Значение слова «сенека»

Что означает слово «сенека»

Гаспаров. Записи и выписки

Сенека

   ♦ Сенека теперь воспринимается как аналог новому русскому, этакий римский Березовский, со своим богатством (от подарков императора, но не все же!) правящий государством из-за кулис. Только это и занимало современников, а что он еще был философ и хороший писатель, это знал лишь тонкий слой элиты.

Античный мир. Словарь-справочник

Сенека

(лат. Seneca).

   1. Луций Анней С. Старший (Lucius Anneus S. Major) (ок. 58 до н.э. - после 34 н.э.) - римский оратор, выходец из Кордубы (совр. Кордова в Испании); образование получил в Риме. Сохранились его произведения «Контроверсии» и «Свазории» (букв. «убеждающие речи»). Оба сочинения С. написал по желанию своих сыновей, попросивших отца познакомить их с прежним курсом обучения и дать характеристику знакомых ему ораторов; они выражают его скептическое отношение к принципату и к современному обществу.

   2. Луций Анней С. Младший (Lucius Anneus S. Minor) (4 до н.э. - 65 н.э.) - римский ритор, писатель, поэт, драматург и философ, сын С. Старшего; родился в Кордубе, получил риторское образование в Риме. Из-за активного участия в политических интригах императорского двора С. в 41 г. был сослан на Корсику; возвратившись в Рим, он стал воспитателем Нерона, нажил богатство, однако был обвинен в участии в заговоре Пизона против Нерона и по приказу императора покончил жизнь самоубийством.

   Среди произведений С. встречаются сочинения литературного и философского характера: сатира «Отыквление божественного Клавдия», «Письма к Луцилию», «О провидении», «О безмятежной жизни», «О спокойствии духа», «О краткости жизни». Сохранилось также 10 трагедий С.: «Медея», «Эдип», «Фиест», «Федра», «Геркулес безумный», «Агамемнон», «Троянки», «Финикиянки», «Геркулес Эгейский» и «Октавия». Заимствуя сюжеты из мифологии, С. ставил цель показать шаткость человеческой судьбы, недолговечность счастья, пагубные последствия не обузданных разумом страстей. Трагедии С. носят на себе печать его философских взглядов, иллюстрируют стоический тезис о человеке, которым играют мощные, непонятные силы.

   Луций Анней Сенека. Трагедии / Пер. С.А. Ошерова. М., 1983; Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии / Пер. С.А. Ошерова, сост. и науч. подгот. М. Гаспарова. М., 1986; Горсков В.С. Политические взгляды Сенеки // Из истории античной культуры: философия, литература, искусство. М., 1976. С. 94-111; История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959. С. 524-529; Т.2. С. 63-83; Межерицкий Я.Ю. Древности в исторической концепции Сенеки // Норция. Воронеж. 1978. С. 89-96.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

   1. Сенека Анней Старший (ок. 55 до н. э. - ок. 40 н. э.)

   Римский ритор из Кордубы (Испания), отец философа Сенеки (2) и дед поэта Лукана. До нас частично дошло руководство по риторике, содержащее записанные по памяти отрывки речей великих ораторов, которых Сенеке доводилось слышать за свою жизнь; он представляет интерес как для истории ораторского искусства, так и для истории литературной критики.

   2. Сенека Луций Анней Младший (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.)

   Родился в Испании, но провел большую часть жизни в Риме, будучи философом и писателем, а одно время - воспитателем и главным советником императора Нерона. Именно благодаря наставничеству Сенеки первые пять лет царствования Нерона впоследствии вспоминали как время образцового правления. Благосклонность императорского двора позволила Сенеке нажить огромное состояние, за что со стороны сената он подвергался неоднократным нападкам. В 62 Сенека испросил у Нерона разрешения уйти в отставку. Тремя годами позже Нерон вынудил Сенеку покончить жизнь самоубийством после обвинения в причастности к заговору Пизона. Стоическим самообладанием Сенеки перед смертью восхищается Тацит в "Анналах" (кн. 15); умирающего Сенеку изобразил также на своей картине Рубенс. В число основных сочинений Сенеки входят его сатиры "Отыквление божественного Клавдия" (от слова "тыква"), философские диалоги на этические темы ("О дружбе", "О благодарности", "О предопределении" и др.), его труд "Естественно-научные вопросы" и, наконец, "Моральные письма", адресованные его другу Луциллию и на самом деле представляющие собой экзистенциальные эссе, в которых Сенека выразил свои стоические убеждения.

   Сенека писал также трагедии, девять из которых до нас дошли. Сенека использует классические мифологические сюжеты ("Медея", "Федра", "Эдип", "Фиест" и др.), однако трактует их совершенно иначе, нежели греческие трагики, и, кроме того, из-за своей патетичности и риторического стиля они скорее предназначены для чтения, чем для постановки на сцене. Долгое время считалось, что эти трагедии принадлежат другому Сенеке, и на протяжении средних веков Сенека был известен только как философ-моралист. Сенеку вместе с Цицероном и греческими философами Данте с Вергилием встречают на Лимбе ("Божественная комедия", Ад, 4). Св. Джером даже включил Сенеку в свой список христианских святых, опираясь на апокрифическую переписку Сенеки с апостолом Павлом. Сенека оказал влияние на таких мыслителей Возрождения и нового времени, как Петрарка, Эразм Роттердамский, Бэкон и Монтень.

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Сенека

1) Луций Анней С., известный также под прозванием ритора, отца и старшего, уроженец Кордубы (родился около 54 до Р. Х., умер около 39 г. по Р. Х.); происходил из богатой всаднической семьи; в Риме изучал красноречие под руководством Ареллия Фуска, Пассиена, Альбуция Сила, Луция Цестия, Папирия Фабиана и др., готовясь сделаться адвокатом. О деятельности его нам почти ничего не известно. Во время междоусобных войн I в. он стоял на стороне Помпея и недоброжелательно относился к Цезарю, что отразилось на Лукане и С. младшем. В зрелых годах он женился на уроженке Кордубы Гельвии, от которой у него были три сына: Галлион Новат, С. младший и Мела (Мелас), отец поэта Лукана. С. старший был римлянин старого закала; в красноречии он был поклонник Цицерона и противник крайностей послецицероновского ораторского искусства. Не будучи профессиональным ритором, он был известен как автор руководства по риторике, которое он написал для своих сыновей. Это был сборник тем, разрабатывавшихся в его время лучшими ораторами и риторами; он состоял из 10-ти книг так назыв. Controversiae (собственно, спорные случаи, т. е. упражнения на придуманные юридические темы) и 1 книги Suasoriae (coвещательные речи), объединенных под общим заглавием "Oratorum et rhetorum sententiae (взгляды риторов на применение законов к данному случаю), divisiones (разделения темы на отдельные вопросы), colores" (приемы, посредством которых можно оправдать наказуемый поступок). Сборник был составлен С. в годы старости и содержал массу материалов по истории риторики при Августе и Тиберии. До нас дошли 1, 2, 7, 9 и 10 книги контроверсий, заключающие в себе 35 тем, отчасти во фрагментарном виде. Остальные 39 тем известны в выдержке из сборника, относящейся к IV или V в. Кроме того, мы имеем введения к 1, 2, 3 и 4 книгам. В рукописях контроверсиям предшествуют книга суазорий (7 тем), неполная в самом начале. Изложение сборника отличается живостью стиля и остроумием и обнаруживает в авторе трезвую и сильную критическую способность. По языку сборник стоит ближе к цицероновской, чем к серебряной латыни, влияние которой в нем вообще незначительно. Гораздо объемистее и значительнее был исторический труд С., написанный им также в старости и посвященный обзору римской истории с начала гражданских войн до Тиберия. В средние века сочинения С.-отца смешивались с сочинениями С.-сына (философа): так, в венецианских изданиях 1490 и 1492 годов они изданы вместе. Впервые Рафаэль из Вольтерры выделил сочинения С. старшего. Лучшие рукописи этих сочинений — брюссельская (№ 9581), антверпенская (№ 411) и ватиканская (№ 3872); древнейшая рукопись эксцерптов из риторического труда С. относится к IX — Х веку (монтепессуланская рукоп. № 126). Лучшие издания сочинений С дали: Faber (П., 1587, 1598), Schott (П., 1607, 1613), Gronov (Лейден, 1649, Амстердам, 1672), Bursian (Лпц., 1857), Kiessling (Лпц., 1872), H. J. M ü ller (Прага, 1887; лучшее изд.). Ср. K örber, "Ueber den Ehetor S. und die Rö mische Rhetorik seiner Zeit" (Марбург, 1864); О. Gruppe, "Quaestiones Annaeanae" (Штеттин, 1873); M. Sander, "Quaestiones syntacticae in Senecam rhetorem" (Грейфсв., 1872); Teuffel-Schwabe, "Gesch. der R ö mischen Litte-ratur" (I т., стр. 269, Лпц., 1890, 5 изд.); Schanz, "Geschichte der R ö mischen Litteratur" (II т. стр. 198 слл., Мюнхен, 1892); Thomas, "Schedae criticae in Senecam rhetorem selectae" (П., 1880); M ü ller, "S. rhetor" (Прага, 1881 —1888). 2) Луций Анней С. по прозванию философ, второй сын С. старшего (ритора), талантливейший из ораторов и стилистов первой половины I-го в. по Р. Х., родился в 4-м г. до Р. Х. в г. Кордубе. Первым воспитателем и учителем С. был его отец, внушивший сыну основные начала нравственности и развивший в нем задатки красноречия. Кроме отца, воспитанием С. руководили его мать и тетка (по матери) — Гельвии; благодаря им он пристрастился к философии, которой не поощрял С.-отец. В Риме С. занимался грамматикой, риторикой и философией и слушал, между прочим, лекции пифагорейцев Сотиона и Секстия, стоика Аттала и киника Деметрия, который позднее поселился в доме С. Из современных ораторов учителем С. был Папирий Фабиан, которого весьма высоко ставил С. старший. Занятия философией повлияли и на образ жизни С.: он привык к простой жизни и ежедневно вечером, по обычаю пифагорейцев, считал своею обязанностью подводить итоги сказанному и сделанному за день. В течение одного года он даже воздерживался от принятия в пищу мяса, но принужден был отказаться от вегетарианства в силу вышедшего в 19-м г. сенатского постановления, запрещавшего египетские и иудейские религиозные обряды. Получив тщательное риторическое и философское образование, С. выступил на поприще общественно-политической деятельности сперва в качестве поверенного; затем, не без содействия тетки, которая была замужем за влиятельным наместником Египта Витрасием Поллионом, он получил квестуру, которая дала ему сенаторское звание. Около этого времени С. женился, но, судя по некоторым намекам в его сочинениях, этот брак, от которого он имел двух сыновой, не был счастлив. Первые шаги С. на общественном поприще были весьма удачны: он сразу заявил себя как первоклассный оратор. В 39 г. он произнес в сенате в присутствии императора Калигулы столь блестящую речь, что император из зависти к славе оратора задумал его убить и привел бы свой замысел в исполнение, если бы одна придворная дама не заметила Калигуле, что С. страдает чахоткой и без того скоро умрет. Вообще Калигула не одобрял красноречия С. и аттестовал его речи как mеrае commissiones (простые речи, составлявшиеся для ученых состязаний) и arena sine calce (песок без извести — намек на краткость и незакругленность периодов в речах С.). Более опасным врагом С. оказалась Мессалина, которая преследовала племянницу Клавдия, дочь Германика и Агриппины, Юлию Ливиллу и ненавидела С., как сторонника партии сестер Калигулы, боровшейся с ее собственной партией из-за влияния на Клавдия. В результате происков Мессалины С. был осужден приговором сената по обвинению в каком-то преступлении, быть может, в преступной связи с Юлией Ливиллой (Dio Cass. lx, 8), и лишь благодаря заступничеству Клавдия смертная казнь была заменена ссылкой на остров Корсику. После Цицерона и Овидия это был третий великий изгнанник из представителей римской литературы; в течение 8 лет он томился в уединении бесплодного острова. Несмотря на поддержку, которую С. нашел в занятиях философией и литературой, ссылка была для него тяжела, о чем свидетельствуют некоторые из дошедших с его именем эпиграмм и льстивые воззвания к Клавдию, Полибию и другим влиятельным лицам при дворе императора. Лишь после смерти Мессалины он мог вернуться в Pим и то с решимостью уединиться в частную жизнь. Однако Агриппина, новая жена Клавдия, видя в С. человека, полезного для проведения ее честолюбивых замыслов, устроила дело иначе. Она вызвала его снова к политической деятельности, предоставив ему претуру, и вознесла его на высочайшую ступень почета и могущества тем, что предоставила ему воспитание 11-летнего Нерона, усыновленного Клавдием сына ее от Домиция Агенобарба. При жизни Агриппины С. был влиятелен как ее пособник, после ее смерти — как советник Нерона, который осыпал своего учителя почестями и богатствами. В 54 г., по смерти Клавдия, С. написал для Нерона похвальную надгробную речь (laudatio funebris) в память умершего императора и позднее сочинял для своего воспитанника речи на разные случаи. К этому же времени относится второй брак С. с Помпеей Паулиной, которая своим приданым умножила богатство С. Первые году правления Нерона прошли спокойно, пока император находился под влиянием С. и Секста Афрания Бурра и сообща с ними управлял государством. С. останавливал Нерона в проявлениях его зверства и тщеславия, но в то же время, опасаясь, чтобы влияние матери не пересилило его влияния на Нерона, поощрял склонность его к удовольствиям и распутству. По смерти Бурра (62 г.) у С. оказались сильные противники в лице Поппеи и Тигеллина, которые указывали Нерону на опасность скопления в руках одного человека громадных богатств и нашептывали ему, что С. более чем следует обращает на себя внимание граждан; что он воображает себя единственным стилистом во всем мире и даже осмеивается вступать в соревнование с Нероном в поэзии; что пора бы Нерону сбросить с себя опеку старого учителя. С. просил позволения удалиться в частную жизнь и предложил взять у него обратно дарованные ему богатства, но Нерон отказал учителю в том и другом. Вскоре, однако, С. под предлогом расстроенного здоровья и занятий удалился от двора, а в 65 г., ввиду усилившейся тирании Нерона, просил позволения поселиться в отдаленном поместье; когда в этом ему было отказано, он сказался больным и не выходил из своей комнаты. В том же году был открыт заговор Пизона против жизни Нерона. Вероятно, по наущениям Тигеллина доносчик Антоний составил подложную записку с именем С., в которой был изложен план заговора, и представил ее в качестве улики против философа. Носился слух, что некоторые из участвовавших в заговоре имели в виду по умерщвлении Нерона умертвить и Пизона и провозгласить императором С. Согласно приказу Нерона С. кончил жизнь от собственной руки, вскрытием жил, окруженный почитателями, друзьями и домашними. Жена его Паулина хотела также кончить жизнь самоубийством, но Нерон в последний час перед кончиной С. послал солдат, которые удержали ее от исполнения ее замысла. С. был человек разносторонне образованный, мыслитель если не самостоятельный, то блестящий и необыкновенно остроумный. Его речь лилась в тоне непринужденного свободного разговора, без торжественной периодизации, свойственной стилю Цицерона, без архаической грубости Саллюстия и нарядной манерности Мецената. Он умел, не впадая в риторику, пользоваться обычным запасом слов, выбирая из него все наиболее характерное, придавая мысли неожиданные изгибы и эпиграмматическую краткость и выразительность. В этом отношении С. напоминает Овидия с его неистощимым остроумием и фантазией, с его неподражаемым изяществом формы. Литературная слава С. основана главным образом на его прозаических произведениях, в которых он является художником-эссеистом. Как стилист и оратор, он был, бесспорно, первой литературной величиной своего века и имел многих последователей и подражателей. Несмотря на то, что на него нападали цицеронианцы при Флавиях и архаисты при Адриане и Антонинах, его сочинения, как образец латинской прозы, читались и ценились до эпохи отцов церкви и средних веков. В области философии С. был, в сущности, эклектиком, хотя сам называет себя стоиком. Быть чистым стоиком ему помешала терпимость, с которою он смотрел на человеческие слабости и недостатки, а также влияние эпикуреизма и пифагореизма. Стоицизм в учении С. принял форму нравственно-религиозного убеждения, причем наряду с внутреннею свободою индивидуума выступают в нем основные моменты любви к человеку, снисхождения к человеческим слабостям и слепого подчинения божественной воле. Теоретические умозрения школы С. считал бесполезными и выдвигал на первый план практическую философию, но физике (в античном смысле) он уделял много места в своих сочинениях, утверждая, что она сообщает духу возвышенность тех явлений, которыми занимается. Тело человека С. называл оковами или темницей, из которых душа порывается освободиться. Истинная жизнь души начинается с выходом из тела, когда душа вступает в область бессмертия. В воззрениях на природу души С. заимствовал многое из Платоновского учения. Философия С. излагается им всегда в стиле проповеди и в популярной форме. Квинтилиан делит сочинения С. на orationes, poemata, epistulae и dialogi. Из речей С. сохранились только отрывки, и то лишь тех, которые были написаны им для Нерона. Из поэтических произведений С. уцелело небольшое число эпиграмм (в латинской антологии), которых было по меньшей мере 4 книги. В эпиграмматической поэзии С. подражал, между прочим, Катуллу. Более чем вероятно, что в числе дошедших с именем С. эпиграмм есть несколько принадлежащих перу его племянника, поэта Лукана. Кроме того до нас дошли 9 трагедий С.: "Hercules furens", "Troades", или "Hecuba", "Phoenissae", или "Thebais", "Medea", "Phaedra", или "Hippol y tus", "Oedipus", "Agamemnon", "Thyestes" и "Hercules Oetaeus" — представляющих собою скорее декламации в драматической форме, чем предназначенные к исполнению пьесы. Отличаясь правильностью метрической формы, живостью изложения и фантазией, трагедии Сенеки весьма риторичны и ходульны: по выражению Риббека ("Geschichte der R ö mischen Dichtung", III т., стр. 73), "язык этих драм имеет мускулы и жилы, но это мускулы и жилы тренированного атлета, а не здорового от природы, сильного человека". Вследствие резкого контраста с другими сочинениями С., в которых автор умело соблюдает чувство меры в применении риторики, трагедии, носившие его имя, приписывались уже в древности другому Сенеке или считались подложными (Аполлинарий Сидоний). Другим их недостатком является слишком большая подражательность Софоклу и Еврипиду. Бесспорно не принадлежит С. приписываемая ему трагедия Октавия, в которой описывается смерть супруги Нерона. К 54-му г. относится "Ароcolocyntosis" (букв. — превращение в тыкву; термин, образованный в подражание αποθέωσις = превращение в бога) — язвительное сочинение в духе Менипповой сатиры, написанное по случаю смерти Клавдия: он представлен переселившимся после кончины на небо, где просит у богов апофеоза, но получает апоколокинтоз (перев. проф. Холодняка в приложении к XVI т. "Филологического обозрения", М., 1899). Славу С. составили философские произведения, упомянутые у Квинтилиана под именем диалогов. В лучшей рукописи X — XI в. (Ambrosianus с. 90) приведены следующие 10 соч. в 12 книгах:

1) "De provi dentia", написано в 62 г. по Р. Х.; 2) "De constantia sapientis", написано в начале царствования Нерона; 3) "Ad Novatum de ira libri III", написано около 49 г.; 4) "Ad Marciam de consolatione" — сочинение, обращенное к дочери Кремуция Корда; написано около 41 г.; 5) "Ad Gallionem de vita beata", напис. в начале царствования Нерона; 6) "Ad Serenum de otio", написано около 62 г. (начало сочинения утрачено); 7) "Ad Serenum de tranquillitate animi", написано около 49 г.; 8) "Ad Paulinum de brevitate vitae", написано около 49 г.; 9) "Ad Polybium de consolatione", написано в 43 — 44 г. (сохранилось в отрывках); 10) "Ad Helviam matrem de consolatione" около 43 — 44 г. В других рукописях дошли до нас следующие прозаические сочинения С.: 11) "Ad Neronem Caesarem de clementia libri III" (сохранились лишь 1 книга и начало 2-й); 12) "Ad Aebutium Liberalem de beneficiis libri VII", написано в начале царствования Нерона, 13) "Ad Lucilium naturalium quaestionum libri VII"; написано около 62 г.; 14) "Epistulae morales ad Lucil i um", числом 124, в 20-ти книгах (Авл Геллий упоминает о 22-й книге) — сборник писем философского в литературного содержания, написанных легким и изящным языком; 15) "Ad Gallionem fratrem de remediis fortuitorum" (дошло в извлечении); 16) "Formula honestae vitae" или "De quatuor virtutibus" (быть может, извлечено из "Exhortationes") и 17) "Monita". От нескольких других сочинений сохранились лишь ничтожные отрывки и заглавия; кроме того, существовали сборники писем С. к Новату, Цезонию Максиму и Маруллу. Ему приписывалась подделанная одним христианином переписка с апостолом Павлом, что дало повод некоторым богословам предположить, что С. был тайным христианином. Трагедии Сенеки напечатаны в первый раз около 1480 г. в Ферраре, следующие издания трагедий дали A v antius (1517, Венеция), Delrio (1576, Антверпен), Lipsius (1588, Лейден), Gruterus (1604, Гейдельберг); Gronovius (1661, Лейден), Schr ö der (1728, Дельфт), Bothe (1819, Лейпциг), Peiper и Richter (Лпц., 1867), Leo (1878 — 79, Берл.). Философские произведения С. впервые изданы в Неаполе (1475); дальнейшие издания дали Erasmus (1515, Базель), Muretus (1585, Рим), Gruterus (1593, Гейдельберг), Lipsius (1605, Антверпен), Ruhkopf (1797 — 1811, Лпц.), Fickert (1842 — 1845, Лпц.), Haase (1852, Лпц.). Новейшее издание "Epistulae" дал Hense (1898, Лпц.); "Ароcolocyntosis" издан Бюхелером, вместе с текстом Петрония (1862, 1873, 1882, Б.). Ср. Diderot, "Essai sur les r ègnes de Claude et de Néron et sur les moeurs et les écrits de Sénè que" (П., 1779); Lehmann, "Claudius und seine Zeit" (Гота, 1858); Schiller, "Geschichte des R ö mischen Kaiserreichs unter Nero" (Б., 1872); Auhertin, "S énè que et S. Paul" (П., 1870); Dacbert, "S énè que et la mort d'Agrippine" (П., 1884); Gertz, "Studia critica in Senecae dialogos" (Копенг., 1874); Zeller, "Die Philosophie der Griechen" (III т., 1 ч. Тюбинг., 1880); О. Ribbeck, "Geschichte der R ö mischen Dichtung" (III т., Штутг., 1892); W. Bibbeck, "L. Annaeus Seneca der Philosoph" (Ганновер, 1887); Ziegler, "Geschichte der Ethik" (Бонн, 1882); Gelpke, "De S. vita et moribus" (Берн, 1848); Martens, "De S. vita et de tempore, quo eins scripta philos. composita sint" (Альтона, 1871); Diepenbrock, "Senecae philosophi vita" (Амстердам, 1888); Hochart, "Etudes sur la vie de S." (П., 1885); Martha, "Les mor a listes sons rempire romain" (П., 1865; русс. перевод, M., 1879); Rosshach, "Disquisitiones de Senecae filii scrtiptis criticae" (Бреславль, 1882); его же, "De Senecae recensione et emendatione" (Бреславль, 1837); его же статьи в "Jahrb. f. Philologie" (CC X LIII) и "Hermes"(XVII); Pauly-Wissowa's, "Real-Encyclop ä die der Klassischen Altertums Wissenschaft" (Штуттг., 1894, I); Krohn, "Quaest. ad anthologiam Latinam" (Галле, 1887); Teuffel-Schwabe, "Geschichte der R ö mischen Litteratur" (Лпц., 1890); Thomas, "Rome et l'empire" (П., 1897; русск. пер. СПб., 1899); Schultess, "Annaeana studia" (Гамбург, 1888); Wetzstein, "L. Annaeus Seneca quid de natura humana censuerit" (1881); Zimmermann, "De Tacito Senecae imitatore" (1889); Heikel, "Senecas Character und politi sche Tnä tigkeit aus seinen Schriften beleuchtet" (Гельсингфорс, 1886); Модестов, "Философ С. и его письма к Луцилию" (Киев, 1872). Перевод писем Сенеки напеч. в журнале "Вера и разум" (1884 —1887).

Н. О.


Морфологический разбор «сенека»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: одушевлённое; род: женский; число: единственное; падеж: именительный; остальные признаки: singularia tantum, фамилия; отвечает на вопрос: (есть) Кто? ...

Синонимы слова «сенека»


Фонетический разбор «сенека»

транскрипция: [с'ин'ика]
количество слогов: 3
переносы: (се - не - ка) ...

Близкие по смыслу слова к слову «сенека»


Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.