Значение слова «старообрядчество»

Что означает слово «старообрядчество»

Словарь Ефремовой

Старообрядчество

  1. ср.
    1. Религиозное направление, объединяющее ряд сект, которые возникли в результате церковного раскола в Российском государстве в XVII в. и стремились к сохранению старины в церковной жизни и обрядности.
    2. Вероучение и обрядность сторонников этого направления.

Словарь Ушакова

Старообрядчество

старообрядчество, старообрядчества, мн. нет, ср. (церк.). Религиозное направление, объединяющее ряд сект, возникших в результате раскола (см. раскол в 3 знач.).

Культурология. Словарь-справочник

Старообрядчество

совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ ХVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. До 1906 г. сторонники старообрядчества преследовались царским правительством. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий.

Энциклопедический словарь

Старообрядчество

совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ 17 в. (см. Раскол) и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Сторонники старообрядчества до 1906 преследовались царским правительством. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий. Имеет в своем составе 2 церкви: Белокриницкую иерархию, возглавляемую архиепископией Московской и всея Руси (центр - на Рогожском кладбище в Москве), а также Беглопоповскую архиепископию (центр - в г. Новозыбков Брянской обл.).

Словарь Ожегова

СТАРООБРЯДЧЕСТВО, а, ср. Общее название религиозных течений, возникших в России с конца 17 в. вследствие религиозного раскола (впоследствии распавшихся на несколько толков) и стремящихся к сохранению старых церковных правил (старой веры), прежних устоев жизни. Течения старообрядчества.

| прил. старообрядческий, ая, ое. С. монастырь.

Православный энциклопедический словарь

Старообрядчество

последование церковной старине в той области, которая касается не существа веры, а внешних сторон церковной жизни, то есть всего того, что относится к церковным обычаям и обрядам. В России - религиозно-общественное движение с середины 17 века. Возникло как следствие реформ Патриарха Никона. Старообрядцы выступали против нововведений, поддержанных, между тем, всеми иерархами Русской Православной Церкви, за сохранение старых обрядов (в частности, сложения двух, а не трех, перстов при осенений себя крестным знамением и некоторых других). Противоборство приняло резкие формы: последовали гонения на раскольников, которые вынуждены были уходить в глухие леса и там селиться. С начала 18 века преследование правительством "староверов" несколько смягчилось, а затем и вовсе было прекращено (см. Раскол).

Православие. Словарь-справочник

Старообрядчество

   движение, возникшее в России в середине XVII в. в связи с унификацией церковных обрядов по греческому образцу, проводившихся патриархом Никоном. Отделение последователей старообрядчества от официальной Церкви происходило под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия». Старообрядцы, создававшие собственные, обособленные от «никониян» общины, не признавали новых икон, исправленных официальной Церковью богослужебных книг, новых обрядов (например, троеперстия вместо прежнего двоеперстия при совершении крестного знамения и др.). Старообрядчество с самого начала не было единым. К концу XVII – началу XVIII вв. распалось на многие течения, получившие названия «толков» и «согласий», основным было деление на поповцев и беспоповцев. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных Таинств. Основные районы распространения поповщины – Керженские леса, Стародубье, Дон, Кубань; беспоповщины – в основном на севере государства. Беспоповцы отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых Таинств. В 1801 г. часть старообрядцев-поповцев пошла на соглашение с Церковью, предпринятое митрополитом Платоном (Левшиным). Сохраняя совершение богослужения и Таинств по старопечатным книгам и по своим обрядам, они стали признавать главенство Синода и подчиняться местным епархиальным архиереям. Это течение получило название единоверия. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 г. принял решение о более лояльном и терпимом отношении к старообрядцам, но эта мера не привела к их примирению с Православием.

Словарь ереси и секты (Булгаков)

Старообрядчество

   Старообрядчество возникло в нашей Церкви при следующих обстоятельствах. В начале второй половины XVII в., в царствование Алексея Михайловича, патриарх Никон решил соборне исправить наши богослужебные книги и обряды. Дело это было не новое на Руси. Исправление книжное началось у нас еще с Максима Грека и продолжалось почти без перерыва вплоть до самого Никона, но, к сожалению, несмотря на столетний опыт, не имело особенного успеха. Книги, вышедшие пред самым вступлением Никона на патриарший престол, по-прежнему заявляли о себе - «о многом неисправлении и разгласии». Зависело это от того, что исправа производилась исключительно только по нашим старославянским спискам и печатным экземплярам, которые во многом друг другу разногласили и сами требовали исправы. Чтобы положить этому конец и желая вместе с тем во всем согласить нас с матерью нашей Церкви - Церковью Греческой, Никон порешил вести исправление по-новому: он в основание наших чинов и обрядов положил уже выработанные на Востоке чины и обряды Церкви Греческой, тщательно при этом сверяя последние и с нашими старославянскими списками. Но эта-то новость возбудила в среде некоторых русских людей того времени сильное и открытое неудовольствие. В русском обществе еще раньше сложилась слепая преданность обрядам в связи с безусловным уважением и доверием к церковным книгам, как священным. Самый характер тогдашнего просвещения воспитывал в обществе такой именно склад, а общее невежество благоприятствовало ему укорениться. Отсюда-то и произошло подозрительное отношение ко всякому проявлению критицизма, отсюда-то и явился протест против книжных обрядовых исправлений Никона, которые были введены со всей решительностью, и новопечатными книгами настойчиво заменялись старые. Скоро дело дошло до того, что расколоучители с невежественной толпой своих последователей открыто заявили, что Никон совершенно истребил всю веру, что теперь церкви стали не церкви, архиереи не архиереи, тайны не тайны, и что долг христианина - отказаться от никонианских еретических служб и храмов и оставаться верными древнему благочестию, т.с. старым книгам и обрядам, по которым-де угодили Богу все русские святители и чудотворцы. Так, вследствие неразумной приверженности к некоторым из прежних обрядов, образовалось «старообрядчество». Главные вожди этого раскола, отторгшие от Церкви многих простецов, были осуждены на соборах 1666 г. и 1667 г. Все наши старообрядцы одинаково согласны между собой в следующих пунктах своего учения: должно служить Богу по старым книгам, а не по новым, креститься двумя перстами, а не тремя, употреблять сугубую аллилуйю, а не трегубую, осьмиконечный крест, а не четвероконечный, совершать литургию на семи просфорах, а не на пяти, творить ход посолон, а не против солнца, читая в Символе о Святом Духе и «истинного», произносить и писать имя Спасителя Исус, а не Иисус и проч. Но они разногласят во многих других отношениях, а потому и делятся на много толков и согласий.

Уральская Историческая Энциклопедия

Старообрядчество

(староверие)

   совокупность церковных орг-ций, согласий, толков и групп в России и за ее пределами, не принявших церковной реформы, проведенной патриархом Никоном по указу царя Алексея Михайловича, и ставших оппозиционными или враждебными официальной церкви. Сторонники С. были преданы анафеме на церковном соборе 1666-67. Пестрый социальный состав С. (крест., ч. купечества, предст. старых боярских родов и низшего духовенства) обусловил формирование ряда направлений, в разной степени оппозиционных официальной церкви: поповцы, беглопоповцы, беспоповцы и др. Первые признавали необходимость священников при богослужениях и обрядах, вторые принимали беглых попов, третьи отрицали самую возможность существования истинного священства, т. к. оно "истреблено антихристом". В дальнейшем поповщина и беспоповщина разбились на многочисл. согласия и толки, лишенные четкого организационного и идеологического единства (беглопоповский, поморский, федосеевский, филипповский, страннический и др.) В 1846 на тер. Австрии, в Белой Кринице, была основана Белокриницкая (Австрийская) иерархия, главой стал бывший босносараевский митрополит Амвросий. Впоследствии ее ц. был перенесен в Москву, на Рогожское кладбище.

   Преследования со стороны властей и официальной церкви вынуждали старообрядцев к бегству в отдаленные от ц. р-ны России. Со второй пол. XVII в. они появляются на У., в осн. из Поморья и сев. обл. страны. С 20-х XVIII в. усилился приток старообрядцев с р. Керженец (отсюда ур.-сибирское назв. С. "кержаки"). В период пром. освоения У. С. находили приют на частных и даже казенных з-дах. Нередко во главе старообрядческих общин становились крупные заводопромышленники.

   В 1800 по указу пр-ва создается единоверческая церковь, в к-рой С. было позволено служить по старым книгам и обрядам, но священников назначали епархиальные архиереи. Нек-рое распространение единоверия на У. было следствием насильственного воздействия церковных и светских властей, стремления старообрядцев избегать преследований. После рев. 1905-07 положение С. было легализовано (указы 17 апр. 1905 и 17 окт. 1906). На У. нач. стр. и освящение церквей Белокриницкой иерархии.

   Как культ. явление С. характеризуется консервативностью не только обрядовой жизни, но и быта, одежды, песнопений, иконописания, нравственных устоев. Для С. характерны сравнительно высокая грамотность, начитанность, почитание книг и икон. Это нашло выражение и в идеологическом отстаивании старой веры, в публицистике. Следование традициям старины способствовало созданию ценнейших произв. Невьянской школы иконописи, худ. оформлению рукописных, а в дальнейшем и печатных книг.

   В XX в. на У. происходит активизация деятельности С., открытие новых храмов и молитвенных домов. Осн. направления С.: Белокриницкая иерархия (Старообрядческая митрополия Московская и Всея Руси), беспоповское согласие, часовенное согласие, филипповцы, поморцы, небольшие и все еще законспирированные группы истинноправославных христиан странствующих (ИПХС).

   Колосницин В.И., Медведев А.В.

Религии народов современной России

Старообрядчество

   совокупность религ. течений, возникших в результате раскола в русском православии и отказавшихся принять церк. реформы, проведенные патриархом Никоном в сер. 17 в. Суть этих реформ, против к-рых выступали старообрядцы, сводилась гл. обр. к обрядовой стороне: введение трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, хождение вокруг церкви и аналоя против движения солнца, а не «посолонь», вместо 7 просфор стали употреблять 5, трехкратное повторение слова «аллилуйя» в пении («трегубая аллилуйя») вместо двухкратной («сугубой»), а также исправление церк. книг в соответствии с греческими образцами, изменение формы креста (допущение шестиконечного наряду с восьмиконечным) и др. Противники нововведений расценили все это как «порчу веры», как дело антихристово. Однако несогласие с культовыми новшествами явилось лишь поводом и внешней формой выражения протеста. Действительная причина заключалась в том, что культовые новшества впервые вводились не поместным собором, а единоличной властью Патриарха, а это наносило удар по соборности, по автономии церкви, устанавливало в ней единовластие и подчиняло ее монархическому гос-ву. Возникновение С. явилось идеологическим выражением обострения соц. противоречий, характерных для России 17 в. С. делится на 2 осн. направления поповщину и беспоповщину, состоящих из мн. течений, толков и согласий (Беглопоповцы, Белокриницкая иерархия, Единоверческая церковь, Поморский толк, Федосеевский толк, Филипповский толк, Страннический толк, Спасовский толк).

   Сторонники С. («раскольники») были прокляты на церк. соборе 1666–1667. Указом от 1685 старообрядцы были объявлены вне закона. Участие в расколе каралось смертью.

   Царское самодержавие вместе с офиц. Правосл. церковью жестоко преследовали С. в течение почти всей вт. пол. 17 и перв. пол. 18 в., за исключением нескольких лет при Петре I, когда им были разрешены свободные богослужения при условии записи на «двойной оклад», т. е. при согласии платить двойные налоги (т. наз. записные раскольники). Спасаясь от гонений, старообрядцы бежали на малозаселенные окраины России (в Поволжье, на Урал, в Сибирь) или даже за ее пределы (в Польшу, Австрию, балканские страны, Германию, Турцию, Румынию), основывали там свои слободы, селения и скиты. Нередки были случаи самосожжения гонимых старообрядцев. Роль торгово-промышленных элементов в С. к сер. 18 в. сильно возросла. В связи с этим госво, проводя политику поощрения торгово-промышленной деятельности, в 1762 издало указ, разрешавший старообрядцам вернуться на родину и предоставлявший им при возвращении даже нек-рые льготы. Опорными пунктами С. с того времени стали города, слободы и села в развивающихся промышленных районах. Главенствующее положение как центр С. с кон. 18 в. заняла Москва, где беспоповцы обосновались вокруг Преображенского кладбища, а поповцы вокруг Рогожского кладбища. Вторым по значению центром С., преимущественно беспоповщины, стал Петербург.

   С нач. 19 в. самодержавие вновь усилило давление на С. В 30 40-х гг. нередки были случаи насаждения «единоверия» среди старообрядцев при помощи военных отрядов. Мн. старообрядческие монастыри и церкви были в то время разрушены или переданы «единоверцам». В связи с нехваткой священников в некрых беглопоповских приходах их роль стали исполнять уставщики. Т. обр. возникло «часовенное со1ласие», получившее распространение в Сибири.

   В 1862 группа сторонников белокриницкой иерархии выступила с «Окружным посланием», в к-ром провозглашала отказ от наиболее острых расхождений с офиц. православием по догматическим и обрядовым вопросам.

   Осн. центрами С. в кон. 19 в. были Москва, Гуслицы и Поволжье. В результате революции 1905 С. получило нек-рые права: оно могло строить церкви и молельни, а также открывать новые приходы и общины. В 1912, согласно переписи, в России насчитывалось свыше 2,2 млн старообрядцев. Однако эту цифру можно было бы увеличить в 1,5–2 раза. Старообрядцы имели накануне 1917 630 храмов, 3161 молитвенный дом, 73 скита и др. Было создано 99 старообрядческих школ.

   В советский период С. вступило в полосу углубляющегося кризиса, характерными чертами к-рого было сокращение численности, исчезновение мелких толков и согласий, постепенное стирание граней между отдельными направлениями, процесс «обмирщения», утраты ре лиг. специфики.

   В наст. вр. последователей С. в России и за рубежом насчитывается ок. 2 млн чел. В Румынии имеется старообрядческая митрополия. Старообрядцы проживают также в Канаде, США, Бразилии, Австралии, Новой Зеландии.

   На 1 янв. 1996 в Российской Федерации насчитывалось 164 зарегистрированных религ. объединения С., 5 релит, центров и управлений, 156 религ. обществ, 1 духовно-образовательное учреждение, 1 монастырь. С. в осн. исповедует русское население бывшего СССР. В 1971 на Поместном соборе РПЦ была снята анафема на старообрядцев.

   В.Ф. Миловидов

Русская Философия. Энциклопедия

Старообрядчество

(староверие)

   общее название рус. (православного) духовенства и мирян, отказавшихся присоединиться к реформе, предпринятой в XVII в. патриархом Никоном, и пытающихся сохранить церковные установления и традиции древнерус. православной церкви. Среди С. сложилось несколько различных церковных организаций (иногда называемых толками или согласиями), каждая из к-рых официально именует себя Древ-леправославной (православной) церковью, а своих последователей - православными христианами. Бытует самоназвание "староверы" с прибавлением указания на принадлежность определенной старообрядческой церкви. В дореволюционной литературе, как правило, С. именуется "расколом", а староверы - "раскольниками". В первые десятилетия С. было прежде всего общественной оппозицией церковным нововведениям, не вводившей новую позитивную программу или доктрину; богословствование начального С. было только защитой церковной традиции и критикой реформы. Но уже к кон. XVII в. перед С. обостряется необходимость решения целого ряда богословско-мировоззренческих проблем - как в теоретическом, так и в практическом плане. Одна часть духовенства пришла к убеждению, что, поскольку необходимо иметь священство, следует принимать с сохранением сана священнослужителей, переходящих в С. из новообрядной церкви. Это направление получило название "поповщина", "поповцы" или "беглопоповцы". Но др. староверы полагали, что в мире воцарился антихрист и близок конец света. Поэтому истинные священнослужители исчезли, а новообрядная церковь лишена благодати. Эти старообрядцы называются "беспоповцы". Перед ними возникла задача организовать свою церковно-богослужебную жизнь и дать этому догматическое обоснование. Значительная роль в ее разрешении принадлежит братьям А. и С. Денисовым и Феодосию Васильеву. Из богослужения беспоповцев исключаются все священнодействия, к-рые полномочен выполнять только священник или дьякон. Такие богослужения и до раскола совершались в сев. краях Поморья, где в малонаселенных и удаленных приходах не было постоянных священников. С этим связано происхождение названия мн. беспоповцев - поморцы. Правила организации церковной жизни, отношений с еретиками черпались С, в т. ч. и беспоповцами, из "Кормчей книги" - свода правил апостолов, соборов и святых отцов. Отвержение новообрядного духовенства и таинств беспоповцами не имело ничего общего с учением протестантизма, с к-рым их неоднократно пытались сблизить на основании внешнего сходства. Беспоповцы не отвергают принципиально ни церковную иерархию, ни таинства, они лишь в конкретных исторических условиях, руководствуясь опять-таки учением святых отцов и церковными канонами, вынуждены были обходиться без них. Видя в этом лишении признак антихристова времени, беспоповцы в течение мн. лет, однако, пытались найти истинное духовенство в отдаленных странах, в частности в легендарном Беловодье. В вопросе о совершении таинств беспоповцы не просто провозглашают равные права священников и мирян, но, опираясь на свод церковных канонов и историю церкви, в каждом конкретном случае рассматривают, вправе ли мирянин крестить, исповедовать и т. д. в экстремальной ситуации отсутствия священника. Для этих целей в беспоповстве складывается ин-т наставников-мирян, выполняющих функции духовных отцов. Невозможность совершения мирянином евхаристии разрешается в учении о "духовном причащении" - уповании на то, что при отсутствии видимого причастия Господь само страстное желание причаститься вменит за евхаристию. Проблема согласования идеи о состоявшемся пришествии в мир антихриста со святоотеческим учешем о конце света нашла выражение в беспоповской концепции о "духовном антихристе": антихрист не есть человек во плоти, он пришел духовно, его владычество - владычество еретиков, сопровождающееся гонениями на православных христиан, т. е. на С. Крупнейшее разделение в беспоповстве вызвал вопрос о таинстве брака. Последователи Феодосия Васильева - федосеевцы-старопоморцы постановили, что в отсутствие духовенства миряне не могут совершить браковенчания, сожительство же без брака есть блуд, и, следовательно, все должны вести девственную жизнь. В течение XIX в. долгое время федосеевцы являлись самым многочисленным течением в беспоповстве. Среди беспоповцев-поморцев в XIX в. оформилось учение о бессвященнословном браке, совершающемся благословением наставника и родителей. Эта практика вызвала разделение с федосеевцами, породившее с обеих сторон целый корпус полемических соч. - О таинстве брака. Кроме перечисленных выше осн. разделений, в С. образовался еще ряд толков и согласий. Крупное разделение в С. произошло после перехода к староверам в 1846 г. Босно-Сараевского митрополита Амвросия, учредившего Белокриницкую иерархию (по названию с. Белая Криница). Часть поповцев не приняла этой иерархии и продолжала довольствоваться переходящими от синодальной церкви священниками. В 1923 г. к ним перешел новообрядческий архиепископ Никола (Позднев), но и после появления иерархии за ними сохраняется обыденное название "беглопоповцы". Корпус старообрядческих соч. огромен, большую его часть представляют собой рукописные книги, посвященные полемике с ново-обрядчеством или между различными течениями С. Среди наиболее выдающихся произв., представляющих интерес для изучения религиозно-философских воззрений старообрядцев, можно назвать соч. Аввакума, "Соловецкую челобитную", "Поморские ответы", "Щит веры", "Меч духовный", соч. Павла Любопытного, епископа Арсения Уральского (Швецова), И. Кириллова, Ф. Мельникова, Л. Пичугина, В. Сенатова, епископа Михаила (Семенова). Для историка философии С. интересно прежде всего тем, что в ходе трехсотлетней полемики была приведена в движение вся мировоззренческая система византийско-рус. православия, ревизован и заново осмыслен весь его понятийный аппарат и внутренняя логика. Среди важнейших проблем, обсуждаемых в старообрядческих соч., - проблема сочетания личной ответственности за чистоту своей веры и подчинения авторитету иерархии: проблема взаимосвязи веры и ее выражения в i священнодействиях, церковных обрядах. Осн. тяжесть доказательства в старообрядческих соч. несут многочисленные выборки цитат из Священного писания, святых отцов и церковных канонов. Используются также и соч. новообрядцев, светских авторов. Цитаты сопровождаются истолкованием, обсуждением границ их применимости к излагаемой теме, возможной многозначности выражений. Очень мн. старообрядческие полемические соч. написаны в форме вопросов и ответов. Поскольку уровень грамотности среди староверов был высок, богословские споры не были достоянием узкой группы богословов-начетчиков - они вызывали общественный интерес и велись повсеместно как на диспутах, так и в письменном виде - в посланиях. Первыми авторами, опуб-| ликовавшими свои взгляды на сущность С, стали представители новообрядцев - Симеон Полоцкий, митрополит Димитрий Ростовский, епископ Питирим Нижегородский и др. Первоначальной их позицией было стремление доказать, что С. есть еретичество, что его последователи защищают неприемлемые для православия взгляды и обычаи. По мере того как становилось ясным, в т. ч. под влиянием научных открытий, что в дониконовс-ких церковных установлениях нет ничего еретического и ложного, синодальные обличители меняют позицию и делают акцент на том, что якобы С. - движение темного, необразованного люда, не покорившегося иерархам и не понимающего, что произведенные преобразования сравнительно малозначительны и не изменяют существа веры и церкви. Митрополит Платон (Левшин) теоретически и практически основал единоверие (1800), допускавшее чисто внешнее отправление дореформенного богослужения священниками, подчиняющимися новообрядческому Синоду. В сер. XIX в. возникает концепция, истолковывающая С. как народно-демократическое движение, лишь внешне облеченное в религиозную форму. Она получает развитие в трудах В. В. Андреева, В. И. Кельсиева, А. С. Пругавина, Щапова и др. Герцен намеревался даже организовать среди С. революционную пропаганду, что, впрочем, закончилось полной неудачей. На самом деле старообрядческая литература не касается проблем социального устройства, неприятие же государства и самоустранение от мн. форм общественной жизни есть лишь следствие убеждений в том, что существующее государство - еретическое. Несостоятельность попыток приписать С. антисамодержавные революционные воззрения была показана Н. С. Лесковым, П. И. Мельниковым-Печерским. В. С. Соловьев в работе "О русском народном расколе" пытался сблизить С. с протестантизмом, впрочем, чисто отвлеченно, не опираясь на изучение старообрядческой литературы и вероучения. Розанов и П. И. Мельников-Печерский высказывали мысль, что С. есть доведенное до логического завершения византийское православие - "мрачное", "жестокое", "отвергающее жизненные радости, стремящееся к умерщвлению плоти". Важное значение для изучения истории раскола имели работы Н. Ф. Каптерева, к-рые также послужили и некрой "реабилитацией" древнерус. церковной традиции. Интересная в плане исследования исторических фактов работа Е. Е. Голубинского "К нашей полемике со старообрядцами" (1905) выдвигает в качестве осн. причины раскола "отсутствие у нас просвещения" и невежество. При всей необозримости исследований о С. существует крайне мало беспристрастных работ, посвященных богословскому анализу и религиозно-философскому осмыслению (а не обличению) сущности С. Интерес в этом плане могут представлять соответствующие лекции курса Ключевского, главы "Истории русской философии" Зеньковского и "Путей русского богословия" Флоровского. Большое значение имеет фундаментальное исследование С. Зеньковского "Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века" (Мюнхен, 1970; 2-е изд. М., 1995), хотя вытекающий из него вывод, что С. вызрело как внутренний продукт жизни рус. церкви, а Никонова реформа была лишь внешним толчком, поводом, выведшим С. наружу, представляется спорным. Несмотря на то что с момента раскола С. было объектом преследований, только официальное число староверов во 2-й пол. XIX в. превышало 10 % населения России. Боровшийся со С. старец Амвросий Оптинский, протестуя против отмены правительственных репрессий и предоставления С. свободы вероисповедания, признавал, что в таком случае число староверов в один год удвоится, а через несколько лет так умножится, что из простого народа мало останется не перешедших в С. В наст. вр. существуют следующие крупные церковные организации С: Русская Православная Старообрядческая Церковь (Белокриницкая иерархия); Русская Древлеправославная Церковь (беглопоповцы); Древлеправославная Поморская Церковь (беспоповцы, имеются самостоятельные структуры в России, Латвии, Литве). Беспоповцы-федосеевцы, центром к-рых считается Московская Преображенская община, не имеют единой системы, связывающей церковные общины. Старообрядческие приходы существуют в Румынии (в т. ч. Митрополия Белокриницкой иерархии), в Польше, Северной и Южной Америке и др. странах. В последние годы возрождается деятельность по изданию религиозной литературы С, по богословскому образованию.

   Л и т.: Поморские ответы. М., 1911; Щит веры. М., 1913; Мельников-Печерский П. И. Очерки поповщины // Полн. собр. соч. Спб.; М., 1898. Т. 13–14; Сахаров Ф. К. Литература истории и обличения русского раскола. Вып. 1–3. Спб., 1887–1900; Пругавин А. С. Раскол - сектантство. Вып. 1. Библиография старообрядчества и его разветвлений. М., 1887; Сенатов В. Г. Философия истории старообрядчества. Ч. 1–2. М., 1908; Правда старой веры. М., 1917; Шахов М. О. Философские аспекты ста-роверия. М., 1997; Он же. Старообрядчество, общество, государство. М., 1998; Он же. Старообрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы и социальная позиция. М, 2002; Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: В 2 т. М., 2006.

   М. О. Шахов


Морфологический разбор «старообрядчество»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: средний; число: единственное; падеж: именительный, винительный; отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что? ...

Синонимы слова «старообрядчество»


Фонетический разбор «старообрядчество»

транскрипция: [стараабр'а́тч'иства]
количество слогов: 6
переносы: (ста - роо - бря - дче - ство) ...

Близкие по смыслу слова к слову «старообрядчество»


Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.