Пятница
в восточнославянской мифологии святая, покровительница женщин и матерей. Ведет происхождение от Мокоши.
Пятница
в восточнославянской мифологии святая, покровительница женщин и матерей. Ведет происхождение от Мокоши.
Пятница
Пятница
Часовня (2) в виде креста с иконой, поставленная у развилки дорог.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Пятница
Семь пятниц на неделе у кого - поговорка о том, кто часто меняет свои решения.
► У него семь пятниц на неделе.
Пятница
пятница, пятницы, жен. Название одного из дней семидневной недели, пятого после воскресенья.
• Семь пятниц на неделе у кого - погов. о том, кто часто меняет свои решения. У него семь пятниц на неделе.
ПЯТНИЦА, ы, ж. Пятый день недели. Семь пятниц на неделе у когон. (о том, кто часто меняет свои мнения, решения; разг. шутл.). Из-под пятницы суббота (из-под верхней одежды видна нижняя; разг. шутл.).
| прил. пятничный, ая, ое (разг.).
Пятница
п’ятница (русский перевод) (Мат.27:62 ; Мар.15:42 ; Лук.23:54 ; Иоан.19:14, 31,42) — шестой день еврейской недели. В оригинале во всех местах стоит — «день приготовления» (как он и назывался у евреев), ибо примерно с трех часов дня начиналось приготовление к полному покою седьмого дня — субботы (Исх.16:5,23), которая продолжалась с шести часов вечера до шести часов вечера следующего дня (см. день).
Пятница
(Мк 15:42, Лк 23:54, Ин 19:14, Мф 27:62, Иудв 8:6; приготовление) так назывался день перед субботою, который у Иудеев посвящался на приготовление к празднику суббот. Эти приготовления начинались около 9-го часа дня, и, следовательно, около 3-х часов пополудни (Древ. Флав. кн. XVI, гл. 6), и состояли собственно в приготовлении пищи для субботы (Исх 16:5-23), в очищении и приготовлении праздничных одежд, в накрытии стола и возжжении светильников. Естественно, что обыкновенные дневные занятия на эти часы отменялись. Как субботе, так и другим великим дням, празднуемым подобно субботе у Иудеев, также предшествовал день приготовления; отсюда у Иоанна день распятия Господа называется приготовительным днем Пасхи (Ин 19:14), ибо в тот год Пасха случилась в субботу. Таким образом, и осуждение Спасителя на распятие и самое распятие и смерть Его — все это происходило в пятницу на субботу.
Пятница
— С первых веков христианства возникает почитание П., как дня крестных страданий Господа Иисуса Христа. Первое известие об этом сохранилось в "житии Константина", приписываемом епископу кесарийскому Евсевию († в 340 г.). В XI в. преподобный Феодосий Печерский, в письме к великому князю Изяславу, рекомендовал почитание П., так как "в пяток жидове распяша Господа". Соблюдение поста в П. до того сильно привилось в русском народе, что когда был поднят вопрос о разрешении поста, если в П. приходится один из больших праздников, то начались сильные волнения, прекратившиеся с созванием в 1168 г. собора, который разрешил пост в П. для праздников Рождества Христова и Богоявления. Представление о П., как о дне праздничном, вызвало в народе предположение, что день этот должен быть посвящен отдыху и праздности. Отсюда возникло запрещение некоторых работ: бабы не должны прясть, варить щелок, стирать белье, выносить из печи золу, мужики не могут пахать и боронить. Неисполнение этих запретов влечет за собой в будущей жизни наказание, как за грехи; на это указывает древний стих "Прощание души с телом", в котором душа ожидает для себя муку вечную, так как в П. "платье золовала, льны прядовала". В связи с этим является взгляд на П., как на день несчастный, в который нельзя предпринимать никакого дела. С другой стороны, в народе выработался взгляд на П. как на день счастливый для свадеб и для рождений. П. имеет также влияние на плодородие земли. Народная фантазия, столь склонная к олицетворениям, не могла не связать с П. представления об особом лице. Так, в "Слове св. отца Пахомия о среде и пятке" Среда и П. являются в виде двух ангелов, которые ведут в рай тех, кто свято проводил эти дни. Гораздо чаще является, в связи с П., представление о св. мученице Параскеве (по-гречески Παρασκευη — пятница). В старинных месяцесловах при имени св. Параскевы упоминается и название П.: "св. Параскевии, нареченные П."; в азбуковниках прямо толковалось, что Парасковия значит пяток. В представлении народа П. часто является особой святой, память которой празднуется вместе со св. Параскевой ("св. П. бывает на св. Параскеву"). Церкви, посвященные Параскеве, до сих пор называются "пятницкими". Св. Параскева — П. является олицетворением дня П.; по народным представлениям, она ходит по земле, следит за соблюдением своего дня, наказывает тех, кто не исполняет запретов, задает им непосильные работы и пр. По малороссийским сказаниям, П. ходит вся исцарапанная, истыканная веретенами, благодаря тем, кто в П. чесал волосы или прял. Представление о П., как о христианской святой, осложнялось в народе под влиянием древних языческих верований; с П. связалось представление о богине любви и плодородия, Ладо; отсюда возник взгляд на П., как покровительницу свадеб и рождений, подательницу плодородия. К св. П. обращаются девицы с молитвой о женихе. В П. служат молебны в случае засухи, дождя, угрожающего посевам, падежей, моровой язвы; к П. обращаются в заговорах, имеющих целью обеспечить успех жатвы; под икону П. кладут крестьяне плоды своего урожая и хранят их, как залог будущего урожая. Молитвы в честь св. П. помогают от болезней; написанные на бумаге, они имеют значение талисманов. Празднование П. сопровождалось очень часто различными языческими обрядами и играми, на что встречаются указания в Стоглаве и в Духовном Регламенте. Кроме почитания П. вообще и св. П., выделяется почитание обетных и именных П. Происхождение первых основывается на обетах, данных по какому-либо случаю отдельным лицом или целым миром соблюдать П. Под названием именных П. известны 12 определенных в году П., за соблюдение которых обещаются разные преимущества. Перечисление этих П. находится в апокрифическом сказании "О 12 П.", очень популярном в простом народе. Существует множество вариантов этого произведения, как в стихотворной, так и в прозаической форме (см. изд. Бессонова, "Калики перехожие", т. VI). Сказание о 12 П. приписывается св. Клименту, папе римскому; оно известно по многим рукописям, на разных языках. Славяно-русские сказания имеются в двух редакциях — Элевферьевской и Климентовской. Первая известна только по славянским рукописям, вторая — по русским и европейским рукописям и по русским духовным стихам. Разница между обеими редакциями заключается в распределении П. относительно больших праздников и в том, что в Элевферьевской преобладают воспоминания ветхозаветные, в Климентовской — новозаветные. Подробному рассмотрению сказания о 12 П. посвящено ценное исследование А. Веселовского: "Сказание о 12 П." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876 г., № 6). Почитание П. распространено и в Италии, Испании, Франции, Германии и др. местностях: в П. не предпринимают путешествий, нельзя смеяться, наряжаться, причесываться; свадьбы, совершенные в этот день, несчастливы; наоборот, родившиеся в П. пользуются особенными дарами (venerini), имеют власть над духами. Чересчур усердные в П. пряхи преследуются и на Западе, причем роль Параскевы П. играет на Западе Берта, являющаяся олицетворением святок. Сказание о 12 П. и суеверное почитание их существует и на Западе. Лицом, олицетворяющим П., является там св. Венера, вполне тожественная нашей Параскеве; ее житие представляет много сходных черт с житием Параскевы. К христианскому почитанию П. на Западе присоединились языческие воспоминания о П., как о дне, посвященном в древнем Риме — Венере, в Германии — Фрее (П. — Freitag).
См. Дж. Питрэ, "Письмо к А. Веселовскому о почитании П." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876, № 1); А. Веселовский, "Опыты по истории развития христианской легенды" (там же 1876, №№ 1—4 и 6; 1877, № 2); Порфирьев, "О почитании Среды и П. в древнем русском народе" ("Православный Собеседник", 1859, № l); И. Ю. Некрасов, "Замечания по поводу русского народного сказания о 12 П." ("Филологические Записки", 1870, вып. III); "Пятница в народном почитании" ("Правительственный Вестник", 1894, №№ 191—193); Сумцов, "Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен" ("Киевская Старина", 1887, № 11); Афанасьев, "Поэтические воззрения славянского народа" (Москва, 1865—69).
А. Г. К.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.