Роль
Syn: амплуа; значение
Роль
Syn: амплуа; значение
Роль
(франц. role),
Роль
Роль
Войти в роль - освоиться со своими обязанностями, со своим положением
В роли (быть, выступать, являться и т. п.) - в качестве кого-либо
Выйти из роли - сделать что-либо, повести себя каким-либо образом, отступая от принятой линии поведения
Играть роль -
1) оказать какое-либо воздействие, влиять каким-либо образом
2) быть кем-либо, чем-либо
Играть роль (без определения) - иметь значение, заметное влияние, оказывать воздействие
Играть (или разыгрывать) роль - изображать кого-либо, воспроизводя манеры, поведение, притворяться кем-либо
Роль
Играть роль (без определения) - перен. иметь заметное влияние, оказывать воздействие.
► Он играет там роль. В его удаче сыграли роль, по-видимому, огромные способности.
Играть роль кого-чего или какую
1) оказывать какое- н. воздействие, влиять каким-н. образом.
- то обстоятельство не сыграло в его судьбе никакой роли.
► Качество материала играет большую роль.
► Углекислый аммоний в течении хлеба играет роль дрожжей.
2) притворяться, прикидываться кем-н.
► Ему как-то нравилось играть роль страдальца. Гончаров.
3) быть кем- чем- н.
► Он играл жалкую роль приживала. Чехов.
Знать свою роль - перен. действовать уверенно, со знанием дела.
► Вы не мешайте ему командовать, тут уж он знает свою роль.
В роли (быть, выступать, являться и т. п.) - перен. в качестве.
► Он у нас в роли шута.
► Выступить в роли обвинителя.
Выдержать роль - не отступить от принятой на себя роли, мастерски сыграть роль.
► Видно было, что ему страх скучно, но что он выдерживает храбро, до конца, роль совершенно развлеченного и счастливого человека. Достоевский.
Роль
1.
роль1, роли, мн. и ролей, жен. (франц. rôle, первонач. свиток, список).
1. Персонаж драматического произведения, изображаемый на сцене актером. Играть роль кого-нибудь. Главная роль. Маленькая роль. Артист дебютировал в роли Хлестакова. Исполнить роль Гамлета. Актер на роли простаков. Он - на главных ролях.
| Изображение какого-нибудь персонажа на сцене актером. Трудная роль. Удачная роль.
2. Сводный текст выделенных из пьес слов (монологов, реплик) одного персонажа (театр.). Списывать роль. Заучивать роль наизусть. Актер плохо знал свою роль. Раздать роли.
3. перен. «Деятельность, образ действий, манера держать себя. - как изменилася Татьяна! как твердо в роль свою вошла.» Пушкин.
4. Значение, род и степень участия в каком-нибудь деле, предприятии, событии. «...Ленин правильно указал путь борьбы рабочего класса, определил его роль, как передовой революционно силы общества, определил роль крестьянства, как союзника рабочего класса.» История вкп(б). Ему принадлежит большая роль в этом деле. Блестящая роль в жизни.
• играть роль (без определения) - перен. иметь заметное влияние, оказывать воздействие. он играет там роль. в его удаче сыграли роль, повидимому, огромные способности. Играть роль кого-чего или какую - 1) оказывать какое-нибудь воздействие, влиять каким-нибудь образом. это обстоятельство не сыграло в его судьбе никакой роли. Качество материала играет большую роль. Углекислый аммоний в течении хлеба играет роль дрожжей. 2) притворяться, прикидываться кем-нибудь. «ему как-то нравилось играть роль страдальца.» гончаров. 3) быть кем-чем-нибудь. «Он играл жалкую роль приживала.» Чехов. Знать свою роль - перен. действовать уверенно, со знанием дела. Вы не мешайте ему командовать, тут уж он знает свою роль. В роли (быть, выступать, являться и т.п.) - перен. в качестве. Он у нас в роли шута. Выступить в роли обвинителя. Выдержать роль - см. выдержать.
2.
роль2, роли, жен. (спец.). то же, что роль во 2 знач.
РОЛЬ 1, и, мн. и, ей, ж.
1. Художественный образ, созданный драматургом в пьесе, сценарии и воплощаемый в сценической игре актёром. Трагические, комические роли. Р. Гамлета. Играть (исполнять) р. Хлестакова. Играть р. благодетеля. Главная р. (также перен.: главенствующее положение). На вторых ролях быть (на второстепенных ролях; также перен.: в подчинённом, зависимом положении). Войти в р. (также перен.: освоить какуюн. линию поведения). Выйти из роли (также перен.: отступить от избранной линии поведения).
2. перен. Чьё-н. качество, обычно непостоянное, проявляющееся внешне. Выдержать р. (перен.: не отступить от избранной линии поведения). Роли переменились (перен.: изменились взаимоотношения людей, соотношение их сил). Поменяться ролями с кемн. (также перен.: о таком положении, когда один встал на место другого во взаимных отношениях, связях).
3. Совокупность реплик одного действующего лица в пьесе, фильме. Учить р.
4. Род, характер и степень чьегон. участия в чёмн. Р. личности в истории.
• В роли кого-чего, предлог с род. п. в качестве кого-чегон., как кто-чтон. Выступать в роли консультанта.
Играть роль кого или какую 1) действовать как кто-н., в качестве кого-н., вести себя каким-н. образом. Играть роль лидера. Играть ведущую роль в коллективе; 2) иметь значение. Такая мелочь роли не играет.
| прил. ролевой, ая, ое (к 1 знач. в нек-рых сочетаниях и ко 3 знач.; спец.). Ролевая игра (с распределением ролей между участниками).
РОЛЬ 2, я, м. (спец.). То же, что рол (во 2 знач.).
| прил. ролевой, ая, ое и рольный, ая, ое.
Роль
☼ стереотипное поведение, ожидаемое от человека, занимающего опр. позицию (или статус) в социальной структуре, в тех или иных типовых ситуациях взаимодействия. Понятие "Р." широко используется в социологии, социальной психологии, антропологии и психиатрии. Обычно человек играет множество социальных Р.: тем больше, чем в большем количестве взаимодействий, отношений, групп, типов деятельности он участвует. Иногда нек-рые из исполняемых индивидом Р. могут быть несовместимы и противоречить друг другу. Усвоение человеком социальных Р. имеет функцию размещения индивида в социальном пространстве (социальной структуре), закрепления за индивидом социального статуса. Принятие и воспроизводство социальных Р. происходит в процессе социализации индивида, имеет следствием воспроизводство социальной (ролевой) структуры. Дж. Болдуин и Дж.Г. Мид объясняли процесс принятия Р. склонностью ребенка к имитации: исследования, проведенные в 40-х гг. Н. Камероном, Т. Сарбином, X. Гафом, подтвердили наличие у ребенка способности к принятию Р. В ходе принятия и интеграции новых Р. в процессе социализации у ребенка складывается "Я-концепция"; здесь большое значение имеет механизм идентификации, благодаря к-рому индивид отождествляет себя с теми или иными Р. Овладение социальными Р. происходит гл. обр. бессознательно. С понятием "Р." тесно связаны другие понятия: "ролевые ожидания", "ролевая напряженность", "комплекс ролей", "ролевые требования" и т.п.
Понятие "Р." впервые получило систематич. применение в 20-е гг. в социальной психологии Дж.Г. Мида, а также в работах других представителей Чикагской школы социальной психологии (Р. Парк и др.). Мид подчеркивал важность принятия Р. "другого" и "обобщенного другого" для формирования человеческого Я, сознания и об-ва. В 30-40-е гг. понятие "Р." стало активно использоваться в социальных науках, началась разработка разл. теорий Р. Фрейд описал усвоение ролей в теории инфантильных идентификаций и Эдипова комплекса. Дж. Морено создал концепцию "психодрамы" и использовал ролевые игры и ролевое обучение в психотерапевтич. целях. Т. Сарбин (1943) описал гипнотич. поведение как разыгрывание Р. Х. Маурер (1935) связал личностную и социальную дезорганизацию с неудачным разрешением ролевого конфликта, когда индивид вынужден разыгрывать несовместимые друг с другом Р. Н. Камерон (1947) описал поведение людей с психич. нарушениями как ошибочное разыгрывание Р. и как следствие неспособности принять социально заданные роли. В 1936 Р. Линтон дал определение роли, признанное классическим: Р. — "динамич. аспект статуса". Если статус понимался Линтоном как позиция в социальной структуре, с к-рой связаны опр. права и обязанности, то Р. интерпретировалась как разыгрывание статуса в поведении, соответствующем "ролевым ожиданиям", связанным с данным статусом. Между статусом и Р. устанавливалось однозначное соответствие. Линтоновская трактовка понятия Р. была принята функционалистской социологией и социальной антропологией и получила здесь дальнейшее развитие. Р. Мёртон (1949) ввел категории "комплекса ролей" (комплекс ролевых ожиданий, связанных с данным статусом) и "ролевого конфликта" (предъявление к индивиду несовместимых ролевых требований или ролевых ожиданий). Функционалистское понимание Р. было подвергнуто критике как статичное, предполагающее пассивное принятие индивидом извне заданных социальной структурой ролей. Альтернативные, динамич. концепции Р. разрабатывались в интеракционизме (Р. Тёрнер, Э. Гоффман), феноменологич. социологии (А. Шюц), этнометодологии (см. Этнометодология). Здесь подчеркивалось активное участие индивидов и групп в создании ролей в процессе социального взаимодействия, а статич. понимание роли признавалось неадекватным. Большое влияние на антропологию оказала концепция статуса и Р., разработанная Э. Гоффманом: он ввел в 1961 понятие "ролевой дистанции", обозначающее психологич. дистанцирование индивида от тех Р., к-рые он вынужден разыгрывать перед людьми, несмотря на то, что они противоречат его Я-концепции. Здесь подчеркивается с "социально-драматургич." позиций внешний, сценич., "театральный" характер разыгрывания Р., отражающий недостаток личностной вовлеченности индивида в исполнение навязываемых ему социальных Р. Исследование Гоффмана о психиатрич. больницах и тоталитарных организациях (1961), в к-ром было прослежено влияние группового давления на принятие ролей и сформулирована "теория ярлыков", оказало заметное влияние на нек-рые направления исследований в социологии и психиатрии.
Лит.: Cameron N.A. The Psychology of Behaviour Disorders: A Biosocial Interpretation. Boston etc., 1947; Sociometry and the Science of Man. N.Y., 1956; Moreno J.L. Who shall survive? Found, of Sociometry, Group Psychotherapy and Sociodrama. Beacon; N.Y., 1978.
В. Г. Николаев.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.