Татиан
(Татион)
Возможно, учредитель (греч.) (см. Татьяна).
6 сентября (24 августа) – мученик Татион.
25 (12) сентября – мученик Татиан.
3 октября (20 сентября) – праведный Татиан.
Татиан
(Татион)
Возможно, учредитель (греч.) (см. Татьяна).
6 сентября (24 августа) – мученик Татион.
25 (12) сентября – мученик Татиан.
3 октября (20 сентября) – праведный Татиан.
Татиан
(2 в.), христианский писатель-апологет. Знаток греческой риторики и философии, обратился в христианство в Риме; был учеником Иустина Мученика, после казни которого удалился в Сирию, где испытал влияние гностических учений. Автор популярной в древности апологии христианства "Речь против эллинов".
Татиан
(греч. Tatiani) (II в. н.э.)
христианский писатель, сириец по происхождению, один из т. наз. ранних апологетов; отвергал брак, мясную пищу и вино (даже в причащении, откуда название Татиановой секты - «гидропарастаты», т.е. «освящающие воду»). Т. известен по его единственному сохранившемуся произведению «Слово к эллинам». Он жил в Риме, учился у Юстина Философа, вместе с которым подвергался преследованиям со стороны язычников. В противовес своему учителю, который с уважением говорил об эллинской культуре, Т. отвергал греческую цивилизацию, начиная с философии и кончая изобразительным искусством.
Татиан. Слово к эллинам / Пер. с древнегреч., вступ. статья и коммент. Д.Е. Афиногенова // ВДИ. 1993. № 1-2; Афиногенов Д.Е. К кому обращена апология Татиана? // ВДИ. 1990. № 1.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
Татиан
(Тациан) — христианский писатель-апологет II в. по Р. Х., младший современник и ученик Иустина, родом из Ассирии. Греко-римская поэзия, мифология, история, философия и ораторское искусство были ему хорошо известны; он сам про себя говорил, что "весьма славился в языческой мудрости". Предпринимая путешествия в разные страны, он собрал много данных о быте, нравах и религиозных воззрениях многих народов Азии и Европы. Но и такой богатый запас разнородных сведений не удовлетворил Т., как не отвечающий на запросы ума и сердца, желающего постигнуть истину. Он посвятился в какие-то греческие мистерии — вероятно, елевзинские, — но и в них не нашел искомого. Прибытие в Рим еще более усилило убеждение Т., что язычество не обладает истиной. Это заставило его "углубиться в себя и исследовать, каким образом найти истину". Ему попали в руки книги Свящ. Писания, которые произвели на него глубокое впечатление "по простой их речи, безыскусственности писателей, удобопонятности объяснения всего творения, предвидения будущего, превосходству правил и, наконец, по учению о едином Властителе над всем". К этим книгам расположило его и то, что они гораздо древнее всех памятников эллинской образованности. Затем Т. увидел высоконравственную жизнь христиан и особенно был поражен готовностью их бестрепетно умирать за свои верования. Он обратился в христианство, сделался учеником св. Иустина и вместе с ним терпел преследования от философа Кресцента. По примеру своего учителя он стал проповедником и защитником христианства. Есть основание думать, что он был преемником Иустина в должности учителя в основанной последним в Риме богословской школе. После мученической смерти Иустина Т. удалился в Сирию и здесь увлекся гностицизмом. О дальнейшей его судьбе нет никаких известий. Время его смерти предположительно относится к 175 г. Главнейшие заблуждения Т., по показаниям Иринея, Ипполита, Климента Александрийского и других церковных писателей, состояли в том, что он допускал невидимые зоны, подобно Валентину, объяснял слова в книге Бытия "да будет свет" как просьбу дeмиypгa к высшему Богу, отрицал возможность спасения Адама, как главы непослушания, отвергал брак, почитая его блудодеянием, осуждал употребление мяса и вина и был если не основателем, то одним из значительных представителей секты энкратитов ("воздержников"), называвшихся также гидропарастатами, акварианами вследствие употребления ими одной воды при совершении евхаристии. Иероним приписывает Т. докетический образ мыслей о плоти Христа. По свидетельству Евсевия и Иеронима, Т. написал очень много книг, но из них дошла до нас только его апология христианства, а прочие известны только по заглавиям или очень небольшим отрывкам. Т. сам упоминает о своих книгах: "О животных" и "Против тех, которые рассуждали о божественных делах"; Климент Александрийский делает небольшую выдержку из его книги: "О совершенстве по учению Спасителя"; Евсевий приписывает Т. "Книгу вопросов" и свод четырех Евангелий под названием "δια τεσσαφών", в котором, по свидетельству Феодорита, Т. опустил родословия Христа и другие места, показывающие, что Христос по плоти происходил от семени Давидова. Этим евангелием пользовались не только последователи Т., но и православные христиане, как книгою весьма удобною. Феодорит нашел более 200 экземпляров его в церквах своего округа (Кира), отобрал их и заменил каноническими Евангелиями четырех евангелистов. В апологии христианства " Речь против эллинов", написанной Т. в православный период его жизни, апологет доказывает превосходство христианства перед язычеством по веро- и нравоучение и по степени древности происхождения. О христианстве он говорит кратко, о ненормальностях язычества трактует очень подробно, так что полемический элемент значительно преобладает над апологетическим. Особенности этого труда Т. — несистематичность изложения и слишком беспощадная критика языческой философии, к которой его предшественник и учитель относился с большим уважением, находя в ней проблески Божественной истины. Апология Т. пользовалась великим уважением в древние времена христианства; из нее приводили отрывки в своих сочинениях Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Евсевий и др. Последнее издание Т. принадлежит Ед. Шварцу: "Tatiani oratio ad Graecos" (Лейпциг, 1888, в серии: "Texte und Untersuchungen zur Geschichte d. altchristlichen Litteratur, von О. v. Gebhard und Ad. Harnack", т. IV). Из старых трудов заслуживает внимания книга Daniel'я "Т. der Apologet" (Галле, 1837). См. также П. Преображенский, "Сочинения древних христианских апологетов" (СПб., 1895; перевод апологии Т. на русский язык и сведения о его жизни); А. Сергиевский, "Отношение апологетов восточной церкви II в. к языческой философии" ("Вера и разум", 1886, т. II, ч. 1); И. П. Реверсов, "Защитники христианства" (апологеты. СПб., 1899).
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.