Суд
Syn: судебное разбирательство, судебный процесс, арбитраж
Суд
Syn: судебное разбирательство, судебный процесс, арбитраж
Суд
Суд (Усу́д) - в славянской мифологии божество, управляющее человеческой судьбой.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Суд
(Усуд) - божество судьбы. В старинных памятниках слово суд прямо употребляется в значении судьбы. Например, в "Слове о полку Игореве" сказано: Ни хытру, ни горазду, ни птице горазду суда божия не минути. Суд в руках своих держит все благое и гибельное, приговоров его невозможно избегнуть ни умом, ни хитростью.
Суд
орган государства, охраняющий от всяких посягательств личные, государственные и общественные интересы путем осуществления правосудия, применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок. СУД возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и образования специального государственного аппарата.
Суд
орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и др. дела на основании действующего законодательства и в соответствии с установленными процессуальными правилами (Судебная власть). В Российской Федерации все суды назначаются в соответствии со ст. 128 Конституции, рассмотрение дел осуществляется единолично судьей или коллегиально с участием народных заседателей или нескольких членов суда. Участникам процесса обеспечивается право на защиту. Законом установлена ответственность за неуважение к суду.
Суд
орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и др. дела на основании действующего законодательства и в соответствии с установленными процессуальными правилами (см. также Судебная власть). В Российской Федерации все суды назначаются в соответствии со ст. 128 Конституции, рассмотрение дел осуществляется единолично судьей или коллегиально с участием народных заседателей или нескольких членов суда. Участникам процесса обеспечивается право на защиту. Законом установлена ответственность за неуважение к суду.
Суд
Суд
1) ♦ (ENG forum)
(лат. forum - место общественного собрания)
трибунал, посредством к-рого церковь осуществляет юридическую власть и может проводить церковные разбирательства.
2) ♦ (ENG judgment)
(лат. iudicium)
определение чьей-либо вины или невиновности. В Священном Писании связывается с оценкой Богом народов и людей (Рим. 2:5-13; 1 Кор. 3:11-15).
Суд
Божий суд -
1) по религиозным представлениям: возмездие от бога за совершенный грех, преступление
2) ист. поединок или испытание огнем, водой и т. п. как способ разрешения спора в древней Руси
Пока суд да дело - пока решается или совершается что-либо (о длительном, медленном процессе)
Суды и пересуды, суды да пересуды - разговоры, толки
На нет (и) суда нет погов. - не может быть претензий, недовольства у кого-либо, если желание его не может быть удовлетворено ввиду отсутствия желаемого
Отдать под суд - привлечь кого-либо к уголовной ответственности
Суд
Суд да дело (разг.) - о судебном рассмотрении какого-н. дела, тяжбы, а также вообще о всяком длительном рассмотрении, обсуждении чего-н., о проволочке.
► И начнётся у них, сударь, суд да дело и несть конца мучениям. А. Островский.
► Пока суд да дело, мы успеем съездить.
Суда нет на кого-что - нельзя обвинить кого- что-н. в чем- н.
► На нет и суда нет. Пословица (говорится, когда хотят подчеркнуть отсутствие претензий со своей стороны в случае отсутствия чего-н. или отказа в чем- н.).
► Коли ты холостой человек, на тебя и суда нет, юродствуй, как знаешь. А. Островский.
Шемякин суд - несправедливый, неправильный суд [по заглавию старинной русской повести о судье Шемяке].
Судить (да или и) рядить (разг.) - говорить, рассуждать, толковать.
► Ну что вы, Петр Константинович, судите да рядите: ведь вы свету не знаете? Сухово- Кобылин.
Суд
— это не только разбирательство тяжб (Втор.19:17), но рассмотрение всяких спорных вопросов, законодательство в широком смысле, направление всей жизни израильского народа (Втор.1:15 -16; Втор.16:18). Судить — значило управлять, руководить (Зах.3:7). Судьи были и у других народов (Ам.2:3), но суд у народа Божия был делом Бога и осуществлялся от Его имени (Исх.18:15 ; Втор.1:17 ; 2Пар.19:6). Вначале Моисей судил весь народ один, но затем, по совету Иофора, были избраны из среды народа тысяченачальники, стоначальники, пятидесятиначальники и десятиначальники (Исх.18:24 -26; Втор.1:15 -16). Позже народ израильский судили (в том же широком смысле) судьи — отдельные вожди народа, поставляемые Богом в определенные критические периоды, а затем — цари (1Цар.8:5 ; 2Цар.15:2). Кроме того, в Священном Писании слово «суд» иногда означает слово Божие, святое и истинное, данное для наставления и просвещения человека (Пс.118:7,108; Пс.147:8), а также означает справедливость, защиту (Быт.18:19 ; Втор.10:18 ; Рим.19:7 ; Пс.9:39 ; Ис.56:1 ; Мат.12:18). (см. синедрион, старейшина)
СУД, а, м.
1. Государственный орган, ведающий разрешением гражданских (между отдельными лицами, учреждениями) споров и рассмотрением уголовных дел. С. присяжных. Верховный с.
2. с определением. Общественный орган, рассматривающий проступки членов какогон. коллектива. Товарищеский с. Офицерский с. или с. чести (общественная организация, состоящая из высших офицеров и рассматривающая проступки офицеров, несовместимые с их воинским достоинством).
3. Разбирательство дел в таких органах. Выступать в суде. Отдать под с. Попасть под с. Предать суду. Под судом не бывал.
4. собир. Судьи, те, кто судит. Встать, с. идёт! С. удаляется на совещание.
5. кого-чего. Мнение, заключение. Отдать чтон. на с. общества (для общественного обсуждения, решения). С. совести. С. истории (мнение и оценки будущих поколений; высок.).
• Страшный суд в религиозных представлениях: ожидающий людей после конца света божий суд, согласно к-рому праведники получат место в раю, а грешники в аду.
Суд божий в религиозных представлениях: наказание от Бога за грехи людей.
Конституционный суд высший судебный орган, осуществляющий контроль законов и других нормативных актов с точки зрения их соответствия конституции.
На нет и суда нет (посл.) если нет (чегон.), ничего не поделаешь, приходится примириться.
Пока суд да дело (разг.) пока чтон. происходит, длится, тянется.
| прил. судебный, ая, ое (к 1, 2 и 3 знач.) и (стар.) судный, ая, ое (к 1 и 3 знач.). Судебное разбирательство. Судебная практика (деятельность судов). С. исполнитель (должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение судебных решений, определений).
• Судный день (высок.) день Страшного суда.
Суд
суд, суда, муж.
1. только ед. Мнение, суждение, заключение (книж.). Отдать на суд кому-чему-нибудь или чей-нибудь (дать возможность кому-чему-нибудь высказать свое отношение). «Я вижу тебя бледнолицую и на суд твой себя отдаю.» Некрасов. «Народ суду такому изумился.» Крылов. Суд общества. Суд истории.
2. Орган, ведающий разрешением споров в области гражданских правоотношений и рассмотрением уголовных дел. Народный суд. Областной суд. Верховный суд. Мировой суд (дорев.). Окружной суд. Суд присяжных (с участием присяжных заседателей; дорев. или загр. юр.). Волостной суд (дорев.). Военный суд. Уголовный суд. Суд слушает дело. Приговорен судом к наказанию. Подать кассацию в суд. Служить в суде.
| только ед., собир. Судьи. Обратиться с просьбой к суду. «Судебный пристав вскрикивал: суд идет! Л.» Толстой.
3. только ед. Разрешение и рассмотрение таких дел этим органом, а также (прежде) различными учреждениями или лицами, имеющими право на это. Расправа без суда. Под суд (отдать, идти и т.п.; я рассмотрения какого-нибудь дела в судебной порядке). «Тебя уж упекут под суд, как пить дадут.» Грибоедов. «Приедет он, чтобы их на месте накрыть, под суд отдать.» Чехов. Предать кого-нибудь суду (передать чье-нибудь дело на судебное рассмотрение). Творить суд (судить; устар.). Третейский суд.
4. только ед. Организация, система, порядок рассмотрения правовых споров и дел о правонарушениях. Реформа суда.
5. только ед. Судебное заседание. Подать заявление на суде. Говорить в суде.
• ***** длительном рассмотрении, обсуждении чего-нибудь, о проволочке. «И начнется у них, сударь, суд да дело и несть конца мучениям.» А.Островский. Пока суд да дело, мы успеем съездить. Суда нет на кого-что - нельзя обвинить кого-что-нибудь в чем-нибудь. «На нет и суда нет.» посл. (говорится, когда хотят подчеркнуть отсутствие претензий со своей стороны в случае отсутствия чего-нибудь или отказа в чем-нибудь). «Коли ты холостой человек, на тебя и суда нет, юродствуй, как знаешь.» А.Островский. Шемякин суд - несправедливый, неправильный суд (по заглавию старинной русской повести о судье Шемяке).
Суд
(Бет-Дин)
Термином "суд" (бет-дин) пользуется Талмуд: 1) для гражданского С, существовавшего с древнейших времен; 2) для обозначения института, имевшего как судебные, так и законодательные прерогативы; 3) этот термин с добавлением степени "Великий" служит синонимом термина "Великий Синедрион", то есть высший законодательный орган, бывший в определенный период израильской истории высшим органом государственной власти. О Синедрионе сказано выше в специальной статье. Здесь же остановимся на первых двух значениях термина "суд".
Моше Рабейну судил народ и разрешал его проблемы с утра до вечера. По совету своего тестя Итро он избрал судьями людей способных, богобоязненных, честных и ненавидящих корысть, и только важные дела приносили ему самому (Исх. XVIII, 21-22). Во Второзаконии сказано (XVI, 18-20; XVII, 8-11): "Судей и урядников поставь себе во всех вратах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, для колен твоих, чтобы судили они народ С. праведным. Не криви С, не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведных. К правде, к правде стремись... Если непостижимым будет для тебя дело для разбора между кровью и кровью, между тяжбой и тяжбой и между ушибом и ушибом, по делам спорным во вратах твоих, то встань и взойди на место, которое изберет Господь, Бог твой... И поступи по слову [левитов и С], которое они скажут тебе с того места, которое изберет Господь, и точно исполняй все, как они укажут тебе. По наставлению, которое они укажут тебе, и по суждению, которое изрекут тебе, поступи; не отступай от сказанного тебе ни вправо, ни влево". А в "Сифрей", отдел "Судьи", сказано: Почему назначают С. в каждом городе? Ибо сказано: "Судьи во всех вратах твоих". А почему назначают С. для каждого колена? Ибо сказано: "И судей для всех колен твоих".
В начале периода царства, в условиях примитивного государственного аппарата, судьями были сами цари или их сыновья. Нет в Библии никакого указания на существование центрального С. в Иерусалиме в период царства. Напротив, С, совершенный над пророком Ирмеягу (Иер. XXVI), является свидетельством того, что в этот период не было судебной инстанции, и С. творил весь народ.
Касательно периода Второго Храма имеются подробные указания на существование центральных и местных С. Известно, что кроме С. трех, заседавшего по понедельникам и четвергам для разрешения гражданских исков, существовал в каждом городе, где проживало не менее ста двадцати жителей, С. двадцати трех, компетентный в уголовном и религиозном праве. Такие С. существовали и за пределами Израиля в еврейских общинах, но их права были ограничены: они не были компетентны решать уголовные дела, налагать штрафы и т. д. Во главе С. стоял человек, сведущий в Торе, он именовался "Отличным (муфла) в С". Если возникали сомнения, которые местный С. двадцати трех не мог разрешить, судьи обращались за советом в иерусалимский С. В Иерусалиме, кроме Синедриона в составе семидесяти одного мудреца и малых С, заседали два С. двадцати трех. Один из них находился у входа на Храмовую гору, а второй - у входа в Храм. Если же и эти С. не могли вынести приговор, дело передавалось Великому Синедриону, решение которого было окончательным и обязывающим всех. Так как С. у входа на Храмовую гору исполнял две обязанности -С. и законодательного органа, во главе его стояли двое: "наси" - когда обсуждались вопросы птахи, и "ав бет-дин", председательствовавший в обычных судебных разбирательствах. Вопросы, возбуждавшие разногласия, разрешали большинством голосов, поэтому число членов С. всегда было нечетным. На С, заседавший у входа на Храмовую гору, а по другой версии -в "Лишкат ra-газит"*, кроме обязанностей судебной и законодательной, была возложена еще одна - мидраш*. По праздникам и субботам, когда нет судебных заседаний, собирались судьи в "Лишкат hа-газит" для толкования галахи, и всякая птаха, утвержденная большинством, считалась принятым законом.
Был установлен порядок выбора судей в местные С. и в С. Иерусалима. Судьи в местные С. избирались Верховным С. в Иерусалиме из местных жителей, известных своей ученостью, честностью и уважаемых земляками. Лучшие из местных судей избирались в С, за седавший у входа на Храмовую гору, а лучшие из них, в свою очередь, - в Великий Синедрион.
Не исключено, что такой порядок был принят еще до царствования Хасмонеев, и вся государственная власть была сосредоточена в руках Синедриона. Даже после того, как Ирод отменил Великий Синедрион и истребил почти всех его членов, он не затронул Верховный С. у входа на Храмовую гору, ибо народ не мог оставаться без религиозных руководителей. Во главе этого С. стояли члены семьи Бетейра, а затем на пост наси был избран Гилель. По талмудической традиции, "Гилель и его потомки стояли во главе С. при Храме в течение ста лет" (Шаб. 1.). И известно, что р. Гамлиэль I, внук Гилеля, был наси С, который заседал у входа на Храмовую гору.
После разрушения Второго Храма и отмены Великого Синедриона прерогативы последнего отошли к С. в Явне, кроме уголовных дел. Во главе С. в Явне стоял р. Иоханан бен Закай, стремившийся превратить этот С. в Верховный над всеми С. в стране и сделать его центром комментирования Торы и толкования Галахи. С этой точки зрения эта судебная палата была продолжением Великого Синедриона, и так как она, кроме прочего, занималась толкованием Галахи, ее называли "Виноградником Явне". "И виноградником называли ее, ибо ряды учеников мудрецов были в ней, как ряды в винограднике" (ТИ). Предполагается, что Иоханан бен Заккай возглавлял "Виноградник Явне" в течение десяти лет. Затем председательство перешло к одному из потомков Гилеля, р. Гамлиэлю II. Под руководством Гамлиэля II С. в Явне сплотил как в религиозном, так и в национальном отношении евреев рассеяния и евреев, оставшихся жить в Стране Израиля. Продолжая традиции С, заседавшего у входа на Храмовую гору, принял на себя С. в Явне обязанности освящения месяца*. В древности освящали месяц на основании свидетельства людей, утверждавших, что они видели серп "новой" луны, а не на основе вычислений. Освящение месяца было прерогативой наси С. в Явне, и так как даты всех праздников зависят от освящения месяца, вся еврейская диаспора находилась в зависимости от С. в Явне. Во время восстания Бар Кохбы деятельность С. временно прекратилась, и он перебрался в г. Уша, но затем возобновил свои заседания. Наибольшего влияния достиг С. в каденцию р. Иегуды hа-Наси, но после него это влияние ослабло, а со временем сошло на нет. Причинами тому были преследования евреев в Израиле со стороны христиан-византийцев и, в еще большей мере, усиление могущества и влияния еврейства Вавилона и ешив, возникших в Суре и Пумбедите.
Решения С. названы обычно по имени наси, который их публиковал, но наси никогда не принимал решений единолично, не советуясь с остальными членами С.
Со временем центральные С. прекратили свою деятельность, и сохранились только местные С. По утверждению хазал, С. существовали уже в древнейшую эпоху. В Талмуде упомянуты "Давид и его С", "Соломон и его С." и даже "Сим (Шем) и его С".
После завершения Талмуда во главе С. стоял гаон, а затем - раввин. Поэтому принято у евреев-ашкеназим именовать городского раввина "главой суда". С. эти занимались главным образом гражданскими и семейными делами. Очень распространен среди евреев был "третейский С". Каждая сторона выбирала своего судью, а они выбирали нейтрального арбитра. Община платила судьям из своей кассы, и все относились к ним с большим почетом и уважением.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.