Проповедь
церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить верующим учение Иисуса Христа.
Проповедь
церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить верующим учение Иисуса Христа.
Проповедь
наставление, преподаваемое в храме с целью поучения. Православная Церковь считает необходимым для проповеди благодать Таинства Священства и признает право проповеди лишь за пресвитерами и епископами.
Проповедь
главное орудие распространения и познания веры. Во времена апостолов она считалась делом священным, а дар проповедника отождествлялся с пророческим даром. В наши дни читать проповеди входит в служебные обязанности каждого священника.
Проповедь
♦ (ENG sermon)
(лат. sermo - разговор, беседа)
основанное на Священном Писании воззвание во время общей молитвы в целях передачи Слова Божьего в определенном конгрегациональном контексте.
Проповедь
Syn: см. назидание, см. наставление, см. нотация, см. нравоучение, см. поучение
ПРОПОВЕДЬ, и, ж.
1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения. Произнести п.
2. перен., чего. Распространение какихн. идей, взглядов (книжн.). П. свободы, равенства.
Проповедь
, -и, ж.
1. Речь религиозно-поучительного характера, которая произносится священником в церкви.
* Слушать проповедь. *
2. перен. Речь, содержащая советы, указания, как себя вести; поучение, мораль, нотация.
* Не читай мне проповедь. *
Проповедь
Проповедь
Проповедь
проповедь, проповеди, мн. и, проповедей-проповедей, жен.
1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). Воскресная проповедь.
| перен. Наставление, нравоучение (разг.). «Кому вы вздумали читать такую проповедь?» Некрасов.
2. перен. Устное или письменное распространение какого-нибудь учения, идей, взглядов, мнений. «- Если в прежнее время мы пропагандировали общими истинами, то теперь мы пропагандируем работой. Это - тоже проповедь, но это проповедь действием...» Ленин (1919 г.).
Проповедь
характерная жанровая форма ораторского искусства, имеющая морально-дидактическую, воспитательную направленность и применяющаяся большей частью в церков- но-богослужебной практике. Большой вклад в осмысление религиозно-учительных, нравственно-воспитательных, художественно-эстетических, композиционно- стилистичских, формально-структурных и др. проблем искусства проповеди внесли отцы церкви и целый ряд выдающихся христианских мыслителей - Василий Великий, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст, Августин, Франциск Ассизский, Мартин Лютер и др. В русской религиозно-церковной истории жанр проповеди получил развитие в выступлениях и трудах Иллариона («Слово о Законе и Благодати»), Кирилла Туровского, Стефана Яворского, Феофана Прокоповича и др.
◘ Лит.: Барсов Н. И. Спорные вопросы из истории первобытной христианской проповеди. -СПб., 1886; Подскальски Г. Гомилетика (учительная литература) // Он же. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). - СПб., 1996.
Проповедь
(проповедовать)
, проповедь, проповедник
А. Проповедники в Библии
1. Святые проповедники Ветхого Завета
♦ Ной:
2Пет 2:5
♦ Иона:
Иона 1:2; Иона 3:2
♦ Исаия:
Ис 61:1
♦ Иезекииль:
Иез 21:2
♦ Амос:
Ам 7:16
♦ Аггей и Захария:
Езд 6:14
2. Святые проповедники Нового Завета
♦ Иоанн Креститель:
Мф 3:1
♦ Иисус:
Мф 4:17
♦ Петр и Иоанн:
Деян 8:25
♦ Филипп:
Деян 8:40
♦ Павел:
Деян 9:27; 1Кор 9:16
♦ Тимофей:
1Тим 4:13
♦ многие верующие:
Деян 8:4; Деян 15:35
♦ все христиане:
Мф 28:19; Мк 16:15
Б. Содержание проповеди
1. В Ветхом Завете
♦ Божия кара:
Иез 20:46–48; Иез 21:2–5; Ам 7:16; Иона 3:4
♦ послание надежды:
Ис 40:1,2,9; Ис 52:7-10; Ам 9:11-15
2. В Новом Завете
♦ Благая Весть о Царствии:
Лк 9:2; Лк 16:16; Деян 20:25
♦ Благая Весть о спасении:
1Кор 1:21; 1Кор 15:1,2
♦ крест Христа:
1Кор 2:1,2
♦ Воскресение Христа:
Деян 17:18,31; 1Кор 15:12-14
♦ Иисус Христос — Господь:
2Кор 4:5
♦ исполнение Писания во Христе:
Деян 2:14–36; Деян 4:12–26; Деян 13:16–41; 1Кор 15:3-5
♦ грядущий суд:
Деян 10:42; Деян 17:31
♦ призыв покаяться и поверить:
Мк 1:15; Деян 2:38; Деян 10:43; Деян 26:20
Проповедь
пр’оповедь (проповедование) — возвещение слова Божия (Иоан.15:3 ; Деян.13:5 ; Евр.13:7), поучение (·Екк.), пророчество (Ион.3:4), свидетельство о правде (2Пет.2:5) и чудесах Божиих (Пс.18:2) и просто восхваление чего-то (Мих.2:11). Но главным образом это слово обозначает возвещение радостной (благой) вести о спасении через веру в Иисуса Христа, возвещение Евангелия (совершенное Самим Господом и Его Апостолами), поэтому это слово встречается в основном в Новом Завете. Господь Иисус Христос проповедал (возвестил) слово Божие не только всем людям (1Тим.3:16), но и духам (1Пет.3:19), и дело проповеди поручил также Своим ближайшим ученикам — Апостолам (Мат.28:19 ; Мар.16:15 ; Деян.1:8 ; Деян.9:15 ; Рим.1:5). Апостолы выполнили Его наказ и благая весть была возвещена ими во всем мире (Рим.1:8 ; Рим.14:25 ; Кол.1:6,23).
Люди часто говорят и поступают так, как будто весть о Боге и спасении нужно непременно в устной или письменной форме довести до каждого отдельного человека. Но это неверно. Бог доступен и близок всем (Исх.9:16 ; Нав.4:24 ; Пс.18:2,4; Пс.48:2 ; Пс.97:3 ; Пс.104:7 ; Пс.112:3 ; Пс.116:1 ; Ис.49:6 ; Ис.62:11 ; Лук.2:30 -31; Отк.5:6). Он открывается даже и не ищущим Его (Ис.65:1 ; Деян.13:47). Поиск Бога, истины, добра остается всегда на ответственности каждого отдельного человека (Деян.17:27 ; Рим.1:20 ; Рим.10:18,20; Рим.15:11). Научение и разъяснение — это вторичное дело, полезное для принявших благую весть, Христа (Иоан.6:44,65; Иоан.10:29 ; Иоан.17:6). И ошибаются многие чрезмерно активные миссионеры, думая, что от их усилий зависит «обращение всего мира». Ап. Павел однажды проповедовал около двух лет в одном и том же помещении в Ефесе (Деян.19:9), но все жители Асии (Малой Азии) услышали (были ответственны услышать) его проповедь (Деян.19:10, ·срн. Иер.36:10) (а выражение «во свидетельство» в Мат.24:14 значит: «для сведения» тем, кто не принял в свое время, ·срн. Отк.14:6 -7).
Проповедь
☼ дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этические требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великим духовным движением IX-V вв. до н. э., прошедшим через культуры Европы и Азии (в Индии — буддизм и джайнизм, в Китае — Конфуций и Лао-цзы, в Израиле — выступления пророков, в Иране — зарождение зороастризма, в Греции — орфики, ионийская философия и пифагореизм), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека. Все перечисленные движения создали свой тип П. (ср. речи Исайи в Ветхом Завете и Заратуштры в Зенд-Авесте, буддийскую литературу, проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла). К началу н. э. вербовка «обращенных» приводит греко-римскую философию к методам уличной П. Христианство заимствует технику П. у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). К П. близки по своей структуре и функциям раннехристианские эпистолярные тексты (послания апостола Павла, Игнатия Богоносца, Климента и др.). В IV в. созревает жанр церковной проповеди, окрашенный эллинистической традицией (характерно, что церковный обиход перенимает термин позднеантичной философии «гомилия», русск. «гомилетика»). Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский — церковные ораторы античного склада. На грани IV и V вв. греческое церковное красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст (ок. 347-407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику; его проповеди остаются идеальным образцом для Византии, России и других стран православного круга.
На Западе основы церковной П. закладывают под сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (ок. 337-397) и Августин (в 4 кн. его соч. «О христианском учении» впервые сформулированы теоретические принципы христианской проповеди). В течение Средневековья П. остается одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к другим формам: вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере проповедь. Начиная с Бернарда Клервоского (1091-1153) в западную П. проникают мотивы интимного самоуглубления; эта тенденция нарастает к XIII в., в эпоху Франциска Ассизского (ум. 1226) и Антония Падуанского (ум. 1231). В эпоху Возрождения выступают Бернардин Сиенский с его мягким настроением и любовью к бытовой детали и антипод гуманистов Савонарола (1452-98), напротив соединяющий логическую ясность с апокалиптическими чаяниями немедленного конца мира. Сильные стимулы для развития П. дала Реформация: Лютер провозгласил П. смысловым центром церковной жизни, поставив ее выше литургии. В XVII в. во Франции общий культурный подъем и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно утонченной П., пользующейся стилистическими возможностями барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.).
Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион, Кирилл Туровский и Серапион Владимирский. В русском красноречии XVIII-XIX в. осуществляется синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Проконович, Стефан Яворский, Платон Левшин). Высокой стилистической выдержанности, но одновременно и полного отрыва от жизни русская П. достигает в творчестве митрополита Филарета (Дроздова, XVII-XVIII вв.). В литературе XIX в. предпринято немало попыток «секуляризовать» лексический и ритмический строй П., присвоить ее формы для нерелигиозных целей. Так, стилистику Н. В. Гоголя с ее специфическим построением периода можно описать как травестию традиций церковной элоквенции; характерно, что сам писатель пытался вернуть формальные приемы П. к их старым функциям (в «высоких» отступлениях и особенно в «Выбранных местах из переписки с друзьями»), что вступало в драматическое противоречие с объективным ходом историко-литературного процесса. В современной литературе интонации П. обычно приобретают более или менее пародийный, «остраненный» характер, даже при самых серьезных намерениях писателя: пример — «Хоры из «Скалы» и «Убийство в соборе» Т. С. Элиота.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
Проповедь
— христианское церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение И. Христа. Учение о П. составляет предмет особой богословской науки — гомилетики (см.; там же и история П.). Главный вопрос в этом учении — о существе и природе П. — доселе представляется еще нерешенным и спорным. Рейхлин и Эразм, как гуманисты, исследуя и проповеднические произведения древних отцов церкви, трактуют о них наряду с произведениями языческой, греческой и латинской литературы как о произведениях ораторского искусства, а в своей гомилетике мало обращают внимания на учение о П., содержащемся в Св. Писании. Отсюда ведет свое начало взгляд многих гомилетов последующего времени, по которому при определении проповеди принимается во внимание одна внешняя ее сторона — словесная форма, и самая природа проповеди определяется как исключительно риторическая, т. е. П. представляется как бы не имеющей своих особых законов продукции, относится к той литературной области, которая называлась красноречием, или искусством ораторским, и подлежит единственно правилам, которые были созданы еще в древности для ораторства вообще. В новейшее время учение о природе П. стало обосновываться на началах или рационалистических, или натуралистически-эстетических. По Шлейермахеру, П. — "акт художественного словесного представления или воспроизведения содержания личного миросозерцания проповедника перед слушателями, обладающими тем же содержанием". Т. Гарнак ("Praktische Theologie", 1875) определяет П. как "акт слова в культе" или акт культа в слове, который в своей продукции подчиняется общим логическим и эстетическим законам слова и, в частности, законам ораторского искусства. Церковное учение о П., опираясь на слово самого И. Христа и апостолов (Иоан., XVI, 13; XIV, 26; Матф., X, 19; Марк., XIII, 11; Лук., XII, 12; 1 Кор., II, 4, 12, 13; посл. ап. Иоан., II, 20, 27 и др.), усматривает в литургийной П. функцию благодатной жизни церкви, т. е. находит, что по внутреннему существу своему она иной природы, чем естественное слово ораторского искусства, — что главная продуктивная сила П. есть благодать, даруемая в таинстве священства. Если в церкви невидимо присутствует сам Глава ее, И. Христос, и обетованный им Дух Святой, который наставляет ее на всякую истину, то невозможно допустить, с церковной точки зрения, чтобы без руководства вспомоществующей благодати Божией могло обойтись дело церковной П. Вот почему церковь в своих канонах усваивает право литургийной П. только лицам, имеющим благодать священства, и притом только епископам и пресвитерам (Прав. апост. 58-е и прав. 64-е VI-го вселен. собора), и при поставлении во священство в посвятительной молитве испрашивает у Бога посвящаемому "благодати" учительства, почему епископ и священник проповедуют за литургией не иначе, как имея на себе знаки своих благодатных полномочий, по меньшей мере омофор (епископ) и епитрахиль (священник). Что касается античного ораторского искусства, то в древней церкви независимость от него П. доходила до того, что языческих ораторов и риторов по профессии церковь принимала в свои недра и допускала к крещению не иначе, как по оставлении ими своей ораторской профессии и по отречении от нее. Затем от своих проповедников — пастырей церковь древняя никогда не требовала предварительного изучения языческого искусства красноречия, находя его по природе отнюдь не тождественным с П. церковной. Если ораторство иногда имеет место в П. даже отцов церкви, то не как черта природы христианской П., а признак случайный, появляющийся у них вследствие того, что они изучали языческое ораторское искусство в то время, когда о вступлении на служение церкви еще не думали, а готовились к гражданским должностям. Некоторые сектанты — мистики и русские хлысты — думают, что всякая П. может быть продукцией только "непосредственного вдохновения" от Св. Духа, даваемого, по силе веры только, каждому верующему. По мнению пиетистов (Шпенер и др.), П. возможна для каждой личности, "возрожденной и благодатствованной" в таинствах, каковы и миряне. Православная церковь (как и католическая) учит о необходимости для храмовой литургийной П. особой благодати, кроме той, какая преподается в таинствах каждому христианину для жизни — благодати таинства священства. При этом церковь не отрицает пользы и необходимости для П. естественных дарований разума и слова, в том числе дарований и знаний ораторских. Определив церковную П. как одну из функций благодатной жизни церкви, Св. Писание и церковное предание указали и ее разновидности по форме, или прототипы. В книге Деяний и в 1 послании к Коринфянам указаны три таких прототипа: глоссолалия, профития и дидаскалия, различие между которыми обусловливается степенью присутствия в пастыре проповеднике Духа Божия. Первоначальная по времени форма П. — глоссолалия (γλώσσαις λαλεϊν) апостольских времен, названная так по временной ее особенности — благодатному дару говорить на языке, дотоле неведомом говорящему. С психической стороны состояние глоссолала характеризовалось состоянием экстаза; под наитием преизбыточествующей благодати, при созерцании благ и величия истин христианства проповедник становился вне себя (аще в теле, аще вне тела, не вем, говорит о себе апостол Павел); речь его была до того восторженна, что становилась нестройной, почему такие речи часто должны были сопровождаться речами "истолкователей". Профития была пророчеством в том смысле, в каком это служение в церкви вообще определяется в богословии. Будучи также даром Св. Духа, оно в психическом отношении составляет проявление более спокойного и сознательного, чем экстаз глоссолалии — энтузиазма, при котором проповедник не утрачивал самообладания и говорил речью стройной и общепонятной. Дидаскалия — вид учительства по преимуществу рефлективного, произносилась под управлением разума, содержала в себе рассуждения и доказательства и действовала не только на чувство, но и на логическое восприятие. По мере того как христианское общество осваивалось с новым учением, усваивая его не только чувством, но и логической рефлексией, первоначальный экстаз и энтузиазм учителей уменьшался, и уже при апостолах дидаскалия преобладала. Но в церкви и после того продолжали существовать и глоссолалы и профеты (о них говорят Иустин, Мильтиад, Ириней, Евсевий), и никогда глоссолалия и профития апостольских времен — психическая их основа — не прекращались совершенно в церковной П., как ее понимали отцы церкви (подробнее см. в "Истории первобытной христ. П.", проф. Н. И. Барсова, СПб., 1885). П. миссионерская, обращаемая к не ведающим Христа, тоже поручается не иначе как священникам или иеромонахам или по меньшей мере их непосредственному руководству. Следует еще отличать П. внебогослужебную, или так называемые внебогослужебные собеседования, в храме или в простой зале. Здесь священник говорит хотя и от лица церкви и во имя церкви, но больше в силу своей богословской компетенции; здесь он говорит не ex cathedra, голос его здесь не непосредственный голос самой церкви, и проповедь его не часть богослужения церковного, а частное, личное отправление им своей пастырской обязанности. Поэтому в экстренных надобностях внебогослужебные собеседования поручаются в храмах и залах лицам, не имеющим священства, но имеющим достаточный богословско-образовательный ценз, каковы, например, готовящиеся к священству студенты духовных академий и семинарий. Следует упомянуть также об одном чрезвычайном явлении в проповеднической практике церкви — о сказывании П. в храме мирянами. Это исключение из общего правила делается иногда, по особенному разрешению местного епископа, под его непосредственным и ближайшим надзором и руководством, для лиц, выдающихся проповедническими дарованиями и готовящихся к священному сану. В III веке местный епископ позволил проповедовать мирянину Оригену ради его великих дарований. У нас в России митрополит Московский поручил объяснение катехизиса на литургии юноше-студенту Левшину (впоследствии — митрополит Московский Платон); его преемник — студенту Дроздову (впоследствии — митрополит Московский Филарет). Основание для подобных исключений, равно как для существовавшего в русских духовных академиях и семинариях обычая поручать ученикам старших классов, для того посвященным в стихарь, произносить свои опыты П. в академических и семинарских церквах, можно находить в обычае древней церкви упражнять готовящихся к пастырскому служению в составлении и произнесении П., о каковом обычае свидетельствует одно слово св. Астерия Амасийского "Об образе св. Евфимии" (см. "Представители ораторско-практического типа П. на Востоке в IV в." Н. И. Барсова, Харьков, 1888). Эти школьные упражнения в проповедничестве, которым, впрочем, не усвоялось названия П. (λογος ωμιλια), замененное названием Εκφράσις (собеседование), введены были в христианских школах, имевших значение позднейших духовных семинарий, по подражанию языческим риторическим школам. В этом же обычае древних церковных школ имеет свое основание старинный местный обычай Киева, по которому профессора Киевской академии из мирян произносят П. в храмах на так называемых пассиях, вечерних богослужениях двух недель Великого поста. Подробнее см. "Гомилетика" Я. К. Амфитеатрова (Киев, 1857); Барсов, "Учение о существе или природе христианской литургийной П." (СПб., 1897); его же, "История первобытной христианской П." (СПб., 1885).
Н. Б—в.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.