Значение «страшный суд»

Что означает «страшный суд»

Православный энциклопедический словарь

Страшный Суд

суд, который наступит после конца мира и Судией на котором явится Сын Божий, Иисус Христос: Он будет судить живых и мертвых, после чего праведники пойдут в царство небесное, а нераскаявшиеся грешники - в вечные муки ада.

Энциклопедический словарь

Страшный Суд

в монотеистических религиях (христианство, ислам, иудаизм) последнее судилище, которое должно определить судьбы грешников и праведников. С идеей "Страшного суда" связаны эсхатологические учения.

Православие. Словарь-справочник

Страшный суд

   суд, который последует после конца мира и на котором Судьей явится во славе Сын Божий. После Страшного суда праведники пойдут в Царство Небесное, а грешники будут осуждены на вечные муки в аду. Страшный суд вспоминается в последнее воскресенье перед Великим постом (Прощеное воскресенье).

Мир Лема - словарь и путеводитель

Страшный суд

   в христианстве - процесс рассмотрения степени греховности физических лиц в последней инстанции, элемент конца света:

    * "Все будто расплылось от вибрации, и Пирксу показалось, что он слышит треск лопающихся швов, но это уже была чушь: в таком аду не услышать даже гласа труб, призывающих на Страшный суд". - Терминус *

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Страшный суд

    В некоторых религиях божий суд над всеми когда-либо жившими людьми, получающими при наступлении "конца света" вечное блаженство или вечное наказание в аду.

   * [Обломов:] ...Не сплю я, а думаю все крепкую думу, чтоб [крестьяне] не плакались на меня господу богу на страшном суде. // Гончаров. Обломов //л *

Православная энциклопедия

Страшный суд

   о нем Иисус Христос говорил следующее: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Евангелие от Иоанна, 5, 28–29). Отсюда можно сделать вывод, что в канун последнего суда по гласу Сына Божьего все умершие оживут: добрые люди – для жизни вечной, а злые – для вечного осуждения.

Католическая Энциклопедия

Страшный суд

Стра́шный суд, Су́дный день — в эсхатологических религиях и верованиях — последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним.

Представления о Страшном суде в христианстве

В христианстве догмат о всеобщем воскрешении, Судном дне и Воздаянии является одним из основополагающих. В числе прочих он входит в Никео-Царьградский Символ веры и в предшествовавший ему древний Апостольский Cимвол веры.

Согласно Евангелию: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну…. и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий» (Ин.5:22, Ин.5:27). По этой причине христиане верят, что Иисус Христос произведет суд над всеми народами, когда приидет во славе Своей и все святые ангелы с Ним (Мф.25:31-32).

Кроме того, часть своих судебных полномочий Христос поручит праведникам, в частности, апостолам, которых обещал посадить на 12 престолов судить 12 колен Израилевых.

В Новом Завете картина Судного дня и Страшного суда описывается следующим образом.

Ангелы при кончине века соберут избранных от четырех ветров от края небес до края их (Мф.24:31), а также соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Мф.13:41) и отделят злых из среды праведных (Мф.13:49. По учению апостольскому, «всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2Кор.5:10), «все мы предстанем на суд Христов» (Рим.14:10). Бог через Иисуса Христа будет судить иудеев и язычников (Рим.2:9), живых и мёртвых (Деян.10:42; 2Тим.4:1), то есть имеющих воскреснуть из мертвых и тех, которые останутся до воскресения в живых, но, подобно воскресшим, изменятся (1Кор.15:51-52), а также, кроме людей, и злых ангелов (Иуд.6; 2Пет.2:4).

Судимы будут не только дела людей, как добрые, так и злые (Мф.25:35-36, 2Кор.5:10), но и всякое праздное их слово (Мф.12:36). Праведным Судия скажет: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф.25:34), грешные же услышат такой приговор: «идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Существует мнение, что судимы будут не только слова и дела людей, но и их внутренние помышления и намерения («слово Божие... судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12)). На этом мнении основано учение православной аскетики о мысленной брани – когда нетерпимым и подлежащим безусловному искоренению считается любой греховный помысел.

Структура текста богослужения

Большинство видов богослужении Католической Церкви имеет строго определенную последовательность и состоит из канонически утвержденных текстов, постоянных или меняющихся в зависимости от дня церковного календаря или интенции богослужения и т. п., и действий (жесты, перемещения, каждение, окропление и проч.). Порядок того или иного вида богослужения называется чином, или чинопоследованием (Чин Мессы, Вечерни, крещения, венчания, погребения и др.). Неизменная часть любого чина именуется обычным последованием, а изменяемая часть, особая для каждого возможного случая служения этого чина, – частным последованием (в основном этот термин применяется в отношении Мессы и Литургии Часов, где имеется большое многообразие частных последований в зависимости от дня календаря или – для большинства Часов – от дня недели и его положения в четырехнедельном цикле).

Культурология. Словарь-справочник

Страшный Суд

(греч., ср. англ. Doomsday, «день судный», лат. iudicium universale, «вселенский суд»; нем. dasjungste Gericht. «последний суд»), в христианской эсхатологии предстоящий в «конце времен» Суд вторично пришедшего Иисуса Христа над всеми когда-либо жившими людьми, воскресающими во плоти для этого Суда и получающими по приговору Судьи сообразно со своими делами вечное блаженство в раю или вечное наказание в аду. Уже в египетской мифологии известен мотив взвешивания на весах во время загробного суда добрых и злых дел каждого человека перед лицом Осириса (срв. в западноевропейской иконографии С. С. Архангела Михаила, держащего весы). В ветхозаветной традиции получила развитие идея «дня Господня» — полного и окончательного торжества Господа над Своими врагами на земле (срв. Ис. 13:2-9; Иез. 30:3 и др.). По мере усиления эсхатологических интересов (отразившихся, например, в ветхозаветной «Книге Даниила», II в. до н.э.) и распространения веры в воскресение мертвых «день Господень» все более отчетливо понимается как С. С. В новозаветных текстах неоднократно описывается, чаще всего в аллегорической форме, конечное отделение злых людей от добрых («козлов» от «овец», «плевелов» от «пшеницы», Мф. 13:30; 25:32-33 и др.). Упоминается эсхатологическое явление «Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою», под громогласные звуки ангельской трубы (Мф. 24:30-31; «труба» — несомненно, шофар, т. е. музыкальный инструмент из бараньего рога). В присутствии всех Ангелов Судья воссядет на престоле, перед которым соберутся «все народы» (Мф. 25:31-32), и свершится Суд: оправданные станут по правую руку от Судьи (счастливая сторона), осужденные — по левую (Мф. 25:34- 46). Эти образы были систематизированы и приведены в связную, наглядную картину раннехристианскими и средневековыми писателями, среди которых особую роль сыграл Ефрем Сирин (IV в.): земля и море, звери, птицы, рыбы и гроба отдают назад поглощенные ими тела мертвецов; человек, очнувшийся от смертного сна, со страхом видит грозную славу Христа и ждет своего приговора; раскрываются книги, символизирующие полноту знания Бога обо всем содеянном и выстраданном людьми (этот мотив есть уже в «Книге Даниила», 7:10; по некоторым апокрифическим версиям, эту всеобъемлющую мировую хронику ведет вознесенный на небеса Енох); праведники, приветствуемые Ангелами, шествуют в рай, между тем как грешники насильно увлекаемы глумливыми бесами в ад. Фоном С. С. служит космическая катастрофа, знаменующая конец мира: солнце и луна меркнут, звезды спадают с неба, само небо свертывается, как свиток (Мф. 24:29 и Откр. 6:12-14), от престола Судьи льется огненная река (Дан. 7:10).

Среди поэтических разработок темы С. С: византийская поэма (т. н. кондак) Романа Сладкопевца (VI в.), древневерхненемецкий эпос «Муспилли» (IX в.) и латинская секвенция «Dies irae» («День гнева», XIII в.; вошла в состав католической заупокойной службы, т. н. реквиема), а также многочисленные фольклорные тексты, в т. ч. русские «духовные стихи». Искусство зрелого средневековья создает многофигурные композиции, где Христос восседает на престоле в центре, по обеим сторонам от Него сидят двенадцать апостолов, также участвующих в совершении Суда, Дева Мария и Иоанн Креститель стоят перед престолом Христа, а Адам и Ева припадают к Его стопам, умоляя за грешное человечество, Ангелы трубят в трубы, апостол Петр впускает праведных в рай, бесы ввергают грешников в ад и т.д. Иконографическая схема формируется в Византии к XI в. и оттуда распространяется на Италию (мозаика собора в Торчелло, XII в.), на южнославянский мир и на Русь (фрески Дмитриевского собора во Владимире, XII в. и Успенского собора во Владимире, нач. XV в.); и в искусстве готики и раннего Ренессанса, и в русской иконе XVI-XVII вв. она подвергается различным модификациям, но лишь Мнкеланджело (фреска Сикстинской капеллы) порвал с традицией, подчинив тему своим собственным идеалам — титаническому гневу Христа на человечество отвечает столь же титаническое отчаяние человечества.

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Страшный суд

— По евангельскому слову, "Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну.... и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий" (Иоан. V, 22 и 27), почему Он и произведет над всеми народами суд, когда приидет во славе Своей и все святые ангелы с Ним (Матф. XXV, 31,32). Ангелы при кончине века соберут избранных от четырех ветров от края небес до края их (Матф. XXIV, 31), а также соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Матф. XIII, 41) и отделят злых из среды праведных (ib. XIII, 49). По учению апостольскому, "всем нам должно явиться пред судилище Христово" (2 Кор. V, 10), "все мы предстанем на суд Христов" (Римл. XIV, 10). Бог через Иисуса Христа будет судить иудеев и язычников (Римл. II, 9), живых и мертвых (Деян. X, 42; 2 Тим. IV, 1), т. е. имеющих воскреснуть из мертвых и тех, которые останутся до воскресения в живых, но, подобно воскресшим, изменятся (1 Кор. XV, 51 и 52), а также, кроме людей, и злых ангелов (Иуд. 6; 2 Петр. II, 4). Судимы будут не только дела людей, как добрые, так и злые (Матф. XXV, 35, 36, 42 и 43; 2 Кор. V, 10), но и всякое праздное их слово (Матф. XII, 36). Праведным судия скажет: "приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира" (Матф. XXV, 34), грешные же услышат такой приговор: "идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его" (Матф. XXV, 41). Верование в С. суд было в христианской церкви всеобщим и всегдашним. Подтверждением этому служат первоначальные символы частных древнейших церквей, например иерусалимской, римской, антиохийской, кесарие-палестинской и кипрской, в состав которых входил и член о втором пришествии Христовом во славе для суда живых и мертвых. Отсюда он перешел в символ никео-цареградский. Пастыри и учители церкви и сами твердо хранили, и другим, начиная с апостольских времен, непрерывно передавали вселенскую веру в будущий всеобщий суд. По словам св. Поликарпа Смирнского, "кто будет говорить, что нет ни воскресения, ни суда, тот первенец сатаны". Христианские апологеты указывали язычникам как на существенную черту религиозных верований христиан на их твердую и несомненную веру в будущий суд и вечное по заслугам каждого мздовоздаяние, каковая вера может располагать к деланию одного доброго но отнюдь не злого (св. Иустин Мученик, Феофил Антиохийский, Тертуллиан, св. Ириней, св. Киприан). См. епископ Сильвестр, "Опыт православного догматического богословия" (т. V, Киев, 1891).

Из всех изображений, сюжетом которых были последние дни мира, С. суд и будущая жизнь, на первом месте должно поставить картину С. суда, которая совмещала в себе все эти события. Значение этого изображения было громадное в Древней Руси; им проповедник христианской веры склонил князя Владимира к принятию христианства. Нет сомнения, что такое же сильное действие производила она и на народ как в эпоху принятия христианства, так и в последующее время: поэтому влияние ее на народную поэзию несомненно. Содержание картины С. суда [Историю происхождения и появления изображения С. суда на Руси см. в статье Буслаева "Изображение С. суда по русским подлинникам" в его "Очерках русской народной словесности и искусства" (т. II, СПб., 1881; здесь же напечатан и подлинник).], по подлиннику, следующее. "В средине, — так начинает подлинник, — представлять картину С. суда; между светлым и темным царством, в облаке силы Бог Отец на престоле славы, окруженный херувимами; подле Него в сиянии Сын, озаренный Св. Духом, благословляется от Отца в ознаменование того, что "Бог Отец суд над миром дает Сыну". По одну сторону Господа Саваофа Горний Иерусалим, царство небесное, где Иисусу Христу и Божией Матери предстоят лики преподобных жен, мучеников, страстотерпцев, преподобных отец, святителей, пророков; у райских врат на страже ангелы с обнаженными мечами. На противоположной стороне ангелы света низвергают в ад ангелов тьмы, превратившихся в козлов, свиней и других животных; с ними вместе летят в ад и престолы — знамения их владычества. Далее является торжественное откровение правды Божией. Господь воссел судить на престоле славы своей, около престола стоят Пресвятая Богородица и Предтеча; при подножии Его праотцы Адам и Ева. Около престола славы Христовой ликостояния ангелов, из которых двое вверху и двое внизу сзывают гласом трубным на суд все племена и народы; по обе стороны Судии сидят на двенадцати престолах двенадцать апостолов с отверстыми книгами в руках, как знамениями их проповеди и посланничества. Под престолом Господним, на другом престоле, положена завеса и книга совета воли Божией, разогнутая на словах: "приидите благословеннии Отца моего". Позади этого седалища водружены знамения страстей Христовых: крест, копие и трость с предстоящими им ангелами, которые держат свитки; на одном начертано: "приидите благословеннии Отца моего", а на другом: "престол Господень стояше, и свет воссияше правды". Под престолом облако, из которого выходит рука, держащая весы, перед которыми стоит душа человеческая в виде младенца, "ожидающая мерного притяжения, купно же и человеколюбия Божия". Одну чашу весов охраняет ангел, поражающий копием двух бесов, усиливающихся перетянуть другую чашу к себе: первая добрых дел, последняя злых. Около престола лики святых, далее под сенью дерев блаженные праотцы Авраам, Исаак и Иаков с окружающими их младенцами — душами праведных. Под ногами праотцов текут четыре райские реки Геон, Феон (Фиссон), Евфрат и Тигр. В светлую обитель святых ведут врата, в кои готовится апостол Петр впустить праведников, а апост. Павел держит свиток, в котором написано: "Приидите, благословении и праведнии, в рай невозбранно". Ангел сверху накладывает венцы на праведников. В винограднике на престоле сидит Пречистая: это рай, в котором вселятся души праведных. Между раем и адом, между ангелом и дьяволом привязан к столбу юноша: "ради милостыни он избавлен муки вечной, а ради блуда лишен вечной жизни". Обратимся к другой стороне: там Моисей указывает жидам на Христа. В житии Василия Нового Моисей обличает на суде жидов, объясняя им их заблуждения "и показывая им в Иисусе Христе истинного Бога". Позади жидов — литва, арапы синие, индиане, измаильтяне — песьи головы, турки, сарацины, немцы, ляхи, Русь. Без сомнения, это исчисление народов, сошедшихся на С. судище, составляет самый древний мотив нашего изображения. Греческий философ, вероятно, для большего убеждения, не преминул обратить внимание нашего князя на Русь, стоящую в числе народов, ожидающих ответа в день судный; между ними же стоят и те, от которых приходили проповедники для обращения Владимира в свою веру: жиды, магометане и немцы, между тем как греки, исповедующие истинную веру, освобождены от этого нечестивого сообщества. Таким образом, в нашей картине представляются на суде не отдельные личности — грешники: еретики, гонители и т. п., как это в житии Василия Нового, из которого преимущественно заимствован этот сюжет, но выводятся целые народы, что вполне согласно с назидательным значением ее для безграмотной и необразованной толпы, для которой присутствие исторических личностей на картине было бы и невразумительно, и малополезно. По всей почти картине извивается вышедший из ада змей и досягает пяты Адама, припавшего к престолу Судии; на кольцах змея начертаны имена грехов — мытарства; ангел несет по мытарствам праведную душу; там же гора, на горе одр, на одре Лазарь убогий; у главы царь Давид сидит с гуслями, а три ангела наклонились и принимают душу Лазареву. Здесь ангел показывает Даниилу четыре царства погибельных: вавилонское, мидское, перское "и римское, еже есть антихристово". Царство антихристово изображается в целом ряде символических эпизодов, в отдельных кругах, равно как и другие четыре царства представлены под символами зверей и чудовищ. Название Римского царства "антихристовым" свидтельствует уже о разделении церквей на восточную и западную: оно стоит вместе с вавилонским, мидийским и персидским — представителями древнего язычества. По гласу трубы архангела земля и море, гробы и звери, рыбы и птицы возвращают назад тела усопших — тут же правда кривду стреляет, и кривда пала со страхом. Среди восставших виден один человек с распростертыми руками; он не знает, куда ему идти, к избранным или погибшим, потому что половину своей жизни он провел праведно, а потом грешил. По приговору Судии влекутся цепью в ад люди разных званий и состояний: игумены и игуменьи, старцы и попы, князья, бояре, судьи немилостивые и неправедные: все оборачиваются назад и плачут. "А духовные люди идут в ад, которые не радели о своем стаде и о своем спасении. За ними идут молодые люди, которые не соблюдали заповедей Божиих, не почитали отцов и матерей и до брачного сочетания блудно жили; сами наги, связаны по ногам". Сатана одной рукою держит конец цепи, а другою Иуду с кошельком. Из пасти ада выглядывает Вельзевул; под ним написано: "сатана и диавол, иже есть лживый пророк антихрист, будет свержен в езеро огненное и вси с ним творящие волю его". В самом низу образа адские муки: там повешены ростовщик за алчные руки, клеветник за злоречивый язык и пр. В подлиннике так описываются, следовательно, так и изображались на образах, муки на С. суде: "Всем освященным чинам и старцам согрешившим котел кипит; мука клеветникам: за язык повешены, а плясуны за пуп; муки татям и разбойникам: за ноги повешены в огнь; мука князьям и боярам и судьям несправедливым — червь неусыпающий; мука лихву емлющим и сребролюбцам — бесы им в горло льют растопленное золото и серебро; а они сидят и не хотят пити, отворачиваются, а бесы шемпами их бьют. А которые творили блуд с попадьями и старицами, с просфирнями и с кумами и сестрами — повешены в огне за хребет". Из приведенного содержания картины С. суда мы видим, что она обнимает собою все состояние человека и человечества в загробном мире как по смерти (мытарства), так на общем суде и после суда, даже больше этого: она, изображая царство антихриста, захватывает и последние дни этого миpa. Имея в основании Свящ. Писание, она в подробностях своих стоит в самой тесной связи с теми сказаниями о С. суде, которые преимущественно были распространены в Древней Руси. Из сочинений о С. суде особенно распространены были в Древней Руси слова св. Ефрема Сирина, слово Палладия Мниха, житие Василия Нового и "Слово о небесных силах, чего ради создан человек". Из слов св. Ефрема Сирина три исключительно посвящены этому предмету: "О всеобщем воскресении и втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа", "На честный крест и второе пришествие" и "На второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа". Особенно подробно последнее. Картинность изображения, множество эпизодов, твердого основания для которых нет в Свящ. Писании, — отличительные черты этих слов Ефрема Сирина, которые именно потому и нравились древнерусским читателям. У наших раскольников слова св. Ефрема служат настольными книгами, к которым они обращаются во всех сомнительных пунктах. Слово Палладия Мниха: "О втором пришествии Христове, о С. суде и будущей муке" написано под влиянием слов св. Ефрема и в свою очередь послужило источником для других сочинений: многие черты сходства с этим словом можно найти в "Хождении Богородицы по мукам" и других сказаниях, особенно в картине С. суда, начертанной Мнихом Григорием в житии Василия Нового. Насколько слово Палладия было распространено в Древней Руси, об этом свидетельствует обилие духовных стихов, возникших под его влиянием. В сочинении Мниха Григория изображен не только суд всеобщий, при конце мира, но и суд частный, по смерти каждого человека. Григорий повествует, как он при помощи св. Василия Нового удостоился в видении узреть С. суд и как потом исцелился от своих гибельных для души сомнений. К числу источников, под влиянием которых сложилось житие Василия Нового, принадлежат также книга Эноха и слова Кирилла Александрийского и Макария Великого. В Древней Руси оно было очень распространено; множество его списков рассеяны по всем концам России. Не только в XVII, но даже в XVIII и XIX вв. оно переписывалось и украшалось множеством миниатюр. Под его влиянием написано "Слово о небесных силах, чего ради создан человек", помещенное Калайдовичем в "Памятниках словесности XII века" под № ХII-м. Его приписывают Авраамию Смоленскому, который, по свидетельству его жизнеописателя, любил в последнее время жизни своей беседовать о разлучении души с телом, о мытарствах, ее ожидающих, и т. п. "Слову о небесных силах" обязаны своим происхождением и многие духовные стихи. См. В. Сахаров, "Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи" (Тула, 1879).

Действо С. суда в Московской Руси совершалось в неделю (воскресенье) Мясопустную архиереем и потому бывало не во всех городах, а только в тех, где находился архиерей. Известно, что оно бывало в Москве, Новгороде, Вологде. В греческой церкви чин действа С. суда стал совершаться не ранее VIII века. В какое время и кем установлено совершение его в русской церкви — с точностью неизвестно; несомненно лишь, что оно совершалось в первой половине XVII стол. В Москве его совершал сам патриарх, часто в присутствии царя. Царь Алексей Михайлович, за исключением немногих лет, постоянно находился при действе. После смерти Алексея Михайловича выход царей к действу бывал редко. В царствование Петра I совершение действа прекратилось: патриарх Адриан отправлял его в последний раз в 1697 г. Действо С. суда совершалось главным образом вне храма, за алтарем (в Москве — за алтарем Успенского собора, в Новгороде — подле церкви Богоотец Иоакима и Анны). Иногда, однако, действо совершалось в Москве в самом храме. Во всяком случае для совершения его устраивалось особое место. Ключари за два дня посылали сторожей на мастерской плотничий двор для устройства козла (т. е. рундука, подмостков), а затем на казенный двор, для обивки его красным сукном. На приготовленное место ключари Архангельского собора приносили образ С. суда и поставляли перед ним подсвечник. В Новгороде выносился образ видения пророком Даниилом С. суда. Затем приносились еще стол, покрытый пеленою, серебряная чаша для водоосвящения, подсвечники, большой налой с паволокою для иконы Богородицы и для Евангелия. Самый чин действа страшного суда состоял в пении стихир, чтении паремий, водоосвящении, чтении апостола, чтении Евангелия, погружении креста в воду патриархом и омытии освященною водою икон, великой ектении и осенении предстоявших крестом. Главное в действе было чтение Евангелия о С. суде. Евангелие читалось двояким образом: или на четыре страны (патриарх — обратясь лицом к востоку, стоявший против него протодиакон — лицом к западу, один диакон — обратясь лицом к народу на север, другой — на юг), или только патриарх с протодиаконом. Крестный ход бывал не всегда; он не совершался, если действо происходило в храме; водоосвящение также совершалось не всегда. Чин действа С. суда сохранился в новгородском рукописном Чиновнике XVII века, хранящемся в библиотеке СПб. дух. академии. В сокращении он напечатан в "Чтениях Имп. общества истории и древн." (1861, кн. 1). К XVII столетию относится и печатный чин того же действа, изданный вместе с чинами действ летопроводства и пещного и чином освящения антиминсов. Печатный чин следует назвать московским, так как в нем указано присутствие при действе царя. Кроме того, чин действа С. суда напечатан в "Вивлиофике" (ч. XI), в уставе обрядов, наблюдаемом в московском Успенском соборе. Здесь он изложен не во всей полноте, а в виде записи, как он совершался в тот или другой год. Запись имеется за 16 лет, в промежуток времени с 1671 до 1691 г. Записи многих лет очень кратки и касаются только каких-либо особенностей, бывших при совершении действа. См. прот. К. Никольский "О службах русской церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах" (СПб., 1885).


Морфологический разбор «страшный суд»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: одушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: именительный; остальные признаки: имя; отвечает на вопрос: (есть) Кто? ...

Синонимы слова «страшный»


Фонетический разбор «страшный»

транскрипция: [стра́шный']
количество слогов: 2
переносы: (стра - шный) ...

Ассоциации к слову «страшный»


Цитаты со словом «страшный»


Близкие по смыслу слова к слову «страшный»


Предложения со словом «страшный»

Прохожих мало, теперь боятся темноты и прячутся заблаговременно, но, если кто решился остаться в улицах, страшное не кажется ему страшным.
Соперникам в страшных снах снились неотрывно висящее над доской лицо американца, его горящие глаза и длинные пальцы, снимающие с доски пешки и фигуры.
Однако мировая практика показывает, что даже самые страшные террористические и преступные организации после прихода к власти получают признание в мире.
Волки не страшные, а стройные, да ещё в лёгких платьях.
Старый дед приходит к колдуну и просит снять с него страшное заклятие, которому уже 40 лет.

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.