Тень
см. Сень
Тень
см. Сень
Тень
Syn: полумрак
Ant: свет
Тень
Наводить тень (разг.) - перен. затуманивать дело, намеренно сбивать с толку.
► Да ты того, нечего тень наводить! Чехов.
Осталась одна тень от кого (разг.) - кто- н. очень исхудал.
► После болезни он него осталась одна тень.
Тень
♦ Д Н. Бразуль, зав. худ отделом "Рабочей газеты", пил только пиво, но так, что пытался открывать дверь редакции, хватаясь за тень от ручки. Кожебаткин (уже в изд МТП), грузный и беззубо улыбающийся орел-стервятник в пенсне, носил женские чулки, потому что в них теплее, а в портфеле имел любые книги, серебряный набалдашник без трости, подвязки и всегда бутылку вина. В. А. Попов, редактор "Вокруг света" и "Следопыта", вылечился от запоя новым способом, "электричеством через женщин", но как — не говорил (Восп. Д. Дарана, РГАЛИ, 2436.1.42).
♦ У Алданова слова не отбрасывают тени, — вежливо выражался Набоков.
Тень
Индоевропейское – temni-s (темный).
Общеславянское – sьjati (сиять, сень, сени).
В древнерусском языке существительное известно с XI в. в формах «стънь» и «сънь». В говорах встречается слово «стень» в значении «тень человека», в древнерусском и русском говорах слово «стень» употреблялось в значении «стена».
В некоторых славянских языках слово утеряно.
Родственными являются:
Украинское – тiнь.
Словенское – tenja.
Польское – cien.
Производные: тенистый, теневой.
Тень
при воздействии на поверхность мощного кратковременного излучения на ней остается след - тень находящегося перед ней объекта (по данным, полученным при атомном взрыве в Хиросиме и при катастрофе с ракетой Р-16 в 1960 году - Первушин А. Битва за звезды: Космическое противостояние. М.: 2003):
* "... на шершавом фоне проступали два стертых силуэта, заостренных кверху, словно тени в высоких капюшонах. Один сильно наклонялся вперед, словно падая, другой скорчился, как бы присев и втянув голову в плечи. Ростом обе тени были чуть выше метра... возможно, что в момент взрыва перед откосом стояли два существа: перед тем как испариться в температуре миллион градусов, их тела заслонили часть стены от непосредственного действия жара". - Астронавты *
Тень
Тень
Бросать (или кидать) тень на кого - вызвать сомнение в чьей-либо добропорядочности
Бояться своей (собственной) тени - быть очень трусливым
Быть (или сделаться) тенью кого -
1) неотступно ходить за кем-либо, быть всегда вместе с кем-либо
2) целиком находиться под влиянием кого-либо
Ночная (или вечерняя) тень и тень ночи - сумрак
Навести тень (на плетень, на ясный день) - сделать неясным что-либо
(Одна) тень осталась от кого - кто-либо очень похудел
Оставаться (или держаться, быть и т. п.) в тени - стараться быть незаметным, не выделяться, оставаться незамеченным
Тень под глазами (или вокруг глаз) у кого - темные с синеватым оттенком круги под глазами от усталости, нездоровья и т. п.
Тень падает на кого - возникает сомнение в чьей-либо добропорядочности
Ходить (или идти, следовать и т. п.) за кем как тень - ходить за кем-либо неотступно
Тень
,-и, ж.
1. только ед. Пространство, защищённое от лучей солнца.
* Отдыхать в тени дерева. *
2. Тёмное отражение на чём-н., отбрасываемое предметом, освещённым с противоположной стороны.
* Тень от дома. *
3. Неотчётливое очертание человеческой фигуры; силуэт.
* Тени в окне. *
4. перен. Отражение внутреннего состояния в движениях лица.
* Тень беспокойства. *
5. перен. Призрак, остаток былого.
* Тени прошлого. *
6. перен. Малая доля чего-н.
* В нём нет ни тени жалости. *
7. перен. Подозрение в чём-н.
* Тень сомнения. *
8. перен. Слабый след, слабое подобие чего-н.
* Живёт тень великого имени (Лукан). *
9. только мн. Косметическая краска для век.
* Купить тени. *
ТЕНЬ, и, в тени, мн. и, ей и ей, ж.
1. Место, защищённое от попадания прямых солнечных лучей. Температура +20° в тени. Сидеть в тени. Держаться в тени (также перен.: скромно, не стараясь подчёркивать свою роль в какомн. деле). Спрятаться (уйти) в т. (также перен.: в сторонку, стараясь быть незаметным, не обращать на себя внимание).
2. Тёмное отражение на чёмн. от предмета, освещенного с противоположной стороны. Дерево отбрасывает т. Этот человек его т. (перен.: неотступно следует за ним). Театр теней (действия теней, получаемых от плоских кукол, движущихся между источником света и экраном).
3. Неотчётливое очертание фигуры, силуэт (во 2 знач.). В саду мелькнула неясная т.
4. перен., чего. Отражение в движениях лица какогон. внутреннего состояния, волнения. Пробежала т. неудовольствия. Промелькнула т. сомнения.
5. перен., чего. Призрак, воспроизведение чегон. (книжн.). Тени прошлого. Встали тени былого.
6. перен., чего. Малейший признак, малейшая доля чегон. Нет и тени сомнения.
7. перен. Подозрение в чёмн. Бросить т. на чьён. доброе имя.
8. мн. (род. ей). Оттеняющие косметические краски для лица, век.
9. Затемнённое, оттенённое место на рисунке, картине, изображении. Класть тени.
• Тень наводить, наводить тень на ясный день (разг.) намеренно вносить неясность в дело, стараясь сбить с толку.
Только (одна) тень осталась от кого (разг.) очень исхудал.
| прил. теневой, ая, ое (к 1, 2, 8 и 9 знач.).
Тень
тень, тени, в тени, мн. тени, теней и (устар.) теней, жен.
1. только ед. Темное пространство, отгороженное, застланное чем-нибудь от источника света, куда не проникают лучи света. «Под навесом в черной тени жевали лошади.» А.Н.Толстой. «Пешеход, отирая пот с лица, искал тени.» Гончаров.
2. перен., только ед. Незаметное, невидное, тихое, укромное место, положение. «Не так ли я в былые годы провел в бездействии, в тени мои счастливейшие дни.» Пушкин. «Стих, притаился в тени барин, прослышав свободу.» Некрасов. Держаться в тени.
3. Темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны предмета, которая не обращена к источнику света. Чем выше Солнце, тем короче тени от деревьев. Солнце заходит, длинные тени ложатся на землю. «И сосен по дороге тени уже в одну слилися тень.» Тютчев. «Настала ночь, покрылись тенью Тавриды сладостной поля.» Пушкин. «Не легли еще тени вечерние, а луна уж блестит на воде.» А.Блок. «По тени узнал я ворону как раз.» Некрасов. Высокая стена дает (или отбрасывает) длинную тень. На его лицо падала тень от абажура. «Там нежила меня теней прохлада.» Пушкин. «(Солнце) наводило на дальний бугор света и теней недвижный узор.» Некрасов.
| Изображение такого темного отсвета в живописи. Класть тени. Распределение света и тени на картине.
4. перен. Отражение какого-нибудь внутреннего состояния в движении лица, глаз и т.п. По лицу его пробежала тень неудовольствия.
5. *****
6. перен., только ед. Малейшая доля, малейший признак чего-нибудь (книж.). У меня нет ни тени сомнения в моей правоте. Другое дело, если б его возражения имели хотя бы тень убедительности.
7. Призрак, привидение, дух умершего (первонач. в суеверных представлениях, затем - поэт.). Загробная тень. «Лишь по ночам, склонясь к долинам, ведя векам грядущим счет, тень Данта с профилем орлиным о Новой жизни мне поет.» А.Блок. «И много милых теней восстает.» Жуковский. «Еще доныне тень Назона дунайских ищет берегов.» Пушкин. «Она скиталась по дому, как тень, неслышными шагами.» А.Тургенев. «Бледна, как тень, с утра одета, Татьяна ждет.» Пушкин.
8. Неясное очертание человеческой фигуры, силуэт. «В окнах везде светились огни, мелькали тени.» Гончаров. «Друг беззащитный, больной и бездомный, вдруг предо мной промелькнет твоя тень!» Некрасов. «Увидели две тени, проходившие в просвете между деревьями.» Л.Толстой.
9. перен., только ед. Подозрение, вызывающее сомнение в чьей-нибудь добропорядочности, что-нибудь, порочащее репутацию. Тень падает на кого-нибудь. Бросить, набросить, кинуть тень на кого-нибудь. Тень ложится на кого-нибудь.
• Наводить тень (разг.) - перен. затуманивать дело, намеренно *****
Тень
☼ универсалия культуры, возникшая из мифологии абрисов освещенности предметов и из гипотезы об автономной жизни этого абриса. Т. — своего рода знак естественного "языка" натуры, силуэтное означенье вещей и существ. Т. есть атрибут дневного мира и дневной культуры (к-рой противостоит утомительная "пестрота" цивилизации); выражение "ночные Т." является неявной тавтологией. Т., однако, всей семантикой возможного отторжения связана с однородно сумеречным Загробьем и ночной свободой осн. персонажей демонологии. Мировая мифология загробной реальности неизбежно фиксирует его теневую фактуру, причем Т. здесь — не онтологич. мнимость, но осн. способ пост-существования ("мир Т.", "милые Т." — эти и подобные им словосочетания маркируют знаковое и, следовательно, смысловое присутствие мира здешнего в нездешнем состоянии и являются не метафорами, а квалификацией инородности). Ранние филос. трактовки Т. связаны с характеристиками повседневной, а не запредельной жизни (от "пещеры Платона" до соловьевского мнения о том, что подлинности этого мира — "только тени... от незримого очами"). В этом акценте Т. стала аргументом в борьбе за ценность трансцендентной реальности (монады, эйдосы, идеи; "духовные деятели" Н. Лосского (см.. Лосский); "мэон" Н. Минского; ментальные субстраты мистиков; астро-тела антропософов). Т. человека — предмет особой охоты для героев демонич. мира. Черт и бес лишены лица и Т.; последняя является для них формой алиби среди людей и "телесной" легитимизации. Т. для безличной твари (нежити) есть знак личности. Отнятие Т. у человека делает черта хозяином его жизни. Т. используется как маска живого на мертвом. Похищение или торговля Т. по условиям договора с нечистой силой приравнены к купле-продаже души. Душа есть светлая Т. бессмертия; Т. телесная есть неотменяемая память о смерти. Христианство персонифицирует эти векторы судьбы в сторожевых контрагентах всякого человека: ангел белый и ангел черный. Их борьбе за "теневой" приоритет лит-ра придала приключенч. характер (Шамиссо, Шварц). Т. удваивает предмет в реальном пространстве и в завременном существовании; отсюда — тема двойничества: от египет. "ка" (прижизненного двойника человека) и культа близнецов в архаич. культурах до образов расщепленной личности в прозе последних двух веков ("Двойник" Достоевского). Т. как самостоят. существо наделена в мифологии амбивалентными свойствами: Т. на свету неуязвима, ее нельзя убить, подвергнуть порче или прогнать (она есть как бы оглядка предмета или существа на самого себя), но смертная Т. Аида, искусившаяся обратным воплощением в прежнее тело, возвращается в обитель ночи, если нарушено условие, поставленное ее проводнику: не оглядываться на нее в лабиринте выхода. Так вернулась Т. Эвридики в мифе об Орфее, коль скоро, по одному из толкований, попытка вернуть ее к бытию "была самочинным насилием бытия земного над областью трансцендентного" (П. Флоренский). Общим местом стали сравнения быстротечности человеч. жизни с мельканием Т. (у Тютчева: "Вот наша жизнь <...> — Не светлый дым, блестящий при луне, а эта тень, бегущая от дыма..."). Эстетика Т. знает театр Т. и искусство силуэта, вырезанного или закрашенного. Живопись осваивает Т. с открытием прямой перспективы; обратная перспектива фрески и иконы не знает Т. Чист от Т. мир сакральной образности, которая строит свою картину мира в параметрах физики иного и в ангельском пространстве света Фаворского. Т. в живописи эволюционизирует от полупрозрачных абрисов Боттичелли ("Три грации") до утяжеленно-соматич. проработки цветной Т. в опытах импрессионистов. Поэтика Т. работает и на мимикрию реализма: чем абсурднее на полотнах Дали или в супрематич. композициях Малевича изображенные ими сюрреалистич. существа и вещи, тем рельефнее их присутствие свидетельствует тщательно выписанная фактура Т. Виртуозная философия Т. разработана в Др. Китае: инь акцентируется как затененность, что повлияло на эстетику и опыт раннего синема в России (С.М. Эйзенштейн). Совр. эстетика Т. недалеко ушла от геометрии плоскостного мира и пытается создать синэстезию Т. (А. Вознесенский) и особую метафорику Т. смыслов, сложно пересекающихся в стиховом пространстве контекста (см. теневую графику в конструкциях постмодерна).
Лит.: Минский Н.М. Религия будущего (Философские разговоры). СПб., 1905; Карсавин Л.П. О личности. Каунас, 1929; Дзюнъичироо Танизаки. Похвала Тени // Восточное обозрение. Б.м., 1939, № 1; Вознесенский А.А. Тень звука. М., 1970; Каган Ю.М. По поводу слова "umbra" — "тень" // Античность и современность. М., 1972; Мейер А.А. Философские сочинения. Париж, 1982; Эйзенштейн С.М. Неравнодушная природа // Эйзенштейн С.М. Собр.соч. М., 1964. Т. 3; Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994; Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994; Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.
К. Г. Исупов.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.