Путь
основной голос (мелодия) старорусского церковного многоголосия. Певчие, исполнявшие путь, назывались путниками.
Путь
основной голос (мелодия) старорусского церковного многоголосия. Певчие, исполнявшие путь, назывались путниками.
Путь
1. Syn: дорога, трасса
Ant: бездорожье
2. Syn: стезя (высок.) (направление деятельности)
3. Syn: маршрут
4. Syn: траектория
5. Syn: тракт (передачи информации)
Путь
♦ (ENG Way, the)
(др.-евр. derek, греч. hodos)
термин, используемый для обозначения христианской веры апостольских времен (Деян. 9:2; 19:9, 23; 22:4; 24:14; 22). Согласно Библии, он указывает на направление жизни или на выбор, к-рый совершает человек в соответствии с литературой, содержащей мудрость, и учением Иисуса Христа (Мф. 7:13-14).
Путь
Путь
Древнерусское – путь (дорога, путешествие).
Старославянское – путь.
Латинское – pontis (мост).
В русском языке слово «путь» впервые встречается на рубеже X–XI вв.
Это слово происходит от индоевропейской основы со значением «идти», «ступать». Изначально словом «путь» называли дорогу через реку (брод), отсюда родственное латинское слово pons (мост, дорога), которое тоже образовано от индоевропейского корня. В XIV в. слово «путь» приобрело более широкое значение: так стали говорить о дороге, направлении вообще.
Родственными являются:
Украинское – путь.
Белорусское – пуць (железнодорожный путь).
Болгарское – път.
Словенское – pot.
Производные: путевой, путный, попутный, путешествовать.
Путь
— ежедневная газета, выходит с 12 марта 1906 г. в Москве вместо закрытой газеты "Жизнь и Свобода". Ред.-изд. А. А. Лопашев. Почти каждый номер ее по выходе в свет конфискуется.
— в старину, кроме обычного значения дороги, обозначал еще: 1) всякое средство к достижению известного дохода; П. назывался всякий промысел, всякая хозяйственная статья и сельскохозяйственные угодья: рыбные ловли, бортные ухожья, бобровые гоны и проч.; 2) заведование какой-либо частью дворцового хозяйства великих и удельных князей (административные пути — конюший, сокольничий, ловчий, стольничий, чашничий); отсюда и бояре, заведовавшие этими П. — ведомствами, назывались путными; 3) право, а также документ, на котором оно утверждалось; 4) установившийся обычай или порядок; 5) толк, прок, польза; отсюда путный, беспутный и выражение: "в нем пути не будет".
Путь
♦ Путь от нашего разумения к пониманию подлинника и обратно к нашему разумению. Но понимание подлинника — путь бесконечный, поэтому с какого места мы поворачиваем обратно — это характеризует не подлинник, а только нашу выносливость.
♦ (дао: "что есть дорога, то не есть путь"). "До Египта недалеко: далеко до Южного вокзала". — Карл Краус.
♦ "Нельзя тебе идти путем спасенья, пока ты сам не станешь тем путем", ранние стихи В. Меркурьевой. (От Блока: "пока не станешь сам, как стезя").
Дорога искала дорогу,
Покуда ей не сказали:
Нет для тебя дороги,
Ты сама дорога и есть.
Дорога была дорогой,
Пока она не сказала:
Я напролет истоптана,
Больше я не могу.
Что ж, — сказали дороге, —
Если ты больше не можешь —
Вот для тебя дорога:
Встань по ней и ходи.
Только топтать оказалось
Хуже, чем быть истоптанным:
Дорога пошла по дороге
И стала искать обрыв.
(Ранние стихи К. Л.)
Путь
Без пути прост. - зря, напрасно
Быть на пути к чему - приближаться к чему-либо
Встать (или стать, вступить) на путь - начать действовать или развиваться в каком-либо направлении
Жизненный путь - жизнь
Направить (или наставить, обратить) кого на путь истины (или на истинный путь) - указать верный путь в достижении чего-либо
Не по пути - о разных стремлениях, целях
Окольным (или обходным) путем - неблаговидным способом
По пути -
1) мимоходом, попутно
2) по одному и тому же направлению
Последний путь - о похоронах кого-либо
Путь-дорога и путь-дороженька (народно-поэт.) -
1) полоса земли, служащая для езда и ходьбы, дорога
2) передвижение куда-либо, путешествие, поездка
Сбить (или совлечь, совратить) с пути (истинного) - заставить отступить от верных мыслей, убеждений, толкнуть на что-либо дурное
Сбиться (или совратиться) с пути (истинного) - склониться к ложным убеждениям, начать вести предосудительный образ жизни, заняться дурными, предосудительными делами
Стать (или встать, стоять) на пути, стать (или встать, стоять) поперек пути кому- - мешать, быть препятствием кому-либо в чем-либо
Путь
орган рус. религиозной мысли при религиозно-философской академии в Париже. С сентября 1925 по март 1940 г. вышли № 1-61 журнала. Редактором его был Бердяев, соредакторами Вышеславцев и Г. Г. Кульман. Ближайшими сотрудниками журнала, как сообщалось в его № 1, числились Арсеньев, С. С. Безобразов, Булгаков, И. П. Демидов, Б. К. Зайцев, Л. А. Зандер, Зеньковский, А. В. Ельчанинов, П. К. Иванов, В. Н. Ильин, Карсавин, Карташев, Н. О. Лосский, А. М. Ремизов, Савицкий, Сувчинский, Г. Н. и Н. С. Трубецкие, Флоренский, Франк, С. И. Четвериков. В дальнейшем состав сотрудников менялся, привлекались также фр., нем. и англ. корреспонденты (Ж. Маритен, П. Тиллих, С. Оллард и др.). В программной редакционной ст. "Духовные задачи русской эмиграции" в качестве осн. задачи издания выдвигалось сохранение преемственности рус. духовной культуры, подчеркивалась высокая роль последней в совр. об-ве: "Путь мысли входит в путь жизни, как один из ее определяющих моментов. Познанию принадлежит творческая роль в жизни. Русским в эпоху всеобщего смешения нужно повышение умственной и духовной культуры" (Путь. 1925. № 1). Общее философское умонастроение журнала характеризуется ориентацией на творческие традиции таких представителей рус. религиозной мысли, как А. С. Хомяков, Достоевский, В. С. Соловьев, Бухарев, Несмелое, Федоров. Православная платформа журн. "П." стала удобным местом для теоретических встреч католиков и протестантов, католиков-модернистов и католиков-томистов в лице их ведущих представителей. Поэтому выход журнала был значительным явлением не только рус, но и общеевропейской культуры. Полную библиографию журнала можно найти в парижском издании каталога YMCA-Press за 1921–1956 гг.
◘ Л и т.: Оболенский А. П. Указатель авторов, предметов, рецензий к журналу "Путь" (Париж, 1925–1940). Нью-Йорк, 1986; Абрамов А. И. "Путь" (№ 1-61) - орган русской религиозной мысли при религиозно-философской академии в Париже // Путь. Кн. I (1–6). М., 1992.
А. И. Абрамов
Путь
Путь-дорога (нар.-поэт.)
1) полоса земли, предназначенная, приспособленная для передвижения.
2) путешествие, поездка, движение.
3) пожелание счастливого пути или приветствие при встрече.
► -Путь-дорога, господа! Вы откуда и куда? Ершов.
По пути
1) во время путешествия, следования.
► По пути к процессии присоединялись новые группы демонетрактов.
2) с кем-чем, по одному и тому же направлению.
► Нам с ним было не по пути.
3) перен., с кем-чем, об общности интересов, взглядов, целей, направления деятельности.
► Нам с меньшевиками не по пути.
Быть на пути к чему (книжн.) - приближаться к чему- н.
► Быть на пути к общему признанию.
На пути к чему или по пути чего (книжн.) - действуя, развиваясь в каком- н. направлении.
► Фашисты идут по пути развязывания войны.
Без пути (разг. фам.) - зря, напрасно.
► Не станете потом без пути будить Ивана. Ершов.
Путь держать - идти, следовать куда- н.
► Тот путь держал до кузницы, тот шел в село Иваньково. Некрасов.
Последний путь (книжн. ритор.) - о похоронах кого-н., путь к могиле.
► Проводить кого-н. в последний путь.
Идти своим путем - перен. поступать, действовать независимо, по- своему, по своему желанию.
► Он всегда идет своим путем.
Стоять на пути чьем или поперёк пути кому (разг.) - мешать кому-н., быть препятствием кому-н.
► Кто-то стоял на моем пути к счастью.
Путь
путь, пти, пути, путь, путём, о пути, мн. пути, путей, путям, муж.
1. Полоса земли, предназначенная, приспособленная для передвиния, то же, что дорога в 1 знач. «Кибитка летела по гладкому зимнему пути.» Пушкин. Проложить путь куда-нибудь. Летний путь.
| Вообще место, линия в пространстве, по которому или в пределах которого производится передвижение, сообщение. Водные пути. Воздушные пути. Подземные пути. Удобный путь сообщения.
2. То же, что дорога во 2 знач. Отойдите в сторону, не стойте на пути.
3. *****
железнодорожных путях. Служба пути (ж.-д.).
4. только мн. Орган в виде канала, в котором совершается какая-нибудь деятельность (спец.). Дыхательные пути. Пищеварительные пути.
5. Путешествие, поездка, движение. «В далекий путь такой пускайтеся не вдруг.» Крылов. «В обратный пускается путь.» Лермонтов. Счастливый путь или счастливого пути (пожелание отъезжающему). Живет в трех днях пути. Гроза застала в пути. Поезд находится в пути.
6. Направление, маршрут. Избрать путь через горы. «Вон, видишь ли через реку тот мост, куда нам путь лежит.» Крылов. «Ехать ближним путем через Кистеневский лес я не осмелился, а пустился в объезд.» Пушкин. Сбиться с пути.
| Средство, способ передвижения, доставки. Почта была доставлена водным путем. Для доставки медикаментов был выбран воздушный путь.
7. Направление деятельности, направление развития чего-нибудь, образ действий, жизни. «Мы повернули середняка на путь социализма.» Сталин. «Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) прошла долгий и славный путь...» История вкп(б). Коммунизм - путь борьбы и побед. Фашисты идут по пути развязывания управления, первонач. ведомство по сборам за провоз товаров (ист.). Сокольничий путь. Ловчий путь. Стольничий путь. Боярин с путем (при должности).
• путь-дорога (нар.-поэт.) - 1) то же, что путь в 1 и 5 знач., 2) пожелание счастливого пути или приветствие при встрече. «- Путь-дорога, господа! Вы откуда и куда?» Ершов. По пути - то же, что по дороге (см. дорога). По пути к процессии присоединялись новые группы демонстрантов. Нам с ним было (итти) не по пути. Нам с паникерами не по пути. Быть на пути к чему (книж.) - приближаться к чему-нибудь. Быть на пути к общему признанию. На пути к чему или по пути чего (книж.) - действуя, развиваясь в каком-нибудь направлении. Фашисты идут по пути развязывания войны. Без пути (разг. фам.) - зря, напрасно. «Не станете потом без пути будить Ивана.» Ершов. Пути сообщения - совокупность каких-нибудь путей (в 1 и 3 знач.) как отрасли хозяйства. Водные пути сообщения. Воздушные пути сообщения. «Путь держать - итти, следовать куда-нибудь тот путь держал до кузницы, тот шел в село Иваньково.» Некрасов. Последний путь (книж. ритор.) - о похоронах кого-нибудь, путь к могиле. Проводить кого-нибудь в последний путь. Итти своим путем - то же, что итти своей дорогой (см. дорога). Стоять на пути чьем или поперек пути кому (разг.) - то же, что стоять на чьей-нибудь дороге (см. дорога). Ни путь, ни дело (обл.) - ни то, ни се, зря, бестолково. Млечный путь - см. млечный.
ПУТЬ, и, путём, о пути, мн. и, ей, ям, м.
1. То же, что дорога (в 1 знач.). Широкий п. На обочине пути. Каменистый п. Горные пути. Расчистить п. (также перен., кому-чему: дать возможность свободно действовать, развиваться). Куда п. держите? (куда направляетесь?).
2. Место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение. Воздушные пути. Водные пути. Пути сообщения (железнодорожные, автомобильные, воздушные, водные).
3. Железнодорожная колея, линия. Служба пути. Запасный п. Ремонт путей. П. открыт (о соответствующем сигнале светофора, семафора).
4. То же, что дорога (во 2, 3 и 4 знач.). Жизненный п. (перен.: жизнь человека). Сбиться с пути (также перен.). В последний п. провожать когон. (перен.: хоронить; высок.). Стоять поперёк пути комун. или на пути у когон. (также перен.: служить препятствием, мешать комун.). Счастливого пути! и счастливый п.! (прощальное пожелание уезжающему, уходящему). Во время пути. В пути ктон. (едет или идёт, направляется кудан.). Наш п. лежит на север. Не ищет лёгких путей ктон. (перен.: не боится трудностей). Идти своим путём (также перен.: никому не подражая, действуя самостоятельно). П. развития. Направить на п. истины. Действовать мирным путём.
5. Польза, толк (прост.). В этом парне пути не будет. В мальчишке будет п.
6. путём, предлог с род. п. Посредством, при помощи чегон. Решить задачу путём сложных вычислений. Добиться своего путём обмана.
• Дыхательные пути (спец.) полые органы, проводящие воздух к лёгким.
На пути чего, в знач. предлога с род. п. в чёмн., в направлении чегон. Сделать многое на пути рационализации.
На пути к чему, в знач. предлога с дат. п. по направлению к чемун. На пути к дому построили подземный переход. Быть на пути к истине.
Без пути (устар. прост.) зря, напрасно. Браниться без пути.
По пути 1) с кем, по одному направлению, по той же самой дороге, по дороге (во 2 знач.). Пойдём вместе, нам с тобой по пути. Иди один, нам не по пути; 2) с кем-чем, обычно с отриц.; о совпадении целей, задач, по дороге (в 3 знач.). С рутинёрами нам не по пути.
По пути чего, в знач. предлога с род. п. в направлении чегон. Идти по пути прогресса.
Пути не будет кому (разг.) не будет удачи в пути.
Путь-дорога (устар. разг.) то же, что путь (в 4 знач.).
Пути-дороги (разг.) о чьейн. долгой и непростой жизни, о чьихн. сложных судьбах.
Пути чьи (кого) разошлись то же, что дороги разошлись (см. дорога).
Таким путём (прост.) так, таким образом.
| прил. путевой, ая, ое (к 1, 2, 3 и 4 знач.). П. обходчик. П. знак.
Путь
☼ мифологема движения, пространственно-временной ориентации и цели; аспект смысла жизни и вектор истории; универсалия научного и худож. познания и культурного творчества. Своим универсализмом архаич. семантика П. обязана широким смысловым связям с топологией жизненного пространства, его ценностным иерархиям и всей системе социального символизма с его образами и индексами ориентации, маркировкой выбора, моделями поведения и ритуальной практикой. Значимое наполнение в аспекте П. получают слова-сигналы: "порог", "граница", "перекресток", "центр", "край", "кайма", "рамка", "межа", "указатель" ("придорожный камень", "столб", "крест", "веха"), "поворот", "мост", "застава", "круг", "кольцо", "спираль", "синусоида", "стрела", "возврат", "горизонт", "горизонталь/вертикаль", "тупик", "обочина", "поле", "тропа", "гора", "серпантин" и т.п. В Хронотопе П. обобщен весь список способов преодоления и обживания пространства: от бытовых форм путешествия, приключенчества, странствия и курьерства до маргинальных экстремумов ухода, отшельничества, изгойничества, бегства, изгнания, эмиграции и ссылки. Великие переселения народов, маршруты геогр. открытий и следы первопроходцев насыщают мифологему П. энергией пассионарного энтузиазма, тоской по свободному пространству и остротой историософского переживания Пути как провиденциально заданной и загаданной дороги в нац. или общечеловеч. будущее. На основе философско-истор. коннотаций П. рождается символич. телеология дороги и двоение ее образов в лит-ре (гоголевская бричка с Чичиковым катит по реальным ухабам рос. тракта, но влекущая ее "Русь-Тройка" одолевает иное — символическое — пространство своей истор. судьбы). Изучение тематики путеводительства (поводырь, проводник; ср. образ путеводной звезды в рождественской фабуле Евангелия) позволило открыть необычные ракурсы П. Так, анализ движения Данте и Вергилия по Загробью, предпринятый П. Флоренским (см. Флоренский), доказал наличие в картине мира Данте черт неэвклидовой геометрии. Теология П. (к Богу, к Истине, к Другому, к спасению, к Апокалипсису) в ее христ. изводе может быть выражена словом "Голгофа", евангельский контекст которой предполагает мировую инициацию человечности. "Кеносис", "вознесение", "предстояние горне", "теофания" несут память о Завете богообщения как бесконечном сближении твари и Творца; перекресток этой вечной Встречи — свободная воля и Божье Домостроительство, грех и искупление, страдание и Благодать. Геометрия прямого (праведного) пути подчеркнута кривизной бесовского вождения (кружения кривды, блуд блуждания) и демонической путаницы (ср.: "распутник", "путанка", "Распутин", "распутица", "бес попутал"). Язык бережно хранит особую "путевую" аксиологию поступка ("путное дело", но: "запутанное дело") и мысли ("метод" — от лат. "meta" ("поворотный пункт", "цель", "конец", "предел")). Если "П. всякой плоти" (по названию романа Батлера, опубл. в 1903) лежит через соблазны мира, то путь всякого духовного Я промыслительно корректируется властью Вышней Истины. Поэтому столь важной в речевом обиходе оказалась риторика напутствия, благословения на дорогу, убеждения в твердости выбранного маршрута, а в молитвенных формулах предстательства Богу — просьба направить "на пути Твоя" и испрашивание защиты. Дорожная магия (амулеты, обереги, обычай посидеть перед дорожкой, суеверный невозврат с полпути, путевые приметы во сне) слилась в православном сознании с тем убеждением, что "плавающих и путешествующих" опекает сам Русский Бог — Никола-угодник. Традиц. риторика П. эксплуатируется в жаргонных новоязах публицистики (от "Нового пути" символистов и бердяевского "Пути" до советских газет, вроде "Путь Ильича"). В аспектах Эроса и Танатоса П. находит выражение в изоморфной синтактике обрядов свадьбы и похорон: если первому предшествует ритуал ухаживания (ср. похищение, побег, тайное свидание) и сопутствует символика "нового П." (движение в сакральном пространстве церкви, пересечение порога родного дома и переход в чужой), то "последний П." маркируется в тех же индексах движения (участие в обоих обрядах зерна и денег, пиршества и плача, омовения и переодевания). Филос. словарь историософии эксплуатирует термины ритмич. движения в описании моделей эволюции (цикл, скачок, стрела времени, спираль, круг, волна, возврат-палингенез, "перекресток традиций"), проективных прогнозов будущего и типов метаистор. видения мирового горизонта экзистенции. И образы всемирного эсхатологич. финала, и философско-истор. рецептура нац. судьбы опираются на П. как на исконную возможность осуществить предназначенное. Перефразируя Флоренского, можно сказать, что если человеку дана прерогатива осмысленного движения, значит — П. существует. Идея П. является регулятивной для религ. мессианизма и аргументом оправдании для пассионаристской логики агрессии (П. при этом мыслится неальтернативно). Пропедевтика и дидактика нашла в П. хронотоп наследуемого опыта (встреча ученика и учителя в П.; дорога к неочевидному знанию на лесной тропе: М. Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге) и принцип органич. научения через подражание или вопросно-ответный диалог. Вост. философия П. (даосизм) культивирует идею неспешного продвижения к истине под руководством упреждающего наставника, это тропа внутр. самовозрастания и "П. жизни" во внутр. опыте адепта. В "Размышлениях об истинном П." Кафки сказано: "Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему". Лит. типология характера и сюжета фиксирует путь то в качестве генерального жанрового признака (роман путешествия, авантюрный роман, роман воспитания), то как жизненную привычку с переменным этич. знаком (Батюшков. Странствователь и домосед).
Лит.: Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. М., 1922; Максимов Д.Е. Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока // Блоковский сборник. II. Труды Вт. науч. конф., посвященной изучению жизни и творчества А.А. Блока. Тарту, 1972; Лотман Ю.М., Успенский Б.А. "Изгой" и "изгойничество" как социально-психол. позиции в рус. культуре преимущественно допетровского периода ("Свое" и "чужое" в истории рус. культуры) // Труды по знаковым системам. Вып. XV. Тарту, 1982; Успенский Б.А. Культ Николы на Руси в историко-культурном освещении (Специфика восприятия и трансформация исходного образа) // Там же. Вып. X. Тарту, 1978; Айрапетян В. Герменевтические подступы к русскому слову. М., 1992.
К.Г. Исупов.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.