Радиовещание
‘средства массовой информации’
Syn: радио
Радиовещание
‘средства массовой информации’
Syn: радио
Радиовещание
ср.
Передача специальных программ по радио широкому кругу территориально
разобщенных слушателей.
Радиовещание
одно из средств массовой информации, массовой коммуникации. Осуществляется через радиоцентры и принимается на радиовещательные приемники. В Российской Федерации регулярное радиовещание началось с 1924.
Радиовещание
одно из средств массовой информации. Осуществляется через радиоцентры и принимается на радиовещательные приемники. В Российской Федерации регулярное радиовещание началось с 1924. См. также Массовая коммуникация, Проводное вещание.
Радиовещание
радиовещание, радиовещания, мн. нет, ср. (неол.).
1. Передача (речи, музыки и т.п.) по радио.
2. Сесть учреждений, организующих и обслуживающих эту передачу. Советское радиовещание.
РАДИОВЕЩАНИЕ, я, ср. Одно из основных средств массовой информации передача сообщений, литературных, музыкальных и других программ по радио. Беспроволочное, проводное р. Р. для молодёжи.
| прил. радиовещательный, ая, ое.
Радиовещание
система распространения социально-культурной информации в звуковой форме с помощью электромагнитного излучения; электронное средство массовой коммуникации. Техническая основа Р. - радиосвязь (передача и приём радиоволн).
В отечественной истории Р. принято считать, что идея радиосвязи впервые реализована А.С. Поповым, продемонстрировавшим своё изобретение 7 мая 1895 в С.-Петербурге (эта дата отмечается как День радио). В зарубежных источниках автором этой идеи называется итальянский инженер и предприниматель Г. Маркони, получивший в 1897 патент на изобретение радиоприёмника (Нобелевская премия, 1909), фактически тождественного устройству Попова.
С 1920 началось регулярное Р. в США, с 1922 в Европе (Великобритания, Франция и др.). В России через громкоговорящие радиотелефонные установки передавались сообщения Российского телеграфного агентства (РОСТА), а с 1924 ежедневные радиопередачи вела Сокольническая радиостанция им. Попова в Москве.
В 2000 в Рос. Федерации имелись: государственные радиостанции федерального уровня, вещающие на Россию и страны ближнего зарубежья, - "Радио России", "Маяк" (информационно-музыкальная), "Радио-1", "Юность", "Орфей" (классическая музыка), "Голос России" (вещание на зарубежные страны); региональные (областные, краевые, республиканские); локальные (городские, районные и пр.); общественные; коммерческие (в основном музыкально-информационные) и др.
Педагогические проблемы Р. традиционно рассматриваются в воспитательном и образовательном аспектах. Осн. цель передач воспитательного характера - формирование норм поведения и ценностных ориентаций детей, подростков, молодёжи и организация их досуга. Воспитательные программы возникли с началом регулярного Р. В СССР уже с 1924 начала складываться адресная публицистика, с 1925 в эфир выходили рубрики "Радиооктябрёнок" и "Радиопионер". Во 2-й половине 20-х гг. организованы детские редакции Р. в Москве и Ленинграде. Широкое распространение получили радиоверсии детских газет и журналов: "Мурзилка", "Ёж", "Пионерская правда" и т.п. В 1932 при Центральном вещании СССР образован Сектор детского вещания. Объём детского вещания составлял 13 ч в неделю, появилась первая регулярная рубрика для дошкольников - "Малыш" с гл. действующим персонажем Петрушкой. В 1933 создана молодёжная редакция. К участию в передачах привлекались сами дети и подростки - деткоры и юнкоры. Осн. детской радиопередачей была "Пионерская зорька" (ежедневная утренняя радиогазета, 1934-91). С 1944 выходила в эфир "Угадай-ка". К началу 60-х гг. большинство школ располагало радиоузлами. На Московском радио в 1962 на основе Гл. редакции Р. для детей и юношества (образована в 1956) создана радиостанция "Юность", вещавшая для молодёжи 15-30 лет. Отличительной чертой "Юности" была тесная обратная связь со слушателями ("Полевая почта "Юности""). В 60- 70-х гг. расширился диапазон передач для различных возрастных групп ("Сказка за сказкой", "КОАПП", "Радионяня", "Клуб знаменитых капитанов", "Ровесники"). В 90-е гг. в Р. проявилась ярко выраженная тенденция - деполитизация Р. (например, "Пионерская зорька" преобразована в "Пингвин", а с 1994 - в "Непоседы"); появились религиозные передачи и др. В то же время сократилось число программ для дошкольного возраста, уменьшился объём трансляции народной и классической музыки.
В начале 2000 передачи для детей и молодёжи готовили редакции "Радио России" (Всероссийская государственная телерадиокомпания, ВГТРК), "Радио-1", региональные телерадиокомпании и др.
В образовательном Р. уже на ранней стадии его развития выделились два тесно связанных между собой направления: просветительское и учебное (целенаправленное использование Р. в структуре систем обучения). Учебное Р. появилось в середине 20-х гг. в виде лекций, бесед по различным областям знаний и даже циклов передач. Например, в СССР радиостанция Коминтерна в 1925-27 транслировала научно-популярный курс радиотехники, а в 30-е гг. в рамках учебного Р. организовалось "вещание на урок". Возникли первые формы заочного обучения для взрослых: в 1928 был создан первый рабоче-крестьянский университет по радио, в 1930 преобразованный в Институт заочного обучения по радио.
В 30-х гг. во Всесоюзном комитете по радиофикации и радиовещанию был образован сектор самообразования. Определились формы учебных передач: лекция; передача с художественной иллюстрацией (с использованием литературных и музыкальных произведений); радиоэкскурсия; учебная радиопьеса; викторина и т.п. Разрабатывалась методика учебной работы с радиопередачами, включавшая фазы: подготовительную (формирование установки на восприятие), активное слушание, выполнение заданий, обобщение. В 50-80-е гг. циклы учебных передач "В помощь школе" для учащихся начальной и средней школы готовили Главная редакция для детей и подростков и редакция вещания для молодёжи Всесоюзного радио. В 90-е гг. передачи образовательного Р. сконцентрировались на нескольких крупных областях знания: медицина, экология и охрана природы, педагогика (в т.ч. для родителей), история, литературоведение, искусствознание и др. Собственно учебное Р. осуществляется в основном в форме заочных курсов иностранных языков.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 232)
См. также Технические средства обучения
Ч631
Ч312.74
Радиовещание
Массовое радиовещание в Москве началось в 20-х гг., когда на улице Шаболовке были построены одна из крупнейших в стране радиостанций мощностью 100 кВт (1920) и для её передач Шуховская башня (1922), ставшая эмблемой советского радиовещания. С 1921 на улицах Москвы появились репродукторы, передававшие сообщения Российского телеграфного агентства (РОСТА) [первый установлен на балконе Моссовета (Тверская улица), затем — на площадях Свердлова (Театральная), Елоховской, Серпуховской и др.]. В 1922 состоялись первая речевая передача из Москвы и первый радиоконцерт артистов Большого театра. На Никольской улице, д. 7 разместились службы городской трансляционной сети и Общество друзей радио. С 1924 велись ежедневные передачи Сокольнической станции имени А. С. Попова. Началось издание газеты «Новости радио», журнала «Радио — всем» и др. Во второй половине 20-х гг. сложились основные жанры радиожурналистики (репортаж, обзор и др.) и радиоискусства, дифференцированные по различным группам слушателей. Развивалось однопрограммное проводное вещание. В январе 1925 московская радиотрансляционная сеть насчитывала свыше 4 тыс. абонентов, в апреле — свыше 11 тыс. С 1929 из Москвы началось регулярное иновещание — трансляция радиопередач на зарубежные страны.
В 1931 образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, в 1936 он ввёл в действие 5 программ (каналов, в современной терминологии), составленных с учётом временных поясов, национальных языков, особенностей населения различных районов страны. Во время Великой Отечественной войны объём вещания несколько сократился, но именно радио обеспечивало наиболее оперативную информацию о событиях на фронте и в тылу, передавая сообщения Совинформбюро, ежедневные сводки и сообщения «В последний час». Наиболее важные материалы передавали дикторы Ю.Б. Левитан и О.С. Высоцкая. 7 ноября 1941 состоялся прямой репортаж о военном параде на Красной площади. В послевоенные годы радио как средство массовой коммуникации играло доминирующую роль. С конца 40-х гг. с внедрением в технологию радиовещания магнитофонной записи активно развивалось звуковое экспериментирование; большинство радиопередач стало идти в записи. В 1962 на Всесоюзном радио введено круглосуточное вещание (общий объём 78 часов в сутки); московская радиотрансляционная сеть перешла на трёхпрограммное вещание. В этом же году создана молодёжная радиостанция «Юность», в 1964 — радиостанция «Маяк». С конца 60-х гг. радиовещание частично осуществлялось из радиокорпуса Телевизионного технического центра «Останкино». В середине 70-х гг. радиовещание велось на 5 каналах: 1-й — информационное и общественно-политическое вещание; 2-й — круглосуточная информационно-музыкальная программа «Маяк»; 3-й — общеобразовательный; 4-й — трансляция преимущественно серьёзной музыки; 5-й — передачи для граждан, работающих за рубежом. К концу 70-х гг. закончилась радиофикация Москвы (в 1979 насчитывалось около 5 млн. радиоточек). В начале 80-х гг. иновещание из Москвы лидировало в мире по географическому охвату, суммарному объёму вещания, числу радиопередатчиков и числу языков вещания (на 80 иностранных языках). Наряду с общесоюзными для москвичей ежедневно велись передачи, которые готовила Главная редакция радиопередач для Москвы (создана в 1960) в составе Государственного комитета по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР); среднесуточный объём вещания 2,5 часа.
В 90-х гг. началась реорганизация государственного радиовещания, появились первые автономные формы общественного вещания и коммерческое вещание (существующее за счёт рекламы). В 1990 образована Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК), составившая альтернативу Гостелерадио СССР. ВГТРК организовала радиостанцию «Радио России» (1990) и русскоязычную радиостанцию «Голос России» (1991), вещавшую на зарубежные страны. После распада СССР в 1991 на базе Гостелерадио основаны Российская государственная телевизионная и радиовещательная компания (РГТРК) «Останкино» и региональные государственные компании, в том числе Государственная радиокомпания «Москва». В 1993 создана Российская государственная радиовещательная компания «Голос России». В 1995 на основе РГТРК «Останкино» возникла Российская государственная радиовещательная корпорация (РГРК), объединившая 4 федеральные радиостанции. В начале 1997 в Москве работали 7 федеральных станций: «Радио России» (ВГРТК), «Маяк», «Радио-1», «Юность», «Орфей» (все — РГРК), «Голос России» (в 1996 из ВГРТК вошла в одноимённую государственную компанию; вещает на русском и 32 иностранных языках на все регионы мира), «Славянка» (Московская область), 2 региональные компании: «Москва» (передаёт программы и по городской трансляционной сети) и «Московия» (для Московской области). В августе 1997 указом президента РФ на базе станций РГРК образована государственная компания «Маяк».
С начала 90-х гг. формируется негосударственный сектор радиовещания. С 1990 работает станция «Эхо Москвы» (ЗАО), сыгравшая значительную роль в августовских событиях 1991. Появились общественные станции: культурно-просветительные («Радио АРТ», «Радио РОКС», 1994), различных общественных движений — женского («Надежда», 1992), экологического («Интеллект», 1994) и др., отражающие интересы отдельных категорий слушателей (например, «Авторадио», 1992). Начали вещание религиозные станции «Радонеж» (православная, 1991) и др. Общественные станции вначале использовали государственные каналы, а позже получили собственные частоты.
Первой коммерческой станцией в Москве стала «Европа Плюс» (1990, охватывает свыше 60 городов РФ). В 1997 в Москве насчитывалось около 20 коммерческих станций: «Деловая волна», «Открытое радио», «М-Радио — новая волна», Радио «Максимум», Радио России «Ностальжи», «Русское Радио», «Радио-7», «Радио-101», «Серебряный дождь». Они, как правило, вещают в УКВ- и СВ- диапазонах; специализируются на музыкальных передачах, между которыми включаются краткие информационные выпуски. Наибольшую аудиторию в Москве (по данным социологической службы Russian Research) в 1997 собирали радиостанции «Радио России», «Маяк», «Европа Плюс», «Эхо Москвы», радиокомпания «Москва».
А. И. Дутов, А. В. Шариков.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.