасть, отделяющую рабочих от богатых классов. Он положил начало неудержимо развившемуся уже после него движению в пользу распространения университетского образования в народе (University Extension Movement), показав на собственном примере, чего можно достигнуть стремлением облегчить нужду рабочих. Друзья и последователи Т. увековечили его память, основав в Лондоне знаменитое "Toynbee Hall" — первое интеллигентное поселение окончивших курс студентов-последователей Т. Мысль, высказанная Т. в его последней лекции, была осуществлена постройкой "университетского поселения" в Восточном Лондоне (см. университетское поселение), сосредоточившего в себе ряд общеобразовательно-благотворительных учреждений. Сочинения Т. изданы в 1884 г. (2-е изд. 1888), с биограф. очерком. См. В. Soweit, "Lectures on the Industrial Revolution in England" (Лонд.); F. С. Montague, "A. Toynbee" ("John Hopkin's University Studies", Балтимор, 1889); A. H. Japp, "Food Men and true"; И. И. Янжул, "Университ. поселение в Восточном Лондоне" ("В поисках лучшего будущего", СПб., 1893). Русский пер. книги Т. — "Промышленный переворот в Англии" (М., 1898, с предисловием проф. А. И. Чупрова, где выяснено миросозерцание Т.).
П. К—ий.
Тойнби
Арнольд Джозеф Тóйнби (Toynbee) (1889-1975)
англ. историк, философ, дипломат и обществ. деятель, создавший один из наиболее оригинальных вариантов концепции локальных цивилизаций. Если "ранний" Т. (10-е гг.) видел в нац. гос-ве осн. единицу всемирной истории, а "средний" (20-40-е гг.) искал таковую в локальных цивилизациях (см. Цивилизация), то "поздний" (50-70-е гг.) движется от изучения высших религий к всеохватывающему, "экуменическому" видению развития человечества. Именно это отличает его от Шпенглера, полагавшего, что существование человечества — "пустой звук". Для Т. совершенно неприемлем натурализм автора "Заката Европы", его вывод о тотальной разобщенности и непроницаемости культур друг для друга. Построения Т. базируются на учении Юнга о "коллективном бессознательном", а также на "философии жизни" Бергсона. "Ядро" мировоззрения Т. — религ. взгляд на универсум, претерпевший эволюцию от христианства к мистич. пантеизму "эксхристианского" толка. Религиозно-мистич. взгляд на историю и внимат. изучение фактуального материала, эмпирически фиксируемых регулярностей, на к-рых базируются типологич. конструкции глобально-теор. плана, — отличит. черта творчества Т.
Неизменные черты родовой природы человека составляют, по Т., основу единства истории, просматривающегося в многообразии локальных цивилизаций. К их числу Т. относит присущие человеку сознание, волю, способность к различению добра и зла, религиозность. Именно религия и задает возможность сплочения людей в истории, их единства в поиске финального смысла бытия. Если об-во трактуется Т. как целостная система отношений между людьми, то в своем понимании культуры он соглашается с П. Бегби, к-рый видит в ней надбиологич. регуляторы поведения людей, и Крёбером, говорящим о ее ценностной природе.
Цивилизация, избираемая Т. в качестве единицы членения истор. процесса, отождествляется с состоянием об-ва, при к-ром появляется творч. элита, свободная от вовлеченности в воспроизводство материальной жизни. Принадлежащие к ней администраторы, профессиональные солдаты и священники наделены, по Т., даром мистич. порыва, ведущего к универсализации всемирно-истор. процесса. Именно они создают неповторимый духовный облик каждой цивилизации, находящий воплощение в ее Символах. Важнейший шаг на пути цивилизации был совершен в ходе "неолитич. революции". Вместе с появлением очагов цивилизации в бассейнах Нила, Евфрата и Тигра в 3 тысячелетии до н.э. прежде господствовавшая в жизни человечества разъединит. тенденция получила противовес в виде объединительной. Т. говорит о существовании в истории 36 цивилизаций, среди к-рых им прежде всего выделяются получившие полное развитие и неудавшиеся (несторианская христ., монофизитская христ., дальнезап. христианская и др.). Цивилизации, получившие полное развитие, он подразделяет на независимые и сателитов. Первые, в свою очередь, делятся на цивилизации, не связанные с другими (среднеамер., андская), цивилизации, не являющиеся производными от других (шумеро-аккадская, егип., эгейская и др.); цивилизации, порожденные иными (сирийская, афр., православно-христ., зап. и др.).
Первоначально Т. полагал, что античная история дает единственно уникальный образец, выявляющий все грани процесса, проходимого локальной цивилизацией. Позднее под огнем критики он выдвинул еще две классич. модели цивилизационного развития — китайскую, при к-рой попытки реализации идеала универсального гос-ва прерываются периодами торжества разъединит. тенденций и беспорядка, и диаспорическую, связанную с существованием в истории народов (армяне, евреи, левантийцы), живущих среди других, но не теряющих черты собств. самобытности. Хотя эти цивилизационные модели и рассматриваются как дополнение античной, именно она всегда оставалась для Т. основой схематизации эволюции локальной цивилизации, проходящей стадии генезиса, роста, "надлома" и падения. Становление цивилизации есть ответ на вызов социально-природного окружения. Ее генезис Т. связывает с деятельностью "твор. меньшинства", способного принять вызов и дать на него подобающий ответ. Вслед за рождением цивилизации идет ее рост, осуществляемый твор. элитой, ведомой мистическим "жизненным прорывом". Критерии роста цивилизации — увеличение ее духовной независимости и самодетерминации. Надлом ее Т. связывает с утратой силы и самоуспокоенностью элиты, проявляющейся в "идолизации эфемерных институтов", непомерном превознесении техники, "интоксикации от побед" и т.д. Причиной тому — утрата "жизненного порыва", итог — утрата цивилизацией внутр. единства и способности к самоопределению. На стадии дезинтеграции "твор. меньшинство" неспособно дать отпор восстанию "внутр. пролетариата" и вторжению варваров — "внешнего пролетариата". Однако дезинтеграционная тенденция имеет своей полярностью интеграционную, проявляющуюся в создании универсального гос-ва, универсальной церкви и варварских военных банд. И если универсальное гос-во и варварские формирования — достояние прошлого, то универсальная церковь всегда принадлежит будущему, осуществляя функцию связующего звена в истории.
В поздний период своей деятельности Т. подчеркивал, что тенденция единения разл. цивилизаций преобладает над изоляционистской. Она проявляется не только в их сосуществовании, культурном обмене и порождении родств. цивилизаций, но и в феномене ренессансов, воскрешении традиций, забытых ценностей в новом истор. контексте. Объединит. тенденция в истории человечества во многом связана с религиями, именуемыми Т. "высшими". Относя к ним зороастризм, иудаизм, буддизм, христианство и ислам, он особенно высоко оценивает роль трех последних мировых религий.
Судьба единения человечества в нашем столетии, как никогда ранее, зависит от эволюции зап. цивилизации, находящейся в состоянии кризиса с начала Нового времени; она утратила христ. фундамент; верх одерживают "постхрист. идеологии" — национализм, индивидуализм и коммунизм. Критикуя эгоизм развитых стран Запада, Т. призывает их осознать важность решения глобальных проблем современности. Гос-ва с разл. строем должны идти по пути мирного сосуществования, использования достижений научно-техн. революции, рожденной цивилизацией Запада. Одновременно Т. полагал, что иудеохрист. монотеизм, культивирующий дух покорения мира, должен уступить место пантеистич. религиозности, призванной устранить дух насилия над природой и способствовать единению человечества.
Соч.: Change and Habit. L., 1966; Mankind and Mother Earth. L., 1978; A Study of History. V. 1-12. L, 1934-61; The Toynbee-Ikeda Dialogue: Man Himself Must Choose. Tokyo; N.Y., 1976; Постижение истории. М., 1991; 1996; Цивилизация перед судом истории. М.; СПб., 1996.
Лит.: Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. Ер., 1962; Конрад Н.И. Диалог историков // Конрад Н.И. Избр. труды. М., 1974; Рашковский Е.Б. Востоковедная проблематика в культурно-истор. концепции А.Дж. Тойнби. М., 1976; Григорян Б.Т. Философия и философия истории // Философия и ценностные формы сознания. М., 1978; Семенов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби. М., 1980; Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991.
Б.Л. Губман.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.