Провидение
провид’ение (Рим.38:2 ; Рим.42:3) — промысел Божий, управление миром, предопределение, судьба.
Провидение
провид’ение (Рим.38:2 ; Рим.42:3) — промысел Божий, управление миром, предопределение, судьба.
Провидение
Провидение
Провидение
♦ Providence
Принятое в религии название судьбы; надежда как мировоззрение.
ПРОВИДЕНИЕ, я, ср. В религиозных представлениях: высшая божественная сила, управляющая судьбами людей. Воля провидения.
ПРОВИДЕНИЕ см. провидеть.
Провидение
1.
провидение, провидения, мн. нет, ср. (книж.). Действие по гл. провидеть. Дар провидения.
2.
провидение, провидения, мн. нет, ср. (церк.). По представлениям религиозных людей - действие верховного существа в мире.
| перен. Само это верховное существо.
Провидение
♦ забота Бога о мироздании и Его контроль за историческим развитием человечества
А. Прокомментированные темы
1. ПРОВИДЕНИЕ как тема:
♦ Чисел:
Чис 21:3
♦ Руфи:
Руфь 4:14
♦ Ездры:
Езд 8:31
♦ Есфири:
Есф 6:4
2. ПЛАН БОЖИЙ как тема:
♦ Евангелия от Луки:
Лк 16:16
♦ послания к Ефесянам:
Еф 1:10
3. КОНТРОЛЬ БОЖИЙ как тема:
♦ Даниила:
Дан 4:32
♦ Иеремии:
Иер 10:10
♦ Аввакума:
Авв 2:13
♦ Захарии:
Зах 12:1
4. СВОБОДА БОЖИЯ как тема Иова:
Иов 40:8
Б. Забота Бога обо всем Его мироздании
1. Аспекты провидения Божия
♦ заботится о всех Своих созданиях:
Пс 144:9; Мф 10:29
♦ дает пищу всем Своим созданиям:
Пс 103:14,27,28; Пс 144:16; Мф 6:26
♦ оберегает Свои создания:
Неем 9:6; Пс 35:8
♦ определяет события истории:
Быт 50:20; Пс 32:10–19; Деян 2:22,23
♦ определяет пути людские:
Притч 16:1,9; Притч 19:21
♦ контролирует все происходящее:
Ис 40:22–26; Дан 4:32; Деян 17:26; Еф 1:11
♦ контролирует погоду:
Пс 67:9,10; Мф 5:45; Деян 14:15-17
♦ контролирует мельчайшие детали:
Мф 10:29,30
♦ контролирует зло:
Иов 2:1–8; Ис 14:24–27; Ис 45:7; Ам 3:6
2. Средства контроля Божия
♦ Его могущественное слово:
Пс 28:3–9; Евр 1:3
♦ Иисус Христос:
Кол 1:17
В. Особая забота Бога о Его людях
1. Общие положения:
Пс 90:1-16; Ис 31:5; Рим 8:35–39; 1Пет 3:12
2. Отдельные положения
♦ открывает сердца для веры в Благую Весть:
Лк 24:45; Деян 16:14
♦ контролирует отдельные события:
Быт 22:8,13,14; Пс 104:5-44; Пс 135:10–24; Ис 38:17
♦ благотворит тем, кто любит Его:
Быт 50:20; Рим 8:28
Г. Наш ответ на провидение Божие
♦ признаем его:
1Цар 2:6-10; 1Пар 29:11,12
♦ радуемся ему:
Пс 4:8,9; Пс 15:7-11
♦ уповаем на него:
Пс 12:6; Пс 27:7
♦ смиряем себя перед ним:
Втор 8:2,3; Иов 1:20–22; Иов 42:1-6
♦ не беспокоимся о завтрашнем дне:
Мф 6:25–34; Мф 10:28-31
Провидение
(Гашгаха)
Наблюдение Творца за всем происходящим во Вселенной и управление Им всеми событиями. Это одна из основ еврейской веры; вера в то, что Его волей создано все существующее, и под Его наблюдением все существует и все происходит, а не по естественной случайности. Философы различали в термине П. (гашгаха) два понятия: 1) предвидение Творцом заранее всего совершающегося во Вселенной; 2) Творец следит за всем происходящим и во всем проявление воли Его.
Многие из древних народов верили в "П. общее" (гашгаха клалит), но не в "П. индивидуальное" (гашгаха пратит), утверждая, что Господь покинул Землю после того, как сотворил ее и передал руководство ею воинству небесному: Солнцу, Луне, звездам и другим силам природы. Это воззрение противоречит вере в Единого Бога, управляющего миром милостиво, а творениями Своими - милосердно, определяющего награду благочестивым людям и наказание нечестивым. Приносящий первинки* говорит в молитве своей (Втор. XXVI, 15): "Воззри из обители Святости Твоей, с небес, и благослови народ Твой, Израиль, и землю эту, которую дал Ты нам...". Хана говорит, молясь Господу (I Сам. 11,3,7-8): "...ибо Бог, Господь Всеведущий, и Он направляет ход событий... Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и поднимает. Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из грязи возвышает нищего...". А пророк Ирмеягу говорит (XXXII, 19): "Велик в совете и обилен деяниями. Чьи очи открыты на все пути людские, дабы воздать каждому по путям его и по плодам дел его". В книге Бытия мы находим в словах праотцев абсолютную веру в Господа, Который заботится обо всех их нуждах: "Господь, Бог небес, Который взял меня из дома отца моего и из страны рождения моего, и Который говорил мне, и Который клялся мне, говоря: "потомству твоему отдам Я землю эту", - Он пошлет ангела Своего пред тобою" (Быт. XXIV, 7).
Из сказанного в Торе* следует, что еврей непреклонно верил в Божественное Провидение, во власть Его надо всем, что творится в мире, в то, что Бог определяет жизнь человека, жизнь личности и жизнь народов, в то, что Бог является первопричиной всех событий.
Вера в П. индивидуальное связана с верой в воздаяние: Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила это, ибо в руке Его душа всего живущего и дух всякой плоти...' (Иов XII, 9-10). Эта же мысль приводится в книге Притч (XV, 3): На всяком месте очи Господа; они видят злых и добрых. Божественное Провидение находит свое выражение в Его справедливости. Господь - Судия Праведный всякой твари, и Авраам обращается к Нему со словами: И не помышляй делать подобное, чтобы погубить праведного с нечестивым, чтобы праведник был подобен нечестивцу... Неужели Судья всей земли не учинит правосудия? (Быт. XVIII, 25). Господь воздает праведнику за праведность его, а грешнику, если он не раскаялся, - за грехи его.
В эпоху Второго Храма вера в Божественное П. надо всем, что происходит в мире, была непреложна для народа. И так формулировали ее прушим* (фарисеи) и ученики их, танаим* и амораим*: "Все и всех питает Господь, благословенно Имя Его: от буйволов до вшей" (Шаб.CVII).
Четкое выражение веры в П. содержится в старинных молитвах: "Озаряющий милосердием землю и живущих на ней и по благости Своей возобновляющий ежедневно и постоянно бытие первозданное". Во втором благословении "Восемнадцати благословений" сказано: "Он питает жизнь благостью, в великой милости воскрешает мертвых, поддерживает падающих, исцеляет больных, и т. д.". А в новогодней молитве сказано: "Как пастух, проверяя стадо свое, подводит овец под посох свой, так и Ты проводишь, считаешь, определяешь и учитываешь души всех живущих, ставишь предел всякой твари и определяешь судьбы их".
Что касается вопроса о свободе выбора, - мнение хазал* сформулировано в одной фразе: "Все в руках Неба, кроме богобоязливости". (Бр. XXXIII).
Р. Саадья Гаон* пытался примирить веру в П. с понятием свободного выбора. Р. Иегуда Галеви* обращается к истокам иудаизма и утверждает, что существует П., определяющее всю историю Израиля. Рамбам* считал веру в П. одной из основ еврейской веры. Р. Хисдай Каршакаш уверен, что только высокоразвитые (в духовном отношении) народы удостаиваются вмешательства П. в их судьбы, а народы примитивные отданы во власть законов природы.
Провидение
(филос.), иначе — промысел или промышление (греч. πρόνοια) — целесообразное действие Высшего Существа, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности. В философии учение о П. появляется с Сократом, понимавшим божество как мировой разум, действующий по идее добра. В богах народной религии Сократ был склонен видеть особые орудия провиденциального действия, каковым был и его личный демон. В мировоззрении Сократа чисто теистические элементы смешиваются с пантеистическими. Последние получили решительный перевес у стоиков (см.), которые много рассуждали о П., понимая под этим необходимую зависимость всего совершающегося от универсального разума как внутреннего существа или природы мирового целого; понятие П. переходит, таким образом, в понятие судьба (см.). Идея П. занимает большое место в александрийской философии, которая, оспаривая эпикурейское учение о случайности, старается также устранить и стоический фатализм. Филон, оставивший особое сочинение о П., обуславливает возможность провиденциального отношения Бога к миру посредствующей силой Логоса, создавшего мир и ведущего его к благу с помощью других подчиненных ему разумных сил. Это посредствующее действие необходимо потому, что само верховное Божество, будучи абсолютно неизменным, вневременным и т. д., не может иметь никакого непосредственного общения с временными происшествиями во вселенной. После Филона особенно занимался вопросом о П. Плутарх; он восставал против фатализма стоиков, как уничтожающего понятие возможности (все признавая одинаково необходимым), свободу воли, нравственную ответственность и делающего Божество причиной зла. П. определяется у Плутарха как "воля и мысль верховного Бога, заботящегося обо всем". Эта высшая воля осуществляется трояким образом. Устроение целой вселенной зависит прямо от самого Божества, от которого, однако, различается его исполнительная сила под именем мировой души; возникновение и сохранение всех смертных существ есть дело "видимых богов" — светил небесных, — действующих по мировым законам; деяния и судьбы людей находятся под надзором и руководством "демонов" или гениев. Рок (ειμαρμένη) есть непреложный закон, в силу которого известные поступки связаны с известными последствиями; но совершение или несовершение того или другого поступка разумным существом зависит не от рока, а от собственной нравственной воли данного существа. По учению Плотина, наш низший мир душевно-материального бытия обусловлен высшей областью Ума и абсолютного Добра, оттуда имея все свое положительное содержание, поэтому все, у нас бывающее, представляет ту степень совершенства, какая только возможна по самой природе этой низшей области, т. е. в меру ее удаления от абсолютного совершенства. Внутренняя зависимость всего, что существует или происходит в нашем чувственном мире, от мира сверхчувственного и есть то, что Плотин называет П.: все имеет разумный смысл, поскольку все причастно абсолютному Уму, все — добро, поскольку первое основание всего есть само абсолютное Добро. В воззрении Прокла на П. более резко выступает положение, что виной зла — не высшие начала мироздания, а собственная воля конечных существ: "смертное животное само есть для себя причина зол". В средневековой философии — а также и новой — поскольку она сохранила теистический характер, — учение о П. большей частью зависит от схоластического догматизма с присущими ему антропопатизмами. Сюда принадлежат, например, нескончаемые рассуждения о том, распространяется ли П. Божие на частные и индивидуальные происшествия или же определяет только общий ход мировых событий. Самый вопрос держится, очевидно, на ребяческом представлении, что для Высшего Существа какие-нибудь частности существуют сами по себе, вне их истинной связи с целым, а целое — отвлеченно от своих частностей. Философское понимание П. затрудняется тремя существенными вопросами: 1) как согласовать вечность Божества с Его провиденциальным действием во временном мировом процессе? 2) Как согласовать непреложность провиденциального действия с нравственной ответственностью человека? 3) Как согласовать совершенное Добро — основание и цель провиденциального действия — с существованием зла и бедствий в мире? В исследовании и решении этих трех вопросов новая философия не показала значительных успехов сравнительно с древней (см. Свобода воли, Теодицея, Этика, Эсхатология).
Вл. С.
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.