Значение слова «прометей»

Что означает слово «прометей»

Словарь Ефремовой

Прометей

м.
Один из титанов, похитивший огонь у богов с Олимпа и научивший простых людей
пользоваться им, за что - по приказу Зевса - был прикован к скале и обречен на
постоянные муки (в древнегреческой мифологии).

м.
Отважный человек, совершивший ради людей что-л. важное, полезное и нередко
опасное.

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Прометей

Промете́й - в древнегреческой мифологии титан, культурный бог создавший первых людей, давший людям огонь, научивший их письму, счету и ремеслам; героически вытерпел муки, на которые обрек его Зевс.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Астрономический словарь

Прометей

1) Спутник Сатурна, открыт с борта космического аппарата «Вояджер-2» (США, 1980). Расстояние от Сатурна около 139 тыс. км, диаметр около 80 км.

2) В греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Освободил Прометея и убил орла Геракл. Образ Прометея получил отражение в литературе (Эсхил, П. Б. Шелли и др.), изобразительном искусстве и музыке (Л. Бетховен, А. Н. Скрябин и др.).

Энциклопедический словарь

Прометей

  1. спутник Сатурна, открыт с борта космического аппарата "Вояджер-2" (США, 1980). Расстояние от Сатурна ок. 139 тыс. км, диаметр ок. 80 км.
  2. российское издательство демократического направления, 1907-16, Санкт-Петербург. Книги главным образом по философии, русской истории, истории литературы; беллетристика.
  3. в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Освободил Прометея и убил орла Геракл. Образ Прометея получил отражение в литературе (Эсхил, П. Б. Шелли и др.), изобразительном искусстве и музыке (Л. Бетховен, А. Н. Скрябин и др.).

Античность от А до Я. Словарь-справочник

Прометей

   в греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея - Океанида Климена; братья - Менетий, Атлант, Эпиметей. Среди детей Прометея Девкалион (сын Прометея и Пандоры). Имя Прометей в переводе - «мыслящий прежде», «предвидящий». Прометей вылепил первых людей из земли и воды, создал их смотрящими в небо (по подобию бога). Научить людей жить обществом Прометей не смог, так как не был в состоянии войти во владение Зевса, обладавшего этим умением. Но совершенствовать род людей Зевс не желал, а решил его уничтожить и насадить новый - он послал потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара - супруги Девкалион (сын Прометея) и Пирра (дочь Эпиметея) создали новый человеческий род, бросая камни себе за спину. Таким образом Прометей через сына принял участие в создании человеческого рода. Затем Прометей осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, который передал в полом тростнике. (Афина помогла Прометею похитить огонь.) Прометею приписывалось создание первой женщины. Прометей был наказан не за свои благодеяния людям, а за то, что влюбился в Афину или из-за того, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов, Эвримедонта. Зевс бросил Эвримедонта в Тартар, а Прометея приковал к скале на Кавказе в пределах Скифии, где орел выклевывал ему печень, ежедневно выраставшую вновь. Прометей внутренне торжествовал над Зевсом, так как являлся хранителем древней тайны: он знал о том, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведет к рождению сына, который свергнет Зевса. Из-за страха перед будущим Зевс освободил Прометея в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправил своего сына Геракла, чтобы освободить Прометея. Помощь к Прометею пришла и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон был ранен отравленной стрелой Геракла и испытывал муки, жаждал смерти. За возможность сойти в Аид Хирон предложил Зевсу отдать свое бессмертие Прометею. В то время, пока совершались подвиги знаменитых героев, Прометей был прикован к скале, и аргонавты слышали его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор. Освобождение Прометей получил за поколение до Троянской войны. Образ Прометея - символ человеческой цивилизации. В античности существовала традиция осудительного изображения Прометея - Прометей совершил злой обман, принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий. Прометей заботился только о теле человека, что стало причиной всех бед человеческой жизни. В Афинах проходили празднества в честь Прометея: устраивался бег с факелами, зажженными от жертвенника Прометея. Сюжет о Прометее сохранился в греческой вазописи, помпейских фресках, рельефах саркофагов, картинах П. Рубенса, Тициана, литературе Боккаччо, Вольтера, И. Гете, Дж. Байрона, П. Шелли, А. Жида, Ф. Кафки, В. Иванова.

Античный мир. Словарь-справочник

Прометей

(греч. Prometheus)

   в греческой мифологии сын титана Япета и океаниды Климены, брат Атланта и Эпиметея; в мифах выступает богоборцем и защитником людей: выкрал на Олимпе огонь и отдал его людям, научил их искусству строительства, мореплавания, медицины и письма. Зевс приказал приковать П. к Кавказской скале, куда каждое утро прилетал огромный орел клевать его печень, которая за ночь вырастала снова. От этих мучений П. освободил Геракл.

   Лосев А.Ф. Прометей // Мифологический словарь. М., 1990. С. 442-444.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

("предвидящий")

   В греческих легендах раннего происхождения - титан, о котором Гесиод рассказывает две истории:

   а) Прометей создал из глины первого человека, научил его ремеслам, дал ему огонь, который сам украл у Зевса, вынеся искорку в полом стебле тростника. Чтобы наказать человека за прегрешения, Зевс послал ему Пандору. Когда Павсаний путешествовал по Фокиде, ему показывали огромную глыбу, измазанную глиной, которая, как уверяли местные жители, пахла человеческой плотью и была, по их мнению, оставшимся после творения человека материалом.

   б) Зевс также наказал Прометея: приковал его к скале на Кавказе и ежедневно присылал орла - клевать печень Прометея. На эту тему написана трагедия Эсхила "Прометей прикованный". По версии Эсхила, Зевс наказывает Прометея не только за то, что он украл у него огонь, но и за то, что он отказался раскрыть Зевсу тайну его будущего, то есть тайну его свержения. У Эсхила Прометей является символом противления человека новой власти олимпийских богов, пришедших на смену древним хтоническим божествам. В последней, утерянной части трилогии Эсхила Прометея освобождает Геракл.

   Ту же тему развивает Шелли в "Освобожденном Прометее": знания, переданные Прометеем людям, дают им свободу и возможность жить во взаимной любви. Образ Прометея как творца человека и страдающего героя, воплотившего в себе свободу, привлекал совершенно различных авторов. Так, ранние отцы церкви видели в мучениях Прометея символическое отражение Христовых Страстей, а Тертуллиан даже называл Христа "истинным Прометеем". Для Байрона, как и для Шелли, Прометей был прежде всего борцом за свободу, в то время как Гете подчеркивает момент сострадания Прометея к несчастному человечеству. Образ Прометея вдохновлял также Бетховена, Листа, Скрябина. Андре Жид в своем "Прометее прикованном" трактует древнюю легенду с характерным модернистским уклоном: Прометей получает мазохистское удовольствие от пытки, которую придумал для него Зевс. Пьеро ди Козимо изобразил Прометея как творца человека, ожидающего своего истинного наказания - человеческой цивилизации, которая, как библейское древо познания, приносит плоды греха. Прометея изображали также Тициан, Микеланджело, Рубенс и Йорданс.

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Словарь греческой мифологии

Прометей

   Сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать П. — океанида Климена (по другим вариантам: богиня правосудия Фемида или океанида Асия). Братья П. — Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры). Среди детей П.Девкалион (сын П.и Пандоры), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры).

   Имя П.означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом»). П.не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз, тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого П.сохраняет независимое положение в отношении новых владык, покровительство роду людей, создателем которых он является по целому ряду свидетельств. П.как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды, да еще создал их смотрящими в небо, по подобию богов, но сделал это П.по воле Зевса. Есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а П.и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому П.должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», П.крадет «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнем, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться». Согласно Эсхилу, «все искусства у людей от П.», он научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. Однако в других источниках начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами П., а с деятельностью Зевса.

   П. осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике. В более поздних мифах говорится, что наказан П.был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а П.приковал к скале на Кавказе. Итак, П.прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь. В отместку людям и П.боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла, чтобы, освободив П., тот еще больше прославил себя. Освобождение П.Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу — добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к П.и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать П.свое бессмертие. Пока совершаются деяния знаменитых героев, П.прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор. Освобождение П.получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются еще до рождения великих героев.

   В Афинской академии был жертвенник П.; от него начинался бег до города через Керамик с зажженными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими. На Прометеях выступали хоры мужчин и мальчиков.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Прометей

(Προμηθεύς, Prometheus) — в греческой мифологии сын титана Иапета и Климены (по друг., Азии, Фемиды), или Урана и Климены, или Эвримедонта и Геры, брат Атланта, Менойтия, Эпиметея, супруг Гесионы (по друг. Аксиофеи, Пандоры), отец Девкалиона, Геллена, Лика, Химерея. П. в первоначальных представлениях — космическое божество огня, родственное Гефесту (Πυρφόρος θεός); так, в Афинах он почитался совместно с Гефестом и Афиной в академии (между Колоном и столицей), где в честь него стоял алтарь и статуя рядом со статуей Гефеста; тут же, возле статуй, находился их общий жертвенник. Уже рано в мифах и сказаниях на первый план выступает этическое значение П.; оценив важность огня как необходимого фактора культуры, древние греки приписали появление его на Земле "промыслителю" своему — П., который с этого времени сделался гением человечества, духовным его просветителем и учителем. Некоторые (Kuhn, Baudry, De c harme, Wecklein) считают мифологическое имя П. не специально греческим, а индогерманским, сближая слово Προμηθεύς с санскритским pr â mathyus (= тот, кто трет, — подразумевается дерево о дерево для добывания огня) и pramantha (= палка, которую вращали в ступице диска для извлечения огня). По такому представлению, П. первоначально был виновником появления огня на Земле посредством pramantha — атрибут, которому в греческом мифе соответствует νάρθηξ (= ferula, шпильник), в стволе которого П. перенес огонь с неба. На это сопоставление указывает, между прочим, прозвище индийского бога Агни-Прамати и название Турийского Зевса — Προμαθεύς. Как бы то ни было, греческий П. Гесиодовских и позднейших сказаний — благодетель человечества, олицетворение человека во всеоружии его духовных даров — человека, ищущего совершенства, истины, бессмертия и дерзающего поравняться в своем духовном совершенстве с богами. Он — тип человека в борьбе с природой, противопоставляющего ее титаническим, слепым силам ум, хитрость, изобретательность. Гесиодовские сказания о П. сводятся к следующему. Когда боги условливались с людьми в Меконе (у Сикиона) о том, какие почести должны воздаваться им, богам, П., как посредник между обеими сторонами и промыслитель человеческого рода, разделил жертвенное животное на две половины: мясные части и съедобные внутренности завернул в шкуру, а кости и худшие остатки покрыл жиром, полагая, что боги выберут ту часть, которая с виду пожирнее. Зевс, однако, заметил хитрость, но, желая иметь предлог для наказания ненавистного человечества, выбрал худшую часть в жертву и за это лишил людей огня. Возникло, таким образом, сказание из попытки объяснить обычай сжигания в жертву богам худших частей животного: последующее поколение увидело в этом обычае оскорбление божества и приписало его мятежнику П., с именем которого вообще связывается установление жертв. Когда люди остались без огня, заступник их П. похитил его с очага Зевса (по друг., с солнечной колесницы или из лемносского горна Гефеста) и перенес к людям в стволе νάρθηξ. За это Зевс решил отомстить людям созданием женщины (Пандоры; см.), которая вместе с Эпиметеем, недальновидным братом П., была виновницей всех человеческих бед и напастей, а П. приковал к столбу (Гесиод, "Θεογονια" и "Έργα και Ήμέραι"). Однако позднее суждено было П. примириться с Зевсом через Геракла, который убил орла, прилетавшего днем клевать печень П., и освободил страдальца. В Афинах в честь его был установлен праздник — Προμήθεια с факельным бегом (λαμπαδηφορία, λαμπαδηδρομία), символизировавшим собой распространение священного огня среди людей. Священный огонь возжигался на жертвеннике в академии и должен был быть как можно скорее (отсюда факельный бег) донесен до города, чтобы заменить собой оскверненный употреблением старый огонь. В литературе миф о П. был излюбленным сюжетом древнего и нового времени, начиная с Эсхила, который первый увековечил идею П. мифа в своей трилогии (быть может, тетралогии — "Προμηθεύς"), состоявшей из трех драм: "Προμηθεύς Δεσμώτης" (Прикованный П.), " Π. λύοενος" (Освобожденный П.), "Π. πυρφόρος" (П. огненосец) и, быть может, сатирической драмы ("Π. πυρκαεύς"?). До нас дошла одна из упомянутых драм — "Π. Δεσμώτης". Содержанием ее является наказание П. за похищение огня и самоотверженная борьба его с неумолимо суровым Зевсом, который, олицетворяя собой мировой порядок, только что водворенный с низвержением титанов, жестоко наказывает ослушника своей воли, низвергая его в конце пьесы в преисподнюю вместе со скалой, к которой он был прикован. По Эсхилу, П. — сын Фемиды, титан, первоначально враг Зевса. Однако, заметив, что хитростью и умом легче обеспечить себе победу, чем грубой силой, он, не будучи в состоянии убедить в этом братьев-титанов, перешел на сторону Зевса. Когда в борьбе с Кроносом Зевс вышел победителем, он захотел ознаменовать начало своей власти созданием нового человеческого рода. Тогда П., гений существовавшего человеческого рода, вступился за его судьбу и передал ему с огнем ум, изобретательность, хитрость — для борьбы с природой. Оскорбленный этим, Зевс решается наказать ослушника своей воли и приказывает своим слугам — Мощи и Силе (Κράτος и Βία) — с помощью Гефеста приковать мятежника к скале в Скифии близ моря. Прикованный П. жалуется на жестокость и неблагодарность своего мучителя — Зевса, который, забыв оказанные им, П., услуги во время борьбы с титанами, теперь обрек своего прежнего союзника на долгие муки, и при этом за содеянное людям добро. Дочери Океана (хор) приходят утешать страдальца и вместе с ним жалуются на жестокость Зевса. Но у П есть средство отомстить Зевсу: он знает от матери Фемиды тайну, от которой зависит судьба олимпийского владыки, и в сохранении этой тайны от Зевса видит средство заставить его смириться. Появление скиталицы Ио и рассказ ее о своих страданиях, виновником которых был тот же Зевс, еще более возбуждают против него П. Когда приходит вестник Зевса Гермес с требованием открыть умалчиваемую тайну, П. решительно и надменно отказывается сделать это. Тогда Зевс посылает гром и землетрясение, и П. вместе со скалой, к которой был прикован, проваливается в бездну. Сюжетом следующей, не дошедшей до нас, драмы "Π. λύοενος" было примирение Зевса и П. После долгих мучений под землей П. вместе со скалой опять очутился на земле, среди Кавказских гор. Продолжительные страдания измучили его: он ждет только одной смерти. Не довольствуясь этими страданиями узника, Зевс придумал новую пытку: он послал коршуна (орла), который прилетал через день клевать печень П., как вместилище дурных страстей и желаний и давал на день отдых страдальцу лишь для того, чтобы исклеванная печень могла снова вырасти. Но вот является Геракл-освободитель и убивает коршуна. Тогда же приходят к П. получившие свободу и примирившиеся с Зевсом титаны и убеждают П. смириться и открыть тайну Зевса. Так закончилась долгая борьба человечества с богами. П. был освобожден от оков и вознесен на Олимп, в сонм бессмертных, получив дар бессмертия от Хирона, который мучился от отравленной раны и жаждал смерти. Верховный владыка неба укрепил свою власть и, обеспечив ей бесконечное существование, становится из жестокого и неумолимого — милостивым богом — тем Зевсом, каким представляли его набожные греки начала V в. и каким он является в драмах Эсхила. Время жестокого режима и борьбы сменилось безоблачным периодом примирения неба с землей, и человечество, искупленное страданиями П., вкусило наконец дары мирной и культурной жизни. Идея Эсхиловой трилогии в том, что всякий прогресс должен искупляться страданием (Вейль), а весь трагизм П. — в его близорукости, в непонимании высших мудрых целей мироправителя: вмешавшись со своей человеческой волей в высокие божественные планы Олимпийца, он падает жертвой этой борьбы. Новейшая литературная критика неодинаково поняла и объясняла пьесу Эсхила и, главным образом, потому, что рассматривали ее одну, без связи с остальными пьесами трилогии, как самостоятельное художественное произведение. Так, в Зевсе видели отвратительный образ тирана, а в П. — поборника свободы, друга людей (Sch ü tz), или истолковывали П., как идеального человека в борьбе с природой, противопоставляющего ее слепым силам свою непоколебимую волю и духовную мощь (A. W. Schlegel). Bl ü mner находил идею драмы в возвеличении судьбы, которая осиливает произвол тирана, и борьбы, которая, сокрушая человека, возвеличивает его. Hermann полагал, что Эсхил в драме П. изобразил Зевса народных сказаний в противоположность тому великому Зевсу, образ которого носился в религиозных представлениях лучших художников первой половины V века. Welcker, Sch ömann, Weil, Weckle in объясняли эту драму в связи с остальными пьесами трилогии: по их мнению, Эсхил выразил в своем П. глубоко религиозную идею вечной, всемогущей, справедливой и премудрой власти Зевса, перед которой должны смириться даже такие сильные волей и умом полубоги-полулюди, как П.: стремления П., несмотря на их симпатичность и возвышенность, односторонни, и все величие его жертвы ничто перед высшей волей Зевса. Schneider истолковывал идею Эсхила в том смысле, что Зевс хотел сделать добро людям, не дав им огня как средства для распространения культуры, так как видел в ней залог гибели человечества: так что, по Schneider'y, Эсхил был провозвестником идей Руссо. Миф о Прометее обратил на себя внимание ряда великих поэтов — Гёте, Байрона, Шелли. Прометей Гёте (1773 или 1774 гг.) — бог, равный Зевсу, презирающий Зевса, потому что тот, несмотря на всю свою державную силу — подчинен, как и все, судьбе. Гордость и богоподобная сила П. — не в праздном и бесцельном могуществе, а в творческой энергии, в живой деятельности, в способности переживать страдания и радости. Драматическая поэма Шелли "Prometheus unbound" (1821) — "этот увлекательный гимн к свободе в драматической форме" (Шерр) — изображает Прометея, как носителя духовного начала и разумной свободы, в противоположность Зевсу, который олицетворяет собой физический закон мира. П., по словам самого Шелли (Preface), — тип высшего совершенства нравственной и интеллектуальной природы, приводимой к лучшим и благороднейшим целям самыми чистыми и истинными побуждениями. Демогоргон, свергающий в конце концов Зевса с его мирового трона, приводит за собой век свободы, любви, мягкости (gentleness), добродетели, мудрости, терпения: так благодаря могучему протесту П. миновало время деспотизма и порабощения духа. Байроновский П. (лирич. стих. "Prometheus", 1816) — также воплощение высоких стремлений человека к свободе, гордый и непримиримый враг тирании, преступление которого было в том, что он старался уменьшать сумму человеческих несчастий и возвышать человека. Из других поэтических произведений на эту тему можно упомянуть еще трилогию "Prometh é e" Эдгара Кине (1837) и драму де Сеневиля Минара (1843) "Prometh ée Delivré ". Кине и Минар изобразили в П. обновителя духовной жизии человечества (предшественника Христа).

Литература. A. W. Schlegel, "Vorlesungen ü ber dramatische Kunst." (I т.); Bl ü mner, "Die Idee des Schicksals in den Trag. des Aeschylus" (Лейпциг, 1814); Welcker, "Die Aeschyleische Trilogie Prometheus" (Дармштадт, 1824); G. Hermann, "De Aeschyli Prometheo Soluto" (1828); Toepelmann, "De Aeschyl. Prometheo" (Лейпциг, 1829); J. H. Schmidt, "De Pr. vincto" (Аугсбург, 1831); Неffter, "Prometheus" ("Zeitschrift f. d. Alterw.", 1836, № 53); Weiske, "Prometheus und Sein Mysthenkreis" (Лейпциг, 1842); E. V. Lausaulx, "Prom e theus. Der Mythus und seine Bedeutung" (Вюрцбург, 1843); G. Hermann, "De Prometheo Aeschyleo" (Лейпциг, 1845); Sch ö mann, "Ueber den Prometheus des Aeschylus" ("Zeitschr. f. Alterw.", 1846, № 111); M. Carriere, "Prometheus" ("Deutsches Museum", 1855, № 14); Welcker, "Griechische Gö tterlehre" (II, 246—278, Геттинген, 1859); Vischer, " Über die Prometheustragö dien des Aesch." (Базель, 1859); Caesar, "Der Prometheus des Aeschylus" (Марбург, 1859); Baudry, "Les Mythes du feu et du breuvage c éleste" ("Revue Germ anique", 1861, p. 358); Teuffel, "Ueber des Aesch. Prometheus und Orestie" (Тюбинген, 1861); Markowitz, "De Aesch. Prometheo" (Дюссельдорф, 1865); Linzow, "Die Prometheussage" ("P ädag. Arch.", 1866, 641—683); Westphal, "Prolegomena zu Aeschylus Tragödien " (1869, p. 207, слл.); Th. Henry Martin, "La Prom éthé ide" (Париж, 1875); Seelmann, "De Prometheo Aeschyl." (Дессау, 1876), Patin, "Etudes sur les tragiques Grecs" (I, 250—305, 1877); Herwig, "Das ethisch-religi öse Fundament der Aesch. Tragö die" (Констанц, 1877); Holle, "Die Prometheussage" (Берлин, 1879); Eichhof, "Die Sage und Dichtung von P." (1879, "Jahrb. f. Klass. Philol. u. P ä dag.", 2 отд.); Flach, "Zur Prometheussage" (1881, "Jahrb. f. Klass. Philol.", s. 817, слл.); Konitzer, "De fabulae Prometheae in arte litterisque usu" (Галле, 1885); Decharme, "Mythologie de la Gr èce antique" (1886, pp. 257—266); Kuhn, "Die Herabkunft des Feuers und des Gö ttertranks" (1886); Schneider, "Der Prometheus des Aeschylos" (Дуйсбург, 1889); Wecklein, "Aeschylus, Prometheus" (1893, Лейпциг; введение); Preller, "Griechische Mythologie" (Б., 1894, pp. 91—102); Weil, "La fable de Prom éthé e", в его "Etudes sur le drame Grec." (Париж, 1897).

H. Обнорский.


Морфологический разбор «прометей»

часть речи: имя существительное; одушевлённость: одушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: именительный; остальные признаки: имя; отвечает на вопрос: (есть) Кто? ...

Синонимы слова «прометей»


Фонетический разбор «прометей»

транскрипция: [прам'эт'эй']
количество слогов: 3
переносы: (про - ме - тей) ...

Ассоциации к слову «прометей»


Цитаты со словом «прометей»


Близкие по смыслу слова к слову «прометей»


Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.