Значение слова «стенография»

Что означает слово «стенография»

Словарь Ефремовой

Стенография

ж.
Способ быстрой записи устной речи с помощью системы особых условных знаков.

Толковый переводоведческий словарь

Стенография

система, базирующаяся на записи слов, а не мыслей, что неизбежно создает предпосылки для дословного перевода, снижает интеллектуальную активность в момент восприятия, порождает значительные трудности при оформлении перевода.

Словарь Ожегова

СТЕНОГРАФИЯ, и, ж. Способ скоростной записи особыми знаками, дающий возможность быстро и точно записывать устную речь.

| прил. стенографический, ая, ое.

Словарь Ушакова

Стенография

стенография, стенографии, мн. нет, жен. (от греч. stenos-узкий и grapho-пишу). Способ письма посредством особых знаков и сократительных приемов, дающий возможность быстро записывать устную речь.

Энциклопедический словарь

Стенография

(от греч. stenos - узкий, тесный и ...графия), скоростное письмо (превосходит скорость обычного в 4-7 раз), основана на применении специальных систем знаков и сокращений слов и словосочетаний, позволяющее вести синхронную запись устной речи. Стенография была известна в 4 в. до н. э. в Афинах, в 1 в. до н. э. - в Риме. Термин "стенография" введен в 1602 в Англии.

Грамматологический словарь

Стенография

(от греч. στενός «узкий», γράφω «пишу») – применение особых упрощенных знаков для быстрой записи человеческой речи. Стенографические приемы записи слов в Древнем Египте (т.н. демотика) Автором древнеримской стенографии считается Тирон (1 в. до н. э.) одно из изобретений которого – титло – продержалось в кириллице до 18 в. Т.н. «тироновых нот» насчитывалось несколько тысяч.

В нашей стране в 1820 вышла одна из первых книг по стенографии на русском языке «Графодромия, или искусство скорописи» М.А. Корфа. Первая современная система стенографии была введена англичанином Дж. Уиллисом в 1602, который разработал т.н. геометрический принцип стенографии:

Этот принцип подходит для односложных слов и аналитических конструкций, поэтому он распространен в основном в Англии и Франции. Другое направление в стенографии – курсивное предложил немец Габельсбергер в 1834. Последнего принципа придерживается большинство стран Европы, включая и Россию (модификация Соколова), где государственные языки принадлежат флективному строю. Примеры:

Следует разграничить понятие стенография на три составные части:

а. Скорость письма (См. Курсивность письма). Например, «сто» − сто.

б. Сокращение слов (См. Аббревиатура) отбрасыванием начала, конца слова (при помощи точки или титло), его середины (посредством дефиса или титло, либо при помощи особых знаков). Например, «структура» – стр-ра, .ктура, стр., стрктра (консонантный принцип); «бог» – БГ, «параграф» – §, «годы» – гг. (идеографический принцип) «светотень» – с/т.

в. Плотность письма (См. Плотность текста) вызывает позиционное варьирование знаков (одинаковые знаки в разных позициях считаются разными) и вместе с тем стенография приобретает частично слоговой характер: и т.д.

Стенография (особенно «геометрическая» ее разновидность) оказала заметное влияние на создание письменностей для аборигенов Северной Америки (алгонкины, атапаски, эскимосы) и племен Южного Китая (мяо, лису).

Самую раннюю систему стенографии изобрел греческий раб Марк Туллий Тирон в 63 до н.э. для записи речей Цицерона, хотя известно, что еще в 4 в. до н.э. историк Ксенофонт использовал скоропись для записи воспоминаний о Сократе. Сохранился из этой системы один знак (&), часто называемым тироновым знаком, или амперсандом.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Стенография

(тахиграфия и много других названий — греч. скоропись) — искусство, с помощью которого можно писать так же скоро, как говорят; для достижения этой цели пишут особыми простейшими знаками, и самые слова и слоги часто подвергаются различным сокращениям, что в результате дает экономию времени почти в 75% сравнительно с обыкновенным письмом и позволяет записывать речи ораторов. Так как выбор значков для С. большею частью произвольный, то из сочетаний различных значков образовалось бесчисленное множество стенографических систем, имеющих каждая свои достоинства и недостатки. Системы эти могут быть подразделены на 2 группы: в одних основами знаков служат геометрические элементы (точка, прямая линия, круг и его части) и все сочетания букв имеют вид геометрических фигур; это так назыв. геометральные системы, наиболее употребляемые в Англии и Франции. Другие системы образуют свои знаки из частей обыкновенных букв и за основание знаков принимают овал и черту, наклоненную вправо, как и в обыкновенном письме; это — графические системы, употребляемые преимущественно в Германии. Последние системы более удобны для письма и более красивы в начертании. Как те, так и другие разнообразят основные знаки различными способами: знаки различаются по своей высоте, по наклону, по занимаемому месту, по утолщению и т. д. Современная С. стремится объединить все системы в одну, в которой по рациональному методу совмещались бы краткость, последовательность и легкость изучения; стараются обосновать С. на более или менее точных статистич. и экспериментально-физиологич. основаниях вместо прежнего произвола каждого изобретателя. Так как С. пользуется для своих целей особенностями словопроизводства в данном языке, то при переносе системы С. с одного языка на другой требуются большие или меньшие изменения системы. Искусство С. существовало уже, как можно заключить по некоторым данным, у древних египтян, где условным знаком записывались речи фараонов; от египтян это искусство перешло к грекам и римлянам, у которых имелись скорописцы. В I в. до Р. Х. римский грамматик Тирон изобрел особый способ стенографирования, получивший название тиронских значков (notae Tironianae); эти значки были образованы из римских прописных букв сокращением и упрощением их; в соединении друг с другом значки подвергались известным изменениям и слияниям, для некоторых гласных употреблялись символические обозначения; иногда для обозначения целых слов употреблялись буквенные обозначения; некоторые буквы опускались, хотя без определенной системы. У римлян скорописцы (n o tarii) записывали такими значками публичные речи и протоколы заседаний. Во время империи эта С. изучалась в школах, а впоследствии ею пользовалась и христианская церковь. С падением римской империи пало и это искусство, хотя и продолжало еще существовать до времен Каролингов, затем оно совершенно исчезает. Число знаков было весьма велико: Сенека насчитывал их до 5000, во времена Каролингов их было до 8000. Рукописи, написанные тиронскими значками, сохранились до настоящего времени. В средние века, после исчезновения тиронских значков, упоминается лишь о попытке английского монаха Иог. Тильбери составить новую латинскую С. (в XII в.). В средние века и в начале новых речи записывались обыкновенным алфавитом, но с сокращениями, которые потом дополнялись. В конце XVI в. в Англии вновь появляется искусство С. и получает особенное развитие в конце XVIII в. Из Англии С. распространилась, начиная с XVII в., и на континенте. Наибольшего развития С. достигла в настоящее время в Сев.-Американских Соединенных Штатах, Англии, Франции, Германии, Швейцарии и Австро-Венгрии. Как средство записывать произносимые речи С. употребляется почти во всех парламентах земного шара. Образцовым является стенографическое бюро при прусской палате депутатов, состоящее из 12 стенографов, такого же числа писцов, журналиста и главного редактора. Во время заседаний палаты стенографы работают по двое, и каждая пара чередуется в своих занятиях через каждые 10 минут; по окончании очереди освободившиеся стенографы уходят в особое помещение, где диктуют стенограмму писцам (в случае неясности текста сравниваются обе стенограммы); готовая рукопись передается для прочтения говорившим лицам, затем читается редактором. Определение в стенографы производится по конкурсу. В Англии, где есть наборщики, знакомые со С., стенограммы вовсе не переписываются обыкновенными буквами, а отсылаются прямо в типографию и уже в печатных корректурах исправляются и редактируются. Первое стенографическое общество было учреждено в 1726 г. в Лондоне, но просуществовало недолго, и лишь в 1840 г. появилось там же новое стенографическое общество. Есть несколько стенографических институтов, имеющих целью содействие развитию теории, практики и литературы С .; таковы учрежденный в 1839 г. K ö nigliches Stenographisches Institut в Дрездене, учрежденный Дюплойе в 1872 г. Institut st é nographique des Deux-Mondes в Париже и учрежденный Питманом в 1851 г. Phonetic Institute в Бате (Bath) с отделениями в Лондоне и Нью-Йорке. Первый журнал, посвященный С., появился в Англии в 1842 г. Первый международный стенографический конгресс состоялся в 1887 г., шестой — в 1897 г. В Англии первая попытка установить С., сделанная Брайтом (1588), окончилась неудачей; более удачными были попытки его последователей Виллиса (1602), Бирома (1726) и Тейлора (1786); система последнего была перенесена во многие иностранные языки; на его же системе основывается и Питман, который своей "Фонографией" (1837) далеко превзошел других изобретателей. Первым сторонником графического направления в Англии явился Бордлей в 1787 г., но не имел там успеха. По распространенности С. в обыденной жизни Англия стоит впереди других стран. При парламенте официальных стенографов нет. В настоящее время в Англии имеются 5 центральных и 95 местных стенографических обществ и 174 стенографических школы по системе Питмана. Во Франции система Коссара (1651) не получила распространения; Кулон де Тевено (1778) также не имел успеха. Большое распространение выпало на долю попытки Бертена (1792) применить систему Тейлора, которая и еще поныне употребляется в обработке Прево (1826) и Делонея (1866); в настоящее время наиболе распространена система Дюплойе (1867); всего во Франции 35 обществ, следующих системе Дюплойе, 2 — системы Прево-Делоней, 4 — других систем С. В Соединенных Штатах употребляются те же системы С., как и в Англии; преобладает система Питмана (введенная в 1844 г.), отчасти в первоначальной форме, отчасти в обработках Грегама (1858), Линдсдея (1862), Менсона (1867) и Бернса (1873); С. применяется в больших размерах в правительственных, судебных и частных учреждениях; много дам-стенографисток; всего в Соединенных Штатах 82 стенографических общества, в том числе несколько немецких, и 1 школа по системе Питмана. В Италии еще в 1678 г. Рамсей обработал итальянскую систему С. под назв. "Tacheographia"; за ним следовала попытка Молина (1797); успех имел Аманти (1809), своей обработкой системы Бертена; последняя была также обработана Дельпино (1819) и др.; с 1863 г. получила большое распространение обработка системы Габельсбергера, принадлежащая Ноэ, которая принята правительственными учреждениями и 20 стенографич. обществами с 610 членами. В Германии в 1678 г. появилась "Тахеография" Рамсея; в конце ХVIII в. имели довольно большой успех Мозенгейль (1796) и Горстиг (1797) с своими геометральными системами С.; но лишь с появлением графической системы Габельсбергера (1834) немецкая С. стала на твердую почву. Габельсбергер заимствовал свои знаки из частей обыкновенных букв, но связь знаков между собою основывается у него отчасти еще на началах геометральных систем. Штольце (1841) указал на удобства употребления соединительной черты, установил более точные правила и вообще поднял значение С. Число систем С. в Германии довольно велико (Арендса, Фаульмана, Авг. Лемана, Меркеса, Роллера, Фельтена). Шрей (1887) удачно соединил в своей системе преимущества систем Габельсбергера, Штольце, Фаульмана; Браунс (1888) применил в своей системе особенно рациональную экономию. Главное различие между отдельными группами немецких систем С. заключается в способе обозначения гласных: у Габельсбергера гласные или вовсе не выписываются, или сливаются с согласными, или обозначаются поднятием или упущением, утолщением или увеличением согласных (символическое обозначение); лишь изредка они выписываются. Последователи Габельсбергера стремились подвести под известные правила обозначение гласных, чтобы тем упростить словообразование. Система Штольце придерживается исключительно символического обозначения гласных; системы относительной символики придерживаются Фаульман, Меркес, Шрей, Леман. Другие системы придерживаются выписывания гласных и отчасти сливания их с согласными (Арендс, Роллер, Куновский). В последние годы в Германии появилось стремление к объединению различных стенографических школ: в 1897 г. объединили свои системы школы Штольце, Шрея и Фельтена, и к этому соглашению присоединилась и школа Меркеса и Лемана; это — группа систем с символизацией гласных. В 1898 г. объединились системы Арендса, Роллера и Куновского (1898) под названием "национальной стенографии"; это — группа систем, выписывающих гласные. В настоящее время стремятся к объединению обе эти группы, а также системы, стоящие вне групп. Вообще, в Германии С. достигла высокой степени развития. С. по системе Габельсбергера введена в качестве необязательного предмета в среднеучебных заведениях Баварии, Саксонии, Саксен-Веймара и др.; в Бадене и Вюртемберге наряду с системой Габельсбергера преподаются системы Штольце и объединенная система Штольце-Шрея; лишь Пруссия отказывается от введения преподавания С. ввиду существования слишком многих и нетвердо установившихся систем, но в 1897—98 гг. и в прусских военных школах введено необязательное обучение С. по системе Штольце-Шрея. В германском рейхстаге употребляется система Штольце. Всего в 1898 г. в Германии существовало около 2500 стенографических обществ с 82000 членов (системы Габельсбергера 1137 обществ, Штольце-Шрея — 805). В Австро-Венгрии немецкая С. впервые была предложена Данцером (1800) по геометральной системе, но она исчезла с появлением системы Габельсбергера, которая имеет и в настоящее время наибольшее распространение и употребляется в рейхсрате и местных ландтагах; обучение ей введено в средних учебных заведениях; из новых систем распространены системы Фаульмана, Лемана и Шрея. Первая система С. для мадьярского языка была предложена Гати (1820), но без успеха, так же как и система Борзоса (1833); больший успех имели переделка С. Штольце — Фенивесси и Габельсбергера — Марковича (1863): обе эти системы приняты в школах и в парламенте. На чешском языке С. появилась по системе Габельсбергера благодаря трудам Пражского стенографического общества (1863), которое теперь стремится заменить эту систему новой национальной системой. Для польского языка система Габельсбергера переделана Полинским (1861) и Олевинским (1864), для кроатского — Магдичем (1864). Всего в Австро-Венгрии 181 стенографическое общество, в том числе 130 системы Габельсбергера (на различных языках) с 10334 членами. В России первая попытка составления С. принадлежит Генри (1792), но она осталась незамеченной; затем были изданы "Графодромия, или искусство скорописи, соч. Г. Астье, переделанное и примененное к русскому языку бароном Модестом Корфом" (СПб., 1820); "С. или искусство писать так же скоро, как говорят, на русском и французском языках" (М., 1844); "Стенографическая азбука, или руководство к изучению искусства так же скоро писать, как и говорить, по методе, основанной на изображении букв точками или чертежами. Изданная С. П. К." (М., 1848); M. И. Иванов, "О С., или искусстве скорописи в применении ее к русскому языку" (СПб., 1858). Все эти руководства составлены по геометрическим системам и заимствованы у французов. Самая С. не имела особенного успеха. Большее внимание было обращено на С. при введении судебных уставов, когда правительство назначило премию за лучшее руководство по С. в применения к русскому языку; премия не досталась никому, но комиссия при министерстве народного просвещения нашла, что способы П. Ольхина по системе Габельсбергера и И. Паульсона и Я. Мессера — по системе Штольце наиболее практичны. Система Ольхина была издана под заглавием "Руководство к русской С. по началам Габельсбергера" (СПб., 1866; З изд., СПб., 1874), сочинение Паульсона и Мессера — под заглавием "Русская краткопись, или С. по началам Штольце" (СПб., 1864).

СТЕНОГРАФИЯ I.

СТЕНОГРАФИЯ II.

Сначала деятелность русских стенографов ограничивалась составлением подробных отчетов по уголовным и гражданским процессам; затем начали записывать заседания ученых обществ, акционерных, земских и других собраний; впоследствие к услугам С. стали прибегать редакции газет, писатели, переводчики с иностранных языков и другие деловые люди. Вообще С. не получила прочного развития в России; наибольшее применение имеют системы Габельсбергера и Штольце в вышеуказанных обработках. По системе Габельсбергера в обработке Ольхина С. разделяется на 3 отдела: словоначертание, или буквосочетание, дающее правила соединения простейших знаков — словосокращение, говорящее о сокращенном обозначении известных частей слов, — и словоусечение, дающее правила пропуска или усечения части слов. Словоначертание. При С. слова пишутся вообще с таким же наклонением знаков, как и в обыкновенном письме; одни знаки пишутся средних размеров, другие выдаются вверх или вниз или и вверх, и вниз; первые знаки, имеющие размер обыкновенных букв, называются мерными; кроме того, употребляются знаки полумерные, малые (ниже полумерных) и длинные. Отдельные стенографические знаки в большинстве случаев означают не отдельные буквы, а слоги; гласные, находящиеся в слогах, по возможности символизируются в согласном, которому придается особое положение или форма: так, соединительная черта между согласными, а также выходящая из них или входящая в них горизонтальная или косвенная волосная черта означает существование гласного вообще; при отсутствии точнейшего обозначения, такая черта выражает е; утолщение нисходящей части знака согласного означает символически гласный а, следующий за согласным и т. д. Если символика невозможна, то гласные означаются слитно, т. е. соединением характеристической части согласного с гласным; если же и это невозможно, то гласные выписываются особенными знаками. Словосокращение. Буквы, вставленные только для благозвучия, не выражаются, если они требуют начертания особенного знака; некоторые приставки выражаются особенными знаками, которые связываются с корнями; сложные приставки пишутся слитно и соединяясь между собою как можно теснее; некоторые прилагательные и существительные употребляются в виде приставок и выражаются сокращенно; в окончаниях (склонений и спряжений) пишется только знак, характеризующий окончание. Числительные выражаются цифровыми знаками по возможности упрощенными; повторение цифры означается подчеркиванием; знаки сотен и тысяч означаются словом сто или тысяча. Словоусечение. При словоусечении исключается или усекается некоторая часть слова; одни усеченные слова употребляются лишь при удобном случае, другие — постоянно; последнего рода усечения представляют собою знаки, которые сами по себе большею частью означают слова; они называются самословами, значками или условными знаками. Самословами выражается целый ряд слов; слова, производные от этих слов, также выражаются самословами с прибавлением нужных букв. Усечение может быть произведено либо в формальной части слова (окончания), либо в материальной части (корне). Наконец, употребляются и знаки условные, как: означение общеизвестных цитат, пословиц первым и последним словом, между которыми ставится черта; знак ! (милостивый государь), !!(милостивые государи) и т. д. Ср. S cott de Martinville, "Histoire de la sté nographie" (Пар., 1849); Guenin, "Recherches sur l'histoire etc. de la st é nographie" (П., 1880); Pitman, "A history of shorthand" (3 изд., Лонд. и Бат, 1891); Westby-Gibson, "The bibliography of shorthand" (ib., 1887); Moser, "Allgemeine Geschichte der Stenographie" (т. 1, Лиц., 1889); Faulmann, "Geschichte und Litteratur der Stenographie" (Вена, 1895); Ершов, "Обзор русск. стенографических систем" (СПб., 1880); Zimmermann, "Geschichte der Stenographie" (Вена, 1897); Ziebig, "Nachträ ge zur Geschichte und Litteratur der Geschwindschreibekunst" (Дрезд., 1899); I. Depoin, "Annuaire St é nographique international" (Пар., 1889). Кроме того, целый ряд учебников и руководств различных систем С. на всех языках; на русском, кроме вышеупомянутых: А. Горшенов, "Учебник практической С." (СПб., 1893); В. Кривош, "Самоучитель русской скорописи" (Стенография, Петроград, 1893); И. Паульсон и Я. Мессер, "Практическое руководство к изучению русской С. по началам Штольце" (4 изд., СПб., 189 2) и мн. др. Разработка различных вопросов С. посвящены также многочисленные специальные периодические издания: "Deutsche Stenographenzeitung" (сист. Габельсбергера), "Stenographische Vierteljahrsscrhift" (то же), "Magazin f ü r Stenographie" (сист. Штольце-Шрей), "Archiv f ü r Stenographie" (то же), "Der Nationalstenograph" (национ. сист.), "Pionier" (сист. Роллера), "Меrkesiana" (сист. Меркеса) и др.


Морфологический разбор «стенография»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: единственное; падеж: именительный; отвечает на вопрос: (есть) Что? ...

Синонимы слова «стенография»


Фонетический разбор «стенография»

транскрипция: [с'т'энагра́ф'ийа]
количество слогов: 5
переносы: (сте - но - гра - фия) ...

Цитаты со словом «стенография»


Близкие по смыслу слова к слову «стенография»


Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.