Спиритуализм
м.
Философско-мистическое учение, признающее духовное - сущностью мира, а
материальное - творением духа, Бога.
Спиритуализм
м.
Философско-мистическое учение, признающее духовное - сущностью мира, а
материальное - творением духа, Бога.
Спиритуализм
спиритуализм, спиритуализма, мн. нет, муж. (от латин spiritualis - духовный) (филос.). Разновидность идеализма, философское направление, приписывающее истинную реальность духу, а не материи.
Спиритуализм
♦ (ENG spiritualism)
вера в духов как единственную реальность. Термин обозначает разнообразные религиозные движения, к-рые стремятся к общению с духами тех, кто умер. Называется также спиритизмом.
Спиритуализм
(от лат. spiritualis - духовный), философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую независимо от материи. Как философский термин введен в 19 в. В. Кузеном; в дальнейшем спиритуализмом стали называть ряд школ и направлений преимущественно во французской и итальянской философии 19-20 вв.
Спиритуализм
Спиритуализм
♦ Spiritualisme
Любое учение, утверждающее существование нематериальной мыслящей субстанции, иначе говоря, духов, не принадлежащих ни одному телу. Спиритуализм чаще всего выступает в форме дуализма. Он допускает два вида субстанции – дух и материю (душу и тело). В человеке две эти субстанции онтологически разделены и в то же время тесно связаны. Именно таких взглядов придерживались Декарт и Мен де Биран. Бывает, однако, и монистический спиритуализм, признающий лишь существование духовной субстанции. Его представителями были Лейбниц и Беркли.
Спиритуализм
— философское направление, противоположное материализму (некоторые отожествляют С. с идеализмом; спириты тоже иногда свое учение называют С.). Как материализм исходит из фактически данной противоположности явлений материального и духовного порядка и сводит вторые к первым, точно также и С. исходит из той же апории, но решает ее в противоположном духе, т. е. сводит явления материального порядка к духовным. Посредине между С. и материализмом стоит дуализм, признающий субстанциальное значение материи и духа. С. гораздо богаче и разнообразнее, чем материализм; слабые стороны материализма являются доводами в пользу С. и наоборот. В С. можно различить следующие направления: дух (а следовательно, и душа) может быть понимаем в смысле субстанциальном или же в смысле динамическом, причем тело может быть рассматриваемо как чистое явление человеческого сознания, или же телу может быть приписана относительная реальность. Абсолютным С. можно назвать то направление, которое душу рассматривает как субстанцию, а тело как чистое представление. Относительным С., приближающимся к дуализму, можно назвать то направление, которое признает за телом самостоятельное существование, но рассматривает тело как продукт душевной деятельности. Остальные формы С., рассматривающие тело как множественность субстанций однородных с душой, или же как средоточие душевной деятельности, — приближаются к монизму, т. е. к признанию единого субстанциального бытия с различными сторонами деятельности, представляющимся познанию противоположными. Примером абсолютного С. может служить учение Беркли (см.). К относительным спиритуалистам следует отнести Аристотеля с его знаменитым определением души как "первой энтелехии физического тела, способного к жизни"; это определение рассматривает отношение души к телу как отношение формы к материи, деятельности к возможности; душа придает форму телу и своей деятельностью создает тело. Формулу Аристотеля повторяет Фома Аквинат (с некоторым, впрочем, приближением к дуализму) и многие из новых психологов, например Карус, Шуберт, Бурдах, отчасти Фихте младший и др. Динамическое воззрение на душу выразил Лейбниц, а за ним Гербарт и Лоце. Наконец Фихте старший (и отчасти Шопенгауэр) смотрит на душу как на деятельность, на тело как на представление или явление сознания. Следить за различными формами С. в новой философии значило бы написать целую историю новой философии, ибо вся она более или менее проникнута спиритуалистическими тенденциями, родственными идеализму и враждебными материализму. В пользу С., как тенденции, можно привести много различных доводов, и выгоды теоретические и практические С. весьма значительны. Во-первых, анализ познавательных процессов говорит за С. и против материализма; как бы мы не смотрели на знание, т. е. как на процесс, дающий нам лишь представления, или же как на процесс, знакомящий нас с самими предметами, во всяком случае, это процесс, всецело принадлежащий душевной сознательной жизни, ни мало не похожий на механические процессы внешнего мира. Но, оставив в стороне гносеологию и становясь на почву самых фактов, придется сказать, что и тут недостаточность механического мировоззрения понуждает перейти на точку зрения телеологическую, вытекающую из С. Процессы жизненные и сознательные, рассмотренные не с внешней точки зрения, заставляют предположить в теле и вообще в природе деятельное начало, созидающее сообразно идеальным началам, а не по внешним причинам. Множество фактов, относящихся к этому вопросу, собрано у Гартмана в его "Философии бессознательного". Наконец, с точки зрения С. можно защищать свободу, как свойство человеческого духа (не в смысле, конечно, свободы выбора) и таким путем найти доступ к решению практических и религиозных вопросов. Вообще говоря, С., как теория более широкая и объемлющая, может признать за механическим воззрением некоторое значение, но не наоборот. В детальном проведении взглядов С. нельзя, однако, не отметить существенных трудностей. Если нельзя отрицать возможности спиритуалистического толкования фактов естествознания, то в то же время нельзя утверждать и необходимости во всех случаях такого толкования, покоящегося на заключении по аналогии: несомненно, что аналогия не полна; явления движения материальных частиц столь же полно объясняются с точки зрения атомистической теории, сколь и с точки зрения монадологии, между тем, в выяснении характера внутренних явлений природы сами С. не согласны между собой. Одухотворяя весь мир, С. следует философскому требованию единства; но в эмпирических данных нет достаточных оснований для перенесения на неодушевленный мир понятий, заимствованных из области сознания.
Ср. Willman, "Geschichte des Idealismus" (3 т.); Vacherot, "Le nouveau spiritualisme" (П., 1884); Volkmann von Volkmar, "Lehrbuch der Psychologie" (Kemend, 2 изд., 1875); Кюльпе, "Введение в философию" (СПб., 1901); Паулсен, "Введение в философию" (М., 1894).
Э. Радлов.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.